Что есть «Русский мир»?

В Ижевске проходит XII Конгресс антропологов и этнологов России «Миссия антропологии и этнологии: научные традиции и современные вызовы»

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
833
Время на чтение 15 минут

В столице Удмуртии в г. Ижевске 3-6 июля 2017 года проходил XII Конгресс антропологов и этнологов России на тему «Миссия антропологии и этнологии: научные традиции и современные вызовы», в рамках которого состоялось 8 симпозиумов и 54 секций и круглых столов. Мероприятие было организовано совместно Ассоциацией антропологов и этнологов России, Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Удмуртским институтом истории, языка и литературы Уральского отделения РАН, Удмуртским государственным университетом и Правительством Удмуртской Республики.

Как видно, это уже 12-й по счету конгресс. Созданная в 1990 году на Всесоюзной конференции по итогам полевых этнографических и антропологических исследований в г. Алма-Ате по инициативе директора Института этнологии и антропологии АН СССР Валерия Тишкова как Ассоциация этнографов и антропологов России длительный период существовала как многие общественные организации при РАН, не имея государственной регистрации как отдельное юридическое лицо, но признаваемой всеми как крупнейшее общественное объединение этнологов и антропологов на постсоветском пространстве. Ассоциация иногда меняла свое название: так, в 1990-1992 гг. она именовалась Ассоциация этнографов и антропологов России, а в 1992-1995 гг. называлась Ассоциация этнографических и антропологических наук, пока окончательно не утвердилось нынешнее название Ассоциация антропологов и этнологов России (в сентябре 2014 года она прошла государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ в качестве общероссийской общественной организации). Первым президентом Ассоциации был известный этнолог член-корреспондент РАН Сергей Арутюнов с 1990 по 1995 гг. Затем с 1995 года утвердилась традиция: раз в 2 года проводить конгресс как съезд и главный форум этнологов и антропологов России в каком-нибудь городе страны, а президентом избирать на 2 года того этнолога, который будет принимать у себя в городе следующий по счету конгресс. Благодаря такой демократической процедуре, устроившей всех, это позволяло менять президента Ассоциации каждые 2 года (хотя по уставу допускается возможность переизбрания одного и того же человека на новый срок). 

В результате за постсоветский период прошли конгрессы в Рязани (2-5 июня 1995 года, президентом избран директор Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН Раиль Кузеев), Уфе (1-5 июня 1997 года, президентом избран руководитель Центра по изучению межэтнических отношений Михаил Губогло), Москве (8-11 июня 1999 года, президентом стал директор Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований Хасан Думанов), Нальчике (20-23 сентября 2001 года, президентом избрали директора Омского филиала Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Николая Томилова), Омске (9-12 июня 2003 года, президентом избран директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Юрий Чистов), Санкт-Петербурге (28 июня - 2 июля 2005 года, президентом стала заведующая отделом этнографии и этнологии НИИГН при Правительстве Республике Мордовия Людмила Никонова), Саранске (9-14 июля 2007 года, президентом был избран директор НИИ истории и этнографии Южного Урала Веналий Амелин), Оренбурге (1-5 июля 2009 года, президентом стала директор Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН Ирма Муллонен), Петрозаводске (4-8 июля 2011 года, президентом избран тогдашний директор Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, академик Валерий Тишков), Москве (2-5 июля 2013 года, президентом избрали главного научного сотрудника Института истории и археологии Уральского отделения РАН, член-корреспондента РАН Андрея Головнева), Екатеринбурге (2-5 июля 2015 года, президентом был избран научный руководитель Удмуртского института истории, языка и литературы РАН Алексей Загребин).

И вот XII конгресс состоялся 3-6 июля 2017 года в Ижевске.

Пленарное заседание мероприятия состоялось в здании Государственного театра оперы и балета Удмуртии им. П.И. Чайковского, начавшись с исполнения гимнов России и Удмуртии.

Поприветствовать участников конгресса пришел и.о. главы Удмуртии Александр Бречалов, который отметил, что возглавляемый им регион объединяет 113 народов. Он зачитал приветствие от имени президента России Владимира Путина к участникам конгресса

Затем слово было дано председателю Комитета Госдумы РФ по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов, который поприветствовал участников конгресса, сообщив, что в ближайшее время будет обсуждаться если не федеральный закон о российской нации, то его концепция (идея принять специальный федеральный закон о российской нации, предложенная 31 октября 2016 года на заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ в Астрахани руководителем Федерального агентства по делам национальностей Игорем Бариновым и заведующим кафедрой национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы Вячеславом Михайловым, вызвала массу критики и в итоге была отложена). Поэтому вместо федерального закона решено пока говорить о концепции российской нации. В ближайшее время 6 июля 2017 года состоится заседание Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ в Йошкар-Оле, где и будет представлена эта концепция главе государства. Депутат высказал, что вероятно в ближайшее время будет принят закон об этнологической экспертизе, не пояснив деталей того, что под этим подразумевается.

Заместитель директора Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН Владимир Зорин поприветствовал от сея и от имени вице-премьера России Александра Хлопонина, после чего зачитал приветствие к участникам конгресса в Ижевске, в котором тот отметил заслуги российской этнологии, которая занимается не только научной деятельностью, но и выполняет важную общественную функцию - противодействие этнорелигиозному экстремизму и обеспечение единства российской нации.

Советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей Софья Бережкова также поприветствовала от имени представляемого ею учреждения участников конгресса, высказав пожелание продуктивности работы данного научного форума.

Председатель Удмуртского научного центра РАН Михаил Альес зачитал приветствие от имени руководителя Федерального агентство научных организаций Михаила Котюкова к участникам мероприятия в Ижевске. От себя Аресов добавил, что, если есть различия, то есть движение и развитие. Поэтому, пожелал этнологам физик Аресов, поддерживать это многообразие и различие в культурах этносов.

Председатель Совета Ассамблеи народов России Светлана Смирнова рассказала в своем выступлении, что многие российские этнологи принимали активное участии в создании возглавляемой ею общественной организации.

Затем, когда приветственная часть конгресса, занявшая около получаса, завершилась, приступили к пленарным докладам.

Директор Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Мария Мартынова в своем докладе остановилась на проблеме востребованности этнологии сегодня. Она подчеркнула, что в XXI веке никто не воспринимает этнологию как науку только об «экзотических народах», сейчас прикладное значение ее возросло именно в сфере межнациональных отношений, в способах их урегулирования и поддержания стабильности. Как директор главного этнологического института страны с 2015 года, она рассказала о работе возглавляемого ею учреждения. Только в прошлом 2016 году ИЭА подготовил около 100 научных экспертиз. Среди востребованных профессий в ходе научного исследования 2015 года, проведенного в России, были выделены «культурный антрополог» и «специалист по кросскультурным отношениям», имеющих прямое отношение к этнологии. Сочетая фундаментальные и прикладные исследования, возглавляемый Мартыновой ИАЭ в год выпускает до 50 монографий и множество статей.

Профессор департамента антропологии Университета Калифорнии (США) Дуайт Ред (Dwight Read) выступил с докладом «Из прошлого в настоящее: родство и миссия антропологии», в котором он рассказал о развитии культурного антропогенеза человечества за 50 тысяч лет. Начав рассказывать о социальной организации людей при первобытнообщинном строе, он заострил внимание на памяти древних людей. Наши предки имели память, которую можно обозначить как «2+-1»: такая память считается недостаточной для формирования логики (для этого нужно иметь память как «3»). Наши предки, считает американский профессор, отошли от простых физиологических ощущений и перешли к поведению осмысления в отношениях в социуме. Причем в основе подобного изменения лежали материнские чувства: самка «А» испытывает материнскую привязанность к самке «В», и имея рекурсивное мышление, переносит свое отношение к другой самке «С», которое тоже является материнским. При этом у самцов отсутствовало в социуме отцовские чувства. С точки зрения биологии для самца у древних людей нет таких индикаторов, которые есть у самок, поэтому он не испытывает связи с потомством. Решить эту проблему удалось через формирование в человеческом социуме института брака, когда все детёныши самки считаются детьми одного самца, накладывая на последнего обязательства по содержанию детей и самки. По мнению профессора Дуайта Реда, брак как общественный институт существует у людей уже 50 тысяч лет назад. Система генеалогических отношений становится со временем сложной.

На смену рекурсивному мышлению пришли родственные связи. Затем американский профессор зачем-то попытался связать эту антропологическую историю древнего человечества с проблемой отношения к абортам и однополым бракам в США. Это вызвало ропот в зале у некоторых слушателей, которые не понимали для чего это нужно рассказывать, причем перескакивать с одной темы на совершенно иную. Однако модератор пленарного заседания научный руководитель Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН Алексей Загребин попросил докладчика, затянувшего свое выступление, соблюдать регламент выступления. В итоге тема, в рамках которой стал рассуждать Дуайт Ред, была закрыта. Проблематика однополых браков и отношение к абортам в США явно не особенно-то интересно российским этнологам.

Руководитель Европейского отделения этнологии и антропологии Печского университета из Венгрии Золтан Надь рассказал в своем докладе о тех венгерских исследователях, которые приехали в Российскую империю на рубеже XIX-XX вв. изучать финно-угорские народы в Финляндии и Сибири. Он отметил, что в тот исторический период интерес венгерских ученых базировался на идее поиска родственных этносов. Исследования венгерскими учеными финно-угорских народов России продолжилось затем только в 1990-е годы, продолжается и сейчас: молодые венгерские угроведы получают гранты на полевые исследования в Сибири и в Поволжье.

Заведующий Центром политической антропологии Института истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения РАН Николай Крадин рассказал о номадизме (кочевниках) в начале XXI века. Внимание было уделено быту и хозяйственной деятельности Усть-Агинского бурятского автономного округа, Тывы и Монголии, где в постсоветский период произошла номадизация коренного населения, т.е. возвращения их к кочевому образу жизни: появился феномен «новых кочевников».

Научный руководитель Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН Алексей Загребин, занимающий пост президента Ассоциации антропологов и этнологов России, выступил с докладом о двухсотлетней истории финно-угроведении в России. Основоположником был Андрей Шёгрен (1794-1855), который объехал всю Удмуртию, а потом приехал в Казань. Он посетил Пермь, Сибирь, изучая в течение 10 лет в экспедициях финно-угорские народы. Затем он работал в Кунсткамере до конца жизни. Эстафету принял Матиас Кастрен (1813-1852), под которого открыли кафедру финской филологии в Университете в Хельсинки.  Затем был Янош Янко (1868-1902) из Австро-Венгрии, который работал в Национальном музее Финляндии: он на основе материальной культуры развивал свою теорию этногенеза финно-угорских народов. Тогда же в начале ХХ века парламент Финляндии выдавал стипендию для представителей финно-угорских народов, которые будут заниматься этнографией финно-угров. В 1947 году в Ленинграде состоялась первая конференция финно-угроведов. Это была конференция выживших ученых после репрессий 1930-х годов. Во второй половине ХХ века центром финно-угроведения стал Тартуский университет и выпускаемый им журнал «Советское финно-угроведение». Сейчас финно-угроведение развивается в национальных регионах России.

Когда заявленные в пленарном заседании докладчики выступили, а время еще до завершения пленарного заседания осталось (что обычно бывает крайне редко), выступить экспромтом дали этнологам Валерию Тишкову (Москва) и Андрею Головневу (Екатеринбург).

Научный руководитель Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая, академик РАН Валерий Тишков остановился на теме миссии этнологии и антропологии в России. Он выделил несколько важных моментов, которые сегодня переживает российская этнология. Во-первых, в России сейчас происходит повальный процесс укрупнения кафедр, отделений и научных учреждений, в том числе и тех, кто специализируется на этнологии, который происходит в рамках деятельности Федерального агентства научных организаций. Этот процесс губителен для науки, и Тишков призвал коллег всячески этому противостоять. Во-вторых, бытует мнение, что абитуриенты не идут на специальность по этнологии и антропологии, что якобы существует недобор студентов. Это, по мнению Валерия Тишкова, не более, чем стереотипное заблуждение, студенты идут, и надо всячески добиваться увеличения численности студентов, специализирующихся на этнологии. Это залог сохранения науки на будущее. В-третьих, академик призвал коллег-ученых не публиковаться в «мусорных» научных журналах, даже если этого требует руководство вуза или научного института ради роста количественного показателя рейтинга учреждения. Лучше, по мнению Тишкова, публиковаться в уже существующих этнологических и гуманитарных изданиях, чем распылять усилия на те журналы, которые берут все подряд и без разбора, лишь бы платили за публикацию. В-четвертых, Тишков посетовал, что существует слабая связь этнологов с гражданским обществом, бизнесом и органами власти: этнологические издания малотиражные, об исследованиях этнологов слабо знают, поскольку они редко представлены в СМИ. Наконец, в-пятых, он призвал поддерживать идею создания российской нации под лозунгом «Единство в многообразии», за которую он борется уже много лет. В конце академик заявил, что выступает против вульгарной ресталинизации, которая сейчас присутствует в российском обществе, считая, что положительное отношение к Иосифу Сталину сегодня вызывает у него неприятие.

Главный научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН, член-корреспондент РАН Андрей Головнев попросил слово. Он выбежал на трибуну и с сожалением отметил слабый функционал Ассоциации антропологов и этнологов России. По его мнению, в мировом этнологическом объединении российские этнологи слабо представлены. Надо как-то исправить эту ситуацию, иначе российская этнология без связей с международными этнологическими объединениями, будет находиться в добровольной самоизоляции.

После обеда началась работа секций. Всего было 54 секции и круглых стола. Автор имел возможность участвовал в работе секции №14 «Культурная память и коллективная идентичность в мусульманских обществах», о чем хотел бы и рассказать. Модераторами секции были научные сотрудники Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Константин Васильцов и Наталья Казурова.

Первым с докладом выступил автор статьи, эксперт Института национальной стратегии, главный редактор научного журнала «Мусульманский мир» Раис Сулейманов с докладом «Мусульмане Поволжья в рядах добровольцев на Донбассе: этнорелигиозная самоидентификация и мотивация участия в вооруженном конфликте». По словам исследователя, по идеологической мотивации, которая побудила татар и башкир поехать воевать на стороне ДНР и ЛНР, их можно условно разделить на две группы. Обе группы разделяют концепцию «Русского мира», однако трактуют ее в разной форме. Так, для одной группы мусульманских добровольцев из Поволжья, которые отправились на Донбасс, воспринимают идеологию «Русского мира» как возврат к модели Советского Союза, правда, в обновленном формате (концепция «СССР 2.0»), а войну на Донбассе видят как борьбу с фашизмом, которая воплощена в их сознании в форме современного украинского национализма с культом Степана Бандеры и героизацией Украинской Повстанческой армии (УПА), т.е. эти добровольцы-мусульмане разделяли советские идеологические убеждения. Вторая группа мусульман-добровольцев из Поволжья воспринимает «Русский мир» как воссоединение с Россией территорий, населенных этнически русскими, идеалом для которых является Российская империя, а борьба на Донбассе видится как русская ирредента. Примечательно, что для большинства добровольцев-мусульман из Поволжья характерна двойная этническая идентичность: не отрицая свое татарское или башкирское происхождение, они считают себя русскими, и подобная самоидентификация спокойно уживается в их сознании. Затрагивая психологический портрет добровольца-мусульманина, уезжающего на Донбасс, то Сулейманов выделил отличительную их особенность - это ощущение бренности собственной жизни в России, социальной неудовлетворенности, порой неурядиц в семейной и личной жизни. Участие в войне на Донбасс давало возможность круто изменить собственную жизнь, резко повышало собственную самооценку, рождало ощущение служения благородному делу и полезности.

В религиозном плане мусульманские добровольцы из Поволжья не всегда остаются мусульманами. Некоторые из них на волне формирования у себя русского самосознания считают необходимым принять либо православие, либо родноверие (русское неоязычество), как правило, в зависимости от того, с какими русскими однополчанами они воюют вместе в одном подразделении. На смену вероисповедания их толкает, как правило, собственная слабая мусульманская религиозность, влияние боевых товарищей и эмоциональный подъем от участия в «русской весне», где религиозный аспект, преимущественно православный, присутствует, хотя и не доминирует. Тем не менее, татарские ополченцы из Поволжья стараются остаться мусульманами. Некоторые из них на своем оружии пишут «Аллах с нами!», подчеркивая свою исламскую самоидентификацию. В их понимании мусульмане России, воюя за Новороссию, воюют за интересы России, где традиционный ислам восторжествует над антироссийски направленными радикальными течениями зарубежного ислама.

Старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Ольга Брусина представила исследование про традиционное лидерство и групповую идентичность у ставропольских туркмен (другое название - трухмены) в начале ХХ века. Первые туркмены появились на востоке современного Ставропольского края в XVII веке в рамках переселения калмыков на территорию Нижнего Поволжья. В начале XX века проживало 17 тысяч туркменов. По переписи 1926 года их было 5 тысяч туркмен (столь резкое сокращение численности населения связано с последствиями голода и эпидемий Гражданской войны). Сегодня осталось 20 туркменских аулов (есть Туркменский район Ставропольского края), общая численность сегодня составляет больше 15 тысяч человек. У них существовали родовые общины. В середине XIX века царская администрация проводила политику оседлости ставропольских туркмен, однако последним было привычным кочевое скотоводство. Одним из известных лидеров туркмен был Муса Эшеаджиев, вокруг личности которого появились многие легенды. Он получил прозвище «Туркменский князь», выступая как этнический лидер.

Говоря о современном религиозном состоянии ставропольских туркмен, Брусина отмечает появление ваххабизма в этой среде, что не нравится и самим туркменам. Они отмечают отличия между ваххабитами и традиционным для них исламом, который переплетен с национальной культурой.

Екатерина Капустина из Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН представила свое исследование по проблеме построения сельской идентичности в Дагестане. В этой республике существует такая ситуация, что уехавшие из своего аула жители в города Дагестана или даже в другие регионы России сохраняют свою связь и память о родном селе. Это выражается в том, что они предпочитают жениться на односельчанках, хоронят умерших на кладбище своего села, даже если человек умер в городе, то его стараются привезти и похоронить на сельском кладбище, проводят спортивные соревнования по земляческому принципу, даже если люди живут в Махачкале. Нередко бывает так, что сельская идентичность строится на противопоставлении соседних сел. Например, в селе Карата его жители стали себя позиционировать как отдельная этническая группа - каратинцы, причем существует легенда, что правитель соседнее село Кунзах, которое было столицей небольшого Кунзахского ханства, не мог, проезжая мимо села Карата, слезть с коня, т.е. ему были не рады. Есть такая форма сельской идентичности как особая одежда: например, у жительниц села Кубачи носят особую форму платков (казы), и они его носят в обязательном порядке, которая служит отличием и своего рода маркером их самоидентификации.

Аспирант Горно-Алтайского государственного университета Сынару Малчинова подготовила доклад о коллективной идентичности мусульманских диаспор Алтая. Мусульмане представлены казахами Алтая (численность составляет 6% от всего населения республики), киргизами, узбеки и таджики. В постсоветский период была волна массовой эмиграции алтайских казахов в Казахстан (переселилось около 3 тысяч человек), однако через несколько лет они вернулись обратно на Алтай. Алтайские казахи, помня о своем исламской идентичности, на рубеже ХХ-XXI вв. пережили религиозное возрождение, однако они себя отличают от трудовых мигрантов из Центральной Азии: они менее набожны, упрекают трудовых мигрантов в том, что они не регистрируют браки в ЗАГСах, а те в свою очередь указывают на слабую исламскую религиозность казахов.

Работа XII конгресса антропологов и этнологов России продолжилась на других секциях: мероприятие собрало несколько сотен участников (судя по объемной программе конгресса), на которых многие исследователи стараются познакомиться вживую с коллегами, наладить сотрудничество.

Следующий XIII конгресс антропологов и этнологов пройдет в Махачкале в 2019 году.

Раис Сулейманов, эксперт Института национальной стратегии, главный редактор научного журнала «Мусульманский мир»

конгресс антропологов

Коллективное фото участников секции №14 XII Конгресса антропологов и этнологов России в Ижевске
Коллективное фото участников секции №14 XII Конгресса антропологов и этнологов России в Ижевске
С приветствием выступает и.о. главы Удмуртии Александр Бречалов
С приветствием выступает и.о. главы Удмуртии Александр Бречалов
Профессор антропологии Университета Калифорнии Дуайт Ред
Профессор антропологии Университета Калифорнии Дуайт Ред
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Раис Равкатович Сулейманов
ДУМ Крыма вытесняет Таврический муфтият с полуострова
Пророссийская ориентация муфтиев оказалась недостаточной гарантией от преследования конкурентов
08.07.2024
«Ислам в Поволжье: традиционные ценности, вызовы, перспективы»
В Йошкар-Оле состоялись третьи Хафизитдиновские чтения
08.03.2022
«Мусульманское духовенство в Поволжье подвержено социальному расслоению»
В Казани прошла конференция «Повседневная жизнь имама в России и его место в развитии исламской культуры населения: исторический опыт и современное положение»
01.12.2021
Об опасности неосуфизма в России
В Казани прошла конференция «Суфизм на постсоветском пространстве: современное положение и историческая преемственность»
26.05.2021
Антиутопия в современном русском литературном андеграунде
Рецензия на роман Владимира Коваленко «Ничто, или Тому, кто придет после» (М.: Magreb, 2021. - 160 с.)
27.04.2021
Все статьи Раис Равкатович Сулейманов
Бывший СССР
Что есть Нация?
Отклик на доклад Н.К. Симакова: «Русская идея у И.А.Ильина» (РХГА, 20.12.2024)
21.12.2024
Он спал на берегу моря...
Об Абхазии и её народном поэте Мушни Ласуриа
21.12.2024
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Что сегодня нужно для победы?
21.12.2024
О здравом смысле бытия
Всячески поддержим нашего Президента, армию, оборонную промышленность, волонтёрское движение страны, всех, кто не жалеет сил и жизни для Победы
21.12.2024
День памяти священномученика Михаила Алабовского
Сегодня мы также вспоминаем пушечных дел мастера Андрея Чохова, генералов графа П.А.Румянцева-Задунайского и графа Ф.А.Келлера, а также русского философа И.А.Ильина
21.12.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
У них всё возможно
Новый комментарий от Александр Волков
21.12.2024 12:23
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от РомКа
21.12.2024 12:21
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Новый комментарий от Александр Волков
21.12.2024 11:38
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Александр Волков
21.12.2024 11:22
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Русский танкист
21.12.2024 10:38
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 10:30