Как сообщалось, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в интервью газете «Известия», в частности, сказал:
«Если говорить о роли Церкви в жизни общества — это и проповеди Патриарха, и церковные дела милосердия, и дела верующих людей, никак не связанных с официальными церковными структурами. Церковь обращается к человеческому сердцу, к душе. Задача священника в том, чтобы человек мог войти непосредственно в общение с Богом. Церковь меняет людей, а люди меняют жизнь».
«Согласны ли вы, что наше общество становится более воцерковленным? В чем это проявляется?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Владыка Евгений, епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии, сказал: «Представим себе человека, который из года в год перекапывает землю, удобряет ее, сажает зерна, а ничего не вырастает. Он на следующий год снова перекапывает, удобряет, сажает, - и снова ничего не вырастает. И так в течение десятилетий. Мы скажем, что человек либо не понимает, что делает, либо перед нами фанатик. Но Церковь ежедневно и сеет, и пашет, и удобряет. Священники проповедуют слово Божие, учат людей не совершать грехов, молятся о прощении совершенных. Нельзя думать, что все это проходит бесследно и не дает плодов».
«Безусловно, - согласен он, - в мире, и в нашей стране в особенности, ежедневно становится все больше искренне верующих людей. Впрочем, именно этого не хотят недруги того, что Святейший Патриарх называет "православным миром" или "русским миром". Поэтому пытаются умалить и труды Церкви, и результаты этих трудов».
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института, подтвердил, что «многие люди сегодня в храме потому, что увидели, чем занимается Церковь. Но сказать, что их стало больше, чем в 90-е годы, я не могу – тогда многие пришли, но многие и ушли. Сегодня остались люди, которые стали христианами по-настоящему. Между ними есть любовь, они уважают друг друга, принимают участие в судьбе храма и своих ближних. Для верующего человека понятие любви и сострадания неразрывны. Легко отдать последнее, если у кого-то случилась беда. Труднее порадоваться успехам ближнего. Например, кого-то наградили, назначили на хорошую должность. Этого человека, конечно, поздравят, но порадуются ли его успехам от души? И это показывает, кто мы на самом деле, можем ли считаться христианами. Так рассуждают верующие и начинают бороться со своими страстями, недостатками. Неверующий своих недостатков не замечает. В нашей Церкви людей, которые умеют любить и сострадать, все больше. Это благо для общества, и хорошо, что Церковь смогла научить людей быть по-настоящему верующими».
«Если мне говорят о моих недостатках, я должен благодарить, что на них указали. И хочется верить: люди, которые сегодня говорят об этом, завтра сами станут хорошими христианами. Общество меняется – это так. Некоторые, увы, по-настоящему христианами не стали. Но есть учение Церкви. Подняться на этот корабль, чтобы спастись, призывает каждый священнослужитель», - подчеркнул он.
Протоиерей Александр Добросельский, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общенаучных дисциплин Рязанской православной духовной семинарии, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина, отметил: «Как и вся Вселенная, повинуясь космическому закону ритма, в разные времена Церковь имеет различное количество верующих. Когда верующих больше, то и в окружающем обществе ситуация лучше, - об этом история свидетельствует однозначно. Да и в семье, где есть хоть один православный церковный человек, благодаря ему и держится нормальная семейная жизнь. Иное дело, что всех воцерковить невозможно: каждому плоду свои сроки, а кому-то и вовсе не предстоит созреть. Но окультурить каждое растение, защитить каждый плод, помыть и причесать каждого ребёнка в семье, а также дать гражданам государства российского необходимые для спасения души знания, умения и навыки, мы просто обязаны».
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что «Владимир Романович правильно сказал: Церковь меняет людей, а люди – общество. Это глубокая, справедливая мысль. В этом и состоит главная роль Церкви - менять людей ко благу, чтобы они видели свое призвание не только в достижении материальных ценностей либо в их создании, но и стремились к тому, что лежит выше граней земных».
«И действительно, - продолжил отец Александр, - все больше людей осознают такое активное участие Церкви в своей жизни. Другое дело, что "больше" - не значит "много". Слава Богу, сейчас продолжается приток людей к Церкви, но мы находимся лишь в начале пути. Людей, которых действительно можно назвать воцерковленными, формирующих свои принципы в соответствии с заповедями Божьими, стремящихся к тому, чтобы стать свободными от греха, а не к вседозволенности – их еще не хватает. Наша обыденная жизнь многогранна, противоречива, опирается на традиции, которые образуются со временем, и не всегда их можно приветствовать и стремиться к тому, чтобы они укоренились. Так что в жизни многое нужно менять. Нельзя воспринимать Церковь как систему запретов. Можно считать, что и правила уличного движения – система запретов и ограничений. И что, нужно их отменить? Тогда на дорогах начнется хаос. Вот и ограничения, которые предлагает Церковь, направляют нашу жизнь в глубокое, одухотворенное русло. К этой цели Церковь и призывает всех нас».
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, также считает, что «Владимир Романович прав: когда приходится общаться с чиновниками, видишь, - их уровень осведомленности в делах церковных значительно возрос, появилась сопричастность к жизни Церкви. Да и у остальных людей заинтересованности стало больше».
«Но сравнивая старшее поколение прихожан, а также тех, кто обращается в Церковь, и молодых людей, я вижу бóльшую осведомленность последних. Нередко среди старшего поколения бытует мнение, что аборт не убийство, и делать его можно – мол, на раннем сроке в чреве не человек, а "рыбка". А молодые знают: аборт - это грех. Люди, которые выросли в эпоху гласности, в том числе церковной, получили больше информации. Даже если они приходят в Церковь совсем не воцеркволенными, они воцерковляются легче, чем люди старшего поколения», - отметил пастырь.
Иерей Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии, заметил, что «все больше людей понимают: Церковь - это не только (и даже не столько) священнослужители, но и обычные верующие, не принадлежащие к церковному клиру. Те, кого в секуляризированном обществе называют прихожанами, в последнее десятилетия стали очень активны. Они часто получают высшее богословское образование, или искусствоведческое образование церковного характера – учатся иконописи, музыке. Эти люди выполняют в храмах социальное, миссионерское служение, занимаются благотворительной деятельностью – всем тем, что раньше делали священники. Сегодня в школах мы можем увидеть не клириков, преподающих христианские предметы и дисциплины, а обычных верующих, имеющих педагогическое и теологическое образование. Все это, пожалуй, одно из наибольших достижения Церкви в последнее время».
«"Мода" на Православие, существовавшая еще пару десятилетий назад, когда рухнул
СССР, тоже прошла, - полагает отец Николай. - В то время Церковь отождествлялась с тем, что всегда было в оппозиции к власти. Получив свободу, люди стали массово обращаться к Церкви – но, к сожалению, знания о ее деятельности у них были поверхностные. К Церкви скорее относились как к некой традиции отцов и дедов. А некоторые чиновники, которых тогда стали называть "подсвечниками", возможно, пытались таким образом привлечь электорат. Сейчас, когда много критической (подчас надуманной) информации о жизни Церкви и ее членов, стало очевидно: люди, причислявшие себя к православным, либо углубили свои богословские познания, духовный опыт, либо отвернулись от нее. Многие стали ответственнее к этому относиться. Сейчас нередко публичный человек (будь то чиновник, или, скажем, известный музыкант, спортсмен) во всем ведет себя как православный христианин. Он имеет мужество, подкрепленное духовным опытом, христианской жизнью, и осознает свою ответственность, понимает: совершенный публично грех, некрасивый поступок, обрушат на него шквал критики».
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что «понятие "воцерковленности" спорно: нельзя с уверенностью сказать, кто воцерковлен, а кто нет. По-разному можно оценивать церковность – от простого признания Церкви до регулярного участия в таинствах и соблюдения заповедей. Но что в нашем обществе точно происходит – это принятие церковных реалий. По крайне мере вопиющего невежества к истории, Церкви, священнослужителям становится меньше, церковная грамотность населения растет. Если у людей есть вопросы и проблемы, они знают, что можно их решить, к кому обратиться. Интернет превратился в площадку обсуждения Церкви и околоцерковных проблем. Это косвенно способствует тому, что люди так или иначе обращаются к Церкви, к христианской жизни. Они не начинают регулярно участвовать в таинствах, ходить в храм, но внутреннее отношение к Церкви и к Богу меняется».
«Это важная характеристика нынешней ситуации: у нас формируется сознательное общество, где вера будет занимать существенную роль, что способствует определенному формированию нравственности в современном обществе. Сегодня человеку не хватает нравственных устоев, благодаря которым он может выстраивать свою и общественную жизнь. Так что я надеюсь, что общество действительно меняется в лучшую сторону. Но пока не приходится говорить обо всем российском обществе как о христианском или разделяющем христианские ценности», - заключил пастырь.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, сказал: «Насколько я могу судить по своему небольшому кругу, который ограничен приходом, школой и университетом, где я преподаю, - наряду с необоснованной критикой в адрес Церкви все больше появляется здравых мнений, точек зрения, голосов. Патриарх Алексий II в 90-е годы говорил, что возрождение Церкви начинается с возрождения стен, то есть храмов, но гораздо сложнее возродить веру в душах людей. Думаю, он, имел в виду именно то, что происходит сейчас. Церковь медленно, трудно, но переходит к тому, чтобы священники встречали людей в храме, доброжелательно что-то объясняли, а люди, которые приходят в Церковь впервые, могли понять, услышать, задать вопрос и уйти с облегчением или хотя бы с пониманием, что тут тоже есть нормальные люди, а не только бабки, которые шипят и прогоняют незнающих. Много молодых священников, которые работают с молодежью, пишут и говорят для не очень воцерковленной аудитории. Все это очень важно, пусть и происходит незаметно для многих. Но чтобы все оценить, должно пройти время».
«К сожалению, - посетовал отец Иоанн, - при этом социальные сети гораздо быстрее разносят критику, которая основана на не всегда достоверных фактах. Такое впечатление, что есть люди, которые сидят и ждут информационного повода, чтобы максимально его раскрутить - как с историей о Соколовском. Думаю, если бы в 90-е он что-то подобное сделал, никто бы ничего не узнал. А ведь он не тот человек, который должен быть интересен кому-либо вообще из здравомыслящих людей. Это не тот повод, который должен отражать отношение Церкви и общества. Поэтому дай Бог, чтобы здоровые тенденции продолжались вне зависимости от того, что хотят раскрутить воинствующие безбожники. Чаще всего они не очень хорошо разбираются в церковной жизни, некоторые даже ни разу в Церковь не заходили, зато имеют "авторитетное мнение" по всем церковным вопросам».