Украина приступила к радикальной реформе образования, которая предусматривает, в частности, окончательное изгнание русского языка из школ. С будущего года классы с преподаванием на языках национальных меньшинств останутся только в младшей школе, с 2020 года украинскими станут и все младшие классы. Русского языка, родного для большей половины населения страны, в государственных школах Украины больше не будет, сообщает
Regions.ru.
«Самое осторожное, что можно сказать по поводу обсуждаемого торжества шовинизма, — это этническая чистка. Ведь почему русские не причислены к «коренным народам» страны? Что они только что понаехали, даже эти люди соврать не решились. Оказывается, их нельзя считать коренными, поскольку у них есть «своё национальное государство» (неправда, но сейчас не о том речь). А Украина для них не своё. Русским почти прямым текстом говорят: или переставайте быть русскими, лишайте своих детей предназначенной им от рождения великой культуры — или валите в свою Россию», - пишет по этому поводу известный публицист Александр Привалов.
«Глухо молчит сама русскоязычная Украина. Запрет родного языка никого не побудил ни выйти на улицы, ни даже публично поспорить.
В прошлый раз, в 2014 году, угроза победителей в «революции гидности» натуго закрутить гайки на языковом вопросе оказалась одним из триггеров для провозглашения
Донецкой и
Луганской республик. Обсуждаемая новация — ещё больший шаг к развалу нынешней державы; не завтра, так послезавтра он больно отзовётся.
Почему молчит русскоязычное большинство, почему молчат даже учителя, на десятки тысяч которых надвигаются тяжёлые беды, понять нехитро. Наступление на русский язык, на русскую культуру и единую с Россией историю шли с первого дня существования новой Украины; иные шаги на этом пути были мерзкими, иные — вполне приемлемыми, но как вода вскипела, большинство русскоязычных так и не заметили», - констатирует публицист.
«Как бы вы прокомментировали окончательное вытеснение русского языка из украинского образования? Какие последствия, на ваш взгляд, он будет иметь? Удастся ли превратить Украину в страну, чуждую России и имеющую с нею не больше общего, чем, скажем, Польша?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил, что Украину никогда не удастся превратить в аналог Польши, потому что большинство русского народа, проживающего в Малороссии, православное, у нас тесные духовные скрепы. Даже для нынешних раздоров потребовалось создавать искусственно «Киевский патриархат», потому что украинцы сохраняют свое православие, - за исключением тех, кто принял униатство и католичество, добавил он.
«Конечно, решение о запрете русского языка в школах говорит о недальновидности руководства страны. И запрещают не только русский, а все национальные языки, кроме украинского. Это уже вызывало протесты со стороны правительств Румынии, Венгрии, Польши, Молдавии и других. И наше государство, конечно, озабочено этим решением. Другое дело, что за эти постмайданные времена террор был жестким, поэтому народ не среагировал. Означает ли это полное смирение? Сомневаюсь. Не думаю, что народ настолько застращали и задавили, что он готов отказаться от русского языка вообще. Это же отказ от всего культурного наследия. Отказываясь от
Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского они выпадут из поля мировой культуры. Вряд ли думающая часть населения Украины этого не понимает», - продолжил священник.
По его словам, промысел Божий не к тому, чтобы народ погиб. Придет время, и все будет сметено вместе с теми, кто это затеял. В свое время Савл услышал слова Господа: «Трудно тебе идти против рожна». Так и тут можно сказать. Правительство Украины может принимать, какие угодно законы, но промысел Божий все выправит.
«И еще надо понимать причины, почему Бог это попустил: из-за охлаждения в вере. Когда люди боятся каких-то земных правителей, врагов и не боятся Бога – это говорит о духовном опустошении. Поэтому остается только ожидать духовного пробуждения», - заключил отец Сергий.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что изгнание русского языка и потеря возможности владеть русским языком для населения Украины означает отсечение от всей тысячелетней традиции и культуры.
«На русском языке все точные науки, все отрасли промышленности. Как украинцы будут работать? Останутся они и без духовной культуры. Потому что святоотеческая литература переведена на русский язык, а русскоязычным людям гораздо легче, чем украинцам, читать даже архаичные тексты», - добавил он.
«Полное размежевание с Россией означает, что Украина займется приобщением к духовности западной. Будут усиливаться униатство и католицизм, им дадут несказанные преференции. Соответственно культура, индустрия, промышленность – все будут тоже ориентироваться на Запад. Скорее всего, в школах активнее будут изучать английский язык. Это окончательный переход на западные рельсы. На украинский язык никто не будет переводить химию, алгебру, физику. То есть их язык будет мовой для болтовни в Раде и на кухнях, и все. Больше этот язык нигде никому не нужен, он не будет никогда востребован ни в одной отрасли. Может, действительно из нынешних гарных хлопцев выйдут прекрасные знатоки англоязычной культуры, но сначала в этой среде должно вырасти несколько поколений. А пока будет полный цивилизационный провал, или попросту – полное одичание», - подчеркнул священник.
«У меня был интересный эпизод в жизни: в студенческие времена я некоторое время прожил в украинском городе Николаеве, это был 1964 год. Я не услышал там ни одного слова на украинской мове - ни в студенческом общежитии, ни на судостроительном заводе, где я работал. Но я слышал украинскую речь по радио и прекрасно понимал. А нынешнюю речь, которую слышу во время прямых трансляций из Рады, я не понимаю совсем. И эти наблюдения подтверждает одна прихожанка, которая родилась в Киеве, как и ее родители. Она тоже говорит, что не понимает современный украинский язык. Так что политика отрыва от русской культуры закончится бескультурьем, падением народа. И руководство страны обрекает на это людей в надежде на то, что их примет Запад, который принимать их не будет. Кому нужны безграмотные и бескультурные люди?» - вопрошает о. Александр.
«И очень жаль, что это происходит с людьми, которые с нами одной крови и культуры. Радует только, что Крым вернули. И, думаю, Донбасса Украине тоже не видать, как своих ушей», - заключил он.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что, к сожалению, в очередной раз разворачивается один и тот же сценарий, результатом которого становится очередной удар по русскому миру, русскому народу, его культуре, потому что народ не существует без языка.
«Если нет возможности из каких-то соображений просто уничтожить народ физически (разбомбить, сравнять с землей), самое надежное – уничтожить его язык. Мы это понимаем как продолжение войны, только уже новыми средствами. К сожалению, нет никакой реакции со стороны ни местного русскоговорящего населения, ни мировой общественности, ни, самое страшное, со стороны России, - кроме, быть может, высказывания отдельных людей, от которых ничего не зависит. И результатом этого станет только одно – как-то надо будет приспосабливаться к новой ситуации. И русский народ, к сожалению, имеет единственное в своем арсенале средство, которое он использует в таких обстоятельствах – терпение, мелкое недовольство происходящим», - продолжил он.
«С другой стороны, мы видим: силы, которые используют наши враги, всегда находят поддержку и хороший, надежный тыл на Западе. У этих сил ярко выраженная антирусская направленность, желание уничтожить Россию, русский народ как основу государства и православие как основу русского народа. А у русских сил такого тыла нет. Печально, что все это происходит. Интересно, что у образовательных реформ на Украине какая-то цель есть. Она прослеживается и всеми читается. В то же время у нас в стране цели образования, образовательных реформ нам неизвестны, и читаем мы их по-разному. Если мы чиновники, говорим одно, если потребители этих реформ – другое. Поэтому, конечно за наших украинских собратьев радостно: да, у них есть цель в реформах. А если ли она у нас – вопрос. И понятно, что хотелось бы пожелать в этой ситуации русскому народу: не терять надежды. Если нет возможности, сил и решимости открыто противостоять происходящему, по крайней мере, скорее к этому приспособиться и выстроить свою жизнь так, чтобы минимизировать последствия этого нового удара в самое сердце», - подчеркнул о. Алексий.
«А нам с вами надо заниматься своей страной. И если мы почему-то сейчас не называем своей страной Украину, нужно хотя бы увидеть собственное будущее в связи с происходящими в мире событиями. И оно - главное наше преимущество. Это стало бы преимуществом и для всего русского мира, который находится за пределами Российской Федерации и так или иначе постоянно испытывает на себе (неважно, где он находится – в Прибалтике или Узбекистане) уколы, удары и ущемления. Может, нам действительно нужно с этого начинать, чтобы наконец посмотреть вперед. Видение будущего должно стать нашим преимуществом по сравнению с теми, кто его не видит – по сути, со всем миром. Хотя, конечно, это будущее наверняка видят, но не говорят о нем ясно и четко те, кто стоит за всеми этими процессами – в том числе, за реформой украинского образования», - заключил он.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, подчеркнул: «Это трагическое и, я бы даже сказал, преступное решение. Проявление самого настоящего шовинизма. Мне кажется, это может вызвать самые тяжелые последствия. Хотелось бы, чтобы были приняты какие-то адекватные меры и со стороны мирового сообщества (хотя ему на самом-то деле на все это наплевать), и со стороны нашего руководства и нашей общественности - народ здесь не должен безмолвствовать».
Он напомнил, что наши народы - братские, это всем и без меня известно. А здесь идет речь о принципе «разделяй и властвуй».
«Боюсь, никому это не нужно, кроме кучки злодеев. Мне кажется, необходимо принять какое-то решение, чтобы сохранить единство народов. Да, это трудная задача. И преступны люди, которые задумывают такие немыслимые потрясения», - подчеркнул священник. Он напомнил поговорку: «Хорошо медведя дразнить, пока он в берлоге сидит».
«Украинские власти могут дождаться, когда народ поднимется. И тогда она на своей шкуре почувствует, что это такое - издеваться над народом. Горе тем, кто это делает», - заключил священник.
Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, отметил, что из близких народов сделали врагов – это беда для всех нас.
«По одному переломать прутики легче, чем целый веник. Для этого и сеют меж нами вражду – как говорится, «разделяй и властвуй». Это тоже попущение Божье – только трудности нас могут вразумить. А сейчас нас разделили, натравили друг на друга. Изгнание русского языка из школ - просто унижение и оскорбление проживающих там русскоговорящих людей. По-другому я это назвать не могу. Больше всего тебя ненавидит тот, кто сделал тебе зло. Совесть у правителей Украины обличает их, жжет. Они не могут сказать: «Простите нас». Это как предатель, который предав, ненавидит того, с кем он так поступил. Украинские власти ненавидят свой народ и лютуют, пытаясь всячески унизить и оскорбить его», - сказал о. Георгий.
«Удастся ли превратить Украину в чуждую нам страну? – Не уверен. Если придет общая беда, она сплотит наши народы. Вот и старец Лаврентий Черниговский говорил, что русский, украинский и белорусский народы будут вместе», - заключил он.