18 апреля (1 мая по н. ст.) 1904 года совершил свой подвиг священник 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка о. Стефан Васильевич Щербаковский.
В бою под Тюренченом, у реки Ялу, на южном участке границы между Кореей и Китаем, благословив стрелков, с пением "Христос воскресе" батюшка пошел в атаку во главе знаменной роты, лишившейся командира. "Чудом храбрости, спокойствия и мужества" называли современники подвиг отца Стефана.
Также сегодня мы вспоминаем инженера, предпринимателя, основателя Путиловского завода в Санкт-Петербурге Н.И.Путилова (1820-1880).
Николай Иванович Путилов родился в 1820 г. в Новгородской губернии в семье мелкопоместных дворян. Отец его был инвалидом Отечественной войны 1812 г. В 1840 г. Николай окончил Морской кадетский корпус и офицерские классы и был оставлен там для преподавания математики, занимался научной работой, имел печатные труды. По состоянию здоровья перевелся в Крым, в Корпус инженеров военных поселений, где прослужил пять лет, отвечая за строительство различных объектов. В 1854 г., во время Крымской войны Н.И.Путилов был рекомендован великому князю Константину Николаевичу в качестве талантливого организатора. Согласно легенде, великий князь вызвал Путилова и спросил: «Можешь ли ты, Путилов, сделать невозможное? Построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет - вот тебе мои личные двести тысяч».
Также сегодня мы вспоминаем участницу Великой Отечественной войны, снайпера, полного кавалера ордена Славы Н.П.Петрову (1893-1945).
Нина Павловна Петрова родилась 15 июля 1893 г. в г. Ораниенбаум (ныне г. Ломоносов). Через некоторое время семья перебралась в Санкт-Петербург. Однако глава семейства вскоре умер, и на руках у матери осталось 5 малолетних детей. Поэтому сразу после окончания пятого класса гимназии Нина поступает в торговую школу. Через три года она переезжает к родственникам во Владивосток, где работает счетоводом и вечерами обучается в коммерческом училище. Позднее Петрова жила в Ревеле, в Лодейном Поле. В 1927 г. она с дочерью переезжает в
Ленинград. Работала инструктором физкультуры и стрелкового спорта в спортивном обществе «Спартак» в Ленинграде.
Также сегодня мы вспоминаем члена-корреспондента АН
СССР, генерал-лейтенанта инженерно-технической службы, трижды Героя Социалистического Труда Н.Л.Духова (1904-1964).
Николай Леонидович Духов родился 13 октября 1904 г. в с. Веприк на Полтавщине. Сначала он учился в сельской школе, затем в Гадячской классической мужской гимназии, пробовал себя в различных профессиях. С 1928 по 1932 гг. Духов учился в Ленинградском политехническом институте и получил специальность инженера-конструктора тракторов и автомобилей. После окончания института был направлен на ленинградский завод «Красный Путиловец» (позднее - Ленинградский Кировский завод), где прошел путь от рядового инженера до заместителя главного конструктора завода. В первые годы на ЛКЗ Николай Леонидович работал над конструированием приспособлений для массового производства трактора «Универсал», над созданием первого советского легкового автомобиля «Ленинград-I», принимал участие в конструировании тяжелого подъемного крана. В 1936 г. его привлекли к работе по улучшению бронетанковой техники.
Также сегодня мы вспоминаем заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза А.Г.Кочеткова (1908-1990).
Андрей Григорьевич Кочетков родился 2 мая 1908 г. в Санкт-Петербурге. Окончив 9 классов школы, работал на строительстве улиц в Ленинграде. В 1928 г. Андрей окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 г. Качинскую военную авиационную школу летчиков. До 1933 г. служил в ВВС в Белорусском военном округе. В 1938 г. окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. В 1938-1953 гг. Кочетков занимался на летно-испытательной работой в Научно-испытательном институте ВВС. Провел государственные испытания поршневого истребителя Ла-11, реактивных истребителей Ла-15 и Су-9, учебно-тренировочного самолета Як-11; испытания истребителей МиГ-3 и Ла-15 на штопор. Участвовал в государственных испытаниях истребителей МиГ-1, МиГ-9, МиГ-15, Як-1, Як-3, Як-7 и их модификаций, американских истребителей Р-39 «Аэрокобра» и Р-40Е «Киттихаук».
Статья полностью опубликована в разделе Этот день в Русской истории