Знамя победы в «Легенде о Коловрате»

Галина Чудинова о новом отечественном фильме

0
1305
Время на чтение 5 минут
Не так уж часто отечественный кинематограф радует нас, зрителей, хорошими фильмами. После всех викингов, матильд, притяжений и прочих высоко затратных кинолент, пошлых и лживых, не дающих ничего ни уму, ни сердцу, просмотр «Легенды о Коловрате» стал для меня подобен дуновению свежего ветра, глотку чистой воды.

Характерно, что при создании фильма режиссёры Джаник Файзиев и Иван Шурховецкий вместе со сценаристами Сергеем Юдаковым и Дмитрием Раевским следовали не букве, а духу исторического первоисточника – всем известной «Повести о разорении Рязани Батыем». На суд зрителей представлена не историческая хроника, а именно легенда с элементами сказки и фэнтэзи, художественной условности.

На мой взгляд, удачной находкой сценаристов стало начало фильма – яркий эпизод из ранней юности главного его героя. В сцене коварного нападения одрынцев на отряд русичей два меча засверкали в руках отрока Евпатия, за что девочка Настя, видевшая издали сцену боя, назвала его Коловратом. Вражеский аркан, наброшенный на шею отрока, и ужас от всего пережитого вызвали у Евпатия потерю памяти: уже повзрослев, более десятка лет спустя, каждое утро просыпался он в гневе и ярости, готовый всякий раз заново броситься на врагов.

Искусствовед Галина Иванкина в содержательной рецензии «Это люди крылатые...» отметила, что «Легенда о Коловрате» – прекрасный образец патриотического кинематографа, столь редкого в наши дни, но не поняла, зачем надо было сделать Коловрата «больным на всю голову». Автор одного из отзывов в соцсетях также недоумевает по этому поводу: «Кому, например, пришла в голову мысль сделать Коловрата страдающим от временной амнезии?». В ответ так и хочется сказать: «Попробуйте прочувствовать то, что пережил он в юности. Представьте, что это вас враг тащит на аркане. Как повлияет это на вашу память и психику?».

Думается, что данный мотив в фильме глубоко символичен: до сих пор у многих современников начисто отшиблена память на многие знаковые события отечественной истории да и реальностей наших дней.

В светлых, красочных тонах воссоздан в киноленте быт рязанцев середины тринадцатого века. Радуют глаз не только белокаменные соборы, но и внутренне убранство изб с их резными столами и скамьями, всевозможной домашней утварью. Прекрасны сцены счастливой семейной жизни возмужавшего Евпатия и его верной жены Насти, ласковой речью возвращающей по утрам мужа в повседневную реальность. Утепляющей художественной деталью стали в фильме и те свистульки, что каждый день вырезает Евпатий и дарит любимой жене – вместо той, что была потеряна девочкой в роковой день вражеского нападения. Настю великолепно сыграла актриса Полина Чернышова, ранее уже известная зрителям по роли Аксиньи в киноленте «Тихий Дон», снятой режиссёром Сергеем Урсуляком.

Сценарий фильма о подвигах Евпатия Коловрата полностью построен на приёмах контраста, не случайно действие происходит в зимнюю пору. Летопись гласит, что рязанский князь Юрий послал своего сына Фёдора к «безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю». В киноленте отряду русичей после вручения даров с боем удалось вырваться из вражеского стана. Фильм не только удивительно современен, но обращён в будущее. Идея его в том, что всякие дары, мольбы и попытки увещеваний коварных и лютых врагов абсолютно бесполезны: враг понимает лишь силу духа и русского оружия.

После всех светлых и радостных сцен зрителей может не впечатлить картина разорённой и сожжённой Рязани, которую видят с холма Евпатий и его оставшиеся в живых товарищи. Правда, декорации порой оставляют желать лучшего, что отнюдь не снижает общего впечатления. Музыка композитора Сержа Танкяна великолепно передаёт героико-драматический пафос фильма.

В «Повести о разорении Рязани Батыем» образно передано душевное состояние Коловрата при виде растерзанной врагами родины: «И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своём. И собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которых Бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя… И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали». Именно таким, с распалившимся от гнева сердцем, сыграл Евпатия актёр Илья Маклаков, сам уроженец рязанских земель. Сыграл на пределе всех своих возможностей, что далеко не часто встречается в современном кинематографе. Да и весь актёрский состав фильма не мог не вызвать восхищения своей слаженной игрой.

В отличие от летописи, создатели «Легенды…» поставили Евпатия во главе небольшого отряда смельчаков, что лишь усилило значимость их подвига. Что оставалось делать герою и верным его ратникам? Послать гонцов за подмогой во Владимир и Муром, а тем временем вести партизанскую войну: отравлять ордынцам источники с водой, наносить врагам урон дерзкими ночными вылазками, попытаться повернуть вспять войско Батыя до прибытия помощи. Но долгожданная помощь так и не приходит: владимирский и муромский князья под разными предлогами отказывают в ней посланцам Евпатия. Не так ли разобщено и нынешнее наше сообщество перед лицом безжалостного противника извне?

В одном из откликов на фильм в соцсетях я прочла следующие строки: «Удивительно, что государственные и частные средства были потрачены на эпическую картину о полном и безоговорочном поражении… Если вдуматься в ее суть, то это история о тотальном превосходстве монголов над русскими. Сколько ордынцев рязанцы в итоге убивают? Несколько десятков? Не смешите вражьи тумены…». Явно, что писал это не патриот России, человек, даже отдалённо не представляющий себе силу русского духа и любви к Родине. Такие, как он, готовы встать на колени перед врагом. Именно к этому призывал русичей Бату-хан.

Великолепен эпизод фильма, когда стоящий на холме отряд Коловрата гордо поднимает перед многотысячной вражеской ордой красное знамя победы. Здесь необходимо вспомнить, что красный цвет сопутствовал всей истории России, это цвет царей и воинов. На фоне древнерусских багряных стягов изображались православные символы – лик Спасителя или православный крест. Под таким тёмно-красным стягом со Спасом Нерукотворным одержал победу над рыцарями-крестоносцами на Неве и Чудском озере святой благоверный князь Александр Невский в 1240-м и 1242-м годах. С таким же стягом победил орду на поле Куликовом князь Дмитрий Донской, да и Иван Грозный в 1552-м году брал Казань со Спасителем на красном стяге. Хорошо бы нам ныне вернуться к этому знамени предков – символу побед.

В фильме есть ещё ряд памятных сцен, обращённых в настоящее и будущее. Это сцены спасения привезённых в отряд осиротевших детей – голубоглазых, русых, яснолицых. Интрига вокруг них захватывает зрителей. Пока Евпатий с ратниками из последних сил отражают вражьи атаки, воину-спасителю вместе с девушкой Ладой ценой огромных усилий удаётся вывезти сани на лёд реки, поднять над ними парус и под ветром ускользнуть от ордынцев.

Противостояние хана Батыя и Евпатия Коловрата нарастает к концу фильма. Образ предводителя орды в талантливейшей игре актёра Александра Цоя не окарикатурен: бросая в битву всё новые силы, он отдаёт должное мужеству рязанцев, говоря о них: «Это люди крылатые, не знают они смерти, бьются – один с тысячею, а два – с десятью тысячами». В подтверждение его слов Евпатий в поединке рассекает Хостоврула, лучшего воина ордынцев, но вскоре гибнет от обрушенного на него града камней.

Знаменательные слова произносит над телом героя коленопреклонённый хан Батый: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал малою своею дружиною и многих богатырей сильной орды моей побил и много полков разбил. Если бы такой служил у меня, держал бы его у самого сердца своего!». Порой такое чистосердечное откровение врага дорогого стоит! Справедливо мнение публициста Егора Холмогорова: «По сути, перед нами русская «Песнь о Роланде» – история поражения, которое великолепнее иных побед».

Финальные кадры киноленты вселяют в зрителей надежду и оптимизм: на крутом холме от края и до края выстроилось для решающей схватки объединённое русское воинство под красными знамёнами победы.

Галина Чудинова, публицист, Пермь
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Чудинова
Наш проект стартовал
Вышла книга «Нелёгкие и удивительные судьбы староверов»
15.05.2024
Мариино стояние – испытание веры и воли
Репортаж со службы в староверческом храме
22.04.2024
Вера, воля, знание – путь русского спасения
Нам нужна солидаризация государства и госуправления, важнейшими элементами которой являются солидарная экономика, солидарное государство и солидарное общество
09.04.2024
Справедливый образ России в мире
О деятельности члена Зиновьевского клуба Владимира Анатольевича Лепехина
02.04.2024
Кто виноват и что делать русским?
Нынешняя власть в развитии страны не заинтересована
29.03.2024
Все статьи Галина Чудинова
Последние комментарии
Россия должна быть империей или национальным государством русских?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
18.05.2024 20:00
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Анатолий Степанов
18.05.2024 19:36
«Осудить навязанное нам понятие "сергианство"»
Новый комментарий от С. Югов
18.05.2024 19:00
Ересь жидовствующих: что это было?
Новый комментарий от С. Югов
18.05.2024 18:55
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от влдмр
18.05.2024 16:00
Иначе мы вымрем
Новый комментарий от Могилев на Днепре
18.05.2024 14:56
Нам нужна другая «зеркальность»
Новый комментарий от АБС
18.05.2024 14:54