Идеология «тоталитарного релятивизма», мультикультурности и воинствующего секуляризма, чрезвычайно влиятельная на Западе, стремится полностью подчинить себе общественную жизнь. Одно из препятствий на ее пути – христианские праздники, особенно самый главный (для западного христианства) и самый любимый из них – Рождество.
Обозреватель телеканала «Фокс» Джон Гибсон несколько лет назад собрал в книге «Война с Рождеством» многочисленные факты о попытках вытравить из этого праздника всякую память о Христе и христианстве. С его легкой руки словосочетание «война с Рождеством» стало термином. И война эта не прекращается. Самые невинные ее проявления – запрет изображать христианскую символику на рождественских открытках, исполнять традиционные рождественские гимны, выставлять в публичных местах вертепы, устраивать вне церковных стен традиционные рождественские представления. Под запрет подпадает и само слово «Рождество» - тем более, что в английском это слово (Christmas) происходит от «Христос» (Christ): ради политкорректности в официальном обиходе предпочитают выражения «зимние праздники» или «праздничный сезон», рождественские елки переименовывают в «праздничные» и т.д.
«Политкорректоры», в сущности, пытаются проделать то же самое, что с успехом исполнили большевики. Придя к власти, они сперва отменили все христианские праздники и связанные с ними традиции. Но в тридцатые годы Сталин начал демонстративно возвращать некоторые приметы уничтоженного им мира, приспосабливая их к господствующей идеологии. Так многие приметы Рождества вернулись в быт, но были решительно оторваны от прежнего контекста: зимним праздником стал Новый год.
Рождественская елка символизировала весь мир: наверху - Вифлеемская звезда, ниже - звезды-гирлянды, шарики-планеты и ангелочки, еще ниже - фигурки животных, под елкой - вертеп, изображающий пещеру, где родился младенец Христос, рядом - подарки детям от Того, Кто родился. Новогодняя елка никакого определенного значения не имела - разве что вечнозеленое дерево ассоциировалось с зимой, а звезда на верхушке - с кремлевскими звездами.
При этом мусульмане, о которых так пекутся «политкорректоры», боясь задеть их христианским праздником, не раз заявляли, что ничего против него не имеют. В дебаты, которые в той или иной форме каждый год вспыхивают в Норвегии накануне Рождества, включился вице-спикер парламента, пишет газета «Верденс ганг».
«У нас норвежское, христианское, гуманистическое культурное наследие. Мусульмане, иудеи, атеисты и гуманисты — все могут принять в этом участие. Здесь нет речи о христианизации», - заявил мусульманин и вице-спикер Стортинга, представитель партии Venstre («Левые») Абид К. Раджа. Поводом для высказывания послужила недавняя инициатива одной из школ, где предложили, чтобы родители не только приняли решение, будут ли их дети участвовать в рождественском празднике, но и могли бы выбирать в списке рождественских песен те, которые их дети могли бы исполнить.
Раджа говорит, то его собственные дети каждый год поют на Рождество «Как прекрасна земля» и «Мы желаем вам счастливого Рождества». «Не думаю, что это может навредить детям атеистов или представителей религиозных меньшинств», — заявил он, добавив, что «от исполнения христианских песен еще никто христианином не стал».
«Здесь речь идет о традициях и культурном наследии. Рождество — прекрасное, уютное время, и песни, в том числе и рождественские — существенная часть этого праздника», — отметил он.
В прошлом году было много шума из-за песни «Как прекрасна земля». Вопрос обсуждался в Стортинге и до, и после Рождества, в том числе и после того, как к дебатам подключилась министр культуры Линда Хофстад Хеллеланд. «Дискуссия, начатая в прошлом году, была просто дурацкой. Это было проявлением какой-то излишней чувствительности. Речь не идет о том, чтобы делать из наших детей христиан, - это культура, культурное наследие и традиции. Рождественские песни никому не могут навредить»,- говорит Раджа.
«Разумеется, если кто-то не хочет принимать участие в рождественской службе, он может не делать этого, но вопрос соблюдения рождественских традиций, участие в празднике и хороводах вокруг елки — совсем другое дело. И когда кто-то начинает обсуждать вопрос, надо петь рождественские песни или нет, это означает создавать проблему на пустом месте», — считает вице-президент Стортинга.
«Как бы вы прокомментировали высказывание Раджи? Нет ли и у нас в России примеров такой чрезмерной «политкорректности»?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Вячеслав Кочкин, руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии, считает, что «самое страшное в словах Раджи – они свидетельствуют об окончательном прощании Западной Европы с христианством. Действительно, у них уже давно этот праздник ассоциируется там с "уютным временем года" и хорошим настроением. Этот ужас я не могу даже выразить словами - мы говорим об одном из главнейших праздников года! Пусть они западные христиане, мы православные, и имеем различные точки зрения… Как в Рождество не помнить о Христе? Что значат слова "просто культурные традиции и наследие"? Это как в советское время на партийных собраниях ругали Христа, а все потом христосовались на Пасху и раздавали яички. Или мечети закрывали, а Курбан-байрам праздновали. Это попытка представителей псевдогуманистического наследия сказать, что "мы добрые, всем людям разрешаем заниматься, чем они хотят, для нас это просто культурное наследие"».
«Нельзя сопереживать Христу, рождаться с ним и воскресать, если мы этого всего не чувствуем и для нас это пустой звук. Любая культура эмоциональна, иррациональна, она основана на том, что мы чувствуем и ощущаем. Религиозный опыт нельзя передать никакими текстами песен. Да, Раджа правильно говорит: "Если ты поешь христианские песни, это еще не значит, что ты христианин". В сердце должна быть любовь к Богу, радость и счастье от того, что Он пришел в этот мир и спас лично меня, - а не потому, что я получу подарок, спою какую-то песню, и у меня будут рождественские каникулы. Вот в чем главный смысл этого праздника, а не в развлечениях и отдыхе», - подчеркнул пастырь.
«Менялись времена и государства, но Рождество Христово, когда Бог стал плотью, вочеловечился – одно из центральных догматических понятий нашей христианской веры, без которого мы не можем быть христианами, - пояснил он. - Нельзя все это подменять мишурой, елками, игрушками, кафе и вечеринками, иначе мы придем к тому, что происходит сейчас в Западной Европе. Возникают вопросы: "Рождество кого, чего, кто пришел в этом мир, когда это произошло"? Об этом все давно уже забыли. Иногда доходит до таких курьезных случаев, что даже сказать стыдно. Об этом должны помнить мы, восточные христиане, и ждать, любить этот праздник, готовиться к нему духовно: постом, исповедью, причастием. Мы должны стараться проникнуть в эту тайну явления в мир Сына Божия», - призвал отец Вячеслав.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, полагает, что «происходящее в европейских странах, вообще на Западе, свидетельствует: эти государства, народы, вступили в постхристианскую эпоху. В их обществе уже не доминируют традиционные нормы и ценности - насильственно насаждаются новые решения небольшой группы людей, которая руководствуется единственным желанием (и оно просматривается): сокращением населения, что подразумевает отказ от семьи, от обычного воспроизводства людей и так далее. Но об этом и так уже много сказано; ничего нового я не добавлю».
«Меня больше беспокоит будущее страны, в которой живем мы, - отметил он. - Лучшие умы Запада смотрят на Россию с надеждой, считая: у нас такого не произойдет. Думают, что у нас много причин, и мы их используем, чтобы не включиться в эти глобальные процессы. Но мы-то живем в России, в нашем обществе, и нам понятно: пока мы упорно продолжаем идти по стопам этой самой постхристианской цивилизации, не допуская в образовательную среду (несмотря на красивые заявления, которые делаются высшим руководством страны), Бога, Христа, ничего хорошего ждать не следует».
«У нас постоянно говорят о традиционном для России выборе, сделанном тысячу лет, но это только слова. Управляющая нашей страной элита - как раз постхристианская, для нее ничего не значат христианские символы и ценности. У нас продолжается законодательная дискриминация христиан, которые решили выбрать для своих детей образование в конфессиональных школах. Их сознательно, боясь, что они могут захватить все образовательное пространство (а так оно и должно быть на самом деле), недофинансируют, используют всяческие инструменты воздействия на негосударственные структуры (и за последние годы ситуация только обострилась), постоянно "прессуют", буквально выдавливая из этого поля», - возмущен отец Алексий.
«Ну а что происходит в СМИ, всем хорошо известно. Так что нам есть о чем беспокоиться. Мы точно не хотим, чтобы было как там. Но, судя по всему, наша элита хочет именно этого, - в чем и заключается главный конфликт, который сейчас все больше обостряется. Если мы будем строить какой-то свой путь, а не просто устраивать явную или мнимую конфронтацию с Западом, конечно, нам нужна какая-то перспектива, дорога. Но элита ее не обозначает и мы ее не видим. У нас только одна повестка дня: "Мы должны сопротивляться всему миру". А против чего? А если идущие у нас есть процессы такие же, как на Западе, в чем состоит наше сопротивление? И представление о будущем нашей небольшой группы, судя по всему, направлено не в сторону России, ее исторического пути», - заключил пастырь.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, сказал: «Ну хоть какие-то здравые голоса раздаются! Нельзя не согласиться с доводами Раджи – конечно, нужно беречь христианскую культуру, опираться на традиционные понятия, ценности. А вообще, конечно, странно, что христианскую религию в Европе задвигают в угол – это же вопрос идентичности. На секуляризме и толерантности ничего построить невозможно. Как показывают данные различных опросов, большинство жителей Европы все же придерживаются традиционных ценностей, относят себя к христианам. Так что это странный и политизированный вопрос».
«Дехристианизация Запада – закономерный итог секуляризации, которая началась в Европе несколько веков назад, - полагает он. - На этой модели и пытаются выстраивать общественно-политическую жизнь. Но это доводит до абсурдных вещей. Наверное, скоро уже мусульмане будут призывать христиан отмечать христианские праздники – чтобы сохранить нормальную атмосферу в обществе».
«Может ли такое быть в России? – вопрошает отец Константин. - Если в обществе не поменяется направление развития, не произойдет либерализация политики, общественной жизни, мы сумеем сохранить правильное отношение к своим традициям. Религия должна играть важную роль в жизни общества. Это такая закваска, которая делает его сплоченным, дает нравственную систему ценностей. А если все это уходит, ориентиры теряются».
«У нас любят говорить, что Церковь отделена от государства, поэтому ей надлежит находиться в стенах храма, и только там якобы должна звучать христианская проповедь. Видимо, часть нашего общества думает именно так. Но это неправильный подход. Церковь – часть общественной жизни, и лишать общество христианских ценностей нельзя», - заключил пастырь.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, обратил внимание на «агрессивность этой новой, так называемой "постхристианской", идеологии. Она нетерпима, поэтому, когда заявляет о соблюдении в стране всяческих прав, это даже не лукавство, а просто ложь».
«Во-вторых, - продолжил он, - нельзя не отметить: отказ от христианских основ своего исторического бытия для Европы в целом, будь то Европа Западная, Центральная или Восточная (Россия), неизбежно приведет к утрате своей "самости", культурной и, соответственно, нравственной идентичности, а далее - к деградации всего общества, которое такие вещи допускает. И в этом смысле выступление вице-спикера парламента Норвегии взвешенное и точное – действительно, есть терпимое отношение к христианской основе жизни этого государства».
«Вместе с тем нужно сказать: это взгляд, в общем-то, человека извне. Он отражает отношение к вопросу сохранения, продолжения христианских традиций части европейского общества, идеологов европейской жизни. Это, конечно, взгляд секулярный, но не в том смысле, что отрицаются религиозные основы. Нет. Но под ними понимаются какие-то внешние формы. Для этих людей христианские традиции имеют утилитарную ценность. Они понимают, что старая, более стабильная Европа зависит от христианских основ, поэтому, собственно говоря, идет защита этих ценностей», - считает отец Филипп.
«Но какие бы здравые вещи эти люди сегодня ни говорили, они обречены на поражение без понимания главного: христианство как набор нравственных норм или внешних форм нежизнеспособно, так как христианство – образ жизни, система убеждений. Утрата этой основы приводит к выхолащиванию форм, нестойкости к внешним воздействиям. Сегодня господин спикер говорит с высокой трибуны одно, но завтра на его должность придет другой человек. Или он останется, но окажется, что люди, от имени которых он говорит, уже так не считают. Ему придется изменить свою точку зрения – он политик, и должен следить за своей политической карьерой и выражать мнение своих избирателей. Или придет другой человек, который скажет по-другому. Вот в этом, мне кажется, и заключается некая двойственность, противоречивость позиции Раджи – внешне верной, но бессодержательной», - отметил он.
«Есть ли примеры чрезмерной политкорректности у нас – не могу так сразу сказать, но могу сказать, чего у нас точно нет - избытка христианской символики, обращения к христианской тематике, - посетовал пастырь. - Это свидетельство нашей оторванности от культурных корней, нравственной, и соответственно, религиозной традиции - благодаря которой и существует наше отечество. В наше время, мне кажется, нужно не бояться свидетельствовать свою историю, свои нравственные и культурные традиции – что, собственно, и делает наш Президент, заявляя о значении традиционных, семейных ценностей, поддерживая их и принимая соответствующие меры для их укрепления».
«Но уничтожение культурных традиций, исторического прошлого, продолжалось практически весь двадцатый век, и это еще дает о себе знать – свидетельство одного с трудом находит поддержку тех, кто отвечает за реализацию его идей. Соответственно, население, интересы которого выражает этот один, чувствует себя обделенным или даже обманутым, потому что первое лицо государства говорит об одном, а на уровне средних исполнителей его идеи вязнут, буксуют, трансформируются. И мне кажется, это беда любой административной структуры. Но если первое лицо нашего государства все-таки понимает важность этих ценностей и борется за их укрепление, сохранение, у нас есть надежда на какое-то будущее», - заключил отец Филипп.