«Не каждое страдание есть крест»

Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Успенского кафедрального собора в Ташкенте и принял участие в торжественном акте, посвященном 145-летию Ташкентской епархии

0
393
Время на чтение 7 минут
В воскресенье, 1 октября, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Успенского кафедрального собора в Ташкенте в связи с завершением ремонтно-реставрационных работ, сообщает Патриархия.ru. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в новоосвященном храме.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Сергий Стаценко, настоятель храма святого Александра Невского в Ташкенте, проректор Ташкентской духовной семинарии.

По окончании Литургии митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий от лица духовенства и верующих приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству образ святого равноапостольного князя Владимира.

Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее воскресенье называется неделей после Воздвижения, и в этот день мы продолжаем вспоминать крестные страдания Спасителя. За богослужением читается отрывок из Евангелия от Марка, в котором содержатся самые, может быть, пронзительные слова Нового Завета. Нам они относительно понятны, потому что крестная жертва Спасителя уже совершилась, Христос воскрес, излилась благодать Святого Духа в день Пятидесятницы, и вот уже 2000 лет Церковь живет в истории. Но как же, наверное, трудно было понять смысл этих слов тем, кому они были обращены! А слова такие: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мк. 8:34).

Крест был символом самого страшного страдания. На кресте распинали римские завоеватели, поэтому смерть на кресте была не только мучительной, но и позорной. Не было ничего более страшного, чем крест. Но именно о кресте Господь говорит своим слушателям, тем самым иудеям, которые никак не могли принять послание о кресте — в силу своего жизненного опыта, своих взглядов, как религиозных, так и политических.

А еще Господь говорит: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя". Тоже странно — что значит "отвернуться себя"? Как человек может отвернуться себя? Человек устроен так, будто является центром вселенной: все вокруг него, у него нет другого видения мира, как только через самого себя. Наше зрение, наш разум, наш слух — это то, что принадлежит нам. Через эти органы чувств мы видим мир. Через разум мы познаем мир. Не было бы разума, не было бы слуха, не было бы зрения — не было бы для нас и мира. Как же можно отвергнуться себя? Но Господь говорит эти удивительные слова. Конечно, они не всеми были поняты, но их смысл был раскрыт самой крестной жертвой Спасителя, — когда стало ясно, что именно через страдания, через крест Господь очищает род человеческий от греховной скверны.

Не каждое страдание есть крест. Например, если человек, который злоупотребляет алкоголем, в состоянии алкогольного опьянения садится за руль и кого-то убивает, после чего оказывается в тюрьме, то это не крест — это просто наказание за беззаконие и за распущенность. Тот, с кем это произошло, сам навлек на себя беду. Крест возлагается на человека свыше. Почему? Да потому что, преодолевая скорби и страдания, мы мобилизуем все свои силы, и каждый это знает. Если человек заболел, он старается всеми силами вылечиться. Если он попал не по своей вине в тяжкие жизненные обстоятельства, он стремится из них вырваться. Страдания являются огромным вызовом для человека, и, реагируя на них, человек мобилизует все свои внутренние силы и непременно меняется к лучшему, если хочет эти скорби преодолеть.

Может, кто-то усомнится в этом и скажет: "Человек может возвышаться через образование, через науку, делая карьеру". Внешне, но не внутренне! Чтобы человек стал внутренне сильным, ему нужно пройти через жизненные испытания. А без этих испытаний он не будет обладать собственным жизненным опытом, он не сформируется как личность — сильная, мудрая, способная работать над самим собой. Вот поэтому Господь и говорит: отвергнитесь себя, то есть меньше служите своему собственному "я", следуйте за Мной, примите Мою волю в свою жизнь, возьмите на себя крест, — чтобы через преодоление скорби возрастать духом.

Эта великая идея опознается не только в религиозном опыте, не только через Церковь и благочестие, через слышание слова Божиего, — эта идея опознается и через человеческий опыт. Мы знаем: если человек с легкостью прошел свой жизненный путь, если у него все было благополучно — родился в богатой семье, был здоров, счастлив, сделал карьеру и никогда не преодолевал скорби, возложенные на него свыше, — то такой человек не имеет мудрости и внутренней силы.

Но преодоление скорбей, несение креста имеет еще и спасительную силу. Как замечательно сказал святитель Феофан Затворник, Сам Христос был Крестоносителем, а потому все, кто хочет идти за Ним, тоже должны нести крест. Через этот крест мы спасаемся, подобно тому, как человек спасается через крест, принесенный Христом, через Его жертву, через искупление грехов рода человеческого.

Величайшая премудрость заложена в этот символ спасения — в крест Христов. И нам нужно стараться принимать возлагаемые на нас свыше кресты с доверием Господу — никогда, ни в коем случае не роптать, никогда не опускать руки, не сдаваться перед трудными обстоятельствами, но, вспоминая крест Христов, мужественно идти по жизни, зная, что крест когда-нибудь с тебя будет снят.

А снимается крест в ответ на наши усилия, на нашу веру, на наше доверие к Богу. Каждый человек проходит через скорби, в каком бы обществе, в каком бы государстве он ни жил. Люди старшего и среднего поколений, жившие в Советском Союзе, помнят, как нас учили, что наступит коммунизм — светлое будущее, счастливая жизнь, когда каждый будет иметь все, что нужно по его потребностям. Но не могли тогдашние философы и политики ответить на простой вопрос: а как же быть со страданиями? Они тоже уйдут? Об этом старались не говорить, как старались не говорить о смерти. Но и смерть, и страдание ― это часть человеческого бытия. Нет человека, который бы не проходил через страдания, и христианское послание помогает людям решать самую, может быть, сложную задачу ― задачу преодоления скорби и страданий в своей жизни.

Вот почему для нас Крест Христов ― это не символ казни, не символ гибели, а символ спасения. И силой крестной мы способны побеждать тяжкие обстоятельства нашей жизни, духовно расти, а значит, следовать за Христом».

В благодарность за труды Святейший Патриарх Кирилл вручил митрополиту Викентию панагию и крест, изготовленные по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира.

В дар новоосвященному собору Святейший Владыка передал икону Христа Спасителя, для храмов Ташкентской епархии ― напрестольные Евангелия.

Затем Святейший Патриарх Кирилл принял участие в торжественном акте, посвященном 145-летию Ташкентской епархии, который состоялся в дворце «Туркистон» в Ташкенте.

Перед началом мероприятия состоялась беседа Первосвятителя с вдовой первого президента Узбекистана Ислама Каримова Т.А. Каримовой.

Участников торжественного акта приветствовал глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. В своем выступлении архиерей рассказал об истории Ташкентской епархии, отметив добрососедские отношения православных верующих и мусульман в Узбекистане.

Глава митрополичьего округа выразил благодарность президенту Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёеву, председателю Комитета по делам религий при Кабинете министров Республики Узбекистан А.А.Юсупову и руководству страны за помощь, оказываемую епархии.

Государственный советник Президента Республики Узбекистан Р.Т. Камилов огласил послание президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева:

«От всей души поздравляем вас со знаменательной датой ― 145-летием Ташкентской и Узбекистанской епархии Русской Православной Церкви.

Особую торжественность празднествам придает участие в них Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ― Предстоятеля Русской Православной Церкви, которая является сегодня созидательной и объединяющей силой, символом веры для огромной части населения планеты.

История деятельности Русской Православной Церкви на территории Узбекистана имеет глубокие корни. Мы высоко оцениваем ее роль в укреплении в стране межнационального и гражданского согласия, дружбы и взаимопонимания между людьми разного вероисповедания.

Испокон веков неотъемлемой частью менталитета узбекского народа была религиозная терпимость. В трудные исторические периоды мусульмане нашего края проявляли милосердие и доброту, оказывали содействие и помощь православным христианам. Сегодня в Узбекистане православие является самой большой конфессией после ислама.

В годы независимости в нашей стране реализуется последовательная государственная политика, направленная на сохранение и укрепление межнационального и межконфессионального согласия. В обществе созданы все необходимые условия для полноценной духовной жизни православных верующих, в том числе построены и отреставрированы многие православные храмы. Безусловно, мы продолжим работу в этом важном направлении. В соответствии со стратегией действия по дальнейшему развитию Узбекистана в 2017-2021 годах в настоящее время осуществляется комплекс мер в целях еще более полного утверждения в нашей жизни толерантности, взаимного уважения и доброты, обеспечения защиты прав верующих.

Сегодня, когда во всем мире усугубляются различные конфликты и противостояния, возрастают угрозы мирной жизни и безопасности, особое значение приобретают единение нашего многонационального и многоконфессионального общества, воспитание у молодежи уважения к общечеловеческим ценностям, стремления к знаниям, потребности в духовном самосовершенствовании, укрепление института семьи.

Следует подчеркнуть, что Ташкентская и Узбекистанская епархия Русской Православной Церкви вносит достойный вклад в это благородное дело. Уверен, что и впредь она будет способствовать приумножению духовных традиций сплоченности нашего многонационального народа.

Желаю вам крепкого здоровья, мира и благополучия».

Затем с актовой речью выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

По завершении официальной части состоялся праздничный концерт, в ходе которого музыкальные коллективы из России и Узбекистана исполнили узбекские и русские произведения. В концерте принял участие Государственный академический Кубанский казачий хор.

Торжественное собрание посетили члены официальной Русской Православной Церкви делегации, сопровождающей Святейшего Патриарха Кирилла в ходе визита в Ташкентскую епархию, архиереи, прибывшие на торжества в столицу Узбекистана, духовенство Среднеазиатского митрополичьего округа, послы ряда иностранных государств, представители государственной власти и общественности Узбекистана.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Душевный самонастрой
Новый комментарий от Андрей Х.
07.05.2024 16:12
Гибель династии как пролог Смуты
Новый комментарий от Русский Иван
07.05.2024 16:04
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Человек
07.05.2024 15:54
Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина
Новый комментарий от Русский Иван
07.05.2024 15:50
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от Человек
07.05.2024 15:42
Аресты не изменят коррупционной системы
Новый комментарий от Русский Иван
07.05.2024 15:39
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от Русский Иван
07.05.2024 15:37