Вчера в Москве в Атриуме Библиотеки иностранной литературы прошла встреча с председателем Патриаршего совета по культуре, наместником московского Сретенского монастыря епископом Егорьевским Тихоном (Шевкуновым). Владыка выступил с открытой лекцией на тему «История реальная и вымышленная. Механизмы формирования образов». Архипастырь ответил на многочисленные вопросы присутствующих.
Призывы к восстановлению монархии в современной России «совершенно бессмысленны» - сейчас не время для этого, заявил он, сообщат РИА Новости. «Может быть, мы и понимаем, что это особый путь России, особое время, когда Россия смогла бы реализоваться особым образом, но реально об этом говорить сейчас, мне кажется, совершенно бессмысленно. Кто-то считает, что надо дорасти, кто-то считает, что не готовы, кто-то считает, что это время безвозвратно ушло, - мы строим свои догадки», - сказал епископ Тихон, отвечая на вопросы из зала.
Он отметил, что сегодня зачастую «монархию идеализируют, и монархи-то были разные». «Есть плюсы, есть минусы. Но монархия в какой-то степени естественна для церковного сознания», - сказал архипастырь. Он признался, что в начале 1990-х годов сам был «ярым монархистом», но со временем понял, что «Православная Церковь может жить при любом государстве». «А монархию - такую монархию, о которой иногда мы грезим, - действительно нужно заслужить. Не знаю, насколько это может получиться», - заключил епископ Тихон.
Также владыка, сообщает деловая газета «Взгляд», прокомментировал скандальные высказывания либерального режиссера А.Сокурова. «Синод Русской Церкви перед революцией "благословлял расстрелы рабочих", как говорит Сокуров? Такого даже близко не было!» - возмутился епископ Тихон, разбирая недавнее интервью известного режиссера Александра Сокурова. И это, напомнил владыка, не единственный пример исторической фальсификации, допущенной режиссером. «Мы должны доискиваться до правды в словах тех, кому особым образом доверяет народ - несмотря на чины и звания этих людей», - призвал архипастырь.
Владыка Тихон признался, что его задело недавнее интервью журналу «Звезда» Сокурова. В этом интервью режиссер заявил, что с падением монархии и прихода к власти революционеров священники якобы оставляли храмы на разгром селу, а сами удалялись в города. Однако, подчеркнул архипастырь, после революции в городах царил голод и выжить можно было только деревне. «Такие утверждения Сокурова наталкивают на то, что он изучал историю по произведениям Ильфа и Петрова», - иронично заявил владыка.
Епископ напомнил, что деревенские церкви строились самой крестьянской общиной, только иногда это делалось по желанию помещиков. Впрочем, он признал, что храмы иногда разрушались крестьянской беднотой, но «это было нетипично».
Епископ Тихон также опроверг слова Сокурова о том, что большевики взрывали в основном только крупные церкви. «Это не так. Только во Владимирской области больше сотни. Большая часть - сельские», - напомнил он. Что касается родной для режиссера Сокурова области, Иркутской, то там в 1937-38 годах, указал владыка, был расстрелян «каждый второй священник». «Расстрел - типичная судьба русского священника», - с горечью отметил епископ.
Владыка Тихон также опроверг слова Сокурова о том, что Священный Синод участвовал в управлении страной. Пусть режиссер приведет «хотя бы один пример», призвал Сокурова. Да, известный деятель русского Православия, митрополит Московский Филарет (Дроздов) по просьбе Императора Александра II участвовал в подготовке манифеста об освобождении крестьян. Но, заметил владыка, такая помощь обществу отнюдь не относится к «управлению страной». Синод «благословлял расстрелы рабочих», как говорит Сокуров? «Такого даже близко не было!» -возмутился владыка Тихон. «Никаких документов и свидетельств не может быть об этом», - подчеркнул он. Он также напомнил, в 1917-1918 годы, в разгар братоубийственной гражданской войны, Священный Синод Русской Православной Церкви (подвергавшейся в тот момент неприкрытым гонениям власти) ежемесячно публиковал воззвания о прекращении внутренней смуты. «Эти тексты известны - и изучаются в школах», - напомнил он.
Еще владыка опроверг заявления о том, что во времена Российской Империи священникам назначалась зарплата из госбюджета. Он уточнил, что некоторое жалование получали морские и военные священники, а обычные - нет, «только некоторые из них». В городах храмы содержали приходы содержали, а в деревнях - общины.
Кроме этого, нельзя не поспорить с Сокуровым в том, что при Императоре Николае II, Россия не была столь экономически сильной, как об этом говорилось, заметил владыка Тихон. «Если Россия была отсталой, то откуда взялось 6 млн семей, которые были подвергнуты раскулачиванию?» - задается вопросом епископ. Архипастырь напомнил «всезнающему» режиссеру, что Российская Империя к 1917 году была пятой экономикой в мире и делила это место с Францией. По темпам же экономического роста она была на первом месте, «как сегодня Китай».
И если при последнем Императоре, как утверждается, народ начал «разочаровываться в Церкви», то почему уже после революции даже рабочие, и даже в Петрограде, Москве и других крупных промышленных центрах - выступали против закрытия храмов, напомнил епископ Тихон.
При этом владыка согласился со словами Сокурова, настаивавшего на том, что задача гуманитариев и людей искусства - прививать просвещенность и образование. Но тем более - задача художников, к которым относится и режиссер Сокуров, формировать неискаженный взгляд на историю, подчеркнул архипастырь. Фальсификация истории в России уже «стала неким шаблоном» - а это особенно опасно, поскольку народ, к сожалению, «инфантильно доверчив», заметил владыка Тихон.
Говоря о спорных трактовках истории, епископ не мог обойти вниманием скандал вокруг клеветнического фильма Алексея Учителя «Матильда». Трейлер картины «не вызывает радости», поделился своими впечатлениями епископ Тихон. По его словам, взаимоотношения Императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской показаны «ужасно лживо». «Запрещать фильм? Я бы запретил, но механизмов нет, - считает владыка Тихон. - Это пошлятина предельная. А наше дело - просто говорить правду об этой истории».
12. Ответ на 9., Георгий:
11. Re: «Запрещать фильм? Я бы запретил, но механизмов нет»
10. Re: «Запрещать фильм? Я бы запретил, но механизмов нет»
9. Да есть механизм
8. Ответ на 3., М.Яблоков:
7. Re: «Запрещать фильм? Я бы запретил, но механизмов нет»
6. Re: «Запрещать фильм? Я бы запретил, но механизмов нет»
5. Re: «Запрещать фильм? Я бы запретил, но механизмов нет»
4. Re: «Запрещать фильм? Я бы запретил, но механизмов нет»
3. Re: «Запрещать фильм? Я бы запретил, но механизмов нет»