«Мы предлагаем три главных принципа новой философии образования»

В рамках XХI Всемирного русского народного собора завершила работу секция «Русская идея в истории и современной литературе»

01.11.2017
Вчера, 31 октября, в рамках Собора завершилась работа секции «Русская идея в истории и современной литературе» в Союзе писателей России, которую возглавили заместитель Главы ВРНС В.Н.Ганичев и епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». 

В процессе обсуждения повестки дня выступили лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Ю.М.Лощиц, сопредседатель Союза писателей России Н.Ф.Иванов, член бюро Президиума ВРНС, профессор МГУ С.В.Перевезенцев, писатели Я.М.Мустафин, В.А.Гурковский, Г.П.Калюжный (Москва), А.Громов (Самара), А.В.Кирилин (Барнаул), В.Ю.Ерофеева-Тверская (Омск), профессор, руководитель информагентства «ANNA-NEWS» М.М.Мусин, профессор, доктор педагогических наук Е.П.Белозерцев (Воронеж), доктор технических наук, профессор С.И.Кузнецов, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, профессор В.М.Гуминский, поэты Борис Орлов (Санкт-Петербург), Валентина Ефимовская и Галина Вовченко (Кировоград) и др.

В работе секции участвовали делегаты Собора Ямало-Немецкого автономного округа, Перьми, Алтая, Омска, Минска, Калмыкии, Мордовии, Карачаево-Черкесии, Тувы, Пензы, Мурманска, Белгорода, Санкт-Петербурга, Калуги, Курска, Николаева, Донецка, Луганска, Харькова, Тулы, Орла, Архангельска, Калининграда, Коми, Брянска, Рязани, Самары.

По итогам была принята Резолюция:

Мы, участники секции ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития», понимаем историю, литературу, культуру России и русского народа как целостное явление, сложившееся на основе Православного миросозерцания и миропредставления, положительного опыта духовной, бытовой и творческой деятельности русского народа на протяжении всей своей истории. Мы признаем примат культуры над экономикой и политикой, считаем, что положительно духовно-культурное бытие народа обеспечит его материальное процветание.

Одна из важнейших задач — поддержание традиционных форм вероисповедания, с приоритетным отношением к Православию в качестве духовно- и государствообразующей Веры, ставшей фундаментом созидания государственной идеологии и формирования базовых ценностей русской культуры. Мы признаем необходимость и всемерно развиваем братское единство Православия с традиционными религиями России (исламом, буддизмом и др.) во имя общего процветания российского народа.

Сегодня Собор осуществляет всестороннюю деятельность, направленную на возрождение, сбережение и развитие ценностных, культурно-иерархических нравственных категорий и принципов в общественном сознании. Необходима непримиримая и беспощадная борьба с разлагающей общество всеядностью, смешанностью моральных установок, проповедью «равноправия» мнений и явлений суб- и псевдокультурного рода в отношениях с исторической культурой России.
 
1. Участники Собора считают необходимым обеспечение твердой государственной политики в области культуры, совершенствование и укрепление государственных и общественных форм поддержания культурной деятельности, всех традиционных и положительных видов творческих объединений деятелей культуры, стремящихся к упрочению духовной целостности и политической монолитности русского общества.
 
2. Участники Собора считают, что народ обязан отстаивать приоритетное положение русского языка в сложившихся формах употребления, ибо русский язык не только «средство общения», но и носитель Божественной предопределенности в объединении народов в Российское государство, выразитель смысла духовной, предметно-бытовой и политической общности граждан России.
 
3. Участники Собора добиваются цензурных ограничений в области культуры, направленных на устранение из произведений литературы и искусства безнравственного, богохульного и порочного содержания. Общество может быть здоровым и иметь перспективы возрождения, опираясь на чистые нормы поведения и высоконравственные образцы художественного творчества.
 
4. Участники Собора добиваются утверждения в обществе уважительного отношения к опыту отечественной истории и ее наследию. Идея «связи времен», защита целостности культурного достояния должна быть воплощена в поддержке библиотек и музеев, сохранении архивов, сбережении памятников архитектуры, культурных и этнографических заповедников, всемерном развитии исторической науки и искусствознания. Всемерная поддержка лучшим образцам культурного творчества, воспитывающего народ в духе державного патриотизма и национальной преданности.
 
5. Один из самых реальных путей вывода России из системного кризиса — максимальное и скорейшее развитие сферы науки и образования, которые в результате способны превратить нашу страну в ведущую мировую державу. Наука и образование — это отрасли стратегического значения для народа и Российского государства в XXI веке. 
 
6. Российская система образования (даже в нынешнем ее состоянии) обладает специфическими чертами, свойствами и особенностями, которых нет в образовании других стран. Вполне логично предположить, что эта специфика российского образования является следствием неких глубинных черт национального характера, выработанных в ходе тысячелетней истории русского народа. Акцент в данном случае делается именно на русском народе потому, что именно русский народ во все времена был государствообразующей нацией, составлял большую часть населения России, да и сегодня русские — это 85% всего населения современной Российской Федерации.
 
7. Для того чтобы Россия смогла осуществить прорыв в области науки и наукоемких технологий, необходимо не просто сохранить, но развить и приумножить национальные особенности российской системы образования. Именно этот фактор способен обеспечить подъем России во всех остальных областях, а вовсе не попугайское подражание системам образования иных стран. Национальные особенности российской системы образования заключаются в следующих условиях:
 
— Доступность, всеобщность, обязательность и максимальная государственная поддержка. Эти принципы стали завоеванием не одного столетия развития отечественного образования. К примеру, в конце прошлого века (с 1880 по 1897 гг.) годовое количество только учащихся гимназий возросло с 75 до 220 тысяч (почти в три раза!), а к концу века в России было уже более миллиона (!) людей с гимназическим образованием. Причем дети дворян составляли меньше половины гимназистов (и студентов, кстати). В годы Советской власти шло неуклонное увеличение статуса обязательного образования — от начального до десятилетнего. И то, что в последнее время мы год за годом отказываемся от уже достигнутых высот, свидетельствует лишь о болезненном состоянии нашего общества. Полный перевод образования на “рыночные отношения” разрушает систему образования, а, по большому счету, отнимает у государства и народа его будущее.
 
— Сохранить и развить основное содержание образования. Специалистам в области образования хорошо известно, что ни в одном развитом государстве современного мирового сообщества нет столь глубоких и широких школьных программ по самым важным предметам (история, литература, русский язык, математика, физика, химия, биология и др.), какие во все времена существовали в России. Именно эта многопрофильность отечественной школы и создавала тот необходимый культурно-исторический и научно-методический фон, на котором воспитывались специалисты в разных сферах знания, способные к оригинальным, нетипичным решениям. Ведь человек, обладающий знаниями в разных областях науки, видит зачастую те взаимосвязи явлений окружающего мира, которые недоступны узкому специалисту.
 
— Особое внимание следует обратить подготовку будущей военной элиты, развивать кадетское образование, принять, наконец, Концепцию кадетского образования в Российской Федерации, поддержать Проект «Большая семья».
 
8. Участники Собора считают, что сегодня необходимо выработать новую философию образования. Ведь сегодня главная беда и отечественного образования, как системы, и отечественной педагогики, как науки – в отсутствии общепринятых философских и методологических принципов. И эта философия образования должна основываться на базовых, выработанных тысячелетней историей развития России, ценностях. Тех ценностях, которые олицетворяют собой архетипические черты российского общества в целом и русского народа, в частности. Ибо главная задача новой философии образования — возвращение в нашу жизнь великого духовного смысла бытия. Это можно осуществить только в русле православного вероучения и с опорой на лучшие достижения русской культуры.
 
Мы предлагаем три главных принципа новой философии образования:
 
— Православное миросозерцание, как методологическая основа и системы образования, и педагогики, как науки. В данном случае подразумевается, что Православие — это не просто один из предметов обучения. Все предметы преподаются, как осмысленные сквозь призму православного миросозерцания. При этом, предмет под условным названием “основы православного вероучения” вполне может преподаваться и как отдельный предмет. Более того, вполне возможным, и даже необходимым видится преподавание основ и истории иных религий, но осмысленных с позиций православной методологии.
 
— Патриотизм, любовь к Отечеству, идея служения Отечеству. Россия по своей природе, географии, истории, складу народного характера — великая держава.
 
Поэтому в общественное сознание и, в частности, в философию образования необходимо возвратить идеал Великой России, великого Отечества, как одну из составляющих общего понятия великого смысла бытия и как высшую ступень выражения коллективистского, общинного характера русского сознания.
 
— Идеал свободной, нравственно ответственной личности. Истинно свободная личность лишь та, которая понимает пределы своей свободы. Следовательно, настоящая свобода начинается только тогда, когда человек знает о существовании неких очень жестких границ, которые он не имеет право переступать.
 
Границы эти были сформулированы в Десяти заповедях — Божественных правилах человеческого общежития, и Заповедях блаженства, которые принес людям Спаситель, даровавший и “новую заповедь”: “Да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга... Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Иоанн. 13:34; 15: 13). Нравственные заповеди, заложенные Господом в сердце человека, в русском консерватизме всегда считались источником цельности человека. Все остальные свойства человека, в том числе и разум — воспринимались как продолжение его нравственной, Божественной сущности. И недаром русская религиозно-философская мысль с древних времен придерживалась восходящего еще к отцам церкви учения о наличии свободы во “внутреннем человеке” на его спасительном пути к Богу под действием Благодати Святого Духа. Обоснованием подобного понимания сути человеческой свободы стали евангельские слова: “И познаете истину, и истина сделает вас свободными” (Ин. 8:32).
 
Участники Собора видят будущее России и русских людей в сильном государстве единой многогранной культуры, ясно и всесторонне выражающем весь исторический опыт духовного созидания. Но сила и дух великого духовного и культурного наследия предков должны быть дополнены современным опытом русской жизни в положительном и созидательном смысле ее содержания.
 
 
 
 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий