2017 год - 1917 год. Сто лет, век с того грозного года, изменившего бытие нашей страны и всего мира, с момента Февральской революции. Можно уже заниматься аналитикой, пытаясь осмыслить все происшедшее в то время, после, предшествующие события. С чего начать такой анализ? Да и надо ли? Все знают Ленинскую теорию революционной ситуации о том, что именно тогда встретились ленинские «не хотящие низы» и «не могущие верхи». Прочитать о развитии революционных событий в феврале семнадцатого и всех предшествующих им предпосылках за прошедшие перед революцией десятилетия можно в огромном количестве научных и литературных источников. Что нам это даёт? Много, очень много. И прежде всего понимание того, что Князь воздуха при Божием попущении открыл все ранее закрытые и сдерживаемые шлюзы богоборчества и народных несчастий, пролившихся на страну в последующие сто лет. Потом было все! Убиение миропомазанника, войны всех видов, террор, терроризм, голод, хлад, беспросветное и безнадежное безбожное будущее, ложь, обман, смерть вместо жизни, всего не перечесть. Но ведь выжили! Выстояли! Не дали себя растоптать и уничтожить! Почему, как, с чьей помощью? Каждому православному человеку это совершенно понятно. Верой! Верой в Божию помощь, в предстояние пред Господом Матушки и Заступницы нашей Пресвятой Богородицы и ее личном управлении нашей страной. Вот поэтому и возникает желание попытаться взглянуть на прошедший век с позиции верующего и воцерковленного человека.
Так все-таки с чего начать такое осмысление, с какого события? Может быть, непосредственно с февраля 1917 года - сразу с революции? Или с инаугурации царя Николая, с Ходынки? Или с его, Помазанника Божия, убиения в 1918 году? Пожалуй, нет. Пожалуй, с предупреждения святого праведного Иоанна Кронштадтского о будущем России. Ведь мы же совершаем православное осмысление сути последовательности событий, связанных с Февральской революцией. Посредством не марксистского или иного материалистического метода анализа и синтеза пытаемся взглянуть на произошедшее, а с позиции богословия и Православия.
Итак, вот что пишут о святом праведном пастыре Иоанне Кронштадтском: «Перечитывая творения, дневники, воззвания св. прав. Иоанна Кронштадтского (1829-1908), протоиерей Владимир Вигилянский сделал заметку в Фейсбуке о том, что тревожное предчувствие кровавого будущего России мучило святого, который постоянно искал истоки будущих бедствий русского народа и краха государственности; в его рассуждениях и пророчествах доставалось очень многим: властям, думцам, либералам, интеллигенции, журналистам, а главное - духовенству. Обличительные речи батюшки всегда сочетались с высочайшей требовательностью и беспощадностью к самому себе - отсюда возникает доверие к его словам.
"Россия забыла Бога спасающего; утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий; вместо воли Божией премудрой, святой, праведной - поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и от того неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света, - достойное возмездие за свою гордость, - за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к Церкви Божией. - Бог карает нас за грехи; Владычица не посылает нам руку помощи. Россию можно назвать царством Господним. Это, впрочем, только с одной стороны. С другой же - по причине безбожия и нечестия многих русских, так называемых интеллигентов, сбившихся с пути, отпавших от веры и поносящих ее всячески, поправших все заповеди Евангелия и допускающих в жизни своей всякий разврат, - русское царство есть не Господне царство, а широкое и раздольное царство сатаны...
Правители-пастыри, что вы сделали из своего стада? Взыщет Господь овец Своих от рук Ваших!.. Господь преимущественно назирает за поведением архиереев и священников, за их деятельностью просветительною, священнодейственною, пастырскою... Нынешний страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от холодности к своим паствам многих иерархов и вообще священнического чина.
Грешили наши предки, но грех грехом и называли, а нынешние либералы, согрешая, стараются грех оправдать, будто бы он законное дело. Возьмите вы грехи похоти плотской - все это, по их учению, не только простые слабости человеческой природы, но и законы природы, ее требования.
Россия мятется, страдает, мучается от кровавой внутренней борьбы, от неурожая земли и голода, от страшной во всем дороговизны, от безбожия, от крайнего упадка нравов. Злые времена - люди обратились в зверей, даже в злых духов. Ослабела власть. Она сама ложно поняла свободу, которую дала народу. Сама помрачилась умом и народу не дала ясного понимания свободы. Зло усилилось в России до чудовищных размеров и поправить его почти что невозможно...
"Какого только еще не сделали зла русские люди и в России живущие? Какими еще не растлили себя грехами? Все, все сделали и сделают, что подвигает на нас праведный гнев Божий: и явное безверие, и богохульство, отвержение всяких истинных начал веры, разврат, пьянство, всякие увеселения вместо того, чтобы облечься в траур общественного покаяния печали о грехах, прогневляющих Бога, неповиновение начальству. ... В бесовском царстве есть порядок и подчинение одних злых духов другим, низших - высшим, менее сильных - более сильным, а в христианском государстве исчезли всякое подчинение, всякая власть: дети не признают власти родителей, подчиненные - власти начальства, воспитанники - власти воспитателей... богослужение пренебрегается, проповедь бессильна, нравственность христианская более и более падает, анархия растет"».
Вот так – «русское царство есть не Господне царство, а широкое и раздольное царство сатаны». Как далеко назад в прошлое отправить взгляд, чтобы осмыслить слова Иоанна Крон-штадтского и получить подтверждение им?
Представляется уместным начать обозрение с деятельности декабристов в начале XIX ве-ка. Именно тогда вернувшиеся из европейских походов против Наполеона дворяне начали соз-давать свои тайные общества – Северное (1821 - 1825) и Южное (1821 - 1825), в основе которых лежала деятельность еще более ранних противоправных организаций: «Орден русских рыцарей» (1814 - 1817), «Союз спасения» (1816 - 1817), «Союз благоденствия» (1818 - 1821). Вот здесь таятся корни и истоки будущей, через век, Февральской революции 1917 года. Кстати, обратите внимание, на сколько события на Сенатской площади в 1825 году соответствуют основным методикам современных Оранжевых революций. Тут есть все: стояние на площади, призывы к противоправным действиям, соответствующие лозунги, первая кровь. Прямо Майдан-2014. А дальше было все достаточно просто. Брошенное зерно сатанинской лжи и мерзости дало всходы и запало в ума тех, кто позже был причислен к сонму светочей российского искусства. Чем мы сейчас восхищаемся? Сказкой о попе и его работнике Балде? Героем нашего времени Лермонтова (вспомните хотя бы его безбожного «Фаталиста» или блудное стихотворение «Не робей краса младая хоть со мной наедине,…»)? Герценым с его «Колоколом»? Львом Толстым, признанным еретиком и отлученным от Церкви? Чеховым, который в самый предсмертный момент попросил шампанского, отхлебнул его и преставился со словами о том, какое оно хорошее? (Лекция о страстях и борьбе с ними протоиерея Андрея, преподавателя Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, показанная по телеканалу «СОЮЗ» 30 октября 2017 года в 13:00 в рамках передачи «Документальный фильм»). Нет, конечно, не все писатели и творческие люди занимались богопротивным делом. Например, Н.В. Гоголь представил своим читателя и всем желающим совершенно замечательное произведение «Размышления о Божественной литургии».
Однако в любом случае с середины XIX века появляются грозные и богопротивные силы, типа организации «Харьковско-Киевское тайное общество», с которой собственно и происхо-дит начало постепенного ускорения приближения царства Князя воздуха в России, установив-шееся окончательно в 1917 году. В стране непрерывной чередой образуются одна за другой террористические организации, от одних названий которых всех богочтущих людей бросает в дрожь: «Земля и воля», «Свобода или смерть», «Народная воля», «Черный передел», партии со-циалистов-революционеров, меньшевиков и большевиков, конституционных демократов и многие-многие прочие. Для всех читателей не составит труда при желании найти о них обширную литературу и самостоятельно познакомиться с их деятельностью, в том числе, террористической. Появляются ложные герои - Каховский, Блохин, Каляев, Засулич, Камо и иже с ними, а дальше каждый сам может продолжать этот перечень сколь угодно долго. Их именами называются улицы, парки, скверы, отмечаются праздники в их честь, многие из них свято чтутся как самые главные герои нашего отечества. Мы знаем их, мы помним их, мы всеми своими мыслями и молитвами просим для них прощения у Господа нашего Иисуса Христа, потому что они были ведомы обманщиком диаволом и не ведали, что творят.
Посмотрим также бегло, что делали официальные власти.
Власть в XIX веке как могла противостояла всем этим сатанинским ухищрениям. Делала она это очень и очень мягко, уверенная, что не суровость наказания явится источником после-дующего исправления всех виновников в противоправных действиях, а сам факт подобного наказания. Почему так? Да потому, что у «руля страны» стояли очень набожные люди, верящие в силу слова Слова и его миссионерское предназначение. Иначе объяснить, например, совершенно короткие сроки ссылок революционеров в Сибирь совершенно невозможно. Но власть совсем упустила из виду, что сражались с ней не просто люди, а люди с сатанинской хваткой, безбожники. Убедиться в этом достаточно просто, например, ознакомившись с материалами о том, почему Ленин был безбожником.
А что наш последний царь Николай II, убиенный Помазанник Божий? Он был святым - читаешь первоисточники, например, [Масси Р. Николай и Александра: [роман]/Роберт Масси; [пер. с англ. В. Кузнецова]. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2012. – 639 с. – (Серия «Людям о людях»)] и приходишь именно к такому выводу. И царственная семья, по воспоминаниям со-временников, была примером и образцом праведности в личных отношениях. И вот в силу своей святости Николай II лучше всех подходил на роль человека, в царствование которого Господь сможет реализовать Свой замысел по проверке России на верность Его Заповедям. Господь, представляется совершенно очевидным, попустил случиться всему дальше произошедшему, видя постоянное отступление свободной воли людей от жизни по Заповедям. А что мы потеряли в силу невозможности противостоять атаке сатанинских сил? Очень хорошо, кратко и емко, об этом сказано в ходе передачи [2, мин. 4:10-10:05].
Мы знаем, что Господь не одномоментно и немедленно реализует Свои планы. В нашем временном измерении проходят долгие десятилетия, прежде чем вершатся пророчествуемые Им события (потоп Ноя, например, произошел через 120 лет после предсказания). Вот и в на-шей истории период времени перед Февральской революцией, в течение которого все было подготовлено и подобраны все необходимые исполнители, составил около ста лет. За это время люди могли изменить свою свободную волю в пользу возврата к Божьему устремлению? Могли. Изменили? Нет. Вот и случилась Февральская революция, словно потоп, уносящий и разбрасывающий всех, несших «Каинову печать».
Может возникнуть одно возражение, касающееся того факта, что наша бывшая страна достигла небывалых успехов в самых разных областях деятельности и бытия граждан. Называя бывшую страну царством тьмы, становится непонятно, как относиться ко всем этим достиже-ниям? Тоже разрушить и достигать заново? Да нет же, конечно! Почему тоже?! Ни в коем слу-чае! Все эти великие достижения (не упоминаем их, мы все их прекрасно знаем и гордимся ими) стали возможны в результате самого упорного и самоотверженного труда людей, людей, направляемых во всех данных случаях, несомненно, Божиим благоволением. Без Божией по-мощи все подобное не сможет быть задумано, создано и реализовано. Это то, чем мы все можем уверенно гордиться пред Господом и пред всеми. Всегда будем помнить создателей Магнитки, освоения целины, строителей метро… Помяни их, Господи, во Царствии Твоем!
И только пройдя за это столетие через самые лютые испытания, хлад, глад, войны и мно-го-много чего, страна вновь возвращается к своим Божественным первоистокам. Мог ли хоть кто-нибудь раньше подумать, что в развернувшейся войне с падшими ангелами можно будет проиграть? Теперь мы это знаем. И также теперь мы знаем, что имея за плечами Божие благо-воление, имея над головой Покров Пресвятой Богородицы и ощущая заботу всех Небесных Сил и Знамение Честнаго и Животворящего Креста Господня мы становимся непобедимы. Мы выстояли в сатанинскую стужу! Есть еще преграды и препятствия? Есть. Но мы теперь знаем, как им противостоять. Силы Князя тьмы продолжают нас атаковать? Да. Но что ему еще остается делать, как не искать своих сторонников среди нас и за границей? Перетерпим и победим! И будем понимать и помнить, что наша бывшая страна обязательно возродится уже под знаменем исполнения Божьего Закона и следования заповеди «возлюбим друг друга».
Андрей Владимирович Козлов, кандидат экономических наук, полковник милиции в отставке
2. Re: Февраль 1917 — Божий замысел или попущение?
1. Re: Февраль 1917 — Божий замысел или попущение?