itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Главенство мужа в православной семье - это главенство любви к жене, к детям»

Православные священнослужители о семейной жизни россиян

Новости Москвы  Семья 
0
817
Время на чтение 8 минут
Общественное мнение по вопросу о главенстве в семье в последнее десятилетие изменилось кардинально, сообщает ВЦИОМ.

В 2005 году были сильны две позиции: с одной стороны, понимание старшинства по возрастному критерию – 38% россиян видели главой семьи старшего мужчину или, если такового нет, женщину, с другой – точка зрения, что никого не следует ставить выше остальных членов семьи, а все важные вопросы должны решаться совместно в ходе дискуссий – 35%.

В 2017 году приверженцев второй позиции стало почти вдвое больше (60%), тогда как первых, напротив, заметно меньше (20%).

62% граждан, женатых или проживающих вместе без регистрации, говорят, что в их семье нет единоличного лидера, принимающего решения. Однако мужские позиции все еще сильны: 29% признают, что главный в их семье – муж, жену называют только 7%.

Результаты опроса показывают, что семейная жизнь россиян улучшается: различные ее аспекты сегодня устраивают супругов и людей, проживающих в так называемом «гражданском браке», гораздо больше, чем 5-10 лет назад. Так, среди семейных людей почти все довольны отношениями с супругом (96%, в т.ч. 80% они полностью устраивают), тем, как в семье принимаются решения (96%), договоренностями о распоряжении семейным бюджетом (95%), распределением семейных обязанностей (94%). Семейная жизнь в целом также устраивает подавляющее большинство (94%).

«Как бы вы прокомментировали итоги опроса? Есть ли у вас ощущение, что семьи стали счастливее?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института, отметил: «Сказать, что семьи стали счастливее, я не могу».

«На мой взгляд, сегодня многие решения в семье принимают женщины - но все равно на первом месте стоят мужчины, которые и решают судьбу семьи. В 90-е годы многие женщины работали почти даром, или им постоянно задерживали зарплату. А мужчины работать не хотели, предпочитая отгородиться от проблем – в том числе, с помощью алкоголя. Тогда у женщин были преимущества. А сегодня мужчины все-таки в основном работают и проявляют свои лидерские качества. Но возникают вопросы – кто главнее. В некоторых странах Запада есть феминистское течение в богословии. Его последователи, в частности, считают, что слово "Бог" не мужского, а женского рода. На мой взгляд, вопрос "Кто главный в семье?" возник и по этой причине», - продолжил он.

«А мир и Бог там, где супруги принимают решения вместе. Муж приходит с работы и рассказывает, как у него прошел день, какие планы на ближайшее время. Супруга понимает, что он с ней делится – и это очень важно. Важно, и когда супруги вместе завтракают, жена провожает мужа на работу, а встречает его с ужином. Муж в такой семье понимает: его здесь ждут и любят. Если так будет во всех семьях, наступит счастье. Это очень важно не только для самих супругов, но и их детей. Видя мир и согласие в семье, дети начнут уважать родителей. Будет кому, как говорится, подать на старости лет стакан воды», - добавил владыка.

«Если же кто-то в семье начнет стремиться к лидерству, говорить: "Я здесь главный!" - дети, видя нелюбовь родителей друг к другу, не будут любить и их самих. Нельзя соревноваться, кто в семье главнее. В семье главным должно быть слово "мы". И нужно уметь вовремя сказать друг другу: "Прости, я не прав". Любовь и прощение помогут преодолеть все трудности», - заключил епископ.

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что «насколько семьи стали счастливее и стабильнее, можно судить по числу разводов».

«И раз их количество не меняется, значит, это ложное самоощущение. Изменение приоритетов, когда мужчина в качестве главы семьи уходит в прошлое - это тоже характеристика традиций, которые сохраняются осколками. Равное распределение обязанностей ближе людям, которые рассматривают брак как взаимные "партнерские отношения", как принято сейчас говорить, с четким фиксированием обязанностей, материальных в том числе. То есть брак рассматривается как договор, который может быть расторгнут в любое время. И тут речь уже идет не о семье, а о сожительстве. Отношения, которые ни к чему не обязывают людей», - добавил священник.

«Если мы говорим о семейных отношениях и распределении обязанностей, то счастье не в этом, а в том, любят ли супруги друг друга. И слово "любовь" должно звучать первым в отношениях. Если есть любовь, то неважно, кто главнее или оба равны, главное, что они ощущают себя едиными и счастливыми в этом законном супружестве. Но семей, где одинаково любят друг друга, не так много судя по статистике разводов и по тому представлению о семье, которое существует в современном обществе», - сказал о. Андрей.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», отметил, что еще со времен крестьянского общества и большой патриархальной семьи, где главой неминуемо был мужчина, у русских в сознании присутствовала эта модель – пусть даже только как идеал.

«Но в практическом смысле в ХХ веке, особенно после Великой Отечественной войны, в России основной формой семейной жизни стал скрытый матриархат, когда главой семьи провозглашался мужчина, но по факту была женщина. Все же важно понимать, кто такой глава семьи. Ведь все вопросы решаются сообща, пока удается договориться. Глава семьи с удовольствием советуется с домочадцами, пока вопрос не стал принципиальным. А поскольку пространство критических решений у нас не такое большое, то возникает иллюзия, что мы можем не иметь главу семьи, а можем договориться. Чем благополучнее материальная ситуация, тем сложных конфликтных решений меньше», - подчеркнул о. Максим.

«Но в любой семье в какой-то момент возникает ситуация, когда договориться не удается. И тогда глава – тот, за кем остается последнее слово. Так что у нас продолжается традиция скрытого матриархата, - если ситуация не такова, что женщина нелюбима и бесправна. Тут же еще очень важно, какие чувства связывают супругов. Часто кто-то любит больше, а кто-то, как любят говорить сейчас молодые люди, «отмораживается». Особенно остро это проявляется в «гражданских браках». Когда брак стабилен и люди уверены в отношениях – это одно. А когда они не связаны серьезными обязательствами и готовы разбежаться в любой момент, - тот, кто хочет сохранить отношения, вынужден уступать», - продолжил он.

«Вообще россияне стали более эмансипированными, то есть независимыми друг от друга, более самодостаточными, готовыми не связывать себя серьезными обязательствами. И количество разводов у нас не уменьшается. Об уровне счастья может свидетельствовать рождение детей, но косвенно. Когда рождаемость идет вверх, - значит, люди увереннее в себе и партнере, то есть они счастливы. Но все же счастье очень субъективно, всегда все может поменяться в любой момент», - заключил священник.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, заявил, что у него нет ощущения, что семьи стали счастливее: число разводов очень велико, и пар, которые не хотят оформлять свои отношения, тоже становится все больше.

«Детей в семьях мало. Так что я не могу сказать, что ситуация нормализуется. Наоборот, она мне кажется неблагополучной. Что же касается счастья – это все индивидуально. Люди живут и счастливы – ну, дай Бог им счастья на долгие годы, чтобы их союз был прочен, и со временем оформлен», - отметил священник.

«В гражданском браке, увы, мужчина не хочет брать на себя ответственность. Спроси любую женщину, хочет ли она выйти замуж за мужчину, с которым живет? – Раз живет, значит, хочет, иначе бы не жила. А спроси мужчину – его все устраивает! Он сыт, одет - обут, ублажен – имеет все, что хочет, а ответственности никакой. Надоела – до свиданья, я другую заведу. Это гримаса нашего современного воспитания и просто беда - люди потеряли представление об ответственности, долге, чести. Они не женятся, не хотят иметь детей. И женщины, которые живут на птичьих правах, тоже не хотят их иметь. Останется одна с ребенком, и попробуй одной его вырасти, воспитай», - продолжил он.

«Это следствие нравственного разложения нашего общества. В незарегистрированных союзах обычно один дурак, другой подлец. Кто есть кто, догадаться легко. Многие дети воспитываются в неполной семье. Женское воспитание не может быть полноценным, необходимо совместное. Ребенок, воспитанный в неполной семье, транслирует опыт, в котором он неповинен, на свою жизнь. Судя по опросу, именно столько людей (60%), в свое время не получили полноценное воспитание. Плюс влияние Запада, где постоянное противодействие мужскому началу. Удивительно, что Европа, родоначальница рыцарства (благородства, мужества, ответственности, самоотверженного служения женщине), трансформировалась в нечто противоположное. Это и псевдокультура (кинофильмы, СМИ). На этой сфере деятельности тоже лежит колоссальная ответственность за деформацию нашего сознания», - заключил батюшка.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», отметил, что, конечно, многое сейчас меняется - и в восприятии семьи, и в совместной жизни людей.

«Церковь не может не обращать внимания на происходящие в обществе процессы. Я, к сожалению, обычно сталкиваюсь не со счастливыми семьями, а с теми, которые приходят в Церковь с вопросами. И у меня поэтому нет ощущения, что люди, живущие в браке, стали счастливее, чем раньше. Зато у меня есть ощущение, что часто супруги каким-то образом используют друг друга. Нередко один из них пытается остаться независимым в то время, когда ему, скорее, нужна не независимость, а больше ответственности - за супругу, семью, и в первую очередь, за детей. Но зачастую этого не происходит, поэтому отношение к семье и оценка семейного положения разная даже у супругов, состоящих в одном брачном союзе», - подчеркнул священник.

«Тем не менее, как я уже сказал, Церковь обязана учитывать происходящие в обществе процессы. С другой стороны, она не должна забывать о том, что в соответствии со Священным Писанием в каждой семье должен быть глава. И глава - это мужчина, муж. Конечно, это относится к религиозно однородным семьям, где царит единогласие, есть единоверие. Там обычно по поводу этого вопросов не возникает. Церковь, говоря о главенства мужа, имеет в виду в первую очередь главенство любви. Ибо мужу вменяется в обязанность не столько даже содержание семьи или принятие каких-то решений, сколько любовь к жене - это очень важный момент, о котором люди забывают. Главенство мужа в христианской православной семье в соответствии с Евангелием - это главенство любви к жене, к своим детям и к своей семье вообще. Если такое главенство будет признаваться, - думаю, никаких возражений это ни у кого не вызовет», - заключил он.
Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, сомневается в том, что если сожительств у нас стало больше, семьи стали счастливее.

«То, что удобно, не значит "хорошо". Сейчас, может быть, этим людям хорошо. А к чему приведет такое удобство в дальнейшем? По заповеди Божией глава семьи – муж. Но такие семьи сейчас встречаются очень редко. Это не только мое наблюдение, но и других священнослужителей – например, автора многих книг Ильи Шугаева. А насчет взаимоотношений в семье – конечно, в ней должны царить совет да любовь, но решения должен принимать мужчина, и отвечать за них тоже. Нельзя возлагать всю ответственность на женщину. У женщин нет для этого силы – принимать на себя все удары, которые происходят вне дома, вне семьи. А если ей придется делать это, тяжело будет остаться женственной, милой, любящей. Такая женщина грубеет, черствеет, приобретает совсем не свойственные ей, не милые черты характера, которые извращают женское естество. А у мужчины, который примеряет на себя женскую роль, извращается мужское естество – что мы сейчас и наблюдаем», - добавил он.

«Нужно ли кого-то ставить в семье выше? – Нет. Дело в другом. Я перед своей женой благоговею, она во всех отношениях выше меня на голову, но принимаю решения я - и выполняю мужскую работу тоже. Как я могу заставить жену таскать сумки, которые сам несу с трудом, в три приема? Неужели это сделает мне честь? Каждый у нас в семье на своем месте. И это неплохо. А почему так говорили опрошенные, мне сказать трудно – наверное, чтобы снять с себя ответственность. Легко сказать "Мы вместе принимаем решения", переложив при этом ответственность на другого человека», - заключил священник.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Семья
Русский суд пресёк содомскую провокацию
О попытке легализации в России однополого «брака»
18.03.2024
Против течения, или Почему бабы не рожают?
Количество детей у женщины не в кошельке, а в голове
18.03.2024
«Миссия русского народа – быть с Богом, оставаться оплотом правды, справедливости и мира»
Митрополит Варсонофий принял участие в заседании регионального ВРНС
15.03.2024
«Возбудить в отношении Пушкиной уголовное дело»
Обращение в Следственный комитет в связи с пропагандой гомосексуализма О.Пушкиной
15.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии