Общение с людьми монахам не мешает

Почему «Правмир» ополчился на древние православные традиции паломничества по святым местам, которые ёрнически названы «духовным» туризмом

Проблемы церковной жизни 
0
1441
Время на чтение 9 минут

Портал «Православие и мир», прикрываясь внешне благочестивыми словесами, ополчился на древние православные традиции паломничества по святым местам, которое он ёрнически называет «духовным» туризмом. 7 августа Правмир опубликовал статью священника Константина Камышанова под хлёстким заголовком «"Духовный" туризм - чума монастырей, но многим обителям нравится». «Монастыри нужно беречь, как реликтовые леса, - с пафосом пишет священник. - Если они станут объектом туристической культуры, подобно пляжу и гостинице, то умрут, как умерла захламленная, чебуречная, музыкальная сочинская набережная и ее отравленное мутное море. Мусор, шаурма и пляжники задушат все. Туристы, как тараканы, сожрали все пространство, от пустынных синайских монастырей до Соловков». Сравнение богомольцев с тараканами весьма характерно для неообновленческих гуру, призывающих возвратиться к традициям первых веков Христианства, а на деле превращающих свою общину в тоталитарную секту, как это, в частности, произошло в Заостровье Архангельской области (см. «Заостровский раскол»).

Священник откровенно глумится над древней традицией: «Экспресс-старцы делают вид, что духовно лечат. А экспресс-больные делают вид, что лечатся. Они нашли друг друга. Пьют экспресс-кофе, едут на экспрессах в экспресс-туры и подключены к экспресс-тарифам. Экспресс-жизнь, экспресс-любовь и экспресс-смерть. Все включено. Все, что НЕ нужно для настоящей жизни».

Этой заметкой Правмир не ограничился. Уже на следующий день на портале было опубликовано интервью с игуменом Петром (Мещериновым), который известен своими неообновленческими высказываниями. Ничтоже сумняшеся, он назвал паломничество по святым местам элементом моды, демонстрацией благосостояния. «Самим таким людям, - самоуверенно заявляет отец игумен, - конечно, это никакой пользы не приносит, это дезориентация - вместо проповеди христианской жизни им предлагается просто откупиться. А что касается монастырей, тут сложный вопрос. Я считаю, что вообще монастыри должны быть закрыты - не только от туристов, но и вообще от всех. Монастырь - это община монахов, которые посвятили себя внутреннему деланию, и любое посещение внешних людей, даже просто когда люди приходят на службу, внутреннему деланию отнюдь не способствует».

Далее следует откровенно неообновленческий перл: «Почему люди едут в монастыри? Видимо, потому, что они не получают должного духовного окормления на приходах. И здесь мы сталкиваемся с проблемой, о которой я говорю уже много лет. У нас нет пастырской педагогики, которая позволяла бы воспитывать в людях подлинную христианскую жизнь. Это, в первую очередь, жизнь внутренняя, жизнь человека во Христе, для которой все церковное составляет лишь средство, помощь, поддержку, и так далее».

Предлагаем вниманию читателей интервью духовных лиц, возглавляющих монастыри. Эти мудрые размышления людей, имеющих самое непосредственное отношение к монастырской жизни, блестяще опровергают очередные неообновленческие инсинуации, направленные на дискредитацию древних традиций паломничества по святым местам, которые якобы противоречат Православию.

Настоятель Спасо-Преображенского монастыря в Рославле епископ Рославльский и Десногорский Мелетий (Павлюченков):

- Представляют ли миряне, приезжающие в монастырь с туристическими целями опасность для внутреннего устроения монашеской жизни монастыря?

- Для внутренней жизни монастыря, для соблюдения устава в монастыре никакой мирянин опасности представлять не может. В большинстве монастырей, насколько я знаю, всегда есть некая часть обители, которая мирянам не доступна. Это внутренняя часть, где живут братья или сестры, там, где они обычно трудятся, где расположены кельи, в которых они проживают. Тут монашествующие живут по тому уставу и тому ритму жизни, принятому в монастыре, и сюда мирян не пускают.

С другой стороны, как может помешать мирянин, когда он пришел в храм на богослужение, будь то женский или мужской монастырь? Любой вполне вменяемый и здравый человек, даже если он не церковный, а просто сторонний наблюдатель, когда заходит в монастырь, старается вести себя тихо, встать где-то в уголке и никому не мешать. При этом богослужение продолжает идти своим чередом.

Если мы поговорим о той статье и священнике, то, с одной стороны, все правда, что написано. Да, бывают и такие туристы-паломники. Они есть, и от них никуда не денешься. Но говорить, что они так влияют на жизнь монастыря - я бы не стал. Их внутренний мир - это другой вопрос. Но монастырю они не могут мешать.

Есть определенная проблема, когда появляются неприлично одетые девушки или парни в шортиках, маечках и шлепках, возмущающиеся, что им не разрешают куда-то пройти. Но это отдельные частные случаи. С другой стороны, если присутствующие там монахи или трудники объяснят такому человеку, что это плохо, то может это ему поможет чему-то научиться. Потому что он, возможно, просто этого не знает.

Вы знаете, в этом году на день преподобного Сергия, будучи в Лавре на богослужении, я был удивлен произошедшим. Мы возвращались после молебна в Успенский собор и проходили через живой коридор людей, берущих благословение. И вот стоят туристы, китайцы и вслед за нашими берут у нас благословение, стараясь вести себя так, как им показалось «положено», так, как это делали остальные. Проблема тут не в туристах или паломниках, а проблема в воспитанных или невоспитанных людях.

- Назвали ли бы Вы «духовный туризм» чумой для монастырей? Как Вам сам термин?

- Тут совместили несовместимое. Туристы собрались поехать по хорошим местам, посмотреть природу, монастырь, памятник Ленину на броневике и прочее. Это туристы едут смотреть достопримечательности.

А что такое «духовные туристы»? Я не понимаю этого термина. Это кто, паломники на «один раз»? Еду я на машине из Москвы через Троице-Сергиеву Лавру. Проезжая, я всегда выхожу из машины, чтобы зайти в Лавру и приложиться к мощам преподобного. Потом сажусь в машину и еду далее. Вот я кто со стороны, паломник, турист или кто? У меня есть возможность где-то побывать, даже проезжая мимо святыни, и не столько помолиться, сколько прикоснуться. И это некое духовное делание. Не обязательно жить в монастыре несколько месяцев для духовного делания.

Или вот хороший пример, недавно привозили мощи святителя Николая. Кто эти люди, которые сели в автобусы и организованно поехали и стояли долгие очереди? Кто-то акафист читал и молился, кто-то о своем думал, но все они прошли к мощам и поехали дальше по своим делам. Это что - туризм или паломничество? Это духовное делание.

А то, что некоторые подменяют духовную жизнь лишь только количеством совершенных поездок к святыням - так это прежде всего недоработки в организации приходской жизни.

А почему это «чума» для монастыря? Почему человек, который едет и хочет приложиться к мощам, например, преподобного батюшки Серафима - почему он турист? Он где при этом согрешает? Мы подменяем понятия, мы притягиваем факты и пытаемся придумать теорию.

То, что пишет автор статьи - это есть. И приводимые автором факты порой сильно раздражают, скажу честно. Но это бывает на любом приходе. На любой приход могут зайти такие «туристы». У нас что, храмы не посещают туристы? Почему мы берем только монастыри?

Или такая проблема: «монахи встречаются с паломниками и общаются с ними». Что такое «встречаться»? В любом монастыре игумен или игуменья ставят на такое послушание определенного брата или сестру, которые занимаются паломниками. Нужно уметь общаться с паломниками. Не каждый монах в монастыре годен к подобному послушанию. Эти люди имеют определенный опыт, в том числе духовный, умеют ответить на вопросы, в том числе «глупые», хотя глупых вопросов на самом деле не бывает.

Даже в древние времена монастыри были и в центре городов. Например, в Греции был монастырь, где монахи в Светлую Седмицу выставляли столы на улицу и ели мясо, потому что люди решили, что мясо есть - это якобы скверно, потому что раз монахи не едят мясо, значит не надо. Монахи такими действиями подкрепляли свою проповедь, а им давали такое послабление.

Но вот еще по поводу приема монахами паломников. Два апостола как-то шли в Эммаус, и им встретился один путник, которому они предложили остаться с ними, поужинать и разделить трапезу. И этим путником оказался сам Христос.

- Может ли помешать монашеской жизни активная посещаемость паломниками монастыря?

- Апостол Павел давно на это ответил: «ни высота, ни глубина - ни что не может нас отлучить от любви Божией». Хочешь спасаться - спасайся. Всегда можно молиться. Громкая музыка играет где-то это, конечно, мешает. Но если ты по-настоящему молишься, то тебе ничего не помешает: ни музыка, ни температура, ни прочие условия. Но при этом повторю, общая невоспитанность паломников может доставлять неудобства.

Бывает и так, что в монастырь едут с корыстными целями, найти какого-нибудь старца, чтобы помог решить тот или иной житейский вопрос. Но мы же при этом не отвергаем старчество как таковое. А как же тысячи паломников, которые ездили к приснопамятному отцу Николаю Гурьянову на остров Залит и которым старец давал многочисленные советы как им поступить? И это были банальные житейские вопросы, совершенно не связанные с духовной жизнью. Но вместе с тем, через решение житейских проблем люди часто смирялись и менялись. А преподобный Серафим Саровский, а праведный Иоанн Кронштадский?

Проблема есть, но мазать все одним цветом и говорить что все это черное - не стоит.

Наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов):

- Как Вы думаете, представляют ли миряне, приезжающие в монастырь с туристическими целями, опасность для внутреннего устроения монашеской жизни, устава?

- Миряне, приезжающие в монастырь с туристическими целями, представляют опасность, если нарушается монастырский устав. Если совершается богослужение в определенное время, люди присутствуют на молитве, то они не мешают совершать богослужения.

Если же нарушается ритм богослужения, если возникает неоправданная поспешность, тогда, конечно, такой туризм сокрушает монашеское устроение.

- Назвали ли бы Вы так называемый духовный туризм «чумой» для монастырей как это сделал один священник?

- Духовный туризм назвать «чумой» никак не могу, потому что люди, которые приходят ко Христу, люди, которые приходят на службу - они получают благословение Божие. Господь благословляет и нас, тех, кто находятся здесь, трудится, молится для созидания внутри себя Царствия Божия. «Чума»? Не знаю, по-моему - это слишком резко, остро и неоправданно.

- Как, по-вашему, монахи должны встречать паломников и общаться с ними?

- Как монахи должны встречать паломников? С любовью. И общаться с ними также с любовью. В монастыре могут быть правила общения паломников и братии, могут быть отдельные помещения, где они могут общаться индивидуально. Могут быть вопросы, которые нужно разрешить в особое время. Может быть, паломники хотят видеть кого-то определенного из братии. В некоторых монастырях есть отведенное время, место, и братия на каждый день, которая и общается с такими людьми.

- Может ли помешать монашеской жизни активная посещаемость монастыря паломниками или туристами?

- Если не изменяется ритм богослужения, если монахи не обедняются внутренне, а наоборот, осознавая свою немощь, отвечают на вопросы, возвещают людям какие-то ответы на их недоумения, то я думаю, все будет в порядке и каждый из нас совершает свое назначение в духовной жизни.

Настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря игумения Елисавета (Жегалова):

- Как Вы думаете, представляют ли миряне, приезжающие в монастырь с туристическими целями, опасность для внутреннего устроения монашеской жизни, устава?

- Я думаю, что мирян надо разделить на две категории: миряне, которые приезжают в монастырь с целью поклониться святыне, насладиться монастырской службой, тишиной и спокойствием - такие паломники никому не мешают.

Если приезжают миряне чисто любопытствующие, и их очень много, то это не очень хорошо для монастыря. Но опасности в таких паломниках для монастыря мы не видим, просто во всем хороша мера.

Бывает и такое, что человеческой души коснется грамотное повествование экскурсовода и человек меняется в лучшую сторону - становится из любопытствующего паломника верующим.

- Как, по-вашему, монахи должны встречать паломников и общаться с ними?

- Монахи должны принимать паломников с радостью! К нам паломники в основном приезжают летом, а зимой их совсем мало. Мы очень рады паломникам, они нам очень сильно помогают. На воскресной литургии много причастников и нам радостно от этого. Бывает суетно, но в основном люди знают, как себя вести, свечки во время службы не передают, «по головам» не ходят, стараются не шуметь.

Мы не должны сейчас отделяться от мира, приветствуем любых паломников вежливо, с благодарностью и любовью. С сестрами я провожу беседы, мы говорим, что наше поведение с людьми должно являть кротость, смирение, любовь, доброту, потому что это тоже большой подвиг. Люди не должны думать, что монахи сердитые и злые.

В то же время, мы не должны сливаться с паломниками, не создавать с ними панибратских отношений. Просто относиться к ним с любовью и продолжать жить своей монашеской жизнью.

- Может ли помешать монашеской жизни активная посещаемость монастыря паломниками или туристами?

- Паломники, конечно, пусть посещают, молятся. В каких-то монастырях есть правильное устройство, где монахи отделены от мирян. Есть территория, где они молятся, куда миряне зайти не могут. Мы тоже не везде разрешаем заходить, поставили таблички. Люди совершенно спокойно воспринимают это и ходят там, где положено, и все. Никто по этому поводу не ругался, у нас такого не было. А храм у нас один, для всех.

Общение с людьми монахам не мешает. Великие святые, архиереи, жили в больших городах, люди им не мешали.

Для экскурсий по монастырю мы выбираем монахинь, которые без вреда для себя общаются с мирянами, это предмет заботы игумена монастыря. Кто на это не способен, того просто не ставят на такую деятельность.

Мы, может быть, находимся в более выгодном положении, у нас естественным образом и уединение и тишина. Но и в больших городах, если для экскурсий и общения с мирянами выделены имеющие особые таланты монахи, остальные могут уединенно молиться, никто им не помешает.

Редакция «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

18. Ответ на 17., Блинов:

В мужских монастырях полно баб, насельники сидят в интернете. Как они вообще там спасаются))

Я знаю одного достойного монаха - игумена Кирилла (Сахарова). Служит он по старообрядческому чину в Москве на Берсеневке возле Театра эстрады (через мосток от Храма Христа-Спасителя).

17. Re: Общение с людьми монахам не мешает

В мужских монастырях полно баб, насельники сидят в интернете. Как они вообще там спасаются))?
Блинов / 25.08.2017, 17:24

16. Ответ на 15., Lucia:

Так как же запретить, когда бабло катит?! )
М.Яблоков / 25.08.2017, 12:09

15. Ответ на 14., М.Яблоков:

Так православные агентства набирают туристов! Вот в чем дело. Главное же бабло...

Так запретить и агентства. Кто у нас только не называет себя православным! Православное кино, православный курорт, православный детский лагерь...
Lucia / 25.08.2017, 09:23

14. Ответ на 13., Lucia:

Так православные агентства набирают туристов! Вот в чем дело. Главное же бабло...
М.Яблоков / 24.08.2017, 13:52

13. Ответ на 11., М.Яблоков:

Свинство, конечно. Но никто же добровольно признается, что он - турист ))

зато агентство проще уличить в том, что оно - туристическое. И паломники не требуют экскурсоводов. В Оптиной пустыни, например, паломниками занимаются монахи, а туристов водят неопрятные женщины без шапочек. В Иверском монастыре на Валдае несколько лет назад видела десятки автобусов, а в ограде - обычная скучающая публика, парочки в обнимку на скамеечках, хохот...
Lucia / 24.08.2017, 13:02

12. Re: Общение с людьми монахам не мешает

Смотря с какими людьми, и смотря каким монахам.

11. Ответ на 10., Lucia:

Свинство, конечно. Но никто же добровольно признается, что он - турист ))
М.Яблоков / 24.08.2017, 10:03

10. Ответ на 9., М.Яблоков:

Паломников и туристов очень просто различить. Паломники молятся и поклоняются. А туристы ходят на экскурсии. Видимо, бедные игумены просто не имеют права запретить экскурсионную деятельность.В одну и ту же паломническую группу записываются как церковные люди, которые едут молиться, так и туристы. Как их отделить? Да и православные себя порой ведут как туристы... Традиции паломничества утеряны, вот в чем проблема! Время агрессивного неофитства.

Просто запретить туристические группы. Нашли тоже - православный бизнес! Свинство одно.
Lucia / 24.08.2017, 09:33

9. Ответ на 7., Lucia:

Паломников и туристов очень просто различить. Паломники молятся и поклоняются. А туристы ходят на экскурсии. Видимо, бедные игумены просто не имеют права запретить экскурсионную деятельность.

В одну и ту же паломническую группу записываются как церковные люди, которые едут молиться, так и туристы. Как их отделить? Да и православные себя порой ведут как туристы... Традиции паломничества утеряны, вот в чем проблема! Время агрессивного неофитства.
М.Яблоков / 24.08.2017, 04:24
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Редакция РНЛ
В будущее с надеждой
Анатолий Степанов встретился с лидером движения «Русофилы» Николаем Малиновым
26.04.2024
Не пойти по пути Украины
О способах противостояния гонениям на Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата
25.04.2024
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
«Зеленский и его банда решили, что теперь у них развязаны руки»
Киевский режим арестовал наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Арсения
25.04.2024
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
Все статьи Редакция РНЛ
Проблемы церковной жизни
Притча о вратах, путях и слугах
Не ошиблись ли мы вратами?
27.04.2024
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Душевный самонастрой
Новый комментарий от Владимир С.М.
07.05.2024 18:32
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский человек
07.05.2024 18:31
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:16
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:04
Рубикон еще не пройден
Новый комментарий от Иван Демид
07.05.2024 17:55
Школа радости – мечта или реальность?
Новый комментарий от Ленчик
07.05.2024 16:58