Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Общества русской словесности, прокомментировал уровень гуманитарных знаний у современной молодежи. Владыка, в частности, сказал:
«Каждый год мы принимаем новых студентов в Сретенскую духовную семинарию. Больше половины - это вчерашние школьники, остальные — молодые люди с высшим образованием. Уровень их гуманитарной подготовки просто ужасает, хотя многие закончили школу с прекрасными оценками. То же я слышу от ректоров и преподавателей светских высших учебных заведений… Справедливости ради следует сказать, что на каждом курсе есть один-два неплохо подготовленных студента, но таких — единицы. Советский выпускник-середнячок образца каких-нибудь 1975–1980 годов — корифей по сравнению с отличниками ЕГЭ-2016».
Он сослался на нашумевший видеоролик, где молодые люди не могут ответить на простейшие вопросы – кого свергли большевики, в каком веке жил Пушкин, кто написал «Войну и мир». Они либо дают совершенно безумные ответы, либо извиняются фразами вроде «Я в школе плохо историю учила», либо жалуются, что вопросы слишком сложные.
«Корреспонденты опрашивали студентов вузов и молодежь с высшим образованием. Многие молодые люди отказывались, говоря, что не готовы отвечать на вопросы гуманитарного характера. Представленное — отнюдь не выборка худших ответов: таково было наше условие, об исполнении которого нас заверили работники телекомпаний.
Готовя к публикации этот ролик, мы вначале хотели скрыть лица молодых людей. Но потом решили оставить все как есть. Во-первых, молодые люди, отвечающие на наши вопросы, — на удивление живые, симпатичные, находчивые и умные (это не ирония). А во-вторых, по моему убеждению, не они виноваты в том, что практически не знакомы с литературой, искусством и культурой России — великим наследием не только нашей страны, но и всего человечества. А ведь это достояние принадлежит в первую очередь именно этим молодым людям — по праву рождения, по праву родного языка. В создавшейся ситуации виноваты действительно не они, а те, кто не передал им их законное духовное наследство. Это не кто иные, как мы — люди среднего и старшего поколений. Мы и виноваты.
Наши родители и деды в непростых, мягко говоря, условиях XX века смогли передать нам бесценное сокровище — великую русскую культуру: литературу и искусство, привить вкус и любовь к ним. Мы, в свою очередь, должны были сделать то же для следующих поколений. Но исполнить свой долг не сумели», - сказал владыка Тихон.
«Чем, на ваш взгляд, объясняется, что люди, благополучно сдавшие ЕГЭ и поступившие в вузы, обнаруживают совершенную гуманитарную безграмотность? На каком этапе происходит "сбой", чья тут вина прежде всего – родителей, школы, системы образования в целом? Можно ли исправить ситуацию – учитывая, что ровесники тех же молодых людей уже преподают в школах? Если да, то как?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что «надо перестраивать коренным образом всю систему образования. И владыка Тихон прав, потому что вопросы образования и интеллектуальной готовности встречать вызовы современности близки для людей, которые выберут стезю духовную и светскую. И для тех и для других нужен фундамент, которым должна быть хорошая общеобразовательная платформа, а она как таковая сейчас отсутствует и в школах, и в вузах».
«Та, которая существовала в советское время, предполагала набор обязательных предметов, формирующих общее мировоззрение человека, - отметил он. - Например, для чего человеку нужны знания об астрономии, физике, химии, если он хочет изучать гуманитарные дисциплины? Да просто чтобы иметь полноценный уравновешенный взгляд на мир в его совокупности. Иначе на выходе получится невежественный человек. То же самое происходит в высшей школе. Первые три курса вуза всегда изучали общеобразовательные предметы. Человек, который должен стать инженером-строителем изучал и электротехнику, и химию, хотя, казалось бы, ему нужен только сопромат, - но он выходил инженером с общеинженерной подготовкой. Сейчас просто безвременье и нет людей, которые бы сказали, именно это надо делать и только вот так. Не потому что это принесет доход и повысит эффективность выпускников, а просто потому что иначе выпускник вуза будет неучем».
«Я окончил школу в начале 60-х, - вспоминает пастырь. - То есть нам досталась школа, которая была в значительнейшей степени наследницей универсального гимназического образования – изучение минимума по всем предметам. Сейчас что входит в концепцию образования? Я знаю профессиональных педагогов, они просто не знают, кого готовить в качестве выпускников школ и институтов. ЕГЭ - вообще диверсия против нашей школы, и не потому что методологически несостоятелен, а потому что искалечил весь процесс получения образования. Сейчас можно усовершенствовать или даже отказаться от ЕГЭ, но это не просто компьютеризированная система оценки знаний, это их формализация, которая выхолащивает содержание. Поэтому и без ЕГЭ можно дальше продолжать делать из наших детей "Иванов, не помнящих родства" и невежественных членов общества потребления. Но когда ЕГЭ во главе угла – это полное уродство, имитация образования».
«Надо вернуться к сущностным вопросам, - призвал отец Александр, - а сейчас об этом никто не говорит, и даже нынешний новый министр Ольга Васильева, вроде как консерватор и воцерковленный человек, не решается сказать об этом. А что говорили на эту тему Фурсенко и Ливанов – уму непостижимо. Они сами являли лицо невежественного члена общества потребления и откровенно готовили «квалифицированных потребителей». И пусть Васильева обличена огромной властью, но она одна ничего не сделает. Нужна система, которую сегодня надо воссоздавать с нуля. Кто способен это сделать? Никто! Разве что родители, у которых еще осталось представление о целях образования, должны все брать в свои руки и делать все возможное. Спасение утопающих – дело рук самих топающих. А мы тонем».
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, полагает, что «владыка проанализировал очень интересные данные, которые красноречиво свидетельствуют, что уровень образования в нашей стране стал катастрофически низким. Исследования наглядно показали: это действительно так».
«Кто тут виноват? – вопрошает отец Александр. - Владыка правильно ответил на этот вопрос – конечно, наше поколение. Поколения наших отцов и дедов создавали страну, формировали научные, технические, промышленные направления. Сколько было талантливых людей в искусстве, литературе! А сейчас общество стало прагматичным, люди не ставят перед собой высоких задач. Реформы направлены на снижение уровня образования. Вот и наблюдается такой страшный разрыв между реальностью и традицией – наши дети вообще не знают русской классики. Казалось бы, это одна из мировых вершин, - а наши собственные дети знают ее плохо!»
«Что делать в этой ситуации? Мне кажется, нужно понять, в чем заключается цель образования, - подчеркнул он. - Иначе можно предпринять очередные реформы, но они тоже будут иметь нежелательные для нас последствия, побочные эффекты, приведут не к тому результату, и опять что-нибудь придется переделывать. Должна быть обозначена стратегическая цель, и тогда можно к ней двигаться, изыскивая средства, которые помогут ее достичь наиболее эффективным способом».
«Это задача стоит перед всем нашим обществом - и зрелым поколением, и молодыми людьми. Она многонациональная. Должно быть широкое обсуждение, и необходимо принять такое решение, которое народ с энтузиазмом воспримет, и будет внедрять. А исследование, которое провел владыка Тихон мне, повторюсь, кажется интересным, значимым – можно только поблагодарить всех, кто его организовал и провел», - заключил пастырь.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, сказал: «В одном не соглашусь с владыкой Тихоном – сам-то он многое сделал для того, чтобы передать людям исторические и культурные ценности нашего народа, и до сих пор трудится на этой ниве. Так что владыка скромничает, когда говорит обо всем обществе – есть люди, которые всегда этим занимались и будут заниматься».
«Я бы разделил два понятия – такие, как успешная сдача ЕГЭ и хорошие знания в гуманитарных науках, потому что контроль сдачи ЕГЭ у нас не на должном уровне, - уверен отец Вячеслав. - Люди умудряются одним им известным способом получать высокие баллы и спокойно поступать в институт, при этом не владея никакими знаниями. Это вопрос к организаторам ЕГЭ. Я общался с учениками, заслуженно получившие высокие баллы, видел вопросы госэкзамена, пытался на них отвечать, и ответственно заявляю: если у человека 70 и выше баллов по русскому языку и литературы, он хорошо образован».
«С культурой, конечно, вопрос другой. Что нам предстоит в первую очередь? – задается он вопросом. - Повысить общекультурный уровень нашей страны. Обратите внимание: политики, дикторы на телевидении позволяют себя нецензурную лексику. У них бедный язык, неграмотная речь. Необходим государственный цензор, который должен поднимать планку. Раньше мы учились у наших дикторов говорить правильно, а что сейчас? Конечно, проблема заключается еще и в том, что мы разрушили родную советскую школу, и переходим на западную систему образования. Это губительно для нашего народа. Мы получали фундаментальное образование по многим направлением. Человек, который в то время заканчивал десятый класс, мог ответить на многие вопросы, о которых сейчас среднестатистический выпускник даже не имеет понятия. Почему? - а потому, что тогда был высокий уровень образования и у преподавателей. Но с той заработной платой, которая у нас сейчас и с такой загруженностью, учится в институты на преподавателей (в частности, русского языка и литературы), идут люди не с высшим баллом, а те, кто больше никуда не поступили - давайте это признаем. И эти люди, которые не хотели учиться и ничего не знают, будут пытаться учить наших детей? Такого быть не должно».
«Пока в нашей стране профессия учителя не станет престижной, не о чем говорить нельзя, - подчеркнул пастырь. - Вспомните советское время – самыми уважаемыми людьми были учителя, врачи. Сейчас это самые неуважаемые профессии по одной лишь причине – заработная плата у врачей и учителей смешная. А в тех учреждениях образования, где учатся отпрыски богатых людей, учителей вообще ни во что не ставят».
«Еще одна большая проблема – перестроечное поколение фактически выросло беспризорным. Родители были вынуждены решать экономические вопросы, семьи выживали, а детьми заниматься было некогда. И сейчас это поколение выросло - вот она, утрата исторических, гуманитарных связей. В результате те дети ничего не получили, и что они могут дать своим детям? А основное образование закладывается именно в семье», - пояснил священник.
«Еще одна огромная проблема, которую нам в ближайшее время нужно решить – закрыть все непотребные интернет-сайты. Государство должно набраться смелости и сказать: "Мы берем ответственность за будущее поколение и закрываем все эти сайты". У нас огромное количество людей вместо того, чтобы читать книги, просто зависает в интернете. Интернет-зависимость приобрела такие масштабы, что даст фору наркомании и алкоголизму, - обеспокоен пастырь. - А это так же тяжело лечится, как и перечисленные мною недуги».
«И главная наша проблема – бездуховность. Если мы возьмем литературу, которую учили даже при советской власти, увидим, что она ведет к высоким нравственным идеалам. Я посмотрел в одном из наших областных лицеев список западной литературы, которую школьникам предлагают сейчас – это пропаганда наркомании, ранней беспорядочной половой жизни – всех тех пороков, которые только можно себе представить. Нашему государству необходимы нравственные критерии (а они могут быть только христианскими, без этого невозможно говорить о какой-то культуре). Обратите внимание: недавно у нас прошел праздник - День православной книги. Церковь всегда уделяет ему большое внимание, проводит множество мероприятий. Почему? – А с этого все и начиналось. А как к этому отнеслось государство? Да никак, - констатировал он. - Следующая проблема – отсутствие поддержки библиотечной сети. В селах с низкой плотностью населения библиотек на селе не останется. А библиотекари, помимо выдачи книг, проводят много различных культурных мероприятий. Если этот последний очаг культуры на селе погаснет, как быть?»
«Так что проблем много. Мы всегда думаем, что в государстве на первом месте должна быть экономика. Нет, - убежден отец Вячеслав. - На первом месте всегда была духовность. Если мы ее убираем, все заменяем рублем или долларом, получаем среднестатистическую личность, которая идет с телефоном и бутылкой пива в руках. Дай Бог нам мужества все это осмыслить и попытаться изменить».
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, сказал: «Владыка Тихон и сам подробно рассказал о причинах, по которым мы наблюдаем столь низкий уровень образования современных школьников. Наше образование находится в процессе постоянной реформы. Иногда непонятно, видят ли люди, которые совершают реформы, конечную цель, или это реформы ради реформ, без постановки каких-то задач – воспитательных, образовательных, патриотических, духовных? Из-за этого и происходит чехарда, напряженность, которую ощущают учителя, директора школ. Они больше всего озабочены правильным составлением бумаг, количество которых постоянно растет. Педагоги перегружены».
«Если государство хочет изменить ситуацию, нужно поддерживать профессионалов в области образования, которые добились успехов, - быть может, имеют научные степени. Не допускать в "высший чиновничий эшелон" лишних людей, чьих-то родственников, попавших туда непонятно по каким причинам. И второе – нужно четко формулировать цели, задачи, и желаемый результат – то, чего хотят видеть от школьника, закончившего девятый или одиннадцатый класс», - заключил отец Николай.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил: «Мне кажется, здесь комплекс причин: невозможно исправить одну, чтобы все было в порядке. Заканчивается второе десятилетие XXI века, и нынешнее поколение уже не просто постсоветское, а постперестроечное, когда у людей нет четких ориентиров в жизни. История и литература - это идеологические предметы. И что они должны воспитывать в молодом поколении? Ни один учитель сегодня, к сожалению, толком на этот вопрос не ответит. Идеология должна быть, и нужна цель: чему должна научить литература и история».
«Сложностей добавляет и ЕГЭ – люди не учатся думать, анализировать. А раньше для выпускного сочинения надо было прочитать кучу литературы и проанализировать произведения. Сейчас просто натаскивают детей на стандартные вопросы, как попугаев. И эти знания очень быстро выветриваются. Еще одна причина – это интернет. Современное поколение – любители ярких заголовков и коротких постов в "Твиттере". Молодой человек с огромным трудом может прочитать серьезный длинный текст, - я уже не говорю про его анализ. Что делать? – вопрошает пастырь. - Я не знаю. Надо учить читать книги – это очень важно. Чтобы интернет с картинками, короткими видеороликами и заголовками не заменял литературу. Если человек читает и любит книги, тогда у него что-то в голове останется. При этом читать нужно не макулатуру, а русскую и зарубежную классику».