«Реформа Кудрина может представлять большую опасность для страны»

Экономист Олег Сухарев анализирует предложение бывшего министра финансов по реформированию госуправления

Санкции против России  SWIFT в России  Санкции Запада и ответ России 
0
674
Время на чтение 8 минут
В начале июня в Администрации Президента началось обсуждение проекта Центра стратегических разработок (ЦСР) по реформе госуправления. По данным «Ъ», команда Алексея Кудрина предлагает в 2018-2024 годах сократить госаппарат и затраты на него примерно на 30% от нынешнего, сформировать цифровую экосистему данных для госуправления, а в правительстве — «стратегический блок» под управлением вице-премьера как постоянный механизм проектной деятельности государства. Саму госслужбу ЦСР предлагает сделать смешанной, выделив в ней срочные контракты и «карьерный» трек, а также централизовав управление кадрами в Федеральном кадровом агентстве. Стоимость госуправления, согласно расчетам ЦСР, должна снизиться с нынешних 2844 руб. в год на гражданина до 1990 руб.

Предложение команды Кудрина проанализировал в интервью «Русской народной линии» экономист, доктор экономических наук профессор Олег Сергеевич Сухарев:

Появилось множество групп в России, озабоченных судьбой страны и готовящих стратегию развития России. Предложения в который раз затрагивают все аспекты жизни и деятельности людей. Получается, что без точного подведения итогов всех реформ за 25 лет, которые касались всех сфер и подсистем хозяйства, опять предлагаются изменения, причём, довольно масштабные, и в который раз всех подсистем одновременно. Не делается выводов и оценок, какие ресурсы для этого необходимы и почему именно такой подход привёл страну к катастрофе 1990-ых гг., пролонгируя неэффективный вектор её развития и в 2000-ые годы.

Отсутствие подведения итогов и должной диагностики состояния экономики является первым признаком отсталости аналитических структур, готовящих государственные решения стратегического характера. На мой взгляд, первое кадровое изменение, а также «реформа системы государственного управления» должны состоять в том, чтобы усилить аналитические кадры подготовки решений. Это исключит «институциональную чехарду», которая стала пороком в развитии России за последние тридцать лет и, возможно, обеспечила «провал», либо высокую неэффективность предпринятых реформ с вытекающими отсюда итогами функционирования национального хозяйства.

Большинство предложений по реформированию экономики России сегодня исходят из задачи сократить, а не из задачи выполнить необходимые функции в рамках требуемого функционала. Такой подход крайне неразумен, ибо снижает качество государственного управления, порождая крайне высокую неопределённость развития, свёртывает возможность управления экономикой. Реализация этого подхода способна нанести большой ущерб в области национальной безопасности страны.

Так на 2018-2024 гг. предлагается сократить государственный аппарат на 30% и затраты на него на такую же величину. Люди будут заменены компьютерами, но ведь компьютеры позволяют манипулировать информацией, а не готовят решения и не обрабатывают информацию. Они не являются аналитиками. Этот аспект не принимается во внимание.

Проектная деятельность государства – это то, что много лет предлагает автор этих строк и другие специалисты. Однако, все они, кто хоть немножко понимает в инженерно-проектной деятельности, говорят о необходимости развития проектировочного мышления в области управления, а не механическое применение некоего проектного подхода, при всецелом отсутствии данного мышления. В основе проектировочного мышления, во-первых, анализ различных вариантов при проектировании объекта или решений, во-вторых, расчёт ресурсов и обоснование выбора. Проектный подход, включающий проектировочное мышление, не предполагает размазывание финансовых средств по нормативно утверждённому сценарию, который формируется под эти ограниченные средства, которые в дальнейшем ещё будут и сокращены в силу конъюнктурных или бюджетных необходимостей. Кроме того, он предполагает верификацию различных решений, направленных или обращённых к различным подсистемам экономики, что абсолютно не учитывается при планировании различных воздействий одновременно с изменением системы управления, причём кардинальным.

Любая реорганизация системы приводит к той или иной степени её дезорганизации и увеличивает издержки текущего функционирования. Обычное сокращение персонала, затрат в одной подсистеме автоматически может означать возникновение этих или ещё больших затрат по другим направлениям, когда этих сокращённых людей понадобится устраивать в другом месте или переобучать.

Вязкость решений и бюрократической системы способна обесценить работу любого агентства, в том числе Федерального кадрового агентства, которое предлагается создавать, изменение формальных процедур оформления людей по контрактам или в рамках «карьерного трека» увеличит только трансакционые издержки, которые не оцениваются авторами подобных предложении даже примерно. Главное, что без обоснования необходимых экономических изменений подобные манипуляции оказываются бессмысленными, так как у них нет основы, назначения, для чего это всё? Кадровые изменения в хорошо управляемой системе должны быть подчинены решению конкретных задач в экономике и только этим детерминированы, должен быть оценён квалификационный потенциал занятых в госуправлении сегодня и расширены их аналитические возможности принятия решений. Сейчас предлагается людей увести от работы (в том числе по причине суженных ресурсов, включая людские ресурсы) созданием неких организаций, агентств, контрактов сокращением и т.д. Это способно свернуть управление на какой-то срок, возможно не маленький, увести от решения поставленных задач, а в случае провала такой реформы, который очевиден и вероятен, прикрыться нерадивым авторам тем, что, дескать, не правильно изменили систему управления, не так, как они предлагали и в этом основная проблема.

Реформа госуправления так называемой трансформации управления может представлять большую опасность для страны. Её целесообразность, масштаб, инструменты, новые институты, оценка неэффективности прежних институтов – должны прорабатываться. Сегодня по имеющейся информации этими вопросами пренебрегают. Действует линейная логика в освещении проблемы государственного управления, в значительной степени, финансовая. Такой подход изначально не способен дать положительного результата.

«Не с той стороны подходите, товарищи, не теми методами и инструментами». Амбиций много, а по итогу имеем пустоту. Недостатком позиций является то, что пытаются созданием некой управленческой культуры прикрыть цели сокращения, размывания задач государственного управления, согласовывая такие решения только с масштабной приватизацией, например, нефтегазового сектора, сокращением государственного сектора в наибольшем объёме и т.д. Иными словами, ошибки управления не анализируются, причина банальна и в том, что их делают сами разработчики таких предложений. Они, кстати, не учитывают даже собственного неприятия в обществе, в широких слоях населения. К сожалению, наш Президент, имея поддержку в широки слоях населения, почему-то не озадачен тем, что существует острое неприятие разработчиков стратегии не только в широких экспертных кругах, но и среди народа, который одновременно доверяет Президенту. Россия опять показывает интересные парадоксы, либо их показывают социологические службы!?

Конечно, повысить уровень компьютеризации или, как говорят, цифровизации управления, скорее всего, важно, но, при этом, высвобождающиеся расходы и кадры нужно сориентировать на работу в аналитических структурах Правительства, готовя обоснованные, счётные решения (принимаемых в результате расчётов и оценок). Конечно, цифровая революция в управлении дело не плохое, но это требует больших вложений, в том числе в подготовку людей, нужны аналитики в области управления, экономисты-исследователи в рамках министерства, отвечающего за разработку стратегии развития страны. Этих кадров на сегодня нет! Насмешки над госплановцами обернулись тем, что они постарели и в забвении и невостребованности умирали и умирают (остались единицы), так что уже нельзя даже привлечь их к обучению персонала. А специалистов настоящих по планированию – также нет! Зато хотим реализовать закон о стратегическом планировании. Молодцы! Так держать в области государственного управления! Прообразом этого закона, который «действует» с 2014 года, стали законы о программах социально-экономического развития, принятые ещё в 1990-ых гг., в том числе в регионах России. Такое ощущение, что ждали, пока умрут госплановцы – это ли не диверсия!? Нельзя в такой обстановке и отношении к людям, в условиях тотального блата и коррупции наладить «хорошее управление». Не будет этого – и реформы только обострят ситуацию, не решив ничего!!!

Модели ценностей управления, культура и т.д., выступают «умозрительным словоблудием». Есть культура Майкрософта – корпорации, есть культура поведения Госдепа США – это разные культуры, есть культура государственного управления Кении, или Чада и т.д. Формулировки красивые наверняка и там и там, ценности объявлены и записаны, модели созданы. И что? Вот то же примерно будет в России, только ближе к Чаду, если не научимся смотреть в корень проблемы, а пока мы не видим эту проблему – «периферийного капитализма» и необходимости новой системы общественных отношений. Менять кардинально режим и процессы управления с одновременным изменением в других подсистемах экономики – требует особого обоснования, иначе такая схема способна подорвать и эти системы, и само управление. Так что неэффективное управление и госсектор покажутся манной небесной относительно того состояния, которое будем иметь. Причина - неверный подход к обоснованию действий и решений по изменению.

В атмосфере, когда атакуют людей, а не проблему, выясняют, почему, кто и зачем, что написал, а не смотрят на суть сделанного – о каком эффективном управлении идет речь? При абсолютизации Интернета, появлении неких групп в нём, распоясавшихся в своей деятельности – о чём вообще речь? Выстраивать систему управления необходимо поэлементно и под решение задач развития, определив функционал работы министерств и ведомств, области приложения усилий, цели и подцели проводимой работы, время принятия решений, действий, издержки и устойчивость решений в изменяемых обстоятельствах. Учёт таких параметров позволит снизить дисфункцию управления различных подсистем и государственного управления. Об этом явлении автор пишет, начиная с 1998-1999, когда наиболее рельефны были дисфункции в реализации государственных программ, в управлении оборонным комплексом страны. Тогда с улыбкой относились к введению представлений о дисфункции в экономический анализ, в область институциональной экономики и управления. Сегодня видно множество публикаций, развивающих данные положения того периода времени.

Выделение блоков, уровней (пяти блоков и четырёх уровней госстратегий), если не учитываются обозначенные моменты, при всей полезности, может не сыграть никакой роли. В связи с этим не ясно, что имеется в виду под сокращением роли поручений Президента и аппарата правительства. Это снизит личную ответственность избранного лица, а также лица назначенного и утверждаемого Государственной Думой РФ (премьер-министр). Выгоды не очевидны, потери могут быть значительные для системы государственного управления.

Подводя итог этой короткой заметке, имеющей предостерегающее значение, отметим, что бессистемность работы в области проектирования самих изменений является главным ущербным факторов этих будущих изменений. Завуалированы критерии и необходимость изменений, они слабо показаны и доказаны – и это является первым фундаментальным признаком их будущей неэффективности, а, возможно, и полного провала. Ничего не говорится о необходимости расширения роли научных обоснований, привлечения экспертов РАН (разрушенной или, как минимум, дезориентированной, либо ослабленной на сегодня именно вследствие реформ), создания аналитических служб, не типа ЦСР, с неизвестно каким статусом, полномочиями и составом, а аналитических органов самого правительства и Президента. Об этом речи нет в тех предложениях, которые становятся объектом рассмотрения в СМИ. Я полагаю, что сегодняшние предложения аналитически безуспешны и слабо обоснованные. В этом корень всей проблемы. Это не значит, что, как отмечают отдельные писаки, мои предложения хороши и их надо принять или кто-то хочет работать в подобных аналитических службах. Ни в коем случае – таких желаний нет, и в коррупционном подборе кадров лично мне абсолютно не нужны такие устремления. Проблема в том, что подобными программами гробят мою страны – и именно это мотив и повод для моих возражений, которые имеют некоторую логику и, на мой взгляд, было бы неплохо, если кто-то в стране в состоянии был их учесть. Но на этот счёт я также не тешу иллюзий. Остаётся формула Верещагина из кинофильма «Белое солнце в пустыне». Именно эта формула и является моим мотивом. Это своеобразный ответ писателям – апологетам тех предложений, которые даются множеством «аналитических» групп и клубов.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Сухарев
«Спекулятивный» капитализм никуда не исчез, а должен уйти
Выступление Набиуллиной в Госдуме было в пользу спекулянтов и крупных олигархических кланов
11.04.2024
Иначе мы похороним страну и экономику
Не нужно обольщаться высоким рейтингом России по ВВП – пора всерьёз браться за экономическое возрождение
03.04.2024
«Экономический прорыв на уровне задач и постановки действий»
В Послании Президента отражены мысли, о которых мы говорим не один десяток лет
29.02.2024
Ещё раз об оскорблении Президента России
Джозефом Стиглицем и главных российских выборах в 2024 году
27.02.2024
К 300-летию РАН: почему не слышен голос русских учёных?
Как прекратить профанацию развития науки
08.02.2024
Все статьи Олег Сухарев
Санкции против России
Разгром Запада
Наш ответ на решение конгресса США
22.04.2024
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Известные политические деятели прокомментировали принятый Конгрессом законопроект о выделении Украине $61 млрд
22.04.2024
Вместе с Китаем идти к научно-технологическому прорыву
Эксперты «Партии дела» связывают низкую активность на рынках капитала Китая с внутренней политикой страны
18.04.2024
Шольц передал Си тайное послание Запада Путину?
Известные эксперты об итогах визита канцлера Германии в Китай
17.04.2024
Через пять лет Евросоюза не будет: О конфискации
российских активов и вторичных санкциях
12.04.2024
Все статьи темы
SWIFT в России
«Наконец-то вспомнили о валютных клирингах»
В условиях санкционной войны Россия ищет способы обхода тех запретов, которые коллективный Запад установил в отношении расчетов по внешней торговле
26.08.2022
«Мы собираемся просто развиваться»
По словам Владимира Путина, импортозамещение – не панацея от всех бед
26.05.2022
«Намерены кардинально повысить долю расчётов в национальных валютах в системе внешней торговли»
По словам Владимира Путина, отказ от ненадёжных, скомпрометировавших себя валют и юрисдикций – стратегическая задача с точки зрения финансовой, экономической безопасности нашей страны
14.04.2022
США хотят добиться дефолта России по внешним обязательствам
Если это произойдёт, то иностранным эмитентам долговых бумаг можно не выполнять своих обязательств перед российскими банками
14.04.2022
Все статьи темы
Санкции Запада и ответ России
Ахиллесова пята китайских банков
О санкциях Вашингтона против Поднебесной: чем могут ответить Москва и Пекин?
22.04.2024
У нас уже давно идут разговоры об импортозамещении
Полное импортозамещение по всему спектру товаров фактически будет означать индустриализацию, где и понадобятся производимые нами металлы
19.04.2024
Национальный капитал – это опора для национальной политической системы
Необходимо обеспечить национализацию власти во главе с Путиным
12.04.2024
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Что делать с банками и заводами, которые контролирует враг?
12.04.2024
Спасибо санкциям из ада!
Нам дан шанс: потенциальные и реальные конкуренты ушли сами
12.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06