Нобелевская премия по экономике присуждена американцу Ричарду Талеру за исследования в области поведенческой экономики, объявила Шведская королевская академия наук, сообщает РИА Новости.
Талер работает в Чикагском университете. Он разработал анализ принятия экономических решений, исходя из психологически обоснованных предположений, отмечается в сообщении для прессы. Изучая последствия ограниченной рациональности, социальных предпочтений и недостаточного самоконтроля, Талер показал, как эти качества человека влияют на индивидуальные решения, а также продемонстрировал, что их можно предсказать.
Он стал одним из основателей быстроразвивающихся сегодня научных направлений - поведенческой экономики и поведенческих финансов.
Комментируя свое награждение, Талер заявил, что постарается потратить денежную часть награды «как можно более нерационально».
Церемония награждения пройдет по традиции 10 декабря, в день кончины основателя премий - шведского предпринимателя и изобретателя Альфреда Нобеля (1833-1896).
Премия по экономике была учреждена шведским Госбанком в 1968 году в память о Нобеле.
Четыре из пяти наград - в области физиологии или медицины, физики, химии, литературы и экономики - будут вручены в Стокгольме. Премия мира, согласно воле ее основателя, вручается всегда в Осло также 10 декабря.
Сумма каждой премии составит девять миллионов шведских крон (миллион долларов США). В 2017 году число кандидатов на вручение Нобелевской премии составило 317 человек.
Решение Шведской королевской академии наук проанализировала в интервью «Русской народной линии» известный специалист в области информационных технологий, заведующая кафедрой информатики Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук Ольга Викторовна Китова:
Поведенческая экономика как раздел когнитивной экономики развивается достаточно давно, и первой Нобелевской премией по экономике в 2002 году за работы в этой области был награжден психолог Даниэль Канеман «за применение психологической методики в экономической науке, в особенности - при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределённости» (совместно с В. Смитом). Д. Канеман считается одним из основоположников поведенческой экономики и финансов, он известен своей работой, выполненной совместно с Амосом Тверски и другими авторами по теории перспектив и по установлению когнитивной основы в использовании эвристик. Теория перспектив - экономическая теория, описывающая поведение людей при принятии решений, связанных с рисками, теория описывает процесс выбора из нескольких альтернатив, вероятности различных исходов в которых известны. Теория перспектив утверждает, что люди склонны переоценивать низкие вероятности возникновения альтернатив и недооценивать высокие вероятности.
Все это давно известные вещи, и на кафедре информатики Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова читается дисциплина «Когнитивная экономика», в рамках которой изучается поведенческая экономика и финансы, в том числе и работы Д.Канемана и А.Тверски. Поведенческая экономика находит применение на практике, в частности, в маркетинге и продажах.
Когнитивная экономика включает в себя не только поведенческую экономику, но и вопросы применения информационно-аналитических и интеллектуальных технологий, анализ больших данных для изучения поведения потребителей. Не секрет, что информационные системы накапливают и хранят различную информацию о потребителях - что, когда и где приобрел покупатель, на какую акцию и рекламу реагирует, особенности его поведения. В хранилищах и базах данных на каждого человека составляется досье, включающее его социально-демографические характеристики, частоту и размеры покупок, реакции на рекламные воздействия и т.д. Все эти факты давно известны.
Работы Талера внесли определенный вклад в развитие поведенческой экономики, но не он является ее основоположником. В частности, он исследовал последствия ограниченной рациональности, социальных предпочтений и недостаточного самоконтроля на принятие экономических решений. Он известен как теоретик в области финансового и экономического поведения благодаря совместной работе с Д. Канеманом и А.Тверски и как автор так называемой «теории подталкивания» (Nudge theory, «управляемого выбора»). В целом же работы Талера не являются фундаментальными и основополагающими, и не отвечают на животрепещущие вопросы современной экономики, находящейся в кризисе. Так происходит не первый год, потому что на Западе «дурным тоном» считается изучать природу современного капитализма и тот глубокий кризис, в котором он находится.
Считаю, что в России есть экономисты, более достойные Нобелевской премии. В своих исследованиях Сергей Глазьев, Михаил Хазин и другие отечественные экономисты исследуют более серьезные проблемы.
Академик Сергей Юрьевич Глазьев (автор более 300 трудов по экономике) установил неизвестную ранее закономерность смены технологических укладов, каждый из которых представляет воспроизводящуюся целостность технологически сопряжённых однородных по техническому уровню производств, в процессе развития мировой и национальных экономик. С.Ю. Глазьев исследовал жизненный цикл технологических укладов и длинные волны в экономическом развитии, что является выдающимся вкладом в экономическую теорию.
Российский экономист Михаил Леонидович Хазин на основе теории разделения труда исследовал природу современного кризиса и предсказал его ход и последствия. Рост разделения труда в замкнутой экономической системе имеет пределы, экономическим следствием этого ограничения является необходимость ее расширения для продолжения развития и углубления разделения труда. Невозможность дальнейшего расширения экономической системы, которая охватывает сегодня практически весь земной шар, приводит к кризису развития, который принципиально отличается от традиционных циклических кризисов перепроизводства, которые подробно описаны как в рамках марксистской политэкономии, так и в рамках западной теории экономикс. Этот кризис получил в теории М.Л.Хазина название кризиса падения эффективности капитала, поскольку его внешнее проявление - быстрое падение возможности воспроизводства капитала, естественного получения прибыли от него. Академик С.Ю. Глазьев назвал М.Л. Хазина одним из специалистов, которые задолго до мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году, спрогнозировали его в своих работах, в частности в книге ««Закат империи доллара и конец Pax Americana».
Считаю, что Сергей Глазьев, разработавший теорию смены технологических укладов, и Михаил Хазин, разработавший теорию кризиса падения эффективности капитала, более достойны Нобелевской премии, чем Ричард Талер, который не является создателем поведенческой экономики, а просто развил это направление.
Почему на Западе игнорируют русскую экономическую школу? Немалая часть российских либеральных экономистов, особенно ученики и последователи Е.Т.Гайдара, ничего нового не предлагают, являясь апологетами западного подхода к экономике - экономикс. Они компиляторы, а не исследователи. Но есть экономисты, пребывающие в тени и критикуемые гайдаровской либеральной экономической школой, чьи исследования весьма интересны. В России степень свободы экономической мысли намного шире, чем в США и в Западной Европе. На Западе запрещено говорить о кризисе и о кончине капитализма.
Тем не менее, мы живем в эпоху глобального экономического кризиса, поэтому было бы логичнее вручить Нобелевскую премию экономистам, которые объясняют природу кризиса и показывают выход из данной ситуации. Именно русская экономическая школа исследует причины кризиса, и ищет пути выхода из него. Наши экономисты, не скованные западной цензурой, не боятся потерять работу за слова о кончине капитализма. В России на Московском экономическом форуме спокойно обсуждают данные проблемы и новую экономическую формацию.
Нобелевские премии по экономике в наше время вручают за мелкие работы, потому что на Западе существует строгий запрет на разговор о реальных и актуальных проблемах. В прошлом году Нобелевская премия по экономике досталась Оливеру Харту и Бенгту Хольмстрёму за развитие теории контрактов - комплексной основы для анализа многих проблем в структурах контрактов, вроде обусловленной результатами деятельности платы высшему менеджменту, отчислений и доплат по страховке, и для приватизации государственного сектора экономики. Вызывает только смех! Работы лауреатов не отвечают на вопрос: как жить дальше? На Западе ненавидят русскую экономическую школу, демонизируют Россию, пытаясь низвести нас до уровня варваров. И это при том, что Советский Союз продемонстрировал мощный экономический рост и развитие науки, которые никому не снились, никто в мире таких результатов никогда не достигал. Единственное желание Запада - чтобы нас не было. Поэтому нет ничего удивительного в происходящем.
4. Re: Глазьев и Хазин более достойны этой премии, чем Талер
3. Re: Глазьев и Хазин более достойны этой премии, чем Талер
2. Re: Глазьев и Хазин более достойны этой премии, чем Талер
1. Re: Глазьев и Хазин более достойны этой премии, чем Талер