Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Что есть русская идея и что значит быть русским?

08.11.2017


Доклад Валентины Ефимовской на секции в Союзе писателей России в рамках Всемирного русского народного собора …

Недавно в СМИ прошло такое сообщение американского аналитического издания по военной тематике «Национальный интерес» о новом русском оружии: «Этот самолет сделает российские ВКС еще более смертоносными». Враги не на шутку испугались, но не отчаялись. В скором времени они ответят нам, придумают свое, еще более смертоносное оружие. А мы ответим им... и т.д., до бесконечности или до последней мировой войны. Но не этого оружия недруги России боятся больше всего, а того, которое не могут ни понять, ни повторить в чертежах, ни рассчитать по формулам. А именно, русского духа. Русский дух - образное выражение, означающее совокупность черт, присущих русскому народу. Считается, что русский дух напрямую выражается в русском менталитете, в русской культуре, в Русской идее. Русскому человеку присущи - смелость, благородство, душевная доброта и щедрость, а также редкое качество, отмеченное в русской классической литературе - «стыдливость перед собственным достоинством» и мн. др.

Но что значит быть русским? Тезисно можно ответить так:

- быть православным, т.е. жить по совести, быть «духовной жаждою томим», предстоять пред ликом Божиим;

- ощущать кровную связь с Отечеством, быть убежденным сторонником российской государственности, чувствовать личную ответственность за жизнь и благополучие страны;

- обладать чувством славянского братства;

- чувствовать себя ответственным за судьбу всего христианского мира, слышать и понимать другие культуры.

Историческое и индивидуальное своеобразие русского народа выражаются Русской идеей, хотя существует большая трудность в определении народной индивидуальности. Как сказал Бердяев, «Тайна всякой индивидуальности узнается лишь любовью, и в ней всегда есть что-то непостижимое до конца. До последней глубины». Непостижимое - потому, что эта идея восходит к Абсолюту, стремится к Идеалу, к замыслу Творца о России.

Извечная Русская идея не есть нечто неизменное, но проявляется в развитии, в восхождении, в преображении жизни. При всех векторах интерпретации, есть незыблемые величины, константы, которые не являются достоянием отдельной личности, но присущи духовной общности, народу России. Это - взаимосвязанные понятия: Святость, Истина, Правда, Соборность. Соборность - свободное единство людей в деле поиска и понимания ими Истины и Правды, единство, основанное на единодушной любви ко Христу и божественной праведности. Святость - собор русских святых, в миру - общность людей, свободно стремящихся к святости. Как говорил блаженный Августин, «Велика свобода - быть в состоянии не грешить, но величайшая свобода - не быть в состоянии грешить». Названные понятия нематериальные, из области трансцендентной, из явлений неосязаемых и невидимых.

Связь между невидимым и зримым может быть проявлена наукой, искусством, литературой. Литература есть тот нематериальный инструмент, с помощью которого мы можем описать Вселенную, познать ее божественное творение и непреложные законы. Синтез богословия и литературы, то есть синтез духовных переживаний и реальных знаний, может объяснить многие законы мироустройства, его пространства и времени. Интересно замечание физика Конрада Финейгла (1858 - 1936): «Представьте, что будет, если убрать пространство, разделяющее материю, Вселенная сожмется до размеров комочка грязи. Именно пространство удерживает все вещи на своих местах». По Библии пространство - исполнено Духа, по слову Иисуса Христа: «Дух животворит... Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоанн 6:63). То, что происходит с Россией, когда пытаются изгнать из ее пространства животворящий Дух - мы видим на примере русских революций. Когда духовное пространство сжимается, вещи сдвигаются, перемещаются, прерывается традиция, и наступает хаос.

Традиция - одно из свойств русской жизни, наследование традиции - основополагающий ее закон. В веках традиция оставалась живой благодаря нематериальному носителю, именуемому душой, о котором В.Даль говорит «устно перешло». Именно народный духовный ток является тем незримым, кровотворным бессмертным током традиции, определяющим и сам процесс наследования, и его способы. Очевидно, что традиция не сводится к стереотипным своим разновидностям, таким, как обычай и обряд, но распространяется на гораздо более широкую область социальных явлений, достигая своего максимума в религии. Религиозно-нравственные ценности в явном или скрытом виде были определяющими практически во всех социальных формациях русского общества, являясь тем базисом, тем фундаментом, на котором развивались культура и литература.

Сегодня мы вспоминаем события 100-летней давности, времена, когда в России зримо произошел категорический разрыв с духовной традицией предшествующих поколений, и с тех пор истинный образ бытия приобрел сугубо субъективное выражение. И сегодня он тонет в многообразии точек зрения. Однако, по законам философии не неразличимость, а именно многоразличие является условием целостности, которую многообразно отражают современные русские писатели.

Эсхатологический ракурс революции отметил Максимилиан Волошин, когда сказал, - «Мы пережили иллиады войн и апокалипсисы революций». «Апокалипсисы революций» - не метафора, современная математическая наука с помощью математического аппарата осмысливает и подтверждает возможность наличия множественного числа понятия «апокалипсис», используя свойства порядковой и количественной бесконечностей. В случае конечных чисел эти бесконечности совпадают, в случае потенциальной бесконечности или неограниченной продолжительности, последовательность конечных количеств завершится быстрее конечных порядков. Ученые соотносят понятия «количества» (сколько?) и «пространства», «порядка» (который?) и «времени» соответственно. Количественные и порядковые множества характеризуют пространство и время. Отсюда делается вывод, что бесконечность времени больше бесконечности пространства, то есть эволюцию Вселенной можно интерпретировать и в богословском, и в физическом плане. Говорить о конце мира можно, сравнивая эти бесконечности и понимая, что возможное разрушение пространства не обязательно сопровождается разрушением времени, которое может породить новое Пространство и новую Вселенную. Могут происходить локальные апокалипсисы, не означающие конца Мiра и Времени. И это во многом зависит от любимого творения Господа - от человека.

Революционные события в России, 100-летие которых мы отмечаем в 2017 году, являются не только подтверждением вывода современной науки о соотношении пространства-времени, но и доказательством бытия Божия. Революции (бунты) проистекают из Библейских времен. Первое грехопадение людей, совращенных виновником их падения Денницей, завидовавшим Богу, стремившимся к личному своему почитанию как к божественному, к верховенству в Божием мире, можно экстраполировать и проследить многовековые последствия этого события в человеческой истории, вплоть до русской революции начала XX века и сегодняшних цветных переворотов. Гениально изложенная в книге «Наука о человеке» известным богословом-антропологом Виктором Несмеловым психология бунта в духовном мире является метафизическим архетипом технологии революций, в том числе и современных «цветных», в частности, «оранжевых».

Предостережения ученого относится и к нам, должным защитить мир и Отечество от очередного «апокалипсиса революции» и скорого наступления «последних времен». Срок наступления их не только во власти Бога, но во многом зависит и от человека.

Именно современные литературные произведения, посвященные революции, во многом проясняют физику и метафизику Русской идеи, оценивают степень влияния личности праведника на мировые процессы. Примером того, где Русская идея рассмотрена во многих аспектах, является новая книга митрополита Карельского и Петрозаводского Константина (Горянова) «Апокалипсисы революций». В 100-летнюю годовщину восстановления Патриаршества в России в книге наиболее актуальна статья «Свет во тьме» о великом подвиге мудрого, не дрогнувшего перед богоборцами Патриарха Московского и всея Руси Тихона (Василия Ивановича Беллавина). Для понимания божественных истоков силы Патриарха, Владыка Константин рассказывает о сути Таинства рукоположения, о том, что «Новозаветное священство не является простым продолжением ветхозаветного священства, но вновь возникает от Великого Архиерея Иисуса Христа, - не по чину Аарона, но по чину Мелхиседека». Богослов, митрополит Константин подчеркивает, что священство по чину Мелхиседека древнее священства по чину Аарона на шесть столетий.

История жизни и подвига Патриарха Тихона является подтверждением того, что в тысячелетиях сохраняется Божие благословение не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Эта сила такова, что обладающий ею Патриарх смог один противостоять богоборцам и их заокеанским консультантам, спланировавшим ужасающее разорение русской жизни, Русской Православной Церкви, излившим чудовищную на нее клевету. В статье приводится много фактов жестокой деятельности революционных властей по отношению к России и русскому народу. Митрополит Константин свое исследование подтверждает документально, цитирует ужасающие приказы и комментарии Ленина, раскрывает уловки и грабительские распоряжения Троцкого и других деятелей революции.

Личность Патриарха Тихона представлена в свете Божией истины, в неколебимом стоянии за русский народ, за веру и Церковь, которые именно в эти времена подвергались сокрушительным нападкам. Статья о Патриархе Тихоне показывает степень цивилизационных разрушений в стране, где социальная энтропия, казалось, достигла максимума, несущего распад всех связей. Но благодаря и таким личностям как Патриарх Тихон, который понес свой Крест, Россия сохранилась как целостность. Здесь убедительно звучат слова прот. Александра Шмемана: «...не пора ли нам, называющим себя верующими, вспомнить этот сердцевинный парадокс христиан­ства - что побеждает в нём только крест, его непобедимая, непости­жимая сила, его единственная красота, его дух захватывающая глуби­на. Не пришёл Христос спасти нас ни силой, ни внешней победой, но заповедал нам, чтоб мы знали, какого мы духа, чтобы была в нас сила крестная. И вот показательно, что и сейчас, там, где идёт борьба с ре­лигией, там побеждают те, кто силе противопоставляют только прав­ду, ненависти - только любовь и жертву, шуму и грохоту пропаган­ды - «глас хлада тонка», тишину и свет подлинной веры».

Русская идея на протяжении нескольких веков достаточно исследована, о ней так много сказано и классиками, и нашими современниками, что нам, может быть, не стоит придумывать новые формулы, надо понять и принять к исполнению - существующие. Как то, о чем, например, сказал выдающийся современный писатель Владимир Николаевич Крупин, вспоминая явление Заступницы России - Иконы Державной Божией Матери: «не будь этого явления, Россия бы тогда погибла: она не может существовать, если над ней нет спасающей защиты сил небесных. Те жертвы, та кровь, которые были вызваны вмешательством в русскую жизнь идей европейского безбожия, вызвали к жизни русское православное сопротивле­ние». Нам всем надо вступит в отряды этого сопротивления. И воевать не со злобой, а с радостью. Ведь сказано: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь » (1 Фес. 5:16). Эти слова из Первого Послания Апостола Павла к Фессалоникийцам любил повторять Патриарх Тихон (Беллавина), переживший с Россией самые страшные ее дни и годы, отдавший за нее жизнь, унизившийся перед богоборческой властью и простивший своих гонителей. Он говорил: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».

Мы должны и можем проникнуться «христианским чувством истории». Справедливы слова известного современного философа А.С. Панарина: «Человеческие попытки заполучить запланированную историю, развивающуюся в заранее заданном направлении, тщетны в принципе, ибо человеческая история слишком серьёзное дело, чтобы принадлежать человеку, - она принадлежит Богу. Если бы она безраздельно попала в руки человеческие, она давно бы уже закончилась».

Но история не закончилась. И не закончится, пока

...в наших обителях плачут иконы,

А значит, жива еще вера у нас.

Душе круговую держать оборону!

И мы победим, как бывало не раз.

Валентина Валентиновна Ефимовская, член Союза писателей России, заместитель главного редактора журнала «Родная Ладога»




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. Абазинский : Re: Что есть русская идея и что значит быть русским?
2017-11-08 в 13:28

"- обладать чувством славянского братства;"

Полторы тысячи лет назад часть праславянских племён ушла на восток, в зону проживания финно-угорских племён. Осели здесь, вошли в местный этногенез. Конечно, со "славянами", которые давно уже не те, связь поддерживать нужно. Но почему мы раз за разом отталкиваем свою евразийскую этногенетическую "почву" финно-угров, балто-славян, тюрок?
1. Сант : Re: Что есть русская идея и что значит быть русским?
2017-11-08 в 11:54

Слишком сложно, простите, ув. Автор! Не для современного рафинированного восприятия...

Давайте для начала ограничимся Православием. Есть ли у нас идея, а лучше Абсолютная Идея, которую не люди придумали, а которая существует объективно? Конечно есть! — БОГ,кторый есть ЛЮБОВЬ! Уж как ее ни ломали, ни искажали, ни высмеивали, ни... — а она, эта идея, все жива!

Ну, и в соответствии с этой нашей идеей, целью, задачей, предназначением, основной ценностью /как ни назови!/ базовая наша традиция, на которой должны быть основаны все остальные наши традиции — это память Божия!

Есть и материальное пояснение этой основной Российской традиции — все, что делается без Бога, кончается "как всегда"... И история России, и личные истории каждого только подтверждают эту истину... Если смотреть объективно...

Когда мы о Боге действительно /искренне, всеми силами души, неформально/ вспоминаем? — Только когда гром грянет, или петух клюнет... Тогда Он и приходит на помощь... А когда забываем... Так и живем...
Т. о. нам остается одно — восстановить или создать заново эту основную нашу традицию памяти Божией — и все!
Вот сейчас Вы помните о присутствующем здесь, с нами Господе? Я — забыл...
Работы, конечно, навалом... Но ради Такой цели...
* Так попроще, нет?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме