Сегодня мы чтим память преподобного Иосифа Волоцкого (в миру Иоанна Санина). Он родился 14 ноября 1440 года (по другим данным – 1439 года) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии). Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению.
Величайшим подвигом преподобного Иосифа стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни. Как святые отцы и учители Вселенской Церкви изложили догматы Православия, возвышая свой голос против древних ересей, так святому Иосифу возвещено было Богом противостоять лжеучению жидовствующих и создать первый свод русского православного Богословия – великую книгу «Просветитель».
Преподобный Иосиф был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства. Он один из вдохновителей учения о Русской Церкви как преемнице и носительнице древнего Вселенского благочестия: «русская земля ныне благочестием всех одоле». Идеи преподобного Иосифа, имевшие огромное историческое значение, были развиты позже его учениками и последователями. Из них исходил в своем учении о Москве как Третьем Риме старец Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии».
Сегоднямы вспоминаем князя Бориса Алексеевича Голицына (1654-1714), дядьку-воспитателя Государя Петра I, наместника Казанского и Астраханского царств. Сын князя Алексея Андреевича Голицына (1632—1694) и Ирины Федоровны (ум. 1698), урожденной княжны Хилковой. Принадлежал к третьей ветви рода князей Голицыных, основателем которой был его отец.
После Нарвского погрома Царь Петр поручил Голицыну набор и формирование 10 драгунских полков. Назначенный затем воеводой и наместником Казанского и Астраханского царств, Голицын не предупредил в 1705 г. астраханского бунта и за это был отстранен от должности. Голицын умер 18 октября 1714 г. в монастыре Флорищева пустынь Владимирской губернии, приняв за несколько месяцев до смерти монашество (монах Боголеп).
Также сегодня день памяти видного русского государственного деятеля и дипломата графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, скончавшегося 18 октября 1881 года.
В 1846 г. Муравьева назначили тульским военным и гражданским губернатором. Уже тогда он обратился с адресом к Императору Николаю I, предложив отменить крепостную зависимость крестьян. В 1847-1861 гг. Муравьев занимал пост генерал-губернатора Восточной Сибири. В этой должности он проводил активную политику освоения и изучения восточно-сибирских земель, оказал содействие Г.И.Невельскому в его исследованиях устья Амура и открытии России свободного пути к Тихому океану. В 1858-1860 гг., благодаря решительности Муравьева, осуществлявшего хозяйственное освоение и фактическое занятие Уссурийского края военными силами, удалось подготовить почву для подписания Айгунского (1858) и Пекинского (1860) договоров, по которым территория, находившаяся в совместном владении России и Китая, вошла в состав Российской Империи. В 1858 г. Муравьев получил за свои заслуги перед Отечеством титул графа и приставку к фамилии «Амурский». В 1861 г. граф вышел в отставку и был назначен членом Государственного Совета.
Также мы вспоминаем Якова Петровича Бакланова (1808-1873), военачальника Донского казачьего войска, генерал-лейтенанта, героя Кавказской войны. Пребывание Бакланова на Кавказе, с 1845 по 1853 гг., представляет целый ряд мелких и крупных, нередко весьма опасных столкновений с горцами, доставивших ему блистательную боевую репутацию и, кроме прочих наград, орден св. Георгия 4-й степени. За это время он дослужился до чина генерал-майора, а в 1853 г. назначен начальником всей кавалерии левого фланга Кавказской линии. Особенные отличия оказал Бакланов в 1855 г., командуя особым кавалерийским отрядом, наблюдавшим за северной стороною крепости Карса. Имя его приобрело огромную популярность в войсках; неутомимость и предприимчивость его не знала пределов.
Во время самого штурма Бакланов находился в колонне генерала Базина, наступавшей на Чахмахские высоты, и, при общем отступлении, последним вышел из редутов, где заклепал орудие и взял два знамени. С 1857 г. Бакланов был походным атаманом донских казаков при Кавказской армии; в 1860 г. произведен в генерал-лейтенанты, а в 1863 г., в разгар польского мятежа, командирован в Вильну, в распоряжение генерал-губернатора М.Н.Муравьева. Сначала он заведовал всеми донскими полками в районе Виленского военного округа, а затем ему поручена в управление Августовская губерния, по дремучим лесам которой бродили многочисленные банды инсургентов. Через 2 недели по прибытии его туда, водворилось там всеобщее спокойствие, достигнутое как энергическим преследованием вооруженных скопищ, так и разумными административными мерами, но вовсе не жестокостью, как о том старались распространять слухи.
В этот день 1898 года скончался поэт Яков Петрович Полонский. Он родился в 1819 году в семье бедного чиновника. Окончив гимназию в Рязани (1838 г.), поступил на юридический факультет Московского университета. Сблизился с А.А.Григорьевым и А.А.Фетом, познакомился также с П.Я.Чаадаевым, А.С.Хомяковым, Т.Н.Грановским. В журнале «Отечественные записки« в 1840 г. опубликовал первое стихотворение. Участвовал в студенческом альманахе «Подземные ключи».
Литературное наследие Полонского очень велико и неравноценно, включает в себя несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы, романы, рассказы. Первый поэтический сборник — «Гаммы» (1844 г.). Небольшая часть стихов Полонского относится к так называемой гражданской лирике («Признаться сказать, я забыл, господа», «Миазм» и другие). Стихотворение «Узница» (1878 г.) он посвятил Вере Засулич. На склоне жизни обращался к темам старости, смерти (сборник «Вечерний звон», 1890 г.). Среди поэм Полонского наиболее значительна поэма-сказка «Кузнечик-музыкант» (1859 г.).
С 1860 г. и до конца жизни на квартире поэта по пятницам собирались ученые, деятели культуры и искусства на встречах, получивших название «Пятницы» Я.П.Полонского. Консерватор и православный, в конце жизни Я.П.Полонский выступал против критики Церкви и государства со стороны Льва Толстого. В 1895 по поводу вышедшего за границей сочинения Толстого «Царство божие внутри вас» Полонский напечатал в «Русском обозрении» (№ 4—6) полемическую статью «Заметки по поводу одного заграничного издания и новых идей графа Л. Н. Толстого».
Эта статья полностью опубликована в разделе Этот день в Русской истории