В среду, 26 апреля, Президент России Владимир Путин провёл совещание с членами правительства, сообщает пресс-служба Кремля. Основная тема обсуждения - импортозамещение в промышленности и сельском хозяйстве. Обсуждалась также подготовка к летнему отдыху детей, работа над законопроектом об ответственном обращении с животными и реализация программы реконструкции сельских домов культуры.
Глава государства напомнил, что «резкие изменения внешней конъюнктуры, известные ограничения политического характера ещё раз обозначили высокую, иногда излишне высокую зависимость от импорта некоторых товаров и услуг».
«Вместе с тем открылось и уникальное окно возможностей для развития целого ряда отраслей и секторов экономики, - подчеркнул Владимир Путин. - Прежде всего, это агропромышленный комплекс в связи с освобождением рынка для отечественных производителей, машиностроение, лёгкая промышленность. Два года назад, например, доля отечественной продукции транспортного машиностроения на внутреннем рынке вплотную приблизилась к ста процентам. Прошу прощения, за два года почти сто процентов внутреннего рынка занимает наша, отечественная продукция транспортного машиностроения».
«Сельхозмашиностроение активно развивается, - отметил он. - Нефтегазовое машиностроение превысило половину нашего, отечественного рынка отечественными продуктами. При общем росте потребления импорт свинины сократился примерно на треть, а импорт мяса птицы вдвое - всё занято продукцией отечественного производителя».
Президент предложил «подвести текущие итоги работы по импортозамещению, наметить рациональные шаги, как в полной мере использовать дополнительные возможности по развитию российских предприятий».
Он подчеркнул несколько принципиальных вещей:
«Первое. Крайне важно учитывать интересы потребителей. Отечественная продукция должна быть конкурентоспособна как по цене, так и по качеству, соответствовать мировым требованиям и стандартам. Уже много раз на эту тему говорил, хочу ещё раз подчеркнуть: нам импортозамещение само по себе не нужно, это не самоцель. Мы должны просто использовать сложившуюся конъюнктуру для поддержки тех компетенций, которые были утрачены и которые нам нужны, и создания новых компетенций, особенно в высокотехнологичных секторах экономики. Вот нам для чего это нужно. А не для того, чтобы импортозаместить всё и вся. Нет такой цели у нас, и мы перед собой такой цели никогда не ставили. Задача состоит не только в том, чтобы заместить импорт отечественными товарами, но и в том, чтобы увеличить экспортный потенциал российских предприятий.
Второе. При реализации планов по импортозамещению необходимо сохранить конкурентную рыночную среду без необоснованных преференций и тепличных условий для отдельных участников рынка. Мы с вами решение соответствующее принимали: даже там и тогда, где и когда мы отдаём предпочтение российскому производителю, всегда между российскими производителями должна сохраняться конкуренция.
Третье. Важно понимать, что государственная поддержка проектов импортозамещения небезгранична. Наша основная задача стимулировать запуск новых проектов, подставить им плечо, помочь развернуться на начальном этапе их реализации. В дальнейшем успех будет зависеть от ответственности и грамотного управленческого подхода руководителей предприятий или компаний».
Посыл Президента членам правительства проанализировал в интервью «Русской народной линии» экономист, доктор экономических наук профессор Олег Сергеевич Сухарев:
Проблема импортозамещения не нова. В конце 1980-х - первой половине 1990-х гг. рассматривались вопросы и разрабатывались программы по ликвидации технологического отставания советской, затем российской экономики. Одним из пунктов таких программ было импортозамещение. При запуске процесса приватизации в 1993 году возникла проблема реструктуризации оборонного сектора и проведения его конверсии. В рамках программы конверсии и реструктуризации военно-промышленного комплекса решалась задача и импортозамещения, выделялись на это определенные ресурсы. Однако, конверсия как тогда говорили превратилась в диверсию, реструктуризация не решила намеченных задач. И вот прошло время и в 2014 год мы вошли с порабощающей импортной зависимостью. Коэффициент структурной независимости машиностроения, в том числе военного, сокращался, отмечалась высокая зависимость от украинских поставщиков и была велика доля импортных комплектующих в конечном выпуске.
Таким образом, все программы по импортозамещению, разрабатываемые с конца 1980-х гг., и в 1990-ые гг., не дали результата, особенно в области промышленности. В тот период сельское хозяйство вообще деградировало и напрочь было лишено ресурсной базы своего развития - оборудования, механизации, семенного фонда, селекции в области животноводства (поголовье было вырезано, научные исследования по разведению новых пород скота - значительно сокращены). К началу Крымской весны мы подошли с высокой зависимостью от импорта почти во всех секторах промышленности.
Когда Россия воссоединилась с Крымом, против страны ввели санкции (Запад расписался в том, что хочет видеть раздробленную Россию, это прямое доказательство скотства Запада! Он рукоплескал разделу России в 1991, но не её объединению в 2014! Маски сорваны, господа, надеюсь, на всегда - и даже для российских апологетов Запада!). Эти санкции обеспечили блокаду финансовых ресурсов (что хорошо для России), технологий и оборудования в промышленности (что также не плохо, если имеется желание развивать свои технологии).
Все эти санкции позволили реанимировать идею и программы импортозамещения, оказавшиеся наиболее успешными в сельском хозяйстве. Даже при зависимости от импортных ресурсов, оборудования и семенного фонда, тем не менее, обеспечение высокой урожайности и девальвация, резко взвинтившая стоимость иностранного продовольствия, сыграли на освобождение отечественного рынка от импортных продуктов. Российские фермеры и коллективные хозяйства заняли освободившуюся нишу, а сельское хозяйство продемонстрировало внушительную динамику развития в последние три года.
Президент прав в том, что не имеет смысла говорить о тотальном импортозамещении, которое невозможно по техническим причинам. Конечно, в оборонном секторе импортозамещение должно доходить до 100%, ибо, учитывая геополитическую обстановку, России надо обходиться без иностранных комплектующих и технологий в обороне. Мы должны иметь замкнутый цикл производства в ОПК - создавать уникальную военную технику, используя заделы советского времени, наращивая их, и, тем самым, обеспечивая защиту и достойное позиционирование российских производителей на мировом рынке вооружений.
Относительно гражданского сектора именно частник принимает решение об импортозамещении, исходя из стратегии развития собственного бизнеса - машиностроения, электронной промышленности или приборостроения. Собственники этих предприятий (советы директоров) принимают соответствующие решения, продиктованные экономической выгодой развертывания производств. Например, брянские производители до сих пор в Польше приобретают трансформаторы определенных типов, потому что Россия их не производит, а раньше производила!
Конечно, осложнением задач импортозамещения в гражданских секторах является высокая глубина фрагментации промышленной системы России и технологических разрывов. Их наличие, несмотря на рост объемов отдельных производств, свидетельствует о том, что процесс деиндустриализации не свернут. К сожалению, только лишь несколько снижена его интенсивность. Но глубина провалов по технологическим и воспроизводственным контурам в промышленности настолько глубока, что потребуется значительный объем времени и ресурсов для решения задачи импортозамещения в гражданских секторах.
Главное - экономические мотивы владельцев предприятий. Имеющиеся в России институциональные ограничения по развертыванию производств сокращают возможности собственникам развивать наукоемкий, высокотехнологичный бизнес в нашей стране. Прибалтика, например, с радостью и распростертыми руками принимает российские производства и создает условия для их развития на своей территории, несмотря на сложные отношения между Россией и прибалтийскими государствами. Подобные исходы должны быть институционально исключены и стать обязательным элементом политики импортозамещения. Необходимо создавать экономические мотивы, понуждающие развивать внутренний рынок и располагать производство в России.
Также элементом политики импортозамещения является восстановление производственной и аппаратно-технической базы российской промышленности, чьи текущие задачи должны быть направлены на развитие внутреннего рынка промышленной продукции и являются основополагающей компонентой импортозамещения.
К сожалению, правительство в лице Дмитрия Медведева делает катастрофическую и уже не первую ошибку в интерпретации термина «импортозамещение», которое зачем-то сводят к экспортной стратегии, дескать, импортозамещение заключается в успешных продажах российских товаров на внешних рынках. Эта абсолютная ошибка неоднократно звучала из уст Дмитрия Медведев и его советников. Экспортная стратегия и стратегия, замещающая импорт, - это два вида различных стратегий. Конечно, отчасти успехи в замещении импорта могут затем как-то быть использованы в экспорте. Однако, экспортноориентированная стратегия направлена на освоение внешних рынков, а импортозамещение - это формирование внутреннего рынка с вытеснением иностранных конкурентов. При экспортной стратегии вытеснять будут Вас, а при замещении импорта Вы должны вытеснить. Это принципиальная разница! В экономике присутствуют обычно обе стратегии, но это не значит, что одну необходимо сводить к другой..
Санкции (ответные), конечно, способствовали импортозамещению в российском сельском хозяйстве. Российские ответные санкции ограничили поставки импортного продовольствия. Мы использовали западные силовые действия для контрсиловых действий и защиты собственного рынка. Это правильно! В меньшей степени санкции способствовали развитию рынка промышленной продукции. Даже Президент ориентировал предпринимателей на закупку импортного оборудования и говорил об укреплении рубля как о хорошем условии для подобных приобретений на съезде РСПП совсем недавно. Этот тезис Президента противоречит подлинному научному содержанию стратегии импортозамещения. Мы должны создавать отечественную технику, внедрять и привлекать собственные технологии. Для процесса импортозамещения мы должны работать над восстановлением промышленных цепочек - бороться с фрагментаций промышленности, деиндустриализацией, повышать квалификацию персонала, проводить промышленную политику, цель которой - формирование внутреннего рынка средств производства для создания широких продуктовых серий. Все элементы промышленной политики должны поспособствовать импортозамещению. Кроме того, изменяя макроэкономическую - денежно-кредитную и бюджетную политику с рестриктивной модели на экспансионистскую, обеспечивающую ресурсами решение задач в обрабатывающих секторах, мы также будет способствовать замещению импорта, развивая российскую экономику.
2. Re: Об успехах в «импортозамещении»
1. Re: Об успехах в «импортозамещении»