itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Социальные сети разрушают наше эмоциональное состояние

Самый надёжный способ обеспечить правильную организацию жизни – это заменить виртуальное взаимодействие на реальную деятельность в оффлайне

0
1070
Время на чтение 3 минуты
15 декабря в корпоративном блоге Facebook был опубликован пост, подписанный руководителем исследовательской группы этой социальной сети (директором по исследованиям) Дэвидом Гринсбергом (David Ginsberg) и научным сотрудником Facebook, социальным психологом Мойрой Бёрк (Moira Burke), в котором приводятся данные свежих исследований о воздействии социальных сетей на эмоциональное самочувствие человека.

Данную публикацию надо интерпретировать как защитную реакцию Facebook на то и дело звучащие в адрес социальных сетей обвинения в том, что их воздействие на психику человека в целом неблагоприятно: они способствуют развитию депрессии, увеличивают число детских и подростковых самоубийств и т.д. Просто так отмахнуться от этих обвинений нельзя, так как они имеют под собой базу в виде достоверных научных исследований. Так, например, в феврале этого (2017) года были опубликованы результаты долговременного исследования влияния соцсетей (и именно Facebook) на ощущение благополучности, проведенного исследователями Холли Шакья (Holly Shakya) из Калифорнийского университета и Николасом Кристакисом (Nicholas Christakis) из Йельского университета. Ученые анализировали результаты опросов пользователей социальных сетей (Gallup Panel). Сравнивались данные по одним и тем же пользователем за 2013, 2014 и 2015 годы. Общий вывод звучал так: соцсети делают человека менее счастливым. Статистически это проявляется в виде следующей закономерности: каждое увеличение числа «лайков», кликов по ссылкам и обновлений статуса на 1% снижает на 5-8% ощущение эмоционального самочувствия.

Каждый из этих типов активностей – «лайки», размещение публикаций и переход по ссылкам – оценивался отдельно. Исследователи ожидали, что контент от других людей, имеющих значительное число «лайков», с большой вероятностью приведет к критическому восприятию самих себя и снизит самооценку, но, как оказалось, и другие виды активности – обновление собственного статуса и клики по ссылкам – дают аналогичный эффект. Чем дольше человек проведёт в сети, тем больше это снизит его ощущение благополучности. Компенсировать это могут лишь личные, внесетевые отношения между людьми.

Представителям Facebook известны эти результаты. Они не называют имён Холли Шакья и Николаса Кристакиса, перечисляя тех ученых, с которыми работают, но упоминают Калифорнийский и Йельский университеты. Разбирая влияние соцсетей, Д. Гринсберг и М.Бёрк разделяют плохое и хорошее. Говоря о плохом, они как раз пользуются упомянутым выше исследованием, но несколько иначе подают его результат. В интерпретации фэйсбуковцев главным выводом является то, что психическое самочувствие хуже у тех, кто отклоняется от средних показателей (у кого в два раза больше «лайков» или в 4 раза больше кликов по ссылкам, чем среднее по массиву). Это смещение акцента позволяет из общей проблемы сделать частную, мол, страдают самые заядлые.

В противовес плохому представители Facebook находят и хорошее. Их собственное исследование, проведённое совместно с Робертом Краутом в университете Карнеги-Меллон, показало, что возможен и положительный эффект, который достигается только в том случае, когда человек не просто обновляет свой статус, а ведёт личную переписку. И в этом случае рост эмоционального благополучия при общении онлайн даже может перекрывать эффект от общения лицом к лицу.

Улучшение эмоционального состояния также достигается в результате просмотра своих прошлых публикаций (это воздействует более позитивно, чем просмотр чужих публикаций) – таковы данные уже другого исследования. Ещё в одном исследовании студентам, провалившим некое задание, давался выбор из ряда сайтов, включая Facebook, и если студент выбирал Facebook, то он оказывался более счастливым, чем тот, кто выбрал Facebook, предварительно не испытав стресса. Так сказать, обнаружена «утешающая» функция социальной сети.

Однако все эти контрпримеры выглядят мелко. Похоже, что эти исследования проводились специально с целью найти что-нибудь, что можно засчитать в плюс. Очевидно, что в основном посещение соцсетей связано как раз с теми активностями, которые изучали Шакья и Кристакис: люди читают чужие посты, «лайкают», ходят по ссылкам, размещают информацию в своём блоге, и только параллельно с этим общаются персонально с другими пользователями сетей. В конце концов, для интенсивного общения с конкретными людьми есть мессенджеры. В функционале соцсетей главное – не это. А значит, общий вывод остаётся прежним: проводишь время в соцсети – ухудшаешь своё эмоциональное состояние, а значит, ухудшается и твоё восприятие окружающего мира. Мир начинает тебя сильнее тяготить и напрягать. Он выглядит хуже, чем есть, даже если он действительно становится хуже.

Хорошо известно, что притягательная сила социальных сетей во многом состоит в том, что, используя их, ты кажешься себя занятым чем-то действительно социально значимым. Тогда как самый надёжный способ обеспечить правильную организацию жизни – это заменить виртуальное взаимодействие на реальную деятельность в офлайне.

Андрей Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

24. Re: Социальные сети разрушают наше эмоциональное состояние

Забавно, что г-н Карпов ссылается на американские исследования, которые в прошлой статье яростно клеймил... Слава Богу, хоть не сослался на "британских ученых", ставшими притчей во языцах... На минутку допустим, что наш форумный Культуролог обручь с Рожакнижкой и Центром Карнеги правы, а, стало быть, соцсети - зло и преддверие Апокалипсиса. Что же предлагает автор? По сути - ничего. Или хуже, чем ничего: какую-то мифическую деятельность офлайн, которую он по странному семантическому недоразумению обзывает "реальной". А что это за деятельность? Во имя чего? Кто ее будет модерировать и.. оплачивать (реальная деятельность требует ресурсов и для ее воспроизводства требуется соответствующая мзда: волонтера и энтузиаста век недолог). Уж на что РПЦ следует заветам Христа.. но живя в капитализме Она просит от паствы копеечку за оказание.. гм.. богоугодных услуг. Автор решительно уходит от ожидаемых вопросов, закончив компилятивное рассуждение на высокой ноте: все в сад.. и катакомбы! Интересно, многие ли послушаются этому призыву, особенно молодежь, у которой "реальность" именно там? Гэллапа вашего призвать? Автор вслед за западными социопатами сознательно или бессознательно (но широковещательно) ретранслирует их вполне очевидную манипуляцию, не давая себе труда вникнуть в смысл и цели их манипуляций. Тогда как всякому более-менее взрослому гражданину, заставшему истмат в институте, очевидно, что соцсети - лишь катализатор и лакмусовая бумажка социальных процессов, происходящих в обществе. Живете в каинитском обществе, где все меряются баблом и конкурируют - извольте! При СССР соцсети - уверен! - учили бы исключительно разумному, доброму и даже вечному...
Полтораки / 26.12.2017, 09:23

23. Ответ на 13., рудовский:

Знаете, почему селфи популярны? Потому что до создания промышленного производства зеркал люди толком не могли себя увидеть (да и после изобретения оных все проблемы не были решены - не всем и не всегда удобно таскать с собой даже карманное зеркальце). Понимаете? Разумный человек тысячелетиями не мог толком осознать, что он с точки зрения визуального восприятия. Как себя увидеть? Серебряное блюдо дорого, а в луже многое не видно...

Хм... А интересно. Никогда не думал об этом. Тогда вопрос, что до эпохи зеркал было иначе, и что изменилось с их появлением? Вот, человек не мог себя толком рассмотреть. К чему это приводило или не приводило? А сейчас может. К чему это привело? И напрашивается продолжение. Человек тысячелетиями не мог и не может до сих пор рассмотреть, что у него внутри. Нет, не кишки и печень, конечно, а глубины своего сознания. И тут появляется зеркало, какой-нибудь условный психоанализ... Сначала в виде живого человека, к которому пациент приходит на приём. А потом - можно вполне представить себе и робота-психолога, программу-психолога, электронного психолога или как это назвать. Ты отвечаешь на какие-то ключевые вопросы, вводишь какие-то определённые параметры, подключаешь датчики к пульсу или ещё куда, и он тебе выдаёт твою подноготную на данный момент. Собственно, детекторы лжи уже есть, например. Это, конечно, будет неадекватная или не вполне адекватная картина. Но ведь и зеркало, на самом деле, даёт не вполне адекватную картину. И вообще, если человек уверен, что он красавец и умница, он способен заражать этой уверенностью окружающих. Либо если ему безразлично, как он выглядит - тоже всё в порядке. По идее, повышенная любовь к зеркалам должна быть у людей, неуверенных в себе. Но жаждущих признания и слишком зависимых от оценок окружающих. Возможно, я неправ, не знаю. Кстати, насчет профессиональных потребностей... не у вас ли на факультете народ защищал дипломы и диссертации, получал гранты на базе данных из соцсетей?

Мне о таком не известно, но допускаю, что это возможно. Особенно, если объектом исследования являются сами соцсети и/или их участники - скажем, у экономико-географов. Разумеется, в наше время надо в ряде случаев брать информацию и из СМИ. Для этого можно использовать и соцсети. Насколько надёжны соцсети - отдельный вопрос. Вот, скажем, сбор информации, как Вы сказали, B to C. Насколько представительна выборка этих C, состоящих из участников данной соцсети и высказывающихся по этому вопросу? Не знаю.
Кирилл Д. / 22.12.2017, 13:30

22. Ответ на 19., СТРОИТЕЛЬ:

Всех Христиан можно назвать жителями виртуальной реальности. Потому что главная цель каждого Христианина попасть в Царство Небесное. Этот мир не имеет никакого значения. Это все временно . Россия или Филиппины - это не цель для верующего человека. ГОСПОДЬ превыше всего!!!!

Вот. Вы сами сказали, что соцсети вредны. Вместо стремления ко Христу, в Царство Небесное, отвлекаешься на какие-то Филиппины.
Кирилл Д. / 22.12.2017, 13:02

21. Ответ на 12., Silvio63:

Да какая тут может быть мотивация Кирилл ,кроме банальной лени. Вспомните юность боевую ,когда не было ни сетей ,ни плетей.Ну допустим простой пример ,что бы познакомиться с девушкой ,нужно было куда то пойти ,ну в парк там ,на танцплощадку или в клуб для тех у кого больше тридцати(шутка)Там подойти к понравившейся девушке ,пригласить на танец ,попросить разрешения проводить ее домой.Да еще частенько это право проводить девушку, нужно было отстаивать кулаками с конкурирующей стороной.А после довести девушку до дома ,постоять с ней возле подъезда и вперед по шпалам на 11 номере домой.Чеса через три доберешься ,а на пороге мать со скалкой встречает ,да как протянет поперек спины ,со словами <<Ты где шлялся паразит>> Романтика одним словом.А сейчас зачем куда то там ходить ,сиди дома с гаджетом в руках, чипсами и пивом ,знакомься с кем хош ,разговаривай про что хош ,надоело кнопку нажал и фильм смотри.И комфортно и спокойно и безопасно.

Отчасти соглашусь. Но только отчасти. Ибо что получается - социальные сети дают комфорт, но отнимают романтику. Чтобы молодой человек отказался ради комфорта от романтики - это надо быть таким прежде срока увядшим. Может быть, таких стало больше, не знаю. Я бы отметил ещё желание заявить о себе. Так или иначе, но прославиться, стать известным и популярным. И рейтинги, и всякие там лайки для большинства пользователей соцсетей очень даже важны. Соцсети создают иллюзию такой возможности.
Кирилл Д. / 22.12.2017, 13:00

20. Ответ на 17., электрик:

Не понимает безумный, что душа человека может насытиться лишь Христом,её создавшим.

Правильные слова... Но... Они выложены в интернете. Уважаемый, не будете же Вы говорить, что пришли на форум РНЛ за Христом... Двойственность нашего поведения - симптом постмодернистского поражения. Та же моя статья о вреде соцсетей присутствует в соцсетях и люди, читая о вреде "лайков" могут под этим "лайкать". Это типично постмодернистская ситуация. Но просто выйти из неё мы не можем. Потому что мы не готовы целокупно следовать за Христом. Нам нужно себя уговаривать, в том числе и меньше зависеть от интернета. Поэтому такая статья (да и Ваше высказывание) способны принести относительную пользу и в виртуальной среде...
Андрей Карпов / 22.12.2017, 10:49

19. электрик

Всех Христиан можно назвать жителями виртуальной реальности. Потому что главная цель каждого Христианина попасть в Царство Небесное. Этот мир не имеет никакого значения. Это все временно . Россия или Филиппины - это не цель для верующего человека. ГОСПОДЬ превыше всего!!!!
СТРОИТЕЛЬ / 22.12.2017, 10:00

18. Ответ на 15., СТРОИТЕЛЬ:

Просматриваю филиппинские социальные сети и народного горя там никогда не видел. Курорты , пальмы, женщины удивительной красоты. К слову, филиппинки часто занимают высокие места на международных конкурсах красоты. На 7000 филиппинских островов Христиан живёт больше чем в России. Сам ГОСПОДЬ благословил это место!

Так отсюда же простой вывод - ты,строитель,не имея возможности жить на Филиппинах - первый житель виртуальной реальности,готовый отказаться от свободы. Сколько же у нас таких "филиппинутых"....
электрик / 22.12.2017, 09:37

17. Ответ на 14., рБ Борис:

Общение через электронные сети это грех мозгоблудия.) Вроде как бы пообщался, а на душе пустота.

Совершенно верно. Пустота.Изначальная пустота души. И эту пустоту безумный человек посредством соцсетей пытается заполнить - гордыней и её дочками - прочими страстями. Не понимает безумный, что душа человека может насытиться лишь Христом,её создавшим. Но попробуйте объяснить это какому-нибудь рудовскому. Рудовские умные - это их смерть...и в чем-то наша. Но мы знаем ,как её избежать - нужна лишь решимость,по слову прп.Серафима. Но к решимости серафимовой нам нужно иметь начатки смирения.И это,дарованное всем людям ,сегодня, к великому сожалению,по человеческому произволению,остается лишь для "внутреннего пользования". Отвергается "умными"..
электрик / 22.12.2017, 09:34

16. Re: Социальные сети разрушают наше эмоциональное состояние

рб Борис скайп и другие мессенджеры поддерживают видеосвязь. Вы можете видеть человека, его мимику и жесты.
рудовский / 22.12.2017, 08:59

15. Кирилл Д

Просматриваю филиппинские социальные сети и народного горя там никогда не видел. Курорты , пальмы, женщины удивительной красоты. К слову, филиппинки часто занимают высокие места на международных конкурсах красоты. На 7000 филиппинских островов Христиан живёт больше чем в России. Сам ГОСПОДЬ благословил это место!
СТРОИТЕЛЬ / 22.12.2017, 05:19
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии