Как известно, несмотря на поручения, данные Президентом Владимиром
Путиным по результатам проведённого им 20 июля 2017 г.
Совета по межнациональным отношениям в г. Йошкар-Оле, и, несмотря на акцент обращения Путина к главам регионов, единственный среди всех остальных глав регионов России, называемый президентом, глава Республики Татарстан Рустам Минниханов никак не отреагировал на это. Вместо него Путину ответил региональный министр МОиН РТ Энгель Фаттахов, что указание Путина Республики Татарстан совсем не касается – якобы здесь в языковом вопросе всё в рамках законов, хотя, как известно, языковой вопрос в образовании наиболее остро стоит именно в этом регионе. Именно здесь все дети независимо от национальности обязаны проходить предмет «татарский язык» по 5-6 уроков в неделю, а русский язык здесь сокращён примерно на треть по сравнению с другими регионами.
Одновременно после публикации данных поручений Путина в открытой печати в региональное министерство МОиН РТ сейчас валом поступают заявления от родителей школьников об отказе от предмета «татарский язык».
Министерство вновь весьма своеобразно отреагировало на ситуацию, распространив
РАЗЪЯСНЕНИЯ с призывом не писать подобные отказы.
Исходя из ситуации, и поскольку свои поручения Путин дал не только главам регионов, но и Генеральной прокуратуре, Общество русской культуры Республики Татарстан и Комитет по защите русскоязычных родителей и учащихся в Республике Татарстан подготовили объёмную структурированную по разделам папку с документами для решения вопроса в Генеральной прокуратуре, сопроводив их письмом с пояснениями, текст которого прилагается – там же и контактные данные заявителей. В частности, в папке в доказательство саботажа поручений Путина и нарушения законов приводится и скриншот упомянутых «разъяснений» регионального МОиН.
Папка отправлена Генеральному прокурору Юрию Чайке накануне 11 сентября 2017 г.
Ниже - текст письма:
В целях реализации Вами поручений Президента РФ по итогам Совета по межнациональным отношениям от 28.09.2017г. направляем Вам для организации проверки случаев нарушения законодательства Российской Федерации материалы, свидетельствующие о многочисленных нарушениях в образовательной системе Республики Татарстан, а именно:
1. В нарушение ч. 2 ст. 29 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" официальные сайты ряда образовательных учреждений Республики Татарстан не обеспечивают открытость и доступность информации о реализуемых образовательных программах на текущий учебный год 2017/2018 г.г. (ряд организаций не содержит информации о реализуемых образовательных программах также за более ранние годы) с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой на общем ресурсе образовательных учреждений (сайт).
2. На официальных сайтах ряда общеобразовательных учреждений указан язык обучения – русский. Вместе с тем, учебные планы этих учреждений, установленные на 2017/2018 г.г. учебный год, а также установленные и утвержденные ранее, составлены в нарушение Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 (с изменениями на 01.02.2012 года) и не соответствуют примерным учебным планам для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения (Приложение 1 – выдержки из Федерального базисного учебного плана; приложение 2 - выдержки из ряда учебных планов школ Республики Татарстан с русским и татарским языками обучения).
3. Изложенное в пункте 2 также нарушает п. 6 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (с изменениями на 31.12.2015 года) (далее – ФГОС НОО) и п. 3 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (с изменениями на 29.06.2017 года) (далее – ФГОС СОО) в части формирования российской гражданской идентичности обучающихся, единства образовательного пространства Российской Федерации посредством установления единых требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, равных возможностей получения качественного среднего общего образования.
4. Более того, указанные в п. 2 учебные планы составлены и утверждены без учета мнений законных представителей обучающихся. Составители данных учебных планов исключили участие законных представителей обучающихся как участников образовательных отношений из процесса формировании основной образовательной программы. Мнения родителей о добровольности изучения государственных языков Республики Татарстан или об отсутствии таковой учтены не были, что нарушило ст. 43 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с её статьями 6 (часть2), 17 (часть 3), 19 (часть 2), 55 (часть 2 и 3), а также нарушило ст.15 ФГОС НОО и ст. 15 ФГОС СОО.
5. Методические рекомендации по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы, направленные Министерством образования и науки Республики Татарстан исх. №1054/15 от 19.08.2015 г. составлены с грубейшими нарушениями ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, не содержат вариантов учебных планов для общеобразовательных учреждений С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ, что нарушает положения, изложенные в Федеральном базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 (с изменениями на 01.02.2012 года) (прил.1 – выдержки из федерального базисного учебного плана; прил.3 – письмо МинОбра РТ 1054/15).
6. Разъяснения Департамента надзора и контроля в сфере образования РТ «Особенности разработки учебных планов общеобразовательными организациями Республики Татарстан на 2017-2018 учебный год» исключают реализацию права участниками образовательных отношений (законными представителями обучающихся и самими обучающимися) на учет их мнения при разработке, согласовании и утверждении учебных планов образовательных учреждений Республики Татарстан. Таким образом, согласно этим Разъяснениям, все законные представители обучающихся и сами обучающиеся Республики Татарстан исключены из процесса формирования основной образовательной программы для себя/своих детей, что нарушает ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст 15 ФГОС НОО и ст. 15 ФГОС СОО. (прил. 4 – разъяснения Департамента надзора и контроля в сфере образования РТ).
7. Многочисленные заявления законных представителей обучающихся на странице Комитета русскоязычных родителей Татарии http://vk.com/club147612517 и публикации в СМИ свидетельствуют о нарушении образовательными учреждениями законодательства Российской Федерации в части участия участников образовательных отношений в формировании основной образовательной программы, то есть, нарушают п. 3 ст. 30 п.3 ст.30 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.15 ФГОС НОО, ст. 15 ФГОС СОО, ст. 43 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с её статьями 6 (часть2), 17 (часть 3), 19 (часть 2), 55 (часть 2 и 3) (приложение 5 – скриншоты обращений родителей, копии публикаций в СМИ).
8. Несмотря на неоднократные обращения законных представителей обучающихся в Министерство образования и науки Республики Татарстан об отсутствии доброй воли в обучении их детей неродному для них татарскому языку, это Министерство игнорирует суть таких обращений, направляет ответные отписки, искажающие реальное положение, а именно «изучение предмета «Татарский язык» в равных объемах с предметом «Русский язык» в настоящее время не противоречит нормативным требованиям федерального законодательства как в сфере образовательной, так и языковой политики» (приложение 6 – ответы Министерства образования и науки РТ).
9. Официальные разъяснения Министерства образования и науки РТ от 07.09.2017 г. вступают в противоречие с поручениями Президента РФ по итогам Совета по межнациональным отношениям от 28.08.2017 «обеспечить добровольность изучения … государственных языков субъектов РФ по выбору родителей» и с официальной позицией Министерства образования и науки РФ (приложение 7 – информационное письмо Министерства образования и науки РФ от 01.09.2017; разъяснения Министерства образования и науки РТ от 28.08.2017).
Просим направить для проведения проверки сотрудников генеральной прокуратуры, исключив участие в проверке сотрудников региональной прокуратуры.
Со своей стороны заявители готовы оказать содействие, организовав участие представителей родительских сообществ Республики Татарстан в проверке.
Председатель Общества русской культуры Республики Татарстан М.Ю.Щеглов
Председатель Комитета по защите русскоязычных родителей и учащихся в Республике Татарстан Э.Ю.Носов
На фото:
Комитет по защите русскоязычных родителей и учащихся в РТ за подготовкой содержимого папки для Генеральной прокуратуры
Эдвард Носов – председатель комитета – за подготовкой сопроводительного письма к папке
Председатель Общества русской культуры РТ Михаил Щеглов