Збигнев Бжезинский, помощник по национальной безопасности президента США Джимми Картера в 1977-1981 годах, скончался в пятницу в возрасте 89 лет. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на американский телеканал Fox News.
Американская газета Politico также сообщила о кончине известного американского политолога, сославшись при этом на его дочь Мику. «Мой отец мирно отошел в мир иной сегодня (в пятницу) вечером», - процитировало издание ее слова.
По информации газеты The New York Times, политик умер в больнице в штате Вирджиния.
Министерство иностранных дел Польши выразило соболезнования в связи со смертью Бжезинского.
«Мир потерял великого человека», - отмечено в заявлении польского МИД.
С раннего утра комментируют случившиеся также и многие другие польские политики. «Невосполнимая потеря для Америки, Польши, всего свободного мира. Его мудрые советы остаются с нами», - написал в Twitter бывший глава внешнеполитического ведомства Радослав Сикорский. Экс-премьер Польши Лешек Миллер назвал Бжезинского «творцом и свидетелем своей эпохи».
О подлинной роли Бжезинского в идеологической разработке планов США по установлению мирового господства рассуждает в интервью «Русской народной линии» петербургский политолог, д.ф.н. Сергей Лебедев:
Действительно, Бжезинский — это динозавр, или, как сто лет назад говорили, зубр, один из титанов прошлого века. Сейчас даже обидно, политики как-то измельчали. Я не касаюсь нашего Президента, но на фоне западных современных лидеров явно таких деятелей не хватает. Бжезинский был человек, который определял судьбу мира. Это во многом объяснялось еще и тем, что именно он был исполнительным директором Трехсторонней комиссии. Сильные мира сего собирались, обсуждали мировые проблемы и спокойно, без каких-то волнений, решали судьбы жизни и смерти десятков или сотен миллионов человек, определяли, где будут войны, какие будут установлены границы. Бжезинский положил этому начало.
Про Бжезинского можно сказать, что он был законченный, может быть, лирический русофоб, но в какой-то степени, как это ни странно, именно это тоже вызывает некоторое осуждение. Все-таки на фоне бесхребетности политических лидеров современного мира, которые готовы в любой момент сжечь то, чему поклонялись, и поклоняться тому, что сжигали, такое постоянство вызывает некоторое восхищение. Пронести через всю свою весьма долгую продолжительную жизнь мечту детства — уничтожение России и все-таки сдохнуть, так и не увидев ее реализации, хотя он приложил все свои незаурядные силы к этому, - действительно, вот уж это натура!
Бжезинский действительно крупный деятель не только потому, что он еще давно, при совершенно забытом ныне президенте Картере, был советником по национальной безопасности. Во всяком случае, у каждого американского президента есть свои советники по безопасности, но Бжезинский действительно был один-единственный и неповторимый. Он был не просто практикующий политик, он был стратег. Это порой действительно все определяет, как дальше будет двигаться развитие Запада и мира. Он справлялся со своими обязанностями весьма неплохо.
Давайте вспомним, что Бжезинский с 1970-х годов проводил политику не только руками послушного президента Картера, но и тех президентов, которые его ни на какие посты не назначали. Он был обычным профессором из университета. Какую политику он проводил? Уничтожение коммунизма посредством разжигания этнических и религиозных конфликтов, в первую очередь, конечно, он имел в виду свою родную Польшу. Вспомним, что в 1980-1981 годах — это польское движение «Солидарность». О нем многое чего говорили, но забывается, что это католическое движение. В интернете можно посмотреть знаменитые снимки, которые, как ни странно, в
СССР не показывали и сейчас на Западе тоже не любят показывать. Это коллективный молебен этих «солидарников» на Гданьской судоверфи, когда они стоят на коленях, молятся. Это Европа, конец 20 века, все это здорово смахивало на фотографии из Ирана, где только что свершилась исламская революция.
Бжезинский сыграл громадную роль в том, что случилось у нас в результате так называемой перестройки и ельцинских реформ. Другое дело, что, скорее всего, Бжезинский проиграл только в одном месте. Он считал необходимой ликвидацию России даже в рамках Российской Федерации, но, видимо, нашлись на Западе среди тамошних стратегов люди, которые считали, что Россию надо сохранить немножечко, дабы противостоять Китаю, иначе пришлось бы в одиночку в Китае действовать. Видимо, это единственное, где Бжезинский в своей сфере не добился успеха. А так, будь его воля, он оставил бы от России одно Московское княжество.
Бжезинский враг, но враг умный, сильный, и некоторым образом даже лестно быть объектом ненависти такого политика.
У нас, к сожалению, не было достойного противовеса людям уровня Бжезинского. Отчасти это объясняется тем, что у Бжезинского были и достоинства, и недостатки в том, что это был вполне академический профессор. У нас, к сожалению, решали все партийные деятели, причем, даже если брать период еще до революции, считалось, что мы сами все знаем. В советское время партия рассматривалась как коллективный разум, ум, честь и совесть эпохи, поэтому - раз мы решили, значит, так и будет. Сейчас создаются какие-то общества, но в данном случае я развожу руками, потому что не владею полной информацией — такое ощущение, что они просто тупо копируют американские учреждения, а ведь они появились еще в 50-60-е годы. Я напомню, что на Западе были свои теоретики. Кто теперь помнит демона Кана? А ведь это тоже были руководители мозговых центров, которые определяли стратегию США 50-60-х годов. Бжезинский пришел чуть позже, но и продержался дольше. Не занимая после отставки президента Картера каких-то правительственных должностей, он все решал, он все мог и всем распоряжался. Главным образом, тут была его роль в самой Трехсторонней комиссии.
К сожалению, в нашей стране существует несколько примитивное представление про реальное мировое правительство, - о том, что собираются какие-то масоны, в масонских фартуках с циркулями. Это слишком серьезные люди, чтобы заниматься всякой ерундой. Просто, сильные мира сего в неформальной атмосфере собираются на свои сходки и решают вопросы.
Может быть, влияние этой мировой элиты заключается не столько в управленческой системе, сколько в некой филосфии, идеологии, которая внедряется. Но дело не в том, что у них много денег. Среди столпов Давосского форума есть швейцарский банкир, даже не миллиардер, а просто миллионер. Однако одного его слова достаточно, чтобы миллиардеры стали нищими или нищие стали миллиардерами. Аналогичным образом не надо думать, что сильные мира сего занимают какие-то государственные должности. Бжезинский, занимавший на протяжении четырех лет должность, которая среди иерархии чинов в США не самая важная, тем не менее, десятки лет определял политический курс США. У них есть своеобразная философия — эти люди понимают, чего они хотят. У них есть не просто воля к власти, но еще и возможности реализовать эту волю. Это то, чего не хватает в нашей стране - чего не было в СССР и, в какой-то степени, сыграло свою роль в том, что СССР погиб.
Бжезинский был, грубо говоря, сводней, который сводил людей мира сего и который, действительно, обеспечивал им не только место встречи, но и все прочее. И в результате, человек, который все-таки не вращал миллиардами долларов, занимал не высшую должность, благодаря этому был знаком всем сильным мира сего, сам мог продиктовать им условия и посылать в их адрес собственные мысли. Короче говоря, существовала целая социальная и политическая философия западной элиты. Бжезинский ее и озвучивал, он ее и разрабатывал, и проводил в жизнь. Философия была простая — необходимо подавить все, что угрожает Западу. При этом на Западе необходимо господство США, а внутри США необходимо господство определенных этнических и конфессиональных групп. Бжезинский все это достаточно жестко проводил.
У Бжезинского было достаточно много и неудач, и совершенно смешных предсказаний. В 1986 году в книге «План игры» он считал, что самая ближайшая угроза США — это то, что коммунистические революции, которые победили в Никарагуа, вот-вот возьмут власть в Сальвадоре и победят в Мексике, после чего американо-мексиканская граница станет линией фронта и чуть ли не главной горячей точкой планеты. Хотя, кстати, сейчас из-за того, что в Мексике идет война против правительства, мексикано-американская граница начинает напоминать немножечко линию фронта. Но, как видите, это выглядит немножечко по-другому. По-другому, еще в том числе и потому, что Бжезинский рекомендовал бросить все силы на подавление коммунистических режимов в Центральной Америке, и, нельзя не признать, этого удалось добиться.
Еще одна ошибка Бжезинского в том, что он считал, что Китай – это вечно отсталая страна, что Китай будет вечно сборочным цехом. В конце 70-х, сразу после смерти Мао, Китай был бедной отсталой страной. Американцы тогда начали переносить производство, которое не требовало каких-то усилий, для того, чтобы перетащить Китай в глобальной игре на свою сторону. Теперь, похоже, Бжезинский к концу жизни мог убедиться, что получилось немножечко по-другому. Китай превратился в экономику № 1 современного мира. США неожиданно в значительной части реального сектора экономики оказались в зависимости от китайского ширпотреба. Скорее, не Запад, а Китай может управлять этим самым Западом.
Так что, не будем демонизировать Бжезинского в том плане, что все ему удалось. Кое-что ему удалось так, что лучше бы не удавалось. Со смертью Бжезинского действительно ушла эпоха. И еще неизвестно, кто ему придет на смену. К примеру, Киссинджер занимает интересную позицию. Еврей из Германии, у него в крови есть некое чутье. Бжезинский был поляком с
Украины, и это, в значительной степени, определяло его русофобию. У Киссинджера более здравое отношение к России.
Со смертью Бжезинского ушла эпоха. Посмотрим, явится ли фигура, равная ему? В интересах России, конечно, чтобы такая фигура не появилась. Но, пока еще на Западе способные люди могут выдвигаться, несмотря на скрипы стареющей дряхлой экономической системы.
22. Ответ на 18., Коротков А. В.:
21. Ответ на 19., Lucia:
20. Re: Со смертью Бжезинского ушла целая эпоха
19. Ответ на 15., А.В. Сошенко:
18. Ответ на 16., Писарь:
17. Re: Со смертью Бжезинского ушла целая эпоха
16. Ответ на 6., Кирилл Д.:
15. Re: Со смертью Бжезинского ушла целая эпоха
14. Ответ на 10., Абазинский:
13. Со смертью Бжезинского ушла эпоха. Посмотрим, явится ли фигура, равная ему?