«Церковная грамотность населения растет»

Известные пастыри о воцерковленности российского общества

Бывший СССР 
0
457
Время на чтение 8 минут
Как сообщалось, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в интервью газете «Известия», в частности, сказал: 

«Если говорить о роли Церкви в жизни общества — это и проповеди Патриарха, и церковные дела милосердия, и дела верующих людей, никак не связанных с официальными церковными структурами. Церковь обращается к человеческому сердцу, к душе. Задача священника в том, чтобы человек мог войти непосредственно в общение с Богом. Церковь меняет людей, а люди меняют жизнь». 

«Согласны ли вы, что наше общество становится более воцерковленным? В чем это проявляется?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. 

Владыка Евгений, епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии, сказал: «Представим себе человека, который из года в год перекапывает землю, удобряет ее, сажает зерна, а ничего не вырастает. Он на следующий год снова перекапывает, удобряет, сажает, - и снова ничего не вырастает. И так в течение десятилетий. Мы скажем, что человек либо не понимает, что делает, либо перед нами фанатик. Но Церковь ежедневно и сеет, и пашет, и удобряет. Священники проповедуют слово Божие, учат людей не совершать грехов, молятся о прощении совершенных. Нельзя думать, что все это проходит бесследно и не дает плодов». 

«Безусловно, - согласен он, - в мире, и в нашей стране в особенности, ежедневно становится все больше искренне верующих людей. Впрочем, именно этого не хотят недруги того, что Святейший Патриарх называет "православным миром" или "русским миром". Поэтому пытаются умалить и труды Церкви, и результаты этих трудов».
 
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института, подтвердил, что «многие люди сегодня в храме потому, что увидели, чем занимается Церковь. Но сказать, что их стало больше, чем в 90-е годы, я не могу – тогда многие пришли, но многие и ушли. Сегодня остались люди, которые стали христианами по-настоящему. Между ними есть любовь, они уважают друг друга, принимают участие в судьбе храма и своих ближних. Для верующего человека понятие любви и сострадания неразрывны. Легко отдать последнее, если у кого-то случилась беда. Труднее порадоваться успехам ближнего. Например, кого-то наградили, назначили на хорошую должность. Этого человека, конечно, поздравят, но порадуются ли его успехам от души? И это показывает, кто мы на самом деле, можем ли считаться христианами. Так рассуждают верующие и начинают бороться со своими страстями, недостатками. Неверующий своих недостатков не замечает. В нашей Церкви людей, которые умеют любить и сострадать, все больше. Это благо для общества, и хорошо, что Церковь смогла научить людей быть по-настоящему верующими».

«Если мне говорят о моих недостатках, я должен благодарить, что на них указали. И хочется верить: люди, которые сегодня говорят об этом, завтра сами станут хорошими христианами. Общество меняется – это так. Некоторые, увы, по-настоящему христианами не стали. Но есть учение Церкви. Подняться на этот корабль, чтобы спастись, призывает каждый священнослужитель», - подчеркнул он.
 
Протоиерей Александр Добросельский, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общенаучных дисциплин Рязанской православной духовной семинарии, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина, отметил: «Как и вся Вселенная, повинуясь космическому закону ритма, в разные времена Церковь имеет различное количество верующих. Когда верующих больше, то и в окружающем обществе ситуация лучше, - об этом история свидетельствует однозначно. Да и в семье, где есть хоть один православный церковный человек, благодаря ему и держится нормальная семейная жизнь. Иное дело, что всех воцерковить невозможно: каждому плоду свои сроки, а кому-то и вовсе не предстоит созреть. Но окультурить каждое растение, защитить каждый плод, помыть и причесать каждого ребёнка в семье, а также дать гражданам государства российского необходимые для спасения души знания, умения и навыки, мы просто обязаны».
 
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что «Владимир Романович правильно сказал: Церковь меняет людей, а люди – общество. Это глубокая, справедливая мысль. В этом и состоит главная роль Церкви - менять людей ко благу, чтобы они видели свое призвание не только в достижении материальных ценностей либо в их создании, но и стремились к тому, что лежит выше граней земных». 

«И действительно, - продолжил отец Александр, - все больше людей осознают такое активное участие Церкви в своей жизни. Другое дело, что "больше" - не значит "много". Слава Богу, сейчас продолжается приток людей к Церкви, но мы находимся лишь в начале пути. Людей, которых действительно можно назвать воцерковленными, формирующих свои принципы в соответствии с заповедями Божьими, стремящихся к тому, чтобы стать свободными от греха, а не к вседозволенности – их еще не хватает. Наша обыденная жизнь многогранна, противоречива, опирается на традиции, которые образуются со временем, и не всегда их можно приветствовать и стремиться к тому, чтобы они укоренились. Так что в жизни многое нужно менять. Нельзя воспринимать Церковь как систему запретов. Можно считать, что и правила уличного движения – система запретов и ограничений. И что, нужно их отменить? Тогда на дорогах начнется хаос. Вот и ограничения, которые предлагает Церковь, направляют нашу жизнь в глубокое, одухотворенное русло. К этой цели Церковь и призывает всех нас».
 
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, также считает, что «Владимир Романович прав: когда приходится общаться с чиновниками, видишь, - их уровень осведомленности в делах церковных значительно возрос, появилась сопричастность к жизни Церкви. Да и у остальных людей заинтересованности стало больше». 

«Но сравнивая старшее поколение прихожан, а также тех, кто обращается в Церковь, и молодых людей, я вижу бóльшую осведомленность последних. Нередко среди старшего поколения бытует мнение, что аборт не убийство, и делать его можно – мол, на раннем сроке в чреве не человек, а "рыбка". А молодые знают: аборт - это грех. Люди, которые выросли в эпоху гласности, в том числе церковной, получили больше информации. Даже если они приходят в Церковь совсем не воцеркволенными, они воцерковляются легче, чем люди старшего поколения», - отметил пастырь.
 
Иерей Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии, заметил, что «все больше людей понимают: Церковь - это не только (и даже не столько) священнослужители, но и обычные верующие, не принадлежащие к церковному клиру. Те, кого в секуляризированном обществе называют прихожанами, в последнее десятилетия стали очень активны. Они часто получают высшее богословское образование, или искусствоведческое образование церковного характера – учатся иконописи, музыке. Эти люди выполняют в храмах социальное, миссионерское служение, занимаются благотворительной деятельностью – всем тем, что раньше делали священники. Сегодня в школах мы можем увидеть не клириков, преподающих христианские предметы и дисциплины, а обычных верующих, имеющих педагогическое и теологическое образование. Все это, пожалуй, одно из наибольших достижения Церкви в последнее время». 

«"Мода" на Православие, существовавшая еще пару десятилетий назад, когда рухнул СССР, тоже прошла, - полагает отец Николай. - В то время Церковь отождествлялась с тем, что всегда было в оппозиции к власти. Получив свободу, люди стали массово обращаться к Церкви – но, к сожалению, знания о ее деятельности у них были поверхностные. К Церкви скорее относились как к некой традиции отцов и дедов. А некоторые чиновники, которых тогда стали называть "подсвечниками", возможно, пытались таким образом привлечь электорат. Сейчас, когда много критической (подчас надуманной) информации о жизни Церкви и ее членов, стало очевидно: люди, причислявшие себя к православным, либо углубили свои богословские познания, духовный опыт, либо отвернулись от нее. Многие стали ответственнее к этому относиться. Сейчас нередко публичный человек (будь то чиновник, или, скажем, известный музыкант, спортсмен) во всем ведет себя как православный христианин. Он имеет мужество, подкрепленное духовным опытом, христианской жизнью, и осознает свою ответственность, понимает: совершенный публично грех, некрасивый поступок, обрушат на него шквал критики».
 
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что «понятие "воцерковленности" спорно: нельзя с уверенностью сказать, кто воцерковлен, а кто нет. По-разному можно оценивать церковность – от простого признания Церкви до регулярного участия в таинствах и соблюдения заповедей. Но что в нашем обществе точно происходит – это принятие церковных реалий. По крайне мере вопиющего невежества к истории, Церкви, священнослужителям становится меньше, церковная грамотность населения растет. Если у людей есть вопросы и проблемы, они знают, что можно их решить, к кому обратиться. Интернет превратился в площадку обсуждения Церкви и околоцерковных проблем. Это косвенно способствует тому, что люди так или иначе обращаются к Церкви, к христианской жизни. Они не начинают регулярно участвовать в таинствах, ходить в храм, но внутреннее отношение к Церкви и к Богу меняется». 

«Это важная характеристика нынешней ситуации: у нас формируется сознательное общество, где вера будет занимать существенную роль, что способствует определенному формированию нравственности в современном обществе. Сегодня человеку не хватает нравственных устоев, благодаря которым он может выстраивать свою и общественную жизнь. Так что я надеюсь, что общество действительно меняется в лучшую сторону. Но пока не приходится говорить обо всем российском обществе как о христианском или разделяющем христианские ценности», - заключил пастырь.
 
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, сказал: «Насколько я могу судить по своему небольшому кругу, который ограничен приходом, школой и университетом, где я преподаю, - наряду с необоснованной критикой в адрес Церкви все больше появляется здравых мнений, точек зрения, голосов. Патриарх Алексий II в 90-е годы говорил, что возрождение Церкви начинается с возрождения стен, то есть храмов, но гораздо сложнее возродить веру в душах людей. Думаю, он, имел в виду именно то, что происходит сейчас. Церковь медленно, трудно, но переходит к тому, чтобы священники встречали людей в храме, доброжелательно что-то объясняли, а люди, которые приходят в Церковь впервые, могли понять, услышать, задать вопрос и уйти с облегчением или хотя бы с пониманием, что тут тоже есть нормальные люди, а не только бабки, которые шипят и прогоняют незнающих. Много молодых священников, которые работают с молодежью, пишут и говорят для не очень воцерковленной аудитории. Все это очень важно, пусть и происходит незаметно для многих. Но чтобы все оценить, должно пройти время». 

«К сожалению, - посетовал отец Иоанн, - при этом социальные сети гораздо быстрее разносят критику, которая основана на не всегда достоверных фактах. Такое впечатление, что есть люди, которые сидят и ждут информационного повода, чтобы максимально его раскрутить - как с историей о Соколовском. Думаю, если бы в 90-е он что-то подобное сделал, никто бы ничего не узнал. А ведь он не тот человек, который должен быть интересен кому-либо вообще из здравомыслящих людей. Это не тот повод, который должен отражать отношение Церкви и общества. Поэтому дай Бог, чтобы здоровые тенденции продолжались вне зависимости от того, что хотят раскрутить воинствующие безбожники. Чаще всего они не очень хорошо разбираются в церковной жизни, некоторые даже ни разу в Церковь не заходили, зато имеют "авторитетное мнение" по всем церковным вопросам».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
Мученик за веру Христову!
К 90-летию назначения на Калужскую епархию Архиепископа Августина (Беляева), в будущем одного из Новомучеников Российских
27.11.2024
День памяти святого Императора Юстиниана I и святой Царицы Феодоры
Сегодня мы также вспоминаем государственных деятелей И.Г.Орлова, И.И.Шувалова, П.Д.Киселева, генерала Д.С.Дохтурова, художника П.И.Федотова и архиепископа Екатеринославского Владимира (Соколовского-Автономова)
27.11.2024
День памяти Великого князя Иоанна II Красного
Сегодня мы также вспоминаем архимандрита Константина (Зайцева) и философа Н.О. Лосского
26.11.2024
День памяти К.Н.Леонтьева
Сегодня мы также вспоминаем генералиссимуса А.Д.Меншикова и славянофила А.И.Кошелева
25.11.2024
День окончания монголо-татарского ига
Сегодня мы также вспоминаем живописца Ф.Я.Алексеева, одного из основателей Союза Русского Народа Н.Н.Ознобишина, Великую Княгиню Ольгу Александровну
24.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Новое оружие России
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:26
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 06:25
Над Россией нависает угроза!
Новый комментарий от Рабочий
27.11.2024 06:25
«Педагоги не могут качественно передавать им знания»
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:18
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
26.11.2024 22:43
Либеральный момент: от «конца истории» до Трампа
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
26.11.2024 21:48