После Литургии в праздник Вознесения Господня в нашем приходском храме Великомученика и Победоносца Георгия ко мне обратилась с вопросом одна прихожанка, активная участница антиювенального родительского движения. А вопрос был такой: как относиться к прибытию частицы мощей Николая Чудотворца? Мол, разное говорят и пишут, и у нее появилось смущение.
Я не хотел специально писать на эту тему. В
материале о «гонениях» на мятежного протодиакона Кураева я этой темы косвенно коснулся, и считал, что этого достаточно. Одно дело - сомнительная информационная шумиха вокруг принесения мощей, другое дело - сами мощи, которым можно и нужно поклоняться. Но вопрос этой женщины, грамотной и церковной, насколько я могу судить, заставил меня призадуматься: коль звучит такой вопрос, значит есть смущение в народе церковном, в том числе из-за активной пропагандистской кампании с разных сторон. Стало быть, необходимо разобраться. Пришлось детально погрузиться в тему.
Прибытие в Россию в канун праздника Николы Вешнего мощей святого угодника Божия Николая широко
освещается в средствах массовой информации как церковных, так и светских. Думаю, именно активное участие светских журналистов в освещении принесения мощей святителя Николая в Россию во многом и породило тот сенсационный характер подачи материалов, который в общем-то не свойственен церковной журналистике. Впрочем, нельзя не заметить, что эту сенсационность активно поддерживают и некоторые церковные чиновники, особенно сотрудники ОВЦС.
Всё это привело к тому, что излюбленным сюжетом публикаций и репортажей СМИ стало утверждение, что, мол, мощи Николая Чудотворца впервые за много веков прибывают в Россию. При этом каждый церковный человек знает, что Святитель Николай своими мощами давно в России и с Россией. В России уже на протяжении многих веков пребывает огромное количество икон и мощевиков Святителя, православные люди на протяжении веков имели и сейчас имеют возможность поклониться Николаю Угоднику, его святым мощам. Поэтому когда делают акцент на сенсации, это вызывает недоумение и, как следствие, подозрение, что устроители этой акции имеют и другие цели, которые прямо не объявляются.
Эту неуклюжую ситуацию попытался исправить настоятель патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в городе Бари протоиерей Андрей Бойцов, который в
интервью РИА Новости защищает тезис, что мощи Святителя прибывают в Россию впервые. Впервые из Бари. И это правда. Но сам же отец Андрей вынужден признать, что часть мощей находится в Венеции, и никто не сомневается в их подлинности. А вот из Венеции частицы мощей активно попадали во многие страны, в том числе и в Россию. Отец Андрей, правда, пытается поставить под сомнение подлинность тех мощей святителя Николая, которые пришли в Россию ранее, - мол, нет никаких документов, подтверждающих, что мощи подлинные. Хотя сам тут же себя опровергает, поскольку чувствует, видимо, шаткость своей позиции, - люди по вере своей получают просимое от мощей, про которые нет свидетельств подлинности. И правда, - какое еще свидетельство нужно верующему человеку, если исполняется просимое?! Какая мне разница, есть ли документ о подлинности мощей, если Святитель Николай меня слышит и исполняет то, что я прошу?!
Так что нет никакой сенсационности в нынешнем прибытии мощей Николая Чудотворца в нашу страну. Разумеется, всё это никак не отменяет радости от очередного посещения России святителем Николаем его святыми мощами. Всякого рода спекуляции, что этим мощам не нужно поклоняться, что как бы и мощи «неправильные», - несусветная глупость и явная провокация людей духовно нетрезвых.
Однако дутая сенсационность события, а особенно тот факт, что мощи прибывают из Католической церкви, породили сомнения в чистоте замыслов организаторов. Среди православного народа распространяется мнение, что столь широко разрекламированный привоз частицы мощей святителя Николая из Бари - часть кампании, целью которой является пропаганда унии Русской Православной Церкви с Ватиканом. Основания для такого рода слухов и предположений есть. Мы видим, что мощи сопровождает католический епископ, а от некоторых церковных чиновников из ОВЦС мы слышим комментарии, типа: «прибытие частицы мощей - шаг к церковному единству», «скоро будет преодолено церковное разделение Запада и Востока», «доброта католиков, согласившихся на привоз мощей, свидетельствует о намерении Ватикана соединиться». Неудивительно, что такая активизация наших доморощенных филокатоликов тревожит многих православных.
Конечно, подобные утверждения абсолютно неприемлемы для православного сознания. Церковные русские люди понимают, что католики являются еретиками, а церковное единение возможно только после отказа католиков от искажений в догматике, исправления экклезиологии Католической церкви. Это все прекрасно известно, как и оценки католичества многими святыми Русской Православной Церкви. Никакой унии с католиками не будет, по крайней мере в обозримом будущем, поскольку это вызовет небывалый раскол в Церкви. Поэтому спекуляции на реальности угрозы унии - просто провокация людей духовно нетрезвых.
Весьма печально, что некоторые публицисты используют эту ситуацию для кампании против Священноначалия, для дискредитации иерархии и в целом Русской Православной Церкви. При этом не чураются ничем, начиная с вороха версий конспирологического характера и заканчивая откровенным бредом и оскорблениями. И весьма тревожно, что некоторые православные верят этим «ревнителям не по разуму».
К примеру, в статье «
Окатоличенные разрушители Православия» в последнем номере вроде вполне респектабельной газеты «Литературная Россия» некий В. Соколов утверждает, что митрополит Иларион (Алфеев) является тайным кардиналом и вполне мог участвовать в выборах Папы Римского Франциска (?!). Утверждается, что католическим кардиналом был и митрополит Никодим (Ротов), якобы об сообщило Ватиканское радио «на следующий день после его внезапной смерти в 1978 году». Разумеется, проверить это сообщение радио Ватикана невозможно, а сам митрополит Никодим ответить г-ну Соколову не может. Ничтоже сумняшеся, автор статьи объясняет продвижение унии ... отсутствием демократических процедур в Русской Православной Церкви: «Продвижение унии облегчается отсутствием, за редким исключением, тайного голосования в РПЦ, так что любой экуменический документ, спущенный патриархией, принимается на собраниях подавляющим большинством епископов и священников (первые боятся лишиться своих дворцов, вторые – своих приходов, иначе нечем будет кормить матушек и детей)». Вот оно что! Дух Святый не причем, всё дело в отсутствии тайного голосования, поскольку архиереи и священники трусоваты в отличие «безстрашного» автора статьи. При этом автор статьи в «Литературной России» выражает надежду: «Хотелось бы, чтобы эта статья дошла до президента, ибо православие в России всегда было важнейшей составляющей безопасности государства». И как интересно Президент должен отнестись к этим бредовым версиям г-на Соколова?!
Еще дальше заходит в своем пафосе доцент МГИМО Ольга Четверикова в газете «Завтра», где она комментирует проповедь Святейшего Патриарха Кирилла. Статья называется вполне в жанре конспирологии «Прикрытие», хотя подзаголовок
разъясняет, о чем идет речь: «У мощей святителя Николая патриарх Кирилл помолился о слиянии православных с католиками».
Прискорбно об этом писать, поскольку когда-то Ольга Николаевна была одним из ведущих авторов «Русской народной линии», и мы очень ценили ее полемический талант, ее продвигали и ей помогали. Это было до тех пор пока она не «взревновала зело» о чистоте Православия, попираемого, по ее мнению, почти всеми вокруг, кроме небольшой кучки ее единомышленников. Как называется такого рода «ревность», думаю, церковные люди знают.
Все события вокруг принесения мощей Николая Угодника в Россию Четверикова описывает исключительно в понятиях «магия», «ритуал». Оказывается, надурили нас, несмышленых, и вот явилась Ольга Николаевна, которая всё понимает и взялась разоблачить магию, которой нас околдовали. Всё это было бы смешно, если бы не было так грустно. Поскольку есть простодушные люди, которые доверяют мнению Четвериковой, а ее «экспертное мнение» публикует популярная в патриотических кругах газета «Завтра».
Оказывается, «встречу мощей превратили в магическое действо, ритуал поклонения папе Римскому», - ни больше ни меньше. А священников и верующих силой и обманом просто «согнали» в храм Христа Спасителя. Четвериковой «это всё напоминает оккультное магическое действо, в котором должны участвовать все», чтобы всех приобщить «к кощунственным практикам», мол, «поучаствовав раз, ты уже не очистишься». Какое там покаяние, смирение?! Слова «магия», «магизм», «магический ритуал» - едва ли не в каждом абзаце комментария автора. «Нельзя же не видеть магический ритуальный характер всего того поклонения, которое организовано в эти дни»; «таинство превращают в магический ритуал»; «наших людей вводят не просто в заблуждение, а в такое состояние души, когда они действительно не спасутся, потому что вера подменяется магией»... Не спасутся и всё тут. Так Четверикова решила. Эдакая католическая предопределённость. Тут впору подумать, что магизмом поражено сознание самого автора этого комментария.
Ну а вывод статьи - венец коспирологического и магического мышления: «Я думаю, что они (кто эти «они», - мировое правительство, Ватикан или все, кто не разделяет хода мыслей Четвериковой? - А.С.) готовятся к какому-то очень серьёзному событию, намеченному на осень, когда будет отмечаться 500-летие Реформация. Нам известно, что руководство Ватикана и руководство протестантских церквей уже подготовили документ, который фактически означает единение под началом Рима. Я думаю, что к этому событию готовят и РПЦ, чтобы тоже каким-то образом встроить её в эту новую «единую» церковь. Так что сейчас всё делается ускоренными темпами. Не случайно нам всегда говорили: надо успеть. И подчёркивали определённые сроки. Почему-то они выбрали именно это время. Наверное, с точки зрения их кабалистических расчётов это имеет принципиальное значение». Конечно, если Ольга Николаевна не объяснит глупому доверчивому верующему русскому народу, то каббалисты победят осенью Русскую Церковь. Интересно, что будет говорить Четверикова, как она будет смотреть в глаза своим читателям, если осенью ничего этого не произойдёт? Или она надеется, что по законам информационного общества к осени все забудут, что она прорицала в мае месяце?! Впрочем, есть и другой выход - объявить, что не произошло, поскольку Четверикова вовремя разоблачила козни экуменистов...
Вся эта «антимагическая магия» или «магическая антимагия» наворочена как комментарий к
проповеди Святейшего Патриарха Кирилла во время торжественной встречи мощей Николая Чудотворца. Согласно Четвериковой, Патриарх «заявил не только о возможности, а о желательности и неизбежности объединения, то есть поглощения католиками православных». Проповедь Патриарха она даже называет «экуменистской (
так в тексте - А.С.) молитвой» (??!).
Так что же сказал Патриарх? Вот цитата, которая вызвала такой ажиотаж: «Мы верим, что святитель Николай, которого почитает и Восток, и Запад, предстоит в молитве пред Богом за всех нас. Сегодня мы еще разделены, поелику богословские проблемы, пришедшие из древности, не дают нам возможности воссоединиться. Тем не менее, как прозревали многие святые люди, если Господу угодно будет соединить всех христиан, то произойдет это не по их усилиям, не благодаря каким-то церковно-дипломатическим шагам, не по каким-то богословским соглашениям, а только если Дух Святый снова соединит всех, кто исповедует Имя Христово. И верим, что святитель Николай, слышащий молитвы христиан Востока и Запада, предстоит пред Господом, в том числе прося у Него соединить Церкви воедино». Именно эти слова интерпретируются Ольгой Четвериковой и иными «ревнителями» как некая манифестация экуменизма.
Если Патриарху не доверяешь, можно интерпретировать и так, домыслив отсутствующие логические ходы. Но если Патриарху доверяешь, то можно это прочитать и как вполне православный, но не очень удачный ход мысли Предстоятеля нашей Церкви (может ведь и Патриарх выразиться неудачно). Собственно буквально Его Святейшество говорит лишь о том, что святитель Николай молится о соединении христиан Востока и Запада. И что тут криминального? Полагаю, что не только святитель Николай, но и многие другие святые молятся за это воссоединение, за преодоление разделения христиан. Патриарх говорит о том, что мы разделены потому, что «богословские проблемы, пришедшие из древности, не дают нам возможности воссоединиться». Это, действительно, любимый тезис филокатоликов, если его продолжить дальше. Но если прочитать только то, что говорит Патриарх, тут никакой крамолы нет. Как нет никакой крамолы в словах Его Святейшества, что соединение произойдет «не благодаря каким-то церковно-дипломатическим шагам, не по каким-то богословским соглашениям, а только если Дух Святый снова соединит всех, кто исповедует Имя Христово».
Патриарх говорил о необходимости молиться за воссоединение, но ничего не сказал о том, как может и должно произойти воссоединение. Я, к примеру, смею предполагать, что Его Святейшество считает, как и все русские православные люди, что воссоединение христиан Востока и Запада возможно только путем отказа католиков от еретических искажений в христианской догматике, появившихся в Католической церкви, «пришедших к нам из древности». О.Четверикова, В.Соколов и некоторые иные «ревнители», напротив, сразу заподозрили Патриарха в предательстве. Но это проблема этих «ревнителей не по разуму», а не Патриарха.
Как их проблемой является откровенное хамство в адрес Предстоятеля нашей Церкви, архиереев и духовенства, не разделяющих их истерику и «ревность не по разуму». Как еще иначе оценить слова той же Четвериковой, что «руководство Московского патриархата» - это «оборотни в сутане». Или «дерзновенный» призыв самочинного «опричного иеросхимонаха Онуфрiя» влепить «от души пощёчину» по примеру Святителя Николая Патриарху Кириллу, митрополиту Илариону или кому «другому из экуменистов». Духовного (да и жизненного) опыта у «младостарца» Онуфрия «с гулькин нос», но дерзости - гора, и он уже благословляет со страниц сайта «
Москва третий Рим» (МТР) лепить пощечины направо и налево, уподобившись Николаю Чудотворцу. Гордыня несусветная, но он же «афонский старец», как его аттестует Алексей Добычин, главный редактор сайта МТР.
Экуменизм, неообновленчество, филокатолицизм и модернизм - эти болезни есть в нашей Церкви. Мы их знаем и по мере сил стремимся им противостоять. Но с другой стороны, мы видим и другие болезни в нашей Церкви - радикализм, духовную экзальтацию, нетрезвость ума, нетвердость веры. Эти болезни не менее опасны.
Недавно я услышал от одной мудрой церковной женщины такие слова: одни мощи привозят и шум поднимают, а другие истерику закатывают, но и те, и другие делают общее дело - разрушают нашу Церковь. Справедливые слова. И с теми и с другими мы должны бороться. И тем, и другим мы должны противостоять.
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»
86. Re: «Антимагическая магия» или «магическая антимагия»
85. Ответ на 63., Кирилл Д.:
84. Ответ на 62., чистякова:
83. Re: «Антимагическая магия» или «магическая антимагия»
82. Ответ на 58., М.Яблоков:
81. Ответ на 56., Наблюдатель.:
80. Ответ на 57., Lucia:
79. Ответ на 57., Lucia:
78. Ответ на 47., Кирилл Д.:
77. Ответ на 52., вода: свежесть после урагана