Как сообщалось, 31 мая состоялась встреча Президента России Владимира Путина с предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Московским и всея Руси Корнилием (Титовым).
О встрече рассуждает в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик:
Известие о встрече Президента России Владимира Путина с митрополитом Корнилием породило множество разговоров и толков. Одни толкователи считают визит Главы государства в Рогожскую слободу отрицательным сигналом властей по отношению к деятельности экуменистов, а другие, напротив, экуменическим поступком, учитывая то, что некоторые наши экуменисты любят служить в старообрядческих облачениях и по старому обряду. Третьи указывают на отношения некоторых банкиров со старообрядчеством и на их финансовые связи с Ватиканом. Ситуация в духовном и политическом плане до конца не понятна. Поэтому надлежит исходить из догматов и канонов православной веры и принципов здравого и правого смысла, как говорил Император Константин.
Мне отрадно, что государство, как и в случае с Русской Православной Церковью за рубежом, является локомотивом объединительных процессов. Но сразу следует заметить, что для нас, православных, речь не идет о воссоединении с раскольниками. Церковь по определению является единой и неделимой, иначе, это не Церковь, а труп. Речь идет о воссоединении старообрядцев со вселенским Православием, от которого они отпали в результате ревнительства не по разуму, гордыни и антигосударственных настроений. Как мне кажется, в этом смысле фигура протопопа Аввакума для объединительных процессов не является удачной. Конечно, он был самоотверженным человеком, неплохим литератором, но никчемным догматистом, который утверждал, что Святая Троица - это три Бога. Это все равно, что Петр, Иаков и Иоанн. По-видимому, он просто не дочитал Василия Великого и не понял его.
Протопоп Аввакум заявлял, что во время великого входа Честные дары уже являются Телом и Кровью Христа. Конечно, это не так. Он совершенно пренебрегал эпиклезой, вводя хлебопоклонную ересь.
К тому же он считал Царя антихристом и устраивал антиправительственную агитацию. В любом случае для большинства российских граждан протопоп Аввакум не может быть образцом, поэтому я предложил бы совершенно иной образ. В 2020 году исполняется 800 лет со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, который, как известно, молился по старому обряду, крестился двумя перстами, хранил православную веру в чистоте и прекрасно знал Псалтирь. И в то же время никогда он не был так прославлен, как в эпоху Российской Империи. И на этой основе, фундаменте наших общих святых, в том числе святого благоверного великого князя Александра Невского, при обращении к их молитвенной поддержке мы можем договориться гораздо быстрее, чем, если мы возьмем такое пререкаемое знамя как протопоп Аввакум.
Пожелаю успехов нашему дорогому Президенту, равно и тем, кто займется воссоединением старообрядчества со вселенским Православием и предостеречь их от возможных многочисленных опасностей, связанных с революционным духом старообрядчества.
31. Re: Символом воссоединения должен стать Александр Невский, а не протопоп Аввакум
30. Ответ на 29., Руский:
29. В тему
28. Ответ на 26: О сложении пальцев
27. Ответ на 25., савл:
26. О сложении пальцев
25. Ответ на 21., М.Яблоков:
24. Савлу
23. Ответ на 20., савл:
22. Ответ на 20., савл: