14 ноября состоится заседание Пленума Верховного суда России, на котором будет рассмотрен проект документа «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с ограничением или лишением родительских прав, а также с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью», сообщает
Regions.ru.
Содержание проекта постановления пленума ВС, опубликованное 17 октября, повергло родительскую общественность в шок. Согласно проекту постановления, в случае его принятия органы опеки смогут отбирать детей практически из любой семьи поскольку «постановление» разрешает изымать детей у родителей при наличии только признаков насилия без необходимости подтверждения факта самого насилия, а строгость родителей при воспитании своих детей будет трактоваться, как насилие над ребенком. Ознакомившиеся с этим проектом родительские организации, требуют не допустить принятия этого, по их мнению, ювенального антисемейного документа. По их словам, принятие документа может окончательно узаконить изъятие детей из семей по надуманным причинам.
В связи с этим 13 и 14 ноября активисты движения «Родительское всероссийское сопротивление» (РВС) проведут серию пикетов по всей стране с требованием не принимать проект постановления пленума Верховного суда в случае, если из него не были исключены ювенальные правовые закладки.
Как пишет Накануне.RU, «документ, призванный оградить семьи от ювенальных норм, по факту расширяет и закрепляет ряд особо одиозных антисемейных установок, против которых не раз выступали представители РВС и других родительских организаций. Так, например, документ расширяет понятие «непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка» при его отобрании из семьи: теперь поводом для этого может стать не действительно острая, угрожающая ребенку ситуация, но и так называемое «длящееся семейное неблагополучие». Которое, как известно, запросто может диагностироваться чиновниками «на глазок» в собственных интересах. Отметим, что под статус «неблагополучия» (жестокого обращения) в семье все чаще стали подпадать обычные родительские меры воспитания детей», – считают в РВС.
В свою очередь насильственное разлучение ребенка с родителями и помещение его в специальные центры может быть переквалифицировано в процедуру «реабилитации». Вернуть детей можно будет только через суд – если удастся доказать, что это в интересах ребенка. «В то же время, решить дело в пользу приемной семьи при устройстве судьбы ребенка станет проще. Что сделает кровные семьи полностью беззащитными в судебных тяжбах», – отмечают общественники.
Примечательно, что одновременно с пленумом ВС 13-14 ноября в
Москве стартует всероссийский сетевой форум с международным участием «Национальная стратегия действий в интересах детей: навстречу Десятилетию детства». Эта стратегия является скроенным по лекалам Совета Европы документом, который за пять лет серьезнейшим образом переформатировал российскую семейную политику под западные «стандарты». А в качестве экспертов на форум приглашены сотрудники «сферы семейных услуг» из Финляндии.
На днях большой общественный резонанс вызвал случай именно в Финляндии, где у россиянки отобрали дочь из-за того, что она якобы «шлепнула девочку футболкой». Ребенка передали в приемную семью.
Как вы относитесь к предлагаемому ВС проекту, который разрешает изымать детей у родителей при наличии только признаков насилия без необходимости подтверждения факта самого насилия, а строгость родителей при воспитании своих детей будет трактоваться, как насилие над ребенком? Что вы думаете о привлечении экспертов из Финляндии, известной своей ювенальной практикой? Нужны ли нам западные стандарты в воспитании детей? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к российским парламентариям.
Елена Афанасьева, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Оренбургская область), депутат Госдумы (2003-2014), член ЛДПР, отмечает, что мы должны быть очень бдительны, потому что последние 30 лет нам завязывают эту систему, создают машину по изыманию детей.
«У всех разное мнение о ювенальной юстиции. Причем даже противники говорят, что какие-то элементы можно было бы ввести. Но это очень мудрая и хитрая система, и мы должны помнить, в чем она заинтересована. Чтобы заработать какие-то средства, содержать рабочие места, системе нужно финансирование, а оно приходит только вместе с детьми. Поэтому со стороны социальных органов систему будут навязывать», - продолжила она.
«Конечно, нам нужно очень внимательно отслеживать случаи агрессии в отношении детей, а они в нашей стране все чаще, к сожалению. Связано с это с отсутствием работы и контроля. Если раньше контроль был не только со стороны государства, но и рабочего коллектива, и общество осуждало таких людей, то с развалом
СССР система профилактики и контроля развалилась. У нас многие соседи даже не знают, что творится в соседней семье, что там с детьми. Включаемся в проблему ребенка уже после серьезной травмы или даже гибели. Поэтому вероятность, что Верховный суд примет документ, большая именно в связи с ростом таких случаев, на которые мы не можем закрывать глаза», - заявила парламентарий.
«Но я против ювенальной системы в России, против европейских стандартов и методов работы, которые нам навязывают для работы с семьей. Они не укладываются в наш менталитет и законодательство, а у нас оно не самое слабое в отношении защиты ребенка и семьи. Безусловно, я против того, чтобы детей изымали, особенно без подтвержденных фактов. Но в то же время я понимаю, что в некоторых семьях необходимо изымать ребенка сразу, потому что дальнейшее пребывание угрожает его жизни. Вот тут должен включаться сильнейший контроль со стороны государства не только за семьей, но и за теми сотрудниками, которые занимаются этим вопросом», - сказала Афанасьева.
«А лобби по ювенальной системе у нас серьезное, с разных сторон неоднократно пытаются зайти в эту тему. "Эксперты" предлагают работать только с их общественными организациями, через тренинги и обучение они формируют отряд своих почитателей. Но у нас тоже ведь много хорошей практики по работе с трудными детьми и семьями. Почему мы не хотим пользоваться своими методиками, а хотим чужие? А потому что чиновники, которые это устраивают, видимо, плохо учились и не знают, что у нас одна из сильнейших школ в мире по работе со сложными семьями и детьми. И методы не изменились – это доброта, контроль, дисциплина, личный пример. Но наша и западная система давно стоят на противоположных позициях. Нам навязывают западный образ мышления во всем, и в семье тоже», - заключила Елена Афанасьева.
Ярослав Нилов, председатель комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР, отметил, что, к сожалению, приходится констатировать, что ювенальщина не мытьем, так катаньем пытается проникнуть в наши общественные отношения.
«То вносятся достаточно сомнительные законопроекты, позволяющие изымать детей из семей под надуманными предлогами, то происходят различные злоупотребления со стороны органов опеки. Поэтому не случайно еще в прошлом году, когда шла дискуссия вокруг "закона о шлепках", на федеральном уровне была обозначена позиция о недопустимости бесцеремонного вмешательства государства в семью.
Очень надеюсь, что итоговое решение Верховного Суда будем разумным и справедливым, и что из текста постановления будут исключены пункты, вызывающие объяснимую тревогу родительской общественности. Конечно, мы должны бороться с насилием в семье. Но ни в коем случае нельзя предоставлять органам опеки такие права и возможности, чтобы ребенка забирали из семьи без всяких на то оснований. Могу привести пример с Архангельской областью, которую я ранее курировал. Там огромное количество т.н. "деревяшек" - старых не расселенных домов, которые вот-вот начнут рушиться. А денег на программу переселения из этого аварийного жилья в региональном бюджете не хватает. Так вот, со стороны органов опеки в адрес жильцов звучали угрозы: мы изучим сейчас ваши условия проживания и детей изымем из семей. Ну разве это нормально?! ЛДПР, конечно же, встала на защиту несчастных жителей», - добавил он.
«Когда на наши форумы, посвященные вопросам семьи, приезжают иностранные специалисты, в том числе из Финляндии, ничего плохого в этом я не вижу. Пусть рассказывают о действующих у них нормах, о правоприменительной практике – все это можно обсуждать. А тех же представителей Финляндии можно спросить: как так получается, что там возникает столько скандальных ситуаций с семьями выходцев из России, из-за чего в результате страдают дети?» - вопрошает депутат.
«Но давайте не забывать, что мы не Финляндия, у нас свои культурные и общественные традиции, свои реалии, в том числе и в области воспитания детей. Мы должны думать о сохранении традиционной российской семьи и защищать институты материнства и детства, не позволяя ювенальным технологиям разрушать наши устои», - заключил Ярослав Нилов.