С чем мы идём к юбилейному Всеславянскому съезду?

О славянской идее и основе славянской цивилизации

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
890
Время на чтение 6 минут
26 мая в Москве открывается Всеславянский съезд, посвящённый 150-летию II Всеславянского съезда 1867 года, крупнейшего события в жизни славянства того времени, и знаковой вехи в развитии русского славянского самосознания и общественности. Издана книга о съезде, запланировано путешествие на теплоходе по северо-западу России и торжественное завершение молебном в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. Россия вновь, как и 150 лет тому назад, становится гостеприимной хозяйкой, принимающей представителей братских народов; хотя и усилиями лишь немногих русских деятелей, без соответствующей уровню события государственной поддержки. Но не организационные моменты вызывают у меня беспокойство, ибо не они первичны; а первичен дух, который требует высокого идейного и творческого уровня.

Между тем остается открытым вопрос о том, каково идейное содержание съезда, объединяющее современных славян в единое мировоззрение? Что мы, русские славянофилы начала XXI века, можем в качестве объединяющей и научно объективной идеи предложить гостям из стран Восточной Европы, уже пошедшим в Евросоюз и в НАТО, перешедшим или переходящим на латиницу, отрекаясь от кирилло-мефодиевского наследства в пользу Запада, мирового порядка, католицизма, униатства и религиозно-атеистического синкретизма?

При всём глубоком уважении к нашим маститым организаторам, заслуженным политическим борцам, публицистам и учёным, я не нашел ответа на вопрос о славянской идее русских, обращённой к своим собратьям по славянской цивилизации.

Ясно, что идеи геополитического блока с Россией, новой славянской восточноевропейской и евразийской империи, под руководством, естественно, России, противостоящей Западу, которые мы вынашиваем не один год и не одно десятилетие, вряд ли найдут однозначную поддержку у большинства славянских деятелей. Хотя все здравомыслящие славянские интеллектуалы, естественно, понимают, куда клонится мировое развитие, и какая незавидная роль в нём отведена славянам его архитекторами, всё же расклад сил и исторический опыт не в пользу простого решения. В нынешних условиях геополитика и борьба с западными геополитическими структурами может служить скорее яблоком раздора и поводом для натравливания американскими кураторами на Россию. Славянство должно осознать свою собственную цивилизационную суть, свою полную историю и на ней строить общую волю.

Славянская цивилизация, основанная на Вере в личного Бога и свободной соборной личности человека, стоит выше геополитики, и в этом её сила и залог будущего единения вопреки проискам общего врага и внутренним раздорам, укоренённым в мелком национализме.

За 150 лет, прошедших со времени съезда 1867 года, славянская цивилизация семимильными шагами преодолела огромный путь развития. Это молодая растущая цивилизация, вовлекшая в свою орбиту соседние народы и многочисленные народы Востока. Осуществились предсказания о великой будущности славянства Людевита Штура, Николая Данилевского, Владимира Ламанского. Однако, как и все предсказания и человеческие желания, отличные от Божьего Промысла, они сбылись каким-то странным, даже искажённым образом в виде социалистической цивилизации и системы, оформленной в виде СССР, Варшавского блока, Совета экономической взаимопомощи, которые исчезли практически в один исторический момент, сохранив лиши память о том, что славяне способны творить альтернативную общественную жизнь, с использованием своих принципов.

За последние десятилетия гуманитарными науками накоплен огромный массив знаний, позволяющий реконструировать историю славянства как историю роста и развития отдельной цивилизации как особой ветви индоевропейского человечества. Однако не эти достижения, нуждающиеся в объединении и осмыслении, (и это отдельная великая задача, которую нужно решать), образуют содержание славянской идеи. Это всего лишь исторический, антропологический, языковой контекст панславянской идеи, которая не стоит на месте и развивается.

По моему убеждению, сложившемуся в ходе исследования славянской цивилизации, основой славянской идеи, является личность человека, в том числе каждого конкретного отдельного человека, неразрывно связанная через свой дух с Верой в личного Бога.

Речь идёт не о личности вообще (так называемого общечеловека либералов), а об особом типе личности, характерном для славян, других народов Восточной Европы. Характерной особенностью этой личности являются внутреннее пространство, вместилище для духа и воли, и тесная непосредственная связь с личностями других людей, прежде всего, близкого круга.

Данный базовый индоевропейский тип человека, его «Я», наиболее полно сохранившийся у славян, и именно у восточных славян (в русском мире), и объединяющий нас со всеми традиционными индоевропейцами, отличает нас, как от азиатского человека с коллективной клановой личностью, так и от современного и отчасти, исторического, западного человека с его индивидуализмом и рационализмом.

Питательной средой для воспроизводства славянского базового типа личности является группы регулярного близкого дружеского общения, не преследующего целерациональные или утилитарные ориентиры (так называемые группы диффузного общения по Валентине Чесноковой – по псевдониму Ксении Касьяновой, положенные этой исследовательницей в основу концепции русского национального характера). Эти группы составляют эмоциональную основу для соборной личности, и первичную матрицу более широких трудовых коллективов, местных общин, артелей.

Идея творящей, соборной, волевой личности и базовой индоевропейской славянской личности тем более актуальна в условиях создания глобальной коллективной сверхличности запада, построенной на извращённых рациональных технологиях сетей и компьютеров, дополняющей давно известные технологии власти и денег.

Идея базовой личности обращена не только к славянам, жителям Восточной Европы, русского мира, но и к остальным европейцам, людям Запада и Востока, личность которых пробуждена для восприятия Бога и свободной волевой творческой активности, противостоит идеям рабства, манипуляцией человеком, и извращённого разума, возомнившего себя самодостаточным.

Персоналистско-духовная направленность славянской цивилизации, воспринимающей личность вообще, свою личность, личность триединого Бога и личности других людей как первичную реальность (а не мышление, материю, общество, государство), подтверждается и существованием русской литературы и русской философии за 150 лет с момента, практически совпадающего с эпохой II всеславянского съезда, в 1850-1870-е годы. Важно отметить, что русская историософская мысль, призванная прописать славян в мировой истории, во многом с подачи наших западнославянских собратьев, развивалась параллельно с осмыслением неповторимости и первичности личности в философско-психологических и богословских работах, но и в литературных шедеврах писателей, ставших в мире визитной карточкой русской и вообще славянской высокой культуры, и славянской души, прежде всего, зрелых Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Личностная линия, связанная с личной неповторимой идентичностью, выразилась наиболее ярко у Юркевича, Астафьева, Снегирева, Лопатина, Несмелова, Боброва, Козлова, Аскольдова, Лосского, которые опирались на немейстримные персоналистские направления западной философской классики (Лейбниц, Шопенгауэр, Лотце, Тайхмюллер, Гартман), ограничивавшие рационализм, онтологизм, материализм, позитивизм, меонизм и нигилизм; и также опиравшихся напрямую на Священное Писание, также на восточную патристику, наиболее точно передающих дух христианства как личностной религии. «Десятка» или двадцатка философов - персоналистов-интуитивистов составили философский локомотив развития личностной рефлексии русского мира как части восточно-европейской цивилизации, оставаясь в целом в рамках христианской религиозной традиции, если понимать их широко.

Проблема состоит в том, что за 150 лет славянская мысль, странствующая в трагических исторических перипетиях крушения и создания империй, войн, революций, национализмов, так и не стала особым, ни на что не похожим миром, хотя и стремилась к этому в лице десятков и сотен своих представителей. В преддверии юбилейного съезда такое ощущение, что мы возвращаемся к тому, с чего начинали великие интеллектуальные прародители славянской мысли. Пусть и наша русская славянская мысль и не стала пока полностью оригинальной и независимой от мейнстримной рационалистической западной философии, как, например, изначально отдельная индийская, но она стала цивилизационной системой самосознания и самоописания, которая, на мой взгляд, так необходима славянам, чтобы состояться как особый культурный ареал и неповторимая цивилизация, равновеликая другим крупным ветвям человечества в обозримом будущем. Опыт такой саморефлексивной и саморефрентной системы очень важен. Данная нелёгкая и часто трагическая работа выработки собственного мышления и мировоззрения является, конечно же, положительной задачей и целью также панславянских собраний, которые нельзя сводить к здравицам, сетованиям и призывам.

Только опираясь на идею личности и её малого коллектива, микрокосмов, славяне способны обрести единство и вернуться к согласованным геополитическим, культурным и социальным действиям на мировой и европейской арене. От малого – к великому, наш путь, который предстоит пройти 150 лет спустя. 

Сергей Баранов, философ и социолог 
 
Альфонс Муха. *Апофеоз истории славянства* 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

19. Проблемы византиизма. Ответ на 6 С. Баранову

Сергей, согласен с вашими претензиями к византизму, хотя готов оценивать это явление по иному, хотя бы в силу методологии. Про безперспективность цивилизационного подхода я уже писал. Если же начать разбирать Рим, Византию, Россию, Европу как общества, государства, экономические системы и не забывать о цивилизационной оболочке, то результат будет гораздо приемлемей для жизни, понимания кроме разве что враги России будут плакать. Дополню ваш список того почему Россия – не-Византия. У России есть свой государствообразующий народ, чего не было в Византии. Верней государствообразующим народом во Втором Риме был «церковный народ» - единство верующих. Создавала это единство Православная Церковь и потому ее состояние было необходимым условием существования власти императора. Нет церковного единства – нет власти. Поэтому в Византии и шла речь о «симфонии властей» духовной и светской, а не потому что клирики имели там какую-то реальную политическую власть. Но перенесенная бездумно на русскую почву идея «симфонии властей» стала для нас разрушительной в силу того, что начала придавать церковному клиру несвойственную ему политическую роль. А принятая целиком привела к предательству иерархами Царя и разрушению Российской Империи. Сама же Византия относится как к Востоку, так и к Западу, и в этом похожа на Россию. Но «похожа» не значит «тождественна». Так уж получилось, что римская государственность с утратой римского государствообразующего народа просто испарилась и «Рим пал». Но восприятие этой государственности оказалось довольно продуктивным. Современная Европа тоже наследница Рима и в Этом она соперничала с Византией вплоть до того, что помогла уничтожить ее туркам. Христианство тоже было воспринято потомками эллинов как и государственность. Насчет принятия форм государства со стороны, то у эллинов был уже опыт с включением в македонскую империю. Интрига такого восприятия в том, что оно происходило на основе идей самих эллинов (Платон, Аристотель) и обществами, разделявшими эти идеи, т.е. воспринявшими их от эллинов. Получалось как бы: мы знаем, но не умеем или не хотим. Сделайте за нас. Почти как Мерседес для Германии, но китайского производства. Провернув такой исторический финт в симбиозе с Македонией, эллины провернули его второй раз уже с Римом, от которых получили название «греки». Ну а сейчас готовятся к третьему повтору с Россией. Ничего не изменилось, доминанта в смысле Солоневича работает на полную мощь и соборный «хитроумный Одиссей» опять готовится перехитрить одноглазого европейского циклопа, готового его пожрать. Русский национальный герой полная противоположность Одиссею. Наш Иван Дурак тоже не прочь поцарствовать и всегда побеждает своих врагов, но делает это просто, прямо не кривя душой. Так что в дураках остаются его противники, а он получает желанное: царскую дочь, печку в теплой избе, новое корыто и душевный покой (нужное подчеркнуть)). Если византизм – симулякр, как Вы выразились в статье, то и все полученное по тому же методу (цивилизационному) будет также симулякром, или как говорили эллины – химерой (коза с рыбьим хвостом). Цивилизационный подход, если забывать о его абстрактной природе и границах применимости, всегда будет порождать химер, отражающих лишь структуру сознания их автора. Поэтому смею утверждать, что и славянская идея при попытках ее конкретизировать всегда будет порождать нежизнеспособные химеры. Выход мне видится в том, чтобы изучать реально существующие сущности – русское общество, российское государство, народы (русский, сербский, польский, греческий, болгарский и проч.), порожденные и порождаемые ими общности и на этом пути уже искать возможность объединения, в которое я тоже верю. Веру я тоже считаю способом познания для абсолютных объектов в которых мы не можем различать сущность и существование (Господь Бог), или как говорят позитивисты, мышление о которых необходимо для объяснения чего-то иного. Например, вера в большой взрыв в астрофизике. Иначе можно сказать, что вера – это мышление о необходимом. Необходимо ли объединение славянства? Вроде да. Самим славянам даже очень. Но происходить это объединение будет в рамках реально существующих общественных и политических процессов, изучать которые призываю, и пробую сам. Пример описания трехмерной модели русского общества вместо одномерной марксистской я Вам предоставил. Теоретически можно добавить к этой модели общества новые измерения, например описывающие власть. Ну а можно остановиться на использовании двух моделей общества и государства и поиске связей между ними. По крайней мере, тема отношений общества и государства традиционна для русской культуры, литературы и русской жизни, а значит может быть выражена в понятных всем понятиях.

18. Нищета и блеск цивилизационного подхода. Ответ на 6. С. Баранову

Нищета и блеск цивилизационного подхода. Ответ на 6 С. Баранову Сергей, благодарю за статью. Со многим согласен. Действительно, бездумное подражание Византии ни к чему хорошему не приводит, равно как и любая подражательная деятельность без ограничений. В общественных вопросах нужно подражать как в технике: скопировали американский бомбардировщик, овладели западными технологиями, а потом начали создавать свои русские самолеты под наши русские задачи. Вопрос в современных недостатках методологии гуманитарного знания. Например цивилизационный подход. У меня как у философа, да и технаря тоже к нему огромные вопросы, а также вопросы к тем гуманитариям которые им пользуются: неужели не видите, господа недостатки метода? Неужели не можете сравнить несколько методов и выбрать лучший или на их основе создать лучшее? Согласен, что это задача философии, а это у нас как правописание у кота Матроскина «хромает». Немного истории. В 19 веке европейские гуманитарии овладев принципами позитивизма создали описание своей цивилизации как системы. Много спорили, но во многом и сошлись. Мы эту систему знаем в несколько усеченном виде под именем исторического и диалектического материализма. Или просто - в виде марксизма. Чем хорош марксизм ? Простотой и понятностью метода и главное – применимостью в практической жизни в обществе. Или как бы ., т.е. психологи – обладает валидностью. Например известная пирамида потребностей Маслоу красива, проста, наводит некоторый порядок в голове читателя, но обладает для психолога низкой валидностью – т.е. применить ее на практике не представляется возможным, т.к. человек мотивирован не полько своими потребностями. С другой стороны, категории европейского описания цивилизации оказались плохо применимы для описания не-Европы. Т.е. для европейцев это было полезно: всякие там «азиатские способы производства», «неравномерно развивающиеся общества» и прочие подпорки, позволяющие европейцу обходить противоречия окружающего мира, но вот создать описание России или Китая для внутреннего употребления ну никак не удавалось, а то, что удавалось не устраивало практически всех. Поэтому, если марксизм в Европе это до сих пор живая традиция мысли, то в Советской России она была догматизирована, канонизирована и превращена в разновидность религии. Ну а русских мыслителей это не устраивало изначально. Поэтому возник цивилизационный подход, утверждающий, что нет пока единого метода познания разных цивилизация, а говорить об единой человеческой цивилизации с едиными законами с Европой во главе уже нет оснований, т.к. та же Россия – не Европа. Цивилизационный подход позволил обойти ограниченность категориального аппарата европейских обществоведов и накопить большой фактический материал о различиях цивилизаций. Но вот единого понятия «цивилизации» этот подход так и не создал. Идея цивилизации как некоего мешка куда мы собираем разные отличия Европы и России, России и Китая и т.п. так и не была конкретизирована. Мешок остался мешком, или простой оболочкой, границей, простым различением, что в философии соответствует абстрактному понятию. Помятуя слова Гегеля, что абстрактное мышление самое общее, пустое, безсодержательное и не конкретное очень любят обыватели, то становится понятным популярность цивилизационного подхода. В его рамках ученые и патриоты копят материал о своей любимой цивилизации, обыватели думают, что что-то поняли, и даже враги Росси поддерживают этот подход, т.к. в его рамках нельзя понять смысл собираемых в мешок и описываемых явлений. Где же выход? В старом добром позитивизме. Только в начале нужно выбрать систему координат, соответствующую России и позволяющую ввести в обиход обществоведов понятия важные в нашей цивилизации и разработанные уже неплохо в психологии: личность и нравственность. Честно говоря, когда я начинал писать свою работу, то думал побороться с марксизмом и позитивизмом, а потом оказалось, что можно и нужно просто отобрать оружие противника, доработать под свои задачи и просто пустить в ход. Но заниматься такой работой по созданию системы понятий и подбору категорий должны философы, т.к. ни историки, ни социологи, ни политологи не могут рефлектировать по поводу своего метода. Они свято в него верят и ничему иному не обучены. Философия как область гуманитарного знания открыта для перепрограммирования, и собственно к этому призвана. НУ а прочие гуманитарии могут лишь использовать то, что философия наработала. Поэтому призываю философов к новому синтезу позитивизма и обнаруженных различий разный цивилизаций. Просто цивилизационный подход даже в мир-системном его варианте просто останется оболочкой - мешком для несистематизированных фактов. ПОэтому если отвечать на ваш тезис о "природе цивилизаций", то пока нет единого понятия цивилизации, дающего единую и всеми признаваемую классификацию цивилизаций, то о познании природа оного явления говорить не приходится. Ну и повторюсь, что если не удается указать на сущность понятия, то приходится признавать его абстрактным, с этим мириться и использовать его как абстракцию. Вместо "цивилизации" я использую понятие "общество", которое не столь обширно, но зато конкретно, связано с другими конкретизируемыми понятиями "личность", "государство", "сословие", "класс", "семья" и проч. Т.е. возвращаясь на позиции старого доброго обществоведения мы сможем обрести почву под ногами, повысить валидность наших теорий, ну и попробовать применить их в жизни, если пожелаем конечно.

17. Ответ на 16., М.Яблоков:

"стало быть, понятие славянского мира следует расширить)))))))"Я бы сузил ))

Да я вообще в этом вопросе согласна с Леонтьевым.
Lucia / 28.05.2017, 11:38

16. Ответ на 15., Lucia:

"стало быть, понятие славянского мира следует расширить)))))))" Я бы сузил ))
М.Яблоков / 28.05.2017, 04:03

15. Ответ на 11., М.Яблоков:

Венеды – адриатические или италийские славяне, входившие в союз троянских племён, покинувших Трою. Венеды основали Падую и Венецию. Интересно, что в основание Венеции заложены деревянные сваи, которым уже сотни лет. А сделаны они из сибирской лиственницы. Возникает вопрос: как были связаны строители Венеции с Сибирью?Этруски - это русские.

стало быть, понятие славягского мира следует расширить)))))))
Lucia / 27.05.2017, 22:05

14. Ответ на 12., Константинов Андрей:

Книгу Валентины Федоровны обязательно изучу поподробней. Все же интересно как она выводит "социальную структуру личности". При первом просмотре текста сразу бросается отсыл к архетипам Юнга, а у него учение личности определенное и совсем не в православной традиции.Юнг ставит знак тождества между личностью и индивидуальностью, которые противостоят коллективу, который обезличивает человека. Христианская традиция резко разводит индивидуальное в человеке, определяемое потребностями и личность - открытость другой личности. Интересно, что идеал личности коммуниста с его прославлением товарищества похож по сути на христианский, но с гораздо меньшим числом параметров. в "Русском обществе" подробней. А здесь разобран один из вопросов, касающийся развития общественной роли личности: https://vk.com/akv47...all250781261_799%; От Юнга и архетипов, там ряд ли чего есть.
Сергей Баранов / 27.05.2017, 19:45

13. Ответ на 10., Сергей Баранов:

Нельзя быть по крови православным. Православным можно быть только по духу.
М.Яблоков / 27.05.2017, 13:16

12. Re: С чем мы идём к юбилейному Всеславянскому съезду?

Книгу Валентины Федоровны обязательно изучу поподробней. Все же интересно как она выводит "социальную структуру личности". При первом просмотре текста сразу бросается отсыл к архетипам Юнга, а у него учение личности определенное и совсем не в православной традиции.Юнг ставит знак тождества между личностью и индивидуальностью, которые противостоят коллективу, который обезличивает человека. Христианская традиция резко разводит индивидуальное в человеке, определяемое потребностями и личность - открытость другой личности. Интересно, что идеал личности коммуниста с его прославлением товарищества похож по сути на христианский, но с гораздо меньшим числом параметров. в "Русском обществе" подробней. А здесь разобран один из вопросов, касающийся развития общественной роли личности: https://vk.com/akv47?w=wall250781261_799%2Fall Мне тоже видится, что вопрос о структуре личности и путях ее развития имеет фундаментальное значение для общества, а также способен объединить наше общество, сняв разделение на "белых" и "красных". По крайней мере аргументы, и смысловые ходы (в том числе и про героев Аркадия Гайдара) выслушиваются и принимаются обеими сторонами.

11. Ответ на 9., Lucia:

Венеды – адриатические или италийские славяне, входившие в союз троянских племён, покинувших Трою. Венеды основали Падую и Венецию. Интересно, что в основание Венеции заложены деревянные сваи, которым уже сотни лет. А сделаны они из сибирской лиственницы. Возникает вопрос: как были связаны строители Венеции с Сибирью?

Этруски - это русские.
М.Яблоков / 27.05.2017, 12:07

10. Ответ на 1., М.Яблоков:

Красивая идея, но утопичная. Объединение может быть только на основе Православия, а по крови.

Я же как раз писал про личность, а это дух в своей основе, а не "кровь". Но "кровь" - это социобиологическая основа ветви, помимо духовной основы личности, типа человечества. Без неё нет смысла рассматривать земные, этнические общности. Тогда дискуссии переносятся в область вненземного или искусственного набора рациональных идей. А речь о конкрентных людях. Такова природа предмета - т.е. цивилизаций как наиболее крупных общностей, системы людей
Сергей Баранов / 27.05.2017, 10:55
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Дмитриевич Баранов
Все статьи Сергей Дмитриевич Баранов
Бывший СССР
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
О генерале армии Иосифе Родионовиче Апанасенко
19.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12