Хранитель Православной цивилизации

Архимандрит Георгий (Шестун) о новопреставленном рабе Божием - профессоре Викторе Тростникове

История, как большая полноводная река, несёт свои воды, пронизывая пространство и время. Кто-то плывёт на своих судёнышках поперёк течения, пытаясь наперекор движению не отбиться от своих берегов, кто-то сплавляется на плотах своей жизни, отдавая себя на волю стихии, а кто-то сидит на берегу и удит рыбу, удивляясь её разнообразию и обилию. Но есть и отчаянные, точнее, безумные смельчаки, пытающиеся плыть против течения или изменить течение реки, обратив её движение вспять. И совсем мало тех, кто пытается понять: а Кто даровал нам эту великую реку? Где её начало и куда бегут её могучие воды? Как жить, чтобы её волны не захлестнули и не унесли в небытие бытие мира и нашего народа?
 
К этим немногим и принадлежал Виктор Николаевич Тростников. Он смотрел на пересекающих реку, изучал историю своего Отечества, судьбу своего народа и видел, как Бог являет себя в русской истории. От плывущих по течению он узнавал о разнообразии верований, обычаев, культур разных народов. Следуя за Н.Я. Данилевским, он укреплялся в понимании того, что среди разнообразных культурно-исторических типов, или цивилизаций, своей особой красотой выделяется Православная цивилизация, в которой Господь судил нам жить. Рыбаки, вылавливающие в реке истории различные факты и события, не зная, что с ними делать и как их связать воедино, приносят мыслителю подтверждение и иллюстрации его умозаключений. Виктор Николаевич писал в своих книгах как о безумцах о тех, кто пытается устроить судьбу стран и народов по своей злой воле, ослепших и оглохших в своём безумии.
 
Много книг, более трёх десятков, создано замечательным писателем и мыслителем В.Н. Тростниковым. Все они написаны особым языком. Поражает удивительное сочетание прекрасного литературного стиля, глубина, простота и особая оригинальность мышления, образованность не как многознание, а как присущая великим русским мыслителям мудрость, укоренённая на камне православной веры. Читая Тростникова, очень жалеешь тех несчастных, пусть и титулованных академиков, которые пишут открытые письма в защиту атеизма против Православной Церкви. В книге «Имея жизнь, вернулись к смерти» В.Н. Тростников пояснял, почему даже самые образованные люди иногда не могут оценить красоту, притягательность и спасительность христианской жизни, которой живут миллионы людей. Он писал, что эту жизнь нельзя понять, находясь вне христианства, она открывается только изнутри.
 
Трудно определить жанр книг В.Н. Тростникова. Для интеллектуалов, желающих понять Православие, – это своеобразный «Закон Божий», для политиков – глобальный прогноз о судьбах мира и России, для историков – новая историософия, для церковных людей – призыв к более строгой и спасительной жизни. Автор пишет о хранении того богатства, которое даровал Господь русскому народу: хранении веры и Православной цивилизации. Для школьников и студентов – это учебники жизни, для богословов – ещё одна попытка толкования Священного Писания, для философов – новые страницы в истории философии, для ученых-естествоиспытателей – разговор о вере и науке. Этот список можно продолжать. Для нашего времени – это одни из самых нужных книг, адресованных современному читателю.
 
Интересна и форма изложения: автор никого не пытается убедить, ни с кем не спорит, он размышляет. Его книги – монолог: монолог-проповедь, монолог-откровение, монолог-поучение. Как мы привыкли спорить и разучились слушать! Читая Тростникова, не пытайтесь спорить с автором, сначала дослушайте его до конца. Не придирайтесь к мелочам. Прожив долгую жизнь, в середине которой он обрел Бога, автор как-то в одной беседе признался, что готов отдать все сорок лет жизни вне Церкви за один день христианской жизни с Богом. Он уже может говорить с Богом просто. Монолог – особая, непривычная для нас форма общения. Мы привыкли, что «в споре рождается истина», хотя это и не так: истина – Христос, а в споре рождаются страсти и раздражения. Да и диалог – это способ убедить или навязать свое мнение другому. Господь в своих Откровениях монологичен. Дар слова, которым наделил нас Господь, – не дар говорения, а дар слушания, Он говорит с нами на нашем языке, чтобы мы Его слышали, понимали и «исполняли повеленное» (Лк. 17, 10).
 
Каждый народ, как и каждый человек призван в этот мир исполнить только ему предназначенную волю Божию. Каждый народ несёт свою миссию в этом мире. Одну из книг В.Н. Тростников назвал «Бог в русской истории», главным смыслом другой его книги – «Имея жизнь, вернулись к смерти» – я бы выразил словами «Бог в мировой истории». Анализируя мировую историю, автор напоминает о возложенной Господом на русский народ миссии – хранении веры православной, которую нам надо исполнить, чтобы, имея жизнь, не обратиться к смерти, а наследовать жизнь вечную.
 
Есть у автора книга «Россия земная и небесная», также ставшая источником многих открытий для читателя. И вот теперь Виктор Николаевич покинул земную Россию, чтобы вселиться в России небесной. А мы будем идти дальше с надеждой и ожиданием предстоящей встречи.

Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, настоятель Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, член Союза журналистов России

Виктор Тростников с митрополитом Самарским и Тольяттинским Сергием и архимандритом Георгием (Шестуном) в Самарской Духовной семинарии
 
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Re: Хранитель Православной цивилизации

Книги Виктора Тростникова прекрасны.

Lucia / 02.10.2017
Георгий (Шестун):
Чему мы призваны научить наших детей
Выступление на секции XXIII ВРНС «Защита материнства и детства – фундамент народосбережения России», 17.10.2019 г.
26.10.2019
Мы наблюдаем возрождение православной России!
О прогнозе о.Кураева, согласно которому наша страна вслед за Западом неизбежно пойдет по пути секуляризации
27.03.2019
«Это был интереснейший человек, оптимист, мудрец и настоящая монахиня»
На 60-м году жизни после тяжелого заболевания скончалась известный ученый и педагог монахиня Александра (в миру Марина Владимировна Захарченко)
01.02.2019
Россия - как Иов Многострадальный
Гонения, которые Русская Православная Церковь пережила в ХХ в., - величайший акт испытания веры в истории всего человечества
10.01.2018
Все статьи автора