Сегодня мы вспоминаем русского государственного и военного деятеля, графа (1702), светлейшего князя (1707), генералиссимуса (1727) Александра Даниловича Меншикова (1673-1729). А.Д.Меншиков - Сын придворного конюха. С 1686 г. - денщик Петра I. Преданность и усердие, незаурядные военные и административные способности выдвинули Меншикова в число самых близких сподвижников Петра I. Меншиков сопровождал его в поездках по России и за границей: в Азовских походах 1695—1696 гг., в Великом посольстве 1697—1698 гг. В 1703 г. назначен губернатором Ингерманландии (позднее — Санкт-Петербургской губернии), руководил строительством Санкт-Петербурга, Кронштадта, корабельных верфей на реках Нева и Свирь.
После смерти Петра I, опираясь на гвардию, 28 января 1725 г. Меншиков возвел на престол Екатерину I и стал фактическим правителем России. 25 мая 1727 г. обручил свою дочь Марию с внуком Петра I — Петром II. Однако враждебные Меншикову представители старой аристократии — князья Голицыны и Долгорукие сумели повлиять на Петра II таким образом, что 8 сентября 1727 г. Меншиков был обвинен в государственной измене и хищении казны и вместе с семьей сослан в Березов, все его имущество было конфисковано.
Сегодня мы также вспоминаем выдающегося русского мыслителя Александра Ивановича Кошелева. Он родился 9 мая 1806 г. в Москве в дворянской семье. Получив домашнее образование, Кошелев сдал «экзамен на чин» в Московском университете. Вскоре он вошел в кружок С.Е.Раича, где познакомился с Ф.И.Тютчевым, С.П.Шевыревым, М.П.Погодиным, А.С.Хомяковым и др., а также сблизился с членами «Общества любомудров» и примыкавшими к нему литераторами.
В 1862 г. в полулегальном и консервативно-оппозиционном памфлете «Конституция, самодержавие и Земская дума» публицист выдвинул ряд идей, направленных на защиту монархии как таковой, сословных дворянских привилегий и упрекал русскую бюрократию в ее неспособности справиться с революционным движением. Свое отношение к двум другим составляющим уваровской триады Кошелев выразил в следующих словах: «Без Православия наша народность - дрянь. С Православием наша народность имеет мировое значение».
В последние годы жизни Кошелев создал наиболее значительное свое произведение – «Записки. (1812-83)», являющиеся ценнейшим документом для истории общественной мысли России в 1820-70 гг. XIX в.
Сегодня мы вспоминаем выдающегося русского мыслителя, теоретика русского консерватизма Константина Николаевича Леонтьева. Он родился 13 января 1831 г. в с. Кудиново Калужской губернии в небогатой дворянской семье. В 1849 г. окончил Калужскую гимназию с отличными отметками по всем предметам, кроме физики и математики, и некоторое время проучившись в ярославском Демидовском лицее, поступил на медицинский факультет Московского университета. Начал сочинять, его комедия «Женитьба по любви» была высоко оценена И.С.Тургеневым, который стал литературным наставником Леонтьева и ввёл его в литературный салон графини Е.В.Салиас, где Леонтьев познакомился с Т.Н.Грановским, М.Н.Катковым, поэтами Е.П.Ростопчиной, Н.Ф.Щербиной. В 1854 г., вскоре после начала Крымской войны, изъявил желание поступить на военно-медицинскую службу и, не окончив пятого курса, был назначен младшим ординатором Керчь-Еникальского военного госпиталя. Уволившись из армии в 1857 г., служил домашним врачом, в 1863 г. поступил в Азиатский департамент Министерства иностранных дел и за 8 лет службы на Балканах и в Турции прошёл путь от секретаря и драгомана (переводчика) до консула в Салониках. В этот период жизни Леонтьев придерживался сугубо материалистических воззрений, которые сам позднее охарактеризовал как «естественно-эстетическое чувство, поддержанное и укрепленное рациональным идеалом науки».
Культурно-исторические взгляды Леонтьева, сложившиеся под влиянием Н.Я.Данилевского, характеризуются выделением трёх стадий циклического развития - первичной «простоты», «цветущей сложности» и вторичного «упрощения» и «смешения». Европа уже вступила в третью стадию, она стоит перед мещанством, орудиями которого являются лозунги политической свободы и равенства. Европа грозит заразить Россию «либерально-эгалитарным прогрессом». Противопоставить Европе мы можем только старые культурные элементы, заимствованные из Византии. Россия должна обособиться от Европы, считал Леонтьев, и положить в основу своего бытия «триаду»: Православие, т.е. строго церковное и монашеское христианство («Церковь должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее»); Самодержавие, т.е. незыблемую монархическую государственность, как можно более сословную, жесткую и даже деспотическую («сурово, иногда и до свирепости»); и Народность, т.е. самобытные национальные формы жизни («быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от запада, единстве»). Леонтьев провозгласил знаменитую формулу: «Россию надо подморозить», предлагая при этом совершенно отрешиться не только от Европы, но и от «растленного славянства». Только так Россия может обрести будущность. Развивая учение Данилевского о возрастах развития национальности, Леонтьев ставил вопрос о возрасте России: цветет ли она? И склонялся к мнению: мы прошли много, сотворили духом мало и стоим у какого-то страшного предела. Только сильная императорская власть может спасти Россию от натиска европейского либерального эгалитаризма, считал он.
Сегодня мы также вспоминаем: Александра Ивановича Маринеско (1913-1963), Героя Советского Союза, капитана 3-го ранга; Марка Осиповича Рейзена (1895-1992), певца (баса), кавалера двух солдатских Георгиевских крестов, самого старого оперного певца, выступавшего на сцене; Николая Ивановича Балашова (1919-2006), литературоведа, председателя редакционной коллегии серии «Литературные памятники», академика РАН (1992).
В этот день скончался Георг Вильгельм Стеллер (1709-1746), российский естествоиспытатель, путешественник, академик (с 1737 г.).
В этот день 12 ноября 1472 г. Великий Князь Иоанн III Васильевич обвенчался с греческой Царевной Софией Палеолог. Также в этот день в 1905 г. была создана Астраханская народная монархическая партия, которую возглавил купец Нестор Николаевич Тиханович-Савицкий, ставший одним из лидеров патриотического движения в России.
Эта статья полностью опубликована в разделе Этот день в Русской истории