itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О монархии и монархистах

Роман Плюта о заявлении митрополита Илариона (Алфеева) и реакции на него

0
1480
Время на чтение 6 минут
Уже вторую неделю в СМИ и соцсетях продолжается переполох, вызванный высказыванием одного из влиятельнейших иерархов Русской Православной Церкви - викария Патриарха Московского и всея Руси, главы Отдела внешних церковных связей Русской Церкви митрополита Илариона (Алфеева). Началось всё с того, что владыка в программе «Церковь и мир», выходящей в эфире телеканала «Россия 24», заявил о том, то монархия имеет преимущества перед выборными формами правления и положительно зарекомендовала себя в истории.

«Человек, который помазывается на царство священнослужителями, человек, который получает не просто мандат от избирателей на правление на какой-то определенный срок, но получает санкцию от Бога через Церковь на свое правление, и оно является пожизненным до тех пор, пока он не передаст власть своему наследнику - это, конечно, та форма правления, которая себя в истории положительно зарекомендовала и которая имеет много преимуществ по сравнению с любыми выборными формами правления», - сказал он.

Владыка сразу подчеркнул, что Церковь ко всякой власти относится лояльно до тех пор, пока та не начинает попирать христианскую нравственность. И добавил, что если в обществе начнется дискуссия о восстановлении монархии в России, церковь примет активное участие в диалоге со всеми сторонами.

Однако буря, поднявшаяся затем в СМИ, имела мало что общего с осторожными и взвешенными высказываниями митрополита Илариона.


Слова митрополита всколыхнули не только либеральных деятелей, в очередной раз дежурно оттоптавшихся на своей обязательной теме «отсталая и ретроградная церковь тянет нас в каменный век», но и среду церковных ультраконсерваторов и монархистов, в среде которых митрополита Иларион до того числили чуть ли не записным либералом и «модернистом» - с этой стороны последовал нестройный гул одобрения и повторные цитирования владыки о фильме Алексея Учителя «Матильда», назвавшего фильм кощунственным апофеозом пошлости.

А писатель и публицист Александр Проханов и вовсе опубликовал заметку «Венценосный Путин. О монархическом заявлении митрополита Илариона», в которой призвал, опираясь на библейское речение «Изберите царя из народа своего», выбрать в России нового монарха. И даже провозгласил имя нынешнего президента Владимира Владимировича Путина как «первого русского монарха из династии Путиных». «Церковь — это люлька, в которой младенец новой русской монархии выращивается. И нет ничего удивительного, что человек церкви, иерарх церкви грезит монархией, мечтает о возобновлении монархии», - оценил Александр Проханов высказывание владыки Илариона, тем самым только подлив масло в огонь.

Градус дискуссии возрос настолько, что через несколько дней митрополиту Илариону пришлось отдельно пояснить свои слова. Он напомнил, что его высказывание в телеэфире было всего лишь ответом на вопрос о его личном мнении в отношении целесообразности возвращения в России монархического способа правления. И вновь его воспроизвёл дословно. «Можно ли в этом ответе видеть призыв к восстановлению монархии или призыв к дискуссии о восстановлении монархии? По-моему, нет. Если только, конечно, вы не пожелаете читать между строк», - успокоил публику митрополит и призвал не искать сенсации там, где её нет.


Казалось, «инцидент исперчен», как говаривал в своё время Маяковский, и тему можно закрыть. Однако к началу второй недели до ставших было угасать монархических интернетных баталий добрались радикальные монархисты и записные критиканы Церкви и Патриарха. Интернет-издания запестрели их злопыхательскими публикациями. С этого фланга за неимением вменяемых аргументов владыку Илариона обвинили чуть ли не в лоббировании в России семейства Гогенцолернов, в попытке привести из-за границы представителей «масонской монархии» и тому подобном - глубина конспирологического бреда измерялась дозой препаратов, прописанных автору лечащим врачом.

Совершенно противоположный импульс злобствованиям придали пояснения, сделанные владыкой в отношении своих слов: «митрополит Иларион отрёкся, а мы предупреждали», «митрополит слился» - дружно затараторили записные ультрамонархисты и раскольнические радикалы.

Но позвольте - разве митрополит Илларион «отрекался»? Разве он «отрицал» монархию? Вовсе нет. Он лишь подчеркнул, что высказывал своё личное мнение, и вновь повторил ровно то, что сказал и в первый раз: «Мое личное мнение заключается в том, что ... (монархия) ... положительно зарекомендовала себя в истории. Она имеет много преимуществ по сравнению с любыми выборными формами правления, когда человек приходит на какой-то конкретный срок». То есть мнение архиерея ни на йоту не изменилось.

Да и каким иным может быть мнение о монархии у монаха Русской Православной Церкви? Идеей монархии, символизмом Бога-царя пропитана вся православная традиция. Церковь именуют «невестой», которая ждёт своего «жениха» - грядущего Царя.

В центре иконостаса перед алтарём всякого православного храма в любой точке мира расположены Царские врата. Это название перенесено из древности - когда-то так называли главные центральные врата храмов, и имели право входить через них в храм только царь или епископ. Сегодня же в Царские врата на каждой литургии торжественно входит священство, тем самым символизируя пришествие в мир Христа Спасителя - Царя Славы. В центре же алтаря находится горнее место - с седалищем - троном для грядущего царя. Горнее место православного храма устроено в точном соответствии с видением Иоанна Богослова, который в своём Откровении увидел престол, и сидящего Господа Вседержителя и 24 старца с царскими венцами. Восседая во время богослужения на Горнем месте, архиерей символизирует Царя Славы, а духовенство, восседающее подле - царственных старцев.

Наиболее ёмко выразил этот христианский символизм Иоанн Кронштадтский своей известной фразой: «Демократия в аду, а на Небе - Царство».

Практически это соображение записано и в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», на которые ссылается митрополит Илларион: «Нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения (читай - монархия) станет естественной». Как можно обвинять в «отречении» митрополита, ссылающегося на эти положения о «более высокой форме» устроения государства, которые, к тому же, приняты Архиерейским Собором Русской Православной Церкви? Нонсенс!..

Однако, господа хорошие, снова читайте внимательно эти слова Собора: «нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда...». Духовного возрождения общества! Есть ли сегодня такое духовное возрождение в России?

В сегодняшнем секуляризованном, развращённом, разноверном обществе невозможны никакие поверхностные, формальные элементы монархической власти. Монархия по своему определению невозможна без абсолютного воплощения этой формы государственного бытия. То есть эту «высокую форму государственного устроения» современному впавшему в безверие обществу ещё нужно заслужить, а для этого необходимо ой как постараться! И в первую очередь - нам, христианам, если таковыми мы являемся.

Наиболее понятно проиллюстрировать претензии, звучащие от подобных господ, может рассказ епископа Тихона (Шевкунова), также подключившегося к дискуссии. Владыка вспомнил эпизод из своей биографии, когда в конце 1980-х годов к митрополиту Питириму пришли люди в казачьей форме и потребовали от него активности в вопросе восстановления монархии. «Он слушал их час, а потом задумчиво сказал: "Дай вам сейчас царя, а через три дня вы его снова расстреляете"», - рассказал епископ.

Не правда ли - в яблочко? Если подобные «монархисты» уже сегодня рьяно отрицают авторитет священноначалия Русской Православной Церкви, при этом яро чтя себя православными, но при том погрязли в безосновательном критиканстве - чего тогда ждать от них грядущему царю? Ответ, я думаю, ясен: того самого, что уже проходила Россия - ровно 100 лет назад...

Роман Плюта, лидер движения «Православный Союз»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Дать ещё больше власти можно только на определённых условиях

Инициатива Обрученной Монархии (ОМ) существует, церковь не обращала на неё внимания.
mangust_ / 18.07.2017, 20:40

2. Re: О монархии и монархистах

"Критика", а по сути извращённое понимание. Вся эта чернуха идёт и справа, и слева. Одни боятся возвращения монархии как чёрт ладана. Другие не поминают патриарха Кирилла, пытаясь обвинить его в экуменизме. Третьи и вовсе не понимая своего православного назначения живут в искажённом зазеркалье "православного социал-коммунизма". Началось революционизацией сознания двести лет назад, продолжилось его коммунизацией, заканчивается бредовым состоянием.
Абазинский / 14.07.2017, 03:08

1. Re: О монархии и монархистах

"...В сегодняшнем секуляризованном, развращённом, разноверном обществе невозможны никакие поверхностные, формальные элементы монархической власти. Монархия по своему определению невозможна без абсолютного воплощения этой формы государственного бытия." "Остороженные и взвешанные" слоаа м. Илариона, разумеется, не случайны. Человек, которого некоторые процерковные представи-тельства представляют чуть ли не приемником нынешнего патриарха, не бросает слова на ветер. Тонкий дальновидный и расчётливый политик, м. Иларион просто "бросил кость" дабы и о себе заявиит-напомнить, и водичку всколыхнуть: пусть там побесятся...И в другой и третий рах м. Иларион колышет водичку (не воздух) своими уничижительными отзывами по поводу "Матильды", по поводу (и без повода) многотекущих проблем Церкви и сиюминутных угроз православию, притом активность его речей и высказываний возрастает. Пусть простят меня, если я осмелюсь сказать, что весь этот пафос м. илариона есть чистейший воды пиар, дабы вся критика в его адрес, как воинствужщего зкомуниста, прозападного либерала, ниспровергающего тысячелетние традиции православия и активно "наводящего мосты" с католиками и папой, дабы эта критика была распылена и нейтрализована. Однако это уже и невозможно, ибо от себя уже и не уйти. Нынче всем известно, что м. Иларион, кстати, не русский человек, католик по убеждениям, но по известным причинам, носящего одежды православного монаха. Да не монах он, только приглядитесь, да исследуйте всё что он грмогласно озвучил за последние хотя бы 10 лет, и любой честный церковный историк, если осмелится, снимет с него православные одежды...Так что не дай Бог нам иметь такого православного папу...
Николаев. / 12.07.2017, 14:50
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Плюта
Все статьи Роман Плюта
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59