Как сообщалось, православная общественность Татарстана обратилась к Президенту России Владимиру Путину с просьбой напрямую вмешаться в ситуацию в Татарстане, где детям продолжают навязывать изучение татарского языка.
«Почему, на ваш взгляд, Татарстан пытается проигнорировать слова президента? Должен ли житель национальной республики знать «титульный» язык и в каком объеме?» - с такими вопросами корреспондент
Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что нам навязывают совершенно иной формат межнациональных отношений.
«И это навязывание идет повсюду – от
Москвы до самых до окраин. Местные руководители берут пример с Прибалтики и
Украины. Вот и в Татарстане такая же история. И проблема явно развивается не без помощи неких привластных сил. Местные структуры берут на себя властные полномочия, которые им не полагаются, и через голову нашего президента пытаются что-то сделать. Думаю,
Владимир Путин должен проявить твердость и не допустить такого развития событий. В первую очередь при сокращении часов на русский язык и насаждении национального языка будет нанесен ущерб воспитанию, в том числе духовному. Люди, которые не будут в должном объеме знакомиться с родной литературой и культурой, будут ущербны в своем развитии. И еще важно: русская культура включает в себя духовную составляющую – Православие. То есть, в конечном счете, будет ущемляться православие. Безусловно, ухудшатся и межнациональные отношения, будут нарастать конфликты», - сказал о. Александр.
«Есть вопросы, которые решаются формально в соответствии с законами. А есть вопросы, которые решаются системно, исходя из того, насколько то или иное действие способствует или разрушает единство нашего многонационального народа, которое обеспечивается крепостью и силой нашей русской культуры. Так вот мы не можем смотреть на происходящее в Татарстане равнодушно, потому что это способствует сепаратистским и раскольническим настроениям в национальных окраинах России. Единство культуры – более высокий критерий, чем частные законы, под которые все можно подвести. Это принципиальный системный вопрос и желательно положить ему предел, чего мы и ожидаем от нашего Президента», - подчеркнул он.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что вопрос, почему руководство Татарстана игнорирует слова Путина, надо бы задать руководству республики.
«Вообще-то такое поведение называется сепаратизмом. Это уже не в первый раз происходит. Ладно еще это было в 90-е годы, когда вообще стоял вопрос о существовании единой России. Но при нынешней более сильной власти это странно и даже рискованно со стороны региональных правящих элит. Может, в этом есть какой-то элемент провокации? Потому что мы постоянно сейчас видим провокации в разных политических полях. Может и это попытка расшатать государственное единство. В таком случае, как правило, и начинают пользоваться методами, связанными с национальными языковыми проблемами. В какой степени житель региона должен знать местный язык – это от самого человека зависит, насколько ему комфортно или не комфортно изучать его. Некоторые умудряются, даже живя в других странах – в США, Германии, Франции, вообще не знать государственного языка этой страны. Они живут отдельными анклавами и им это не нужно. В России такой проблемы пока нет, жить совершенно изолированно вряд ли получится», - продолжил он.
«Так что проблему надо решать, но мягко и без принуждения. Человек свободен и должен сам решать, в какой степени он должен знать местный язык – а не принудительно его изучать, если этот язык не родной и не основной в стране», - подчеркнул о. Андрей.
Протоиерей Вячеслав Кочкин, руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии, напомнил, что недавно истек срок договора с Татарстаном, - единственной республикой в составе нашей Федерации, где оставался президент.
«Не знаю, правда, продлили договор или нет. И в Татарстане не мытьем, так катаньем хотят добиться определенных привилегий, бóльших, чем у остальных народов Российской Федерации. Способы достичь это различные – в том числе перечисленные. Но в России уже не 90-е годы, и ельцинский призыв брать столько независимости, сколько можно унести, не актуален. Думаю, эти потуги напрасны – однако хорошо, что наша православная общественность проявила неравнодушие и сообщила о существующих в нашей стране проблемах центральному руководству», - продолжил он.
«Ну а вообще любой принимаемый закон всегда бьет по чьим-то финансовым интересам. Конечно, жаль учителей татарского языка, которые лишатся заработной платы и возможности содержать семьи, - но извините, мы Федеративное государство, на территории которого должны быть единые законы и порядки. Для татар возможность изучать родной язык, конечно, благо, но навязывать это другим нельзя. И здесь должен действовать принцип факультативности. Хочешь ты изучать язык народа, на территории которого проживаешь, - пожалуйста», - добавил о. Вячеслав.
«А если кого-то к этому принуждать, может возникнуть много проблем. Представьте, например, что прожившая всю жизнь в России семья военных, в которой растет старшеклассник, переехала в Татарстан. Сможет ли ученик сдать ЕГЭ по татарскому языку? – Конечно, нет. Так что единое языковое, культурное пространство должно обеспечиваться именно изучением русского языка. Должны быть и единые программы обучения во всех школах – то, чего у нас, к сожалению, пока нет. И создавать дополнительные проблемы не нужно. Думаю, все эти подковерные игры скоро закончатся – центральная власть сейчас у нас сильная, и уж если такие проблемы обнаружились, реакция руководства страны вскоре воспоследует», - заключил священник.
Иерей Святослав Шевченко, председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии, отметил, что Татарстан – один из регионов с национальной спецификой.
«Как и во многих других национальных республиках, как например, Чечня, Якутия, даже в правительстве большинство чиновников – местные жители, носители языка. А я изучал статистику - в Татарстане проживает почти одинаковое количество русских и татар. Разумеется, в нашей стране нельзя никого заставлять изучать язык насильно. Главный язык у нас русский, а национальный в республиках изучают как дополнительный. Поэтому обязательное обучение татарскому языку русских людей - какой-то языковой перегиб», - продолжил он.
«На мой взгляд, в этой ситуации нужно руководствоваться законом. А что в республике игнорируют пожелание президента, неудивительно – в Татарстане так было всегда. Везде президентов упразднили, а там президент остался. В этой республике есть полезные ископаемые, она самодостаточна. Возможно, поэтому и возникают перегибы. Думаю, решать проблему нужно путем переговоров. Если этот регион входит в состав Российской Федерации, он должен подчиняться законам страны. И нельзя заставлять людей изучать язык, который им чужд», - заключил о. Святослав.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, считает, что вопрос о том, нарушают ли власти, Министерство образования и науки субъекта Федерации требования Президента, нужно решать, руководствуясь не только эмоциями.
«Но приведенные факты, конечно, заставляют задуматься, какие отношения существуют между народами, населяющими Россию. Исторически народное единство определялось прежде всего общим языком. Мы помним древнейшую историю человечества, когда человеческое единство было утрачено именно из-за утраты единства языка. А дальше уже появились разные культуры, разные религиозные практики и так далее. Но обеспечивается единство именно за счет языка. Думаю, нет необходимости продолжать говорить о важности сохранения языкового единства - так же, как нет необходимости говорить, какова роль именно русского языка и связанного с ним русского, как бы сейчас сказали, цивилизационного присутствия, культурного влияния на различные регионы – в том числе на Татарстан», - подчеркнул он.
«Сомневаюсь, что где бы то ни было в Российской Федерации можно считать государственным языком какой-либо язык, кроме русского. Это неправильно. Национальный принцип создания государства, придуманный большевиками вместо прежнего, построенного на административно-территориальном принципе, порочен. Это неизбежно провоцирует и приводит к межнациональным затруднениям, когда возникает вопрос: "Как же так, у нас есть какой-то свой язык, а есть некий общий? Мы, конечно, этот общий язык будем учить, но давайте всех заставим выучить и свой язык". Уверен: любая культурная традиция, будь то язык или что-то другое, не только уступает общегосударственной традиции (это норма государства, которое хочет выжить и развиваться дальше), но никогда ни для кого не может быть обязательной, только факультативной. Рискну предложить: вместе с навязыванием местного языка в Татарстане сокращают количество часов преподавания таких формирующих мировоззрение предметов, как история, тот же русский язык, литература, на основании которых строится культурное государственное единство. Именно в параллельности этих процессов обнажается суть идеи – не постижение каких-то традиций, не кусок хлеба учителям татарского языка, а курс на дезинтеграцию – сначала культурную, а потом и политическую», - добавил о. Филипп.
«Мы - граждане единого свободного государства, каждый может жить там, где он хочет, и в этом государстве нельзя никого принуждать к изучению какого-либо регионального культурного обычая. В обязательном порядке – только общегосударственные ценности. И такая безусловная ценность для всего государства – государственный, русский язык», - заключил он.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, отметил, что вопрос изучения национального языка действительно очень сложный, болезненный, который можно решать по-разному – в зависимости от конкретных условий.
«Наверное, если человек живет в национальной республике, тем более, такой крупной, как Татарстан, знать основы языка полезно. Вообще знание языка, хотя бы в основах, почти равнозначно знанию культуры. Например, мы часто обращаемся к греческим, латинским корням, чтобы узнать смысл того или иного понятия. Поэтому знать основы местного языка необходимо. Но объем этого знания – вопрос, который требует обсуждения. Если в республике есть компактные группы русскоязычного населения, навязывать преподавание национального языка в большом объеме неуместно. Если речь идет о часах, выделяемых на изучение татарского языка, а само преподавание ведется на русском, знать основы языка необходимо, но их нужно преподавать в пятом-шестом классах. Но если речь идет о регулярном преподавании в старших классах, мне кажется, это не совсем правильно», - сказал о. Димитрий.
«Есть еще один важный момент: дети охотно изучают предмет, если он им нравится, или, по крайней мере, их родители убеждены, что это важно и полезно. Если же предмет, который не хотят изучать, усиленно навязывают, это вызывает отторжение и даже может вызвать национальный конфликт. Думаю, даже татарские националисты заинтересованы, чтобы люди, живущие в Татарстане, увидели красоту татарского языка, его важность, значение в общеисторическом процессе, а не относились к нему, и в особенности к татарской культуре, с неприязнью. Ну а что касается учителей татарского – это решаемый вопрос. В наше время можно переквалифицироваться и преподавать другой предмет», - заключил священник.