Не приведет ли раздельное питание к разобщению детей по религиозному признаку?

Известные пастыри о предложении Мосгордумы ввести в столичных школах религиозное спецпитание, включающее постные, кошерные и халяльные бесплатные обеды

Новости Москвы  Великий пост  Миссионерская деятельность 
0
510
Время на чтение 5 минут
В Мосгордуме обсуждают идею ввести в столичных школах религиозное спецпитание, включающее постные, кошерные и халяльные бесплатные обеды. Об этом сообщил глава комиссии общественных объединений Антон Палеев, сославшись на «многочисленные обращения православной общественности», пишет Regions.ru со ссылкой на «Коммерсант». По подсчетам депутата, в Москве около 23 тыс. семей строго соблюдают православный пост, и соответствующую еду их члены могли бы получать в школах.

Его подержал уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. «Это прямо соответствует нашей идеологии. Мы понимаем, что все дети разные, но хотим, чтобы они учились вместе», - сказал он.

Однако главный диетолог столичного департамента здравоохранения Татьяна Брежнева заявила, что постное меню как минимум небезопасно для детей: по ее словам, в мясе, молоке и других животных белках, которые в пост предлагается исключить из рациона, есть незаменимые аминокислоты.

«Как Вы относитесь к идее Мосгордумы? Не будет ли это способствовать разобщению учеников по религиозному признаку?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института, считает, что «без некоего разделения тут не обойтись - дети будут смотреть друг на друга, кто что ест, и поймут, кто православный, а кто, к примеру, мусульманин. Но сказать, что инициатива плоха и ее нужно запретить, я не могу. Почему бы действительно не предлагать детям разную пищу, чтобы они могли выбрать? Я в этом ничего плохого не вижу. Только никого не нужно заставлять, этот выбор должен быть свободным. И нельзя осуждать ребенка, выбравшего то или другое блюдо. А православным ребятишкам можно напомнить, что с такого-то числа начинается пост, и в столовой есть блюда на выбор. Пусть поговорят дома с родителями, и решат, поститься ли им или нет».
Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, отметил, сказал: «В нашей семье дети соблюдают посты вместе с взрослыми. Это, наоборот, положительно сказывается на здоровье – наши дети физически крепкие. Да, действительно, в молоке, мясе есть незаменимые аминокислоты. Спортсмены об этом знают, и у некоторых из них режим питания выстроен так, чтобы сначала поголодать - потом метаболические процессы улучшаются. Наши дети после поста улучшают свою физическую форму, а разгрузка для организма просто необходима».

«Кстати, я недавно прочитал, что внуки людей, который питались умеренно, очень крепки физически. Так что пост способствует укреплению организма, - убежден он. - Конечно, хорошо, если бы детям предоставили право выбора. Мои, например, хотели бы в школе есть что-то постное, но так не получается. Им предлагают два вида комплексного обеда на выбор, но это все непостные блюда. Ну, что тут поделаешь - в армии тоже что дают, то и приходится есть».
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что «нужно это предложение, - безусловно, заслуживающее внимания, - исследовать, а также провести опросы общественного мнения. Это же очень трудно организовать. Например, православных ребятишек в школах не так много; представим, что несколько из них заболели, и куда в таком случае девать оставшиеся порции – выкидывать? Так что с одной стороны идею можно приветствовать, а с другой - видно, что она не проработана».

«Вполне вероятно, - полагает он, - что это будет способствовать и разобщению детей по религиозному признаку. Дома они питаются, как хотят, никак это не афишируя, а тут перед всей школой будет какая-то демонстрация. Может, где-то детей начнут дразнить. Может, возникнут и конфликты. В конце концов, эта идея может не понравиться учителям, администрации школы, где и так проблем немало. Усугублять ситуацию, не взвесив все "за" и "против", мне кажется неправильным».
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил: «Конечно, неплохо, если будет возможность сознательного выбора между постными, кошерными, халяльными блюдами. Главное, чтобы не было «принудиловки». И потом пост состоит же не только из гастрономических ограничений. Если ребенок строго постится в еде, но при этом заполночь сидит за компьютерными играми, то пост отрицательно скажется на его состоянии здоровья».

«Поэтому всегда настораживает, когда из темы поста вычленяют только гастрономию, а о прочем забывают. Пост надо рассматривать как духовные упражнения в совокупности, а не только в питании. Устав о посте составлялся 1500 лет назад в средиземноморском климате для монахов. И он не всегда применим к современному человеку, особенно когда речь о детях, подростках, беременных и кормящих женщинах, военнослужащих и прочих. А вот решение вопроса о том, как сделать так, чтобы школьнику было комфортно в школе не только в плане питания, но и духовно, гораздо важнее выбора в меню столовой», - убежден отец Андрей.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, не думает, что «такая инициатива в школах приведет к какой-то разобщенности. В нашей стране никогда не возникало вражды, непонимания, ненависти из-за того, что люди исповедовали разную религию. А вот взаимный интерес, дискуссия на религиозные темы в этом случае возможны».

«Идея предоставлять школьникам бесплатные обеды уже сама по себе хороша, и хотелось, чтобы так было не только в отдельных регионах. Это стало бы существенным подспорьем родителям, - добавил он. - А уж если государство готово пойти на это, неплохо бы сделать и второй шаг – предоставлять детям возможность выбора обеда. Не православного или, скажем, мусульманского, а просто разных блюд. Ребенок сам выберет, что положить себе в тарелку: кусок мяса, горошек, или, скажем картошку - в соответствии со своим вероисповеданием. И формального разделения в питании не будет. В этом я вижу еще один положительный момент – это станет выбором самого ребенка, не навязанного ему никем».

«Православные духовники с осторожностью относятся к посту детей, - подчеркнул пастырь. - Обычно совсем маленьким советуют отказываться от мультиков, развлечений, а потом уже вводить ограничения в питании. Ребенок может возненавидеть пост, не понимая до конца в силу возраста его цели. И его организм еще не подготовлен к такому испытанию. А те дети, которые уже подготовлены, смогут сделать выбор - но он должен быть добровольным».
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что «на самом деле такая потребность в обществе есть. И если департамент образования готов идти навстречу, это надо приветствовать. Потому что если мы говорим о свободе совести и вероисповедания, то хотят или нет в министерстве, но религиозные обряды верующие будут соблюдать, - независимо от того, содержатся ли аминокислоты в продуктах или нет».

«Отсутствие выбора в меню для учащихся в школе при такой ситуации еще болезненнее для семьи, потому что в те дни, когда они соблюдают пост, а школа не может предоставить им возможности выбора питания, дети не едят вообще или вынуждены питаться всухомятку, что еще хуже. В свою очередь возможность предоставить альтернативное меню может решить проблемы соответствия политике мультикультурализма, о которой мы постоянно говорим, - то есть предоставить всем равные условия для образования. То же самое касается питания и многого другого. Кроме того, сюда же можно включить строгих веганов и вегетарианцев, которые не едят мясо не по религиозным причинам. Так что, мне кажется, введение такого питания стало бы для многих хорошим решением», - заключил отец Андрей.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Миссионерская деятельность
«Получили помощь тысячи воспитанников и члены их семей»
Центр помощи наркозависимым «Обитель исцеления» отмечает 28-ю годовщину
12.04.2024
Нравственность строится не на запретах, а на трезвом рассуждении
Как православным относиться к лотерее
09.04.2024
Небесный покровитель у православного рунета уже есть!
Им является святитель Феофан Затворник
04.04.2024
Почему нет ни слова о добрачных ценностях?
Критические замечания о семейной и демографической политике из Наказа XXV Всемирного русского народного собора
29.03.2024
«Плюс ребёнок — плюс ресурс»
Участники Общецерковного съезда по социальному служению призвали развивать церковные проекты, направленные на поддержку семей с детьми
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Павел Тихомиров
10.05.2024 02:26
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 20:26
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:54
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:19