О патриотизме, национализме и прочих «–измах»

Полемические заметки Валерия Габрусенко

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
857
Время на чтение 7 минут
Патриотизм есть любовь к Родине, к своему Отечеству, и комментарии здесь не нужны. Слово это имеет и всегда в России имело сугубо положительное значение. Было только одно исключение. В конце 1980-х – 90-е годы бесновавшиеся «демократы» поносили и это слово, а для убедительности приводили вырванную из контекста фразу жившего в XVIII веке английского литератора С.Джонсона: «Патриотизм – последнее прибежище негодяев». Получалось, что каждый патриот есть заведомый негодяй. (В действительности, Джонсон имел в виду преступников, которые для смягчения наказания провозглашали себя патриотами Великобритании – это тогда помогало).

А вот с национализмом дело хуже. В СССР его порицали и употребляли не иначе как с довеском – «буржуазный». В последнем Советском энциклопедическом словаре (1986 г.) прямо написано, что, во-первых, национализм «противоположен пролетарскому интернационализму» (что уже плохо само по себе), а, во-вторых, что основа его – «идеи национального превосходства и национальной исключительности».

В том же словаре по поводу интернационализма сказано, что онесть международная солидарность рабочего класса. Однако в данное понятие ВКП(б) – КПСС вкладывала более глубокое, но не афишируемоесодержание, а именно – забвение национальных интересов ради «братства трудящихся всех стран», и, разумеется, «братства народов СССР». То, что национальные интересы и, тем более, национальное выпячивание клались на алтарь межнационального единства и благоденствия Родины, никаких сомнений у русских людей не вызывало. А вот как они клались на этот алтарь, порождало немало вопросов.

«Единство народов» на практике привело к тому, что русский народзанял последнее место по уровню жизни в СССР. Когда-то самый образованный народ Российской империи, он по числу людей с высшим образованием на 1 тыс. жителей к 1980-м годам скатился на последнее место (к слову сказать, процент людей с учёными степенями в Киргизии, где письменность появилась лишь в 1930 г., был выше, чем в РСФСР).

Вот некоторые цифры. В республиканском бюджете России от налога с оборота оставалось 70%, в остальных республиках 100%, от прибыли предприятий союзного подчинения – соответственно 12 и 20%. В межреспубликанской торговле РСФСР имела положительное сальдо 40…42 млрд. руб. (рубль тогда стоил дороже доллара), а если к этому добавить субвенции на 9…10 млрд., то в итоге Россия даром отдавала другим союзным республиками по 50…60 млрд. ежегодно. Не удивительно, что из каждого заработанного рубля Россия тратила на себя 80 коп., а, к примеру, Грузия – 5 руб.

Таким образом, интернационализм в СССР стал способом решения национальных задач за русский счёт.

Но вернёмся к национализму. Остриё борьбы здесь Советская власть направила исключительно против русского национализма, и советские вожди, начиная с Ленина (ещё до революции) и кончая Сталиным (в 1929 г.), называли его не иначе как «великодержавным шовинизмом» (о шовинизме – чуть ниже). К русскому народу большевики вообще относились, мягко говоря, не очень доброжелательно. Ленин в 1922 г. писал, что русские – это «угнетающая или так называемая "великая" нация (хотя великая только своими насилиями,великая только так, как велик держиморда)», а через год Бухарин вторил: «Русские должны искусственно себя поставить в положение более низкое по сравнению с другими, чтобы тем самым искупить свою вину перед угнетёнными нациями». Эта политика «искупления»(хотя впоследствии она и не оглашалась) продолжалась до конца существования советской власти.

Очевидно, советской трактовкой руководствуются и в нынешней РФ и остриё борьбы направляют опять же на самое главное зло – русский национализм.

Но вот вопрос: как же назвать чувство любви к своей нации, преданности ей, уважения к ее истории, традициям, культуре, религии? Патриотизмом? Но патриотизм – это любовь к Отечеству, любовь к России, в которой проживают десятки коренных этносов. А придумывать ничего не надо, потому что есть слово «национализм».

Оно так трактуется и в Википедии («… В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации»), и в Британской энциклопедии («верность и приверженность к нации или стране, когда национальные интересы ставятся выше личных или групповых интересов») и, в Японской («всеобщая приверженность и верность своей нации»).Заметим – не превосходство своей нации, а преданность своей нации!

Создатель, разделив человечество на народы, наделил людей, как и животных, тремя видами инстинктов: 1 – инстинкт самосохранения (грубо говоря, «шкурный» инстинкт, самый низший уровень), 2 – инстинкт продолжения рода (родовой инстинкт) и 3 – инстинктсохранения и продолжения этноса (племени, народности, нации), т.е. национальный инстинкт, аналогичный видовому инстинкту у животных.

И как ни старалась советская власть истребить третий инстинкт (провозгласив даже создание «новой исторической общности – советского народа), у неё ничего не получилось: армяне ощущали себя армянами, узбеки – узбеками, латыши – латышами. Да и не могло получиться, тем более что страна была разделена на национальные республики, области и округа. В наибольшей степениэтот инстинкт был подавлен у русских: уже едва ли не большинство их называли себя не русскими, а советскими людьми.

Сегодня пытаются создать ещё одну «историческую общность – российскуюнацию», и тоже ничего не получится. Даже если Республику Татарстан преобразуют в Казанскую губернию, Башкортостан – в Уфимскую губернию, а Республику Бурятия – в Область Забайкальского казачьего войска, татары останутся татарами, башкиры – башкирами, а буряты – бурятами и национальный инстинкт вытравить не удастся.

Совершенно очевидно, что национальный инстинкт проявляется в преданности своей нации, в гордости за принадлежность к своей нации, в уважении к её прошлому, в желании ей благоденствия. Если человек ощущает себя членом своей нации, если он радуется успехам своей нации и огорчается неудачами, если он болеет душой за настоящее и будущее своей нации, если он обладает чувством национального достоинства, то он и есть националист, хотя далеко не каждый отдаёт себе в этом отчёт.

Можно ли уничтожить этот инстинкт, не уничтожив сам народ или не «растворив» его в другом этносе. Нет. Можно лишь на время подавить (как это произошло с русским народом). Это понимал и великий писатель Л.Н.Толстой («Нет такого народа, который не искал бы в своей жизни утверждения национальной гордости»), и великий учёный Д.И.Менделеев («"Национализм" во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам меня из него не выбить»). А выдающийся русский философ И.А.Ильин писал: «Что такое есть национализм? Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всём его своеобразии. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание. Национализм есть воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвёл в Божием саду. Национализм есть созерцание своего народа перед лицом Божиим, созерцание его души, его недостатков, его талантов, его исторической проблематики, его опасностей и его соблазнов. Национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания».

Разве любовь к своим родителям – это ненависть к чужим родителям? Разве любовь к своему народу – это ненависть к другим народам (об агрессорах речь не идёт)? Как видим,понятие «национализм» не содержитникакого негативного начала. Оно никак не противоречит патриотизму, оно –дополняет его.

Мы все любим своё Отечество – Россию, но разве в душе каждый не выделяет свой народ? Может быть,надо запретить татарину гордиться государственным деятелем Борисом Годуновым и поэтом-мучеником М.Джалилем, мордвину – скульптором Эрзя и певицей Л.Руслановой, еврею – художником Левитаном и композитором Дунаевским? А ведь это тоже национализм.

Однако, если любя свой народ, человек видит в нём одни достоинства, а недостатки только у других, если он высокомерно и презрительно относится к другим народам, не надо называть его националистом. Для этого есть другой термин – шовинизм. И уж совсем последнее дело, если человек ставит свою нацию во главу мира, считает её исключительной и призванной повелевать человечеством. Тогда это – нацизм. Есть ли хоть один исторический пример русского шовинизма или русского нацизма? И не умышленно ли подменяют разные понятия борцы с русским национализмом?

Впервые о русских национальных интересах громко заявил великий Ф.М.Достоевский, а русский национализм как явление возник в начале ХХ века (движения «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела» и др., философы и публицисты В.В.Розанов, М.О.Меньшиков и др.). Возник как реакция на попытку разрушения государства – Первую «русскую» революцию, в которой инородцы играли главную роль.

Сильный всплеск русских национальных чувств произошёл и в первые годы после Октябрьского переворота, когда во власти и в безжалостных карательных органах также доминировали инородцы. Ещё одновозрождение началось в конце 1970-х годов, когда в глаза стала бросаться экономическая и социальная дискриминация русского народа.

Особенно сильный подъем русского национализма произошёл в 1990-е – начале 2000-х годов, когда в разрушении и разграблении страны явственно прослеживалась активная роль высокопоставленных инородцев, а государственные (!) СМИ непрерывно унижали и оскорбляли русский народ. Дошло до того, что русский народ, внёсший наибольший вклад в разгром фашизма, обвиняли в фашизме, а быв. министр культуры Швыдкой заявил, что «русский фашизм страшнее германского».

Кратковременные всплески происходили позднее в Москве (события на Манежной площади в 2010 г. и в Бирюлёве в 2013 г.) и в ряде др. городов как ответ на «беспредел» чужеземцев и покровительство им милиции (в те годы даже родилась горькая шутка:«Если бьют русского – это бытовая драка, если русский даёт сдачи – это экстремизм и разжигание межнациональной розни»).

Из пунктирно приведённых исторических фактов следует, что русский национализм обостряется только тогда, когда русский народ подвергается унижению, угнетению или откровенной дискриминации. В спокойное время русский национализм «спит», а сам народ готов снять с себя последнюю рубашку, если кому-то нужна помощь.

В этом заключается особенность русского национализма и вообще русского характера, о котором, наверное, наиболее точно сказал Сталин (1939 г.): «Русский народ – великий народ. Русские – это добрый народ. У русского народа ясный ум, он как бы рожден помогать другим нациям. Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него стойкий характер, он мечтательный народ, у него есть цель, поэтому ему и тяжелее, чем другим нациям, но на него можно положиться в любую беду».

Так что не надо бояться русского национализма. Нужно просто уважать русский народ!

Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корр. Петровской академии наук и искусств
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

20. Ответ на 10., Кирилл Д.:

для начала отрадно уже одно то, что тема поднимается.За что особая благодарность автору серии статей. Потому что последние годы только и слышишь: "ой, национализм! вы шо, майдана захотели!?"Тексты Валерия Васильевича мне, например, вполне по душе. Павел, ну это же, простите, некоторое лукавство. Националисты - это просто такие хорошие ребята, которые больше свой народ любят и желают блага, чем другие представители народа? Так надо понимать? Х очень любит свой народ, значит - он националист, а Y - не националист, поскольку свой народ не так сильно любит? Есть же довольно общепринятое понимание национализма как концепции "одно государство - один народ (одна нация) - один язык - одна культура". Нация равновелика государству. Скажем, на постсоветской Украине государство и общество строят на основе националистической концепции, до 2014 - сравнительно мягкими, с 2014 года - более жёсткими методами. Если отбросить всякое нациствующее уголовное бандерложье зверьё (его, в принципе, может и не быть), то, по сути, это именно реализация националистической концепции.В постсоветских государствах Прибалтики - то же самое. Там, кстати, такого ярко выраженного зверья нет и не было. Всё культурно и по-европейски, и на основе именно националистической концепции. Примерно то же в большинстве других постсоветских государств. То же - в Турции со времён Ататюрка. И то же - в большинстве западноевропейских государств (почти во всех), только исторически раньше это было. Наши националисты для России ничего принципиально отличающегося от всего этого не предлагают. Это не Империя, это противоположно Империи. Националистом и имперцем одновременно быть нельзя. Это не Российская Империя и не СССР, более того, в некотором смысле концепция национализма имеет даже меньше общего с Российской Империей, чем с СССР.

Слабо рассужение.
Абазинский / 07.12.2017, 05:06

19. Ответ на 7., Lucia:

Давайте откажемся от измов.Коммунизм,социализм.....Что в них русского? Даже названия по -русски не подобрать.||||------------------------Но капитализм трогать не будем. Это название для Вас родное и близкое.Все русские его произносят с глубочайшим восторгом.Умилительно.Это ваше слово - капитализм. Заберите его вместе с империализмом, нудизмом, атавизмом, атеизмом, дарвинизмом, фрейдизмом, маоизмом, дадаизмом, мазохизмом и олимпизмом.

ПОДДЕРЖИВАЮ!
Абазинский / 07.12.2017, 05:04

18. Ответ на 6., Андрей Карпов:

"ой, национализм! вы шо, майдана захотели!?"Национализм - это действие. Хотя бы заявка на действие. Если нет причин действовать, о национализме не говорят. А когда о национализме говорят в стране, где национализм не является государственной идеологией, то вектор действия является отрицательным по отношению к действию власти. Не власть его позиционирует как отрицательный, нет, сами националисты оказываются (в мягкой формулировке) критичны к власти. Как ни крути, национализм - это дестабилизирующий фактор. Грозит ли он майданом? В конце концов, это определяется количеством националистов. Ну и их качеством тоже. Но количество имеет решающее значение. В малых множествах может быть случайная высокая концентрация качества. В больших множествах естественным образом выделяется качественная фракция, а выделившее её большинство оказывается с иными характеристиками. Также выделяется, скажем так, "лёгкая фракция", которая легко может совершать откровенные глупости... Игры, заканчивающиеся майданом, начинаются с теоретических (словесных) упражнений достойных людей.

Может быть правильнее перейти от "национализма" к этногенетическому сознанию? Не пора ли признать очевидное - русско-евразийский этногенез?!
Абазинский / 07.12.2017, 05:02

17. Ответ на 2., Андрей Карпов:

Конечно, можно кого угодно назвать националистом. Я - русский националист. Вы- русский националист. Вопрос не в этом. ВОпрос в том, что из этого следует. Какова программа националиста. Национализм - не статус, не статика, это проект, проактивный заряд. Нельзя просто быть националистом. Из этого обязательно будет нечто следовать. ЧТо? Так ли хорошо мы можем дать в этом отчет, как хорошо у нас получается тасовать цитаты и исторические события?

Ребята, вы просто заигрались в национализм. Слова, слова....
Абазинский / 07.12.2017, 04:58

16. Ответ на 1., Павел Тихомиров:

Ув. Валерий Васильевич, шовинизм – это – согласно Брокгаузу и Эфрону – всего-лишь экзальтированная форма патриотизма. Название термина восходит к наполеоновскому ветерану месье Шовену, который стал персонажем уличных кукольных театров. Его амплуа было вроде как комедийным, но, на самом деле, он выполнял роль того, кто напоминал бы французам о былом величии.Суть его проповеди сводится к фразе, ставшей благодаря нашему отечественному кинематографу крылатой:«За державу обидно!»Вот такой он, Шовен.Я, кстати, позиционирую себя в идеологических пикировках в качестве великодержавного Русского Шовиниста.Мне горько за державу.ПС(К Евреям, Узбекам и Украинцам с Американцами отношусь по братски).

Для начала: Николя Шовиньи был образцовым солдатом Наполеона. Любил императора, даже после его смерти. Этот случай патриотизма попал на язык литераторам. А после был трансформирован в нечто неудобоваримое - "шовинизм".
Абазинский / 07.12.2017, 04:54

15. Ответ на 12., Павел Тихомиров:

Безусловно, для России путь в Русскую Республику гибелен. Это совершенно прописные истины, которые все, кто в теме, уже давно усвоили как таблицу умножения.

Добавлю, тут есть такая "тонкость". Этот путь гибелен исключительно по прагматическим соображениям или по каким-то ещё? Возможно, более высоким. Если только по прагматическим, то нам, по большому счёту и в некоей долгосрочной перспективе и правда нечего делать в одном государстве с нашими нерусскими и некрещёными собратьями (или просто соседями?), хотя до поры нам приходится друг друга терпеть. Вы в самом первом комментарии сказали, что относитесь к ним по-братски. Да, тут либо мы братья (по крайней мере, пытаемся быть ими, возлюбить друг друга и не оставили великую мечту о человеческом братстве), либо... либо по большому счёту правы националисты, хотя их правота в любом случае в итоге гибельна.
Кирилл Д. / 06.12.2017, 22:50

14. Ответ на 12., Павел Тихомиров:

Добавлю кое-что. Для одних государство - это инструмент , который может способствовать сбережению народа (но может и не способствовать), для других - народ - это строительный материал для каркаса государства.Правы по своему и те, и другие.

Или не прав никто. Государство - это наш инструмент, которому мы, в то же время, обязаны служить и даже являться для него строительным материалом. А вот ещё... Мы можем сказать, что Бог, Церковь - это просто инструменты нашего спасения? Может, до какой-то степени и можем. Но это будет как-то не того, в любом случае. Конечно, я не уравниваю государство с Богом и Церковью (хотя, когда был Царь - помазанник Божий, некоторое уравнивание даже было). Просто к тому, что не всё в этом мире вписывается в линейную логику, в "или-или".
Кирилл Д. / 06.12.2017, 22:11

13. Ответ на 12., Павел Тихомиров:

Павел, я с Вами и согласен, и не согласен. Хорошо, государство - это просто инструмент. С другой стороны, Вы бы до 1917 сказали, что Царь - это просто инструмент? Сказать "русский народ рассматривается и используется как строительный материал для Империи" вполне можно было бы и до 1917, и обвинить верноподданных монархистов во властецентризме. Разве нет? Русский народ впрягался и жертвовал жизнью за Веру, Царя и Отечество - именно в такой последовательности, считал эти вещи священными, выше и важнее себя. Но именно поэтому достиг всего, чего достиг. Стал великим народом - носителем великой миссии, а не превратился в "этнографический материал". Это отношение было перенесено в значительной степени в советский период. Но постепенно деградировало. Собственно, одна из граней советского периода - это наш путь либерализации и вестернизации. И сейчас для нас ничего сакрального в государстве нет - это такой приобретаемый в политическом супермаркете предмет потребления, должный выполнять определённые функции с целью облегчения и улучшения условий нашего физического существования. И уж ни о какой там дурацкой феодальной верности сюзерену речи нет - сюзерен является нашим обслуживающим персоналом. Его задача - улучшать нам жизнь. Мы ему за это деньги (налоги) платим. Насчёт того, в чём прав или неправ о.Д.Сысоев, царствие ему небесное. Я тоже об этом думал. Кажется, тоже лет 5 назад. Я скажу, в чём он, как мне кажется, неправ. Не в том, что Христос, в принципе, главнее и важнее России и любой страны. Это очевидно для христианина. Но о. Даниил, почему-то, превратил это в концепцию "уранополитизма". А ведь достаточно быть просто христианином, "-измов" изобретать не надо. Христос для христианина выше и Отечества, и родителей, и братьев, и жены, и детей, и друзей, и себя любимого... Но разве мы будем говорить, что для христианина любовь к родителям, жене (мужу), детям, братьям не обязательна? Нет, конечно, не будем. Мы будем из того, что Христос главнее родных отца и матери, делать какую-то отдельную концепцию? А о. Даниил говорил о необязательности патриотизма. И сам факт провозглашения "уранополитизма" говорит о том, что он зашёл не туда. Что ему как бы "мало" христианства, чтобы правильно расставлять приоритеты. Что христианство должно быть "дополнено" некоей социальной концепцией - в данном случае, построенной на отвержении патриотизма. Это то же (если не хуже), что христианский социализм, христианский либерализм или христианский национализм (вот, кстати, Ильин). "Привяжи" к христианству какой-нибудь "дополняющий" его "изм" - и этот "изм" станет для тебя, чуть раньше или позже, главнее христианства, хвост завиляет собакой. Да, в концепции о. Даниила и русский народ, вообще-то, пустой звук. А само провозглашение "уранополитизма" и, как следствие, "уранополитов" - людей, его придерживающихся, также означает просто-напросто (пока неявное) выделение себя в касту избранных. Это, на самом деле, замешано на гордыне и ощущении собственного превосходства. Мы - "граждане Неба", мы выше людей, имеющих земные привязанности. А ведь мы, на самом деле, никакие не граждане Неба. Вот помрём - тогда и будет понятно, дадут нам вообще в эту страну визу или нет. Не знаю, понятно ли я объяснил, что думаю по этому поводу.
Кирилл Д. / 06.12.2017, 22:04

12. Ответ на 10., Кирилл Д.:

Националистом и имперцем одновременно быть нельзя.

Кирилл, тут А.В.Карпов предлагает определиться с терминологией, и он, пожалуй, прав. Вы верно отметили, что национализм реально воплотился либо в проекте условных младотурок, либо в многочисленных проектах условных бандеровцев. Поэтому у нас и получается так, что если человек позиционирует себя в качестве националиста, то ему тут же предлагают ответить на вопрос о формах политического воплощения своего чувства. Безусловно, для России путь в Русскую Республику гибелен. Это совершенно прописные истины, которые все, кто в теме, уже давно усвоили как таблицу умножения. тут, скорее вопрос столкновения властецентристов с народолюбами. Для одних государство - это инструмент , который может способствовать сбережению народа (но может и не способствовать), для других - народ - это строительный материал для каркаса государства. Правы по своему и те, и другие. Позиционировав себя в качестве шовиниста, я выразил своё отношение к тому жалкому состоянию, в котором,на мой взгляд пребывает Отечество. А позиционировав себя в качестве националиста, я просто показал, что считаю государство инструментом, а не народ - строительным материалом, если не сказать - пылью. Тут ситуационные позиционирования, не имеющие глубинного смысла вне обсуждаемого контекста. Делать государство или народ идолом никто не собирается. Грезить о России условного Ататюрка или же И.Стрелкова/М.Калашникова - никто не грезит. Я вообще постепенно склоняюсь к тому, что покойный о.Д.Сысоев не так уж тотально неправ, как это казалось ещё лет 5 назад. Ну вот так.
Павел Тихомиров / 06.12.2017, 21:14

11. Re: О патриотизме, национализме и прочих «–измах»

Мне кажется, недостаточно ждать чего-то от президента. Он же не экстрасенс?
Lucia / 06.12.2017, 20:40
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Габрусенко
Художник, воин, странник, мыслитель
Бриллианты русской культуры: Василий Верещагин
13.04.2024
«Отец» транспортной авиации
Памяти Олега Константиновича Антонова
04.04.2024
Забытые полководцы Великой войны
Генерал Георгий Захаров (1897 –1957)
19.03.2024
Великий крепостной
Бриллианты русской культуры
06.03.2024
Выдающиеся русские авиаконструкторы
Ростислав Аполлосович Беляков (1919 – 2014)
28.02.2024
Все статьи Валерий Габрусенко
Бывший СССР
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35