Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Общение с людьми монахам не мешает

Проблемы церковной жизни / 23.08.2017


Почему «Правмир» ополчился на древние православные традиции паломничества по святым местам, которые ёрнически названы «духовным» туризмом …

Портал «Православие и мир», прикрываясь внешне благочестивыми словесами, ополчился на древние православные традиции паломничества по святым местам, которое он ёрнически называет «духовным» туризмом. 7 августа Правмир опубликовал статью священника Константина Камышанова под хлёстким заголовком «"Духовный" туризм - чума монастырей, но многим обителям нравится». «Монастыри нужно беречь, как реликтовые леса, - с пафосом пишет священник. - Если они станут объектом туристической культуры, подобно пляжу и гостинице, то умрут, как умерла захламленная, чебуречная, музыкальная сочинская набережная и ее отравленное мутное море. Мусор, шаурма и пляжники задушат все. Туристы, как тараканы, сожрали все пространство, от пустынных синайских монастырей до Соловков». Сравнение богомольцев с тараканами весьма характерно для неообновленческих гуру, призывающих возвратиться к традициям первых веков Христианства, а на деле превращающих свою общину в тоталитарную секту, как это, в частности, произошло в Заостровье Архангельской области (см. «Заостровский раскол»). 

Священник откровенно глумится над древней традицией: «Экспресс-старцы делают вид, что духовно лечат. А экспресс-больные делают вид, что лечатся. Они нашли друг друга. Пьют экспресс-кофе, едут на экспрессах в экспресс-туры и подключены к экспресс-тарифам. Экспресс-жизнь, экспресс-любовь и экспресс-смерть. Все включено. Все, что НЕ нужно для настоящей жизни».

Этой заметкой Правмир не ограничился. Уже на следующий день на портале было опубликовано интервью с игуменом Петром (Мещериновым), который известен своими неообновленческими высказываниями. Ничтоже сумняшеся, он назвал паломничество по святым местам элементом моды, демонстрацией благосостояния. «Самим таким людям, - самоуверенно заявляет отец игумен, - конечно, это никакой пользы не приносит, это дезориентация - вместо проповеди христианской жизни им предлагается просто откупиться. А что касается монастырей, тут сложный вопрос. Я считаю, что вообще монастыри должны быть закрыты - не только от туристов, но и вообще от всех. Монастырь - это община монахов, которые посвятили себя внутреннему деланию, и любое посещение внешних людей, даже просто когда люди приходят на службу, внутреннему деланию отнюдь не способствует».

Далее следует откровенно неообновленческий перл: «Почему люди едут в монастыри? Видимо, потому, что они не получают должного духовного окормления на приходах. И здесь мы сталкиваемся с проблемой, о которой я говорю уже много лет. У нас нет пастырской педагогики,  которая позволяла бы воспитывать в людях подлинную христианскую жизнь. Это, в первую очередь, жизнь внутренняя, жизнь человека во Христе, для которой все церковное составляет лишь средство, помощь, поддержку, и так далее».

Предлагаем вниманию читателей интервью духовных лиц, возглавляющих монастыри. Эти мудрые размышления людей, имеющих самое непосредственное отношение к монастырской жизни, блестяще опровергают очередные неообновленческие инсинуации, направленные на дискредитацию древних традиций паломничества по святым местам, которые якобы противоречат Православию.

Настоятель Спасо-Преображенского монастыря в Рославле епископ Рославльский и Десногорский Мелетий (Павлюченков):

- Представляют ли миряне, приезжающие в монастырь с туристическими целями опасность для внутреннего устроения монашеской жизни монастыря?

- Для внутренней жизни монастыря, для соблюдения устава в монастыре никакой мирянин опасности представлять не может. В большинстве монастырей, насколько я знаю, всегда есть некая часть обители, которая мирянам не доступна. Это внутренняя часть, где живут братья или сестры, там, где они обычно трудятся, где расположены кельи, в которых они проживают. Тут монашествующие живут по тому уставу и тому ритму жизни, принятому в монастыре, и сюда мирян не пускают.

С другой стороны, как может помешать мирянин, когда он пришел в храм на богослужение, будь то женский или мужской монастырь? Любой вполне вменяемый и здравый человек, даже если он не церковный, а просто сторонний наблюдатель, когда  заходит в монастырь, старается вести себя тихо, встать где-то в уголке и никому не мешать. При этом богослужение продолжает идти своим чередом.

Если мы поговорим о той статье и священнике, то, с одной стороны, все правда, что написано. Да, бывают и такие туристы-паломники. Они есть, и от них никуда не денешься. Но говорить, что они так влияют на жизнь монастыря - я бы не стал. Их внутренний мир - это другой вопрос. Но монастырю они не могут мешать.

Есть определенная проблема, когда появляются неприлично одетые девушки или парни в шортиках, маечках и шлепках, возмущающиеся, что им не разрешают куда-то пройти. Но это отдельные частные случаи. С другой стороны, если присутствующие там монахи или трудники объяснят такому человеку, что это плохо, то может это ему поможет чему-то научиться. Потому что он, возможно, просто этого не знает.

Вы знаете, в этом году на день преподобного Сергия, будучи в Лавре на богослужении, я был удивлен произошедшим. Мы возвращались после молебна в Успенский собор и проходили через живой коридор людей, берущих благословение. И вот стоят туристы, китайцы и вслед за нашими берут у нас благословение, стараясь вести себя так, как им показалось «положено», так, как это делали остальные. Проблема тут не в туристах или паломниках, а проблема в воспитанных или невоспитанных людях.

- Назвали ли бы Вы «духовный туризм» чумой для монастырей? Как Вам сам термин?

- Тут совместили несовместимое. Туристы собрались поехать по хорошим местам, посмотреть природу, монастырь, памятник Ленину на броневике и прочее. Это туристы едут смотреть достопримечательности.

А что такое «духовные туристы»? Я не понимаю этого термина. Это кто, паломники на «один раз»? Еду я на машине из Москвы через Троице-Сергиеву Лавру. Проезжая, я всегда выхожу из машины, чтобы зайти в Лавру и приложиться к мощам преподобного. Потом сажусь в машину и еду далее. Вот я кто со стороны, паломник, турист или кто? У меня есть возможность где-то побывать, даже проезжая мимо святыни, и не столько помолиться, сколько прикоснуться. И это некое духовное делание. Не обязательно жить в монастыре несколько месяцев для духовного делания.

Или вот хороший пример, недавно привозили мощи святителя Николая. Кто эти люди, которые сели в автобусы и организованно поехали и стояли долгие очереди? Кто-то акафист читал и молился, кто-то о своем думал, но все они прошли к мощам и поехали дальше по своим делам. Это что - туризм или паломничество? Это духовное делание.

А то, что некоторые подменяют духовную жизнь лишь только количеством совершенных поездок к святыням - так это прежде всего недоработки в организации приходской жизни.

А почему это «чума» для монастыря? Почему человек, который едет и хочет приложиться к мощам, например, преподобного батюшки Серафима - почему он турист? Он где при этом согрешает? Мы подменяем понятия, мы притягиваем факты и пытаемся придумать теорию.

То, что пишет автор статьи - это есть. И приводимые автором факты порой сильно раздражают, скажу честно. Но это бывает на любом приходе. На любой приход могут зайти такие «туристы». У нас что, храмы не посещают туристы? Почему мы берем только монастыри?

Или такая проблема: «монахи встречаются с паломниками и общаются с ними». Что такое «встречаться»? В любом монастыре игумен или игуменья ставят на такое послушание определенного брата или сестру, которые занимаются паломниками. Нужно уметь общаться с паломниками. Не каждый монах в монастыре годен к подобному послушанию. Эти люди имеют определенный опыт, в том числе духовный, умеют ответить на вопросы, в том числе «глупые», хотя глупых вопросов на самом деле не бывает.

Даже в древние времена монастыри были и в центре городов. Например, в Греции был монастырь, где монахи в Светлую Седмицу выставляли столы на улицу и ели мясо, потому что люди решили, что мясо есть - это якобы скверно, потому что раз монахи не едят мясо, значит не надо. Монахи такими действиями подкрепляли свою проповедь, а им давали такое послабление.

Но вот еще по поводу приема монахами паломников. Два апостола как-то шли в Эммаус, и им встретился один путник, которому они предложили остаться с ними, поужинать и разделить трапезу. И этим путником оказался сам Христос.

- Может ли помешать монашеской жизни активная посещаемость паломниками монастыря?

- Апостол Павел давно на это ответил: «ни высота, ни глубина - ни что не может нас отлучить от любви Божией». Хочешь спасаться - спасайся. Всегда можно молиться. Громкая музыка играет где-то это, конечно, мешает. Но если ты по-настоящему молишься, то тебе ничего не помешает: ни музыка, ни температура, ни прочие условия. Но при этом повторю, общая невоспитанность паломников может доставлять неудобства.

Бывает и так, что в монастырь едут с корыстными целями, найти какого-нибудь старца, чтобы помог решить тот или иной житейский вопрос. Но мы же при этом не отвергаем старчество как таковое. А как же тысячи паломников, которые ездили к приснопамятному отцу Николаю Гурьянову на остров Залит и которым старец давал многочисленные советы как им поступить? И это были банальные житейские вопросы, совершенно не связанные с духовной жизнью. Но вместе с тем, через решение житейских проблем люди часто смирялись и менялись. А преподобный Серафим Саровский, а праведный Иоанн Кронштадский?

Проблема есть, но мазать все одним цветом и говорить что все это черное  - не стоит.

Наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов):

- Как Вы думаете, представляют ли миряне, приезжающие в монастырь с туристическими целями, опасность для внутреннего устроения монашеской жизни, устава?

- Миряне, приезжающие в монастырь с  туристическими целями, представляют опасность, если нарушается монастырский устав. Если совершается богослужение в определенное  время, люди присутствуют на молитве, то они не мешают совершать богослужения.

Если же нарушается ритм богослужения, если возникает неоправданная поспешность, тогда, конечно, такой туризм сокрушает монашеское устроение.

- Назвали ли бы Вы так называемый духовный туризм «чумой» для монастырей как это сделал один священник?

- Духовный туризм назвать «чумой» никак не могу, потому что люди, которые приходят ко Христу, люди, которые приходят на службу - они получают благословение Божие. Господь благословляет и нас, тех, кто находятся здесь, трудится, молится для созидания внутри себя Царствия Божия. «Чума»? Не знаю, по-моему - это слишком резко, остро и неоправданно.

- Как, по-вашему, монахи должны встречать паломников и общаться с ними?

- Как монахи должны встречать паломников?  С любовью. И общаться с ними также с любовью. В монастыре могут быть правила общения паломников и братии, могут быть отдельные помещения, где они могут общаться индивидуально. Могут быть вопросы, которые нужно разрешить в особое время. Может быть, паломники хотят видеть кого-то определенного из братии. В некоторых монастырях есть отведенное время, место, и братия на каждый день, которая и общается с такими людьми.

- Может ли помешать монашеской жизни активная посещаемость монастыря паломниками или туристами?

- Если не изменяется ритм богослужения, если монахи не обедняются внутренне, а наоборот, осознавая свою немощь, отвечают на вопросы, возвещают людям какие-то ответы на их недоумения, то я думаю, все будет в порядке и каждый из нас совершает свое назначение в духовной жизни.

Настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря игумения Елисавета (Жегалова):

- Как Вы думаете, представляют ли миряне, приезжающие в монастырь с туристическими целями, опасность для внутреннего устроения монашеской жизни, устава?

- Я думаю, что мирян надо разделить на две категории: миряне, которые приезжают в монастырь с целью поклониться святыне, насладиться монастырской службой, тишиной и спокойствием - такие паломники никому не мешают. 

Если приезжают миряне чисто любопытствующие, и их очень много, то это не очень хорошо для монастыря. Но опасности в таких паломниках для монастыря мы не видим, просто во всем хороша мера.

Бывает и такое, что человеческой души коснется грамотное повествование экскурсовода и человек меняется в лучшую сторону - становится из любопытствующего паломника верующим.

- Как, по-вашему, монахи должны встречать паломников и общаться с ними?

- Монахи должны принимать паломников с радостью! К нам паломники в основном приезжают летом, а зимой их совсем мало. Мы очень рады паломникам, они нам очень сильно помогают. На воскресной литургии много причастников и нам радостно от этого. Бывает суетно, но в основном люди знают, как себя вести, свечки во время службы не передают, «по головам» не ходят, стараются не шуметь.

Мы не должны сейчас отделяться от мира, приветствуем любых паломников вежливо, с благодарностью и любовью. С сестрами я провожу беседы, мы говорим, что наше поведение с людьми должно являть кротость, смирение, любовь, доброту, потому что это тоже большой подвиг. Люди не должны думать, что монахи сердитые и злые.

В то же время, мы не должны сливаться с паломниками, не создавать с ними панибратских отношений. Просто относиться к ним с любовью и продолжать жить своей монашеской жизнью.

- Может ли помешать монашеской жизни активная посещаемость монастыря паломниками или туристами?

- Паломники, конечно, пусть посещают, молятся. В каких-то монастырях есть правильное устройство, где монахи отделены от мирян. Есть территория, где они молятся, куда миряне зайти не могут. Мы тоже не везде разрешаем заходить, поставили таблички. Люди совершенно спокойно воспринимают это и ходят там, где положено, и все. Никто по этому поводу не ругался, у нас такого не было. А храм у нас один, для всех.

Общение с людьми монахам не мешает. Великие святые, архиереи, жили в больших городах, люди им не мешали.

Для экскурсий по монастырю мы выбираем монахинь, которые без вреда для себя общаются с мирянами, это предмет заботы игумена монастыря. Кто на это не способен, того просто не ставят на такую деятельность.

Мы, может быть, находимся в более выгодном положении, у нас естественным образом и уединение и тишина. Но и в больших городах, если для экскурсий и общения с мирянами выделены имеющие особые таланты монахи, остальные могут уединенно молиться, никто им не помешает.

Редакция «Русской народной линии»




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 18

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

18. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Ответ на 17., Блинов:
2017-08-26 в 08:07

В мужских монастырях полно баб, насельники сидят в интернете. Как они вообще там спасаются))



Я знаю одного достойного монаха - игумена Кирилла (Сахарова). Служит он по старообрядческому чину в Москве на Берсеневке возле Театра эстрады (через мосток от Храма Христа-Спасителя).
17. Блинов : Re: Общение с людьми монахам не мешает
2017-08-25 в 20:24

В мужских монастырях полно баб, насельники сидят в интернете. Как они вообще там спасаются))?
16. М.Яблоков : Ответ на 15., Lucia:
2017-08-25 в 15:09

Так как же запретить, когда бабло катит?! )
15. Lucia : Ответ на 14., М.Яблоков:
2017-08-25 в 12:23

Так православные агентства набирают туристов! Вот в чем дело. Главное же бабло...



Так запретить и агентства. Кто у нас только не называет себя православным!
Православное кино, православный курорт, православный детский лагерь...
14. М.Яблоков : Ответ на 13., Lucia:
2017-08-24 в 16:52

Так православные агентства набирают туристов! Вот в чем дело. Главное же бабло...
13. Lucia : Ответ на 11., М.Яблоков:
2017-08-24 в 16:02

Свинство, конечно. Но никто же добровольно признается, что он - турист ))


зато агентство проще уличить в том, что оно - туристическое.

И паломники не требуют экскурсоводов.

В Оптиной пустыни, например, паломниками занимаются монахи, а туристов водят неопрятные женщины без шапочек.

В Иверском монастыре на Валдае несколько лет назад видела десятки автобусов, а в ограде - обычная скучающая публика, парочки в обнимку на скамеечках, хохот...
12. Русский Сталинист : Re: Общение с людьми монахам не мешает
2017-08-24 в 13:20

Смотря с какими людьми, и смотря каким монахам.
11. М.Яблоков : Ответ на 10., Lucia:
2017-08-24 в 13:03

Свинство, конечно. Но никто же добровольно признается, что он - турист ))
10. Lucia : Ответ на 9., М.Яблоков:
2017-08-24 в 12:33

Паломников и туристов очень просто различить. Паломники молятся и поклоняются. А туристы ходят на экскурсии. Видимо, бедные игумены просто не имеют права запретить экскурсионную деятельность.В одну и ту же паломническую группу записываются как церковные люди, которые едут молиться, так и туристы. Как их отделить? Да и православные себя порой ведут как туристы... Традиции паломничества утеряны, вот в чем проблема! Время агрессивного неофитства.



Просто запретить туристические группы.
Нашли тоже - православный бизнес!
Свинство одно.
9. М.Яблоков : Ответ на 7., Lucia:
2017-08-24 в 07:24

Паломников и туристов очень просто различить. Паломники молятся и поклоняются. А туристы ходят на экскурсии. Видимо, бедные игумены просто не имеют права запретить экскурсионную деятельность.


В одну и ту же паломническую группу записываются как церковные люди, которые едут молиться, так и туристы. Как их отделить? Да и православные себя порой ведут как туристы... Традиции паломничества утеряны, вот в чем проблема! Время агрессивного неофитства.
8. Т.В. : 6. Lucia
2017-08-23 в 21:20

Это виноваты расплодившиеся туристические фирмы

.
В их роли чаще всего выступают паломнические службы монастырей.
7. Lucia : Re: Общение с людьми монахам не мешает
2017-08-23 в 21:15

Паломников и туристов очень просто различить.
Паломники молятся и поклоняются. А туристы ходят на экскурсии.
Видимо, бедные игумены просто не имеют права запретить экскурсионную деятельность.
6. Lucia : Ответ на 1., М.Яблоков:
2017-08-23 в 20:10

На самом деле проблема "духовного туризма" существует. Посмотрите, во что превратили подворье Давидовой пустыни в Талеже, где святой источник прп. Давида Серпуховского. Все кому не лень прутся окунаться в купель, создаются большие очереди: полуголые девицы и мужики, никакого отношения к Церкви не имеющие с детьми. Святое место превратили в какую-то развлекуху. Тоже самое и в Крещенские купания. О молитве и речи никакой нет. Зачем она нужна? А это вообще-то мужской монастырь. Подобное и в других святых местах происходит. В монастыри и храмы пускают туристов без соотвествующей одежды, женщины в брюках без головного убора... мужики в шортах. Ясно же, что они не молиться пришли. Слава Богу на Афон женщин не пускают, зато всякие артисты стали приезжать, поглазеть. Тусняк у них такой новый появился. Так что проблема есть. Как отделить тех, кто пришел помолиться, от туристов-зевак - не знаю. Но работать надо именно в этом направлении.



Это виноваты расплодившиеся туристические фирмы.
5. М.Яблоков : Re: Общение с людьми монахам не мешает
2017-08-23 в 19:12

Святыня всегда должна быть отделена. Иначе происходит профанирование и обесценивание.
4. Т.В. : Re: Общение с людьми монахам не мешает
2017-08-23 в 16:26

Запрещать желающим посещать монастыри, конечно, нельзя. Но, действительно, проблема есть: спасению монахов вряд ли на пользу общение с миром. Плохо, когда в «брендовых» монастырях на первый план выходит обслуживание туристов-паломников и делается все, чтобы на этом как можно больше заработать – от людских глаз этого не скрыть. Лучше бы думали о том, как увеличить приток достойных насельников в такие монастыри, а не поток посетителей. Понимающие монахи не очень-то стремятся стать насельниками монастырей, где доминантой деятельности становится туристическая составляющая, а пытаются спрятаться в скитах. Но современная цивилизация, плодящая в огромном количестве любителей путешествовать, и там, увы, достанет. Есть еще проблема – мужских монастырей: обслуживающий персонал. Чтобы содержать гостиницы, территорию, работать а трапезной, в церковных лавках, и даже - проводить экскурсии, - нужны женщины - в количестве, многократно превосходящем численность насельников. Приезжают паломники-туристы в такой «брендовый» монастырь и удивленно спрашивают: «А что, здесь монахи живут?!» Видимо, они считают, что приехали в бизнес-центр, предоставляющий услуги по их обслуживанию. «В монастырях – как в миру…» - к тому идем.
3. Андрей Карпов : Re: Общение с людьми монахам не мешает
2017-08-23 в 12:40

Монастыри - это и архитектурные ансамбли и культурные центры. Безусловно, они включаются в туристические маршруты. Не включать? Монахам, м.б., будет проще. Но мир будет в результате такого вычитания более бездуховным.

Есть и проблема духовного туризма. Грань между ним и паломничеством - понятная, но не так уж часто осознаваемая. К паломничеству надо готовится. Как к встрече с дорогим тебе человеком. И не просто человеком, а посланником вечности, всемерно превосходящей нашу реальность. Должен быть трепет внутри. Должна быть особая потребность в этой встрече, должно быть осмысленно, какой результат я должен получить в результате, как мне следует измениться...

Но часто мы этим себя не затрудняем. Да, есть такая мода - приехать, прийти, что называется "поклониться", - в лучшем случае - положить несколько земных поклонов. Поцеловать мощи. И всё. Каким был, таким остался. Каким приехал, таким уехал. Произошла встреча? Нет. Исполнен лишь некий ритуал, при всей внешней видимости благочестия. Сегодня человек едет в одно святое место, завтра - в другое. Создаётся иллюзия, что он ведёт святую жизнь, хотя главное - внутри _- не происходит.

Мы помним из истории, как наши предки рвались к святыням. И мы имитируем это в нашей сегодняшней теплохладности ездой по святым местам. Воспроизводя внешнее, мы как бы заявляем себя наследниками отцов. Но по сути это то же, что ношение сегодня русских народных одежд. Одевая русское платье, девушка участвует в этнографическом действии, это - особый символический акт, но не жизнь, не бытие само по себе. Аналогично и с нынешним "паломничеством". Это не само паломничество, а символ такового.

Наверное, в таком паломничестве есть и свои плюсы... И просто так говорить, что в монастыри ездить не надо, нельзя. Но проблема существует.
2. Апографъ : Re: Общение с людьми монахам не мешает
2017-08-23 в 10:30

От Правмира изначально несёт иудейским каналом. Эдакий отстойник для либеральной образованщины.
1. М.Яблоков : Re: Общение с людьми монахам не мешает
2017-08-23 в 10:17

На самом деле проблема "духовного туризма" существует.

Посмотрите, во что превратили подворье Давидовой пустыни в Талеже, где святой источник прп. Давида Серпуховского. Все кому не лень прутся окунаться в купель, создаются большие очереди: полуголые девицы и мужики, никакого отношения к Церкви не имеющие с детьми. Святое место превратили в какую-то развлекуху. Тоже самое и в Крещенские купания. О молитве и речи никакой нет. Зачем она нужна? А это вообще-то мужской монастырь. Подобное и в других святых местах происходит.
В монастыри и храмы пускают туристов без соотвествующей одежды, женщины в брюках без головного убора... мужики в шортах. Ясно же, что они не молиться пришли.
Слава Богу на Афон женщин не пускают, зато всякие артисты стали приезжать, поглазеть. Тусняк у них такой новый появился. Так что проблема есть. Как отделить тех, кто пришел помолиться, от туристов-зевак - не знаю. Но работать надо именно в этом направлении.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме