Зачем Владимир Путин встретился с митрополитом Корнилием?

В дни столетия Февральской революции можно увидеть политический подтекст встречи Президента России с главой Русской православной старообрядческой церкви

Новости Москвы  100-летие революции 
0
4146
Время на чтение 3 минуты
16 марта Президент России Владимир Путин встретился с главой Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Московским и всея Руси Корнилием. Официальный сайт Кремля весьма скупо описывает эту встречу: «Обсуждались вопросы, связанные с жизнью старообрядческой церкви, её деятельностью и перспективами развития».

А между тем это событие носит в некотором роде исторический характер, о чем не забыли упомянуть старообрядцы на своем официальном сайте.

«Думаю, что наша сегодняшняя встреча имеет поистине историческое значение — глава государства впервые за последние 350 лет официально принимает предстоятеля Православной Старообрядческой Церкви. К сожалению, в нашей стране мало знают о старообрядчестве. Старообрядцы во все времена являлись защитниками блага Отечества, были примером христианской любви и мира. История нашего Отечества своими духовными корнями тесно связана со старообрядчеством. Наши благочестивые предки, несмотря на жестокие гонения всегда были патриотами России», — сказал митрополит Корнилий в своём приветственном слове.

В ходе встречи Владимир Путин и митрополит Корнилий обсудили вопросы о грядущем праздновании 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры в основных центрах празднования — на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы. Также в рамках национальной политики были затронуты проблемы взаимодействия с соотечественниками за рубежом. Кроме того, двустороннему обсуждению подлежал вопрос о возвращении старообрядцам здания старообрядческого храма во имя Покрова и Успения Божией Матери в Москве в Малом Гавриковом переулке.

Между тем, тот факт, что встреча Президента России с главой самой крупной старообрядческой общины России состоялась в дни 100-летней годовщины Февральской революции, позволяет предположить, что у нее есть и конкретно-политический подтекст. Всем ученым и публицистам, которые обращаются к истории февральской катастрофы, хорошо известно, что старообрядцы сыграли в ней если не ключевую, то по меньше мере значительную роль. Выходцем из старообрядческой семьи был «мотор» государственного переворота депутат Государственной Думы Гучков. Олигархи-старообрядцы братья Рябушинские, Морозов, Коновалов, Терещенко и другие, не скупясь, финансировали либеральную оппозицию и даже революционное подполье. Сигналом к солдатскому бунту в Петрограде стало убийство штабс-капитана Лашкевича Волынского полка унтер-офицером того же полка Кирпичниковым, который тоже был из старообрядцев. Доктор исторических наук, профессор Александр Пыжиков в своих многочисленных публикациях показал роль старообрядцев в революционных событиях не только Февраля и Октября, но и гражданской войны в России.

Владимир Путин как человек с обостренным историческим чутьем, по всей видимости, решил избежать ошибки дореволюционных правителей России, чье не всегда справедливое отношение к раскольникам невольно создало мощную оппозиционную, антигосударственную силу. Президент России имеет большую свободу в общении с старообрядцами, чем даже Русская Православная Церковь. Несмотря на снятие взаимных клятв в 1971 году, чему немало способствовал митрополит Никодим (Ротов), духовный отец Патриарха Кирилла, раскол до сих пор не преодолен. И поныне старообрядцы отчуждены от Православия. С сожалением стоит отметить, что условия для преодоления почти четырехсотлетнего раскола еще не созрели.

Благодаря отеческой заботе Владимира Путина по отношению к старообрядцам их былые обиды начинают забываться. В старообрядческой среде крепнет здоровое государственническое чувство, хотя и по сей день наблюдается враждебное отношение к государству как к чужеродному для раскольников организму. Президент России, будучи мудрым правителем, делает все для сохранения целостности России и национального единства. Возможно, Путину не удастся способствовать преодолению раскола, но он по крайней мере своими деликатными шагами противодействует расшатыванию России, не допускает русского разделения.

Раскол – кровоточащая рана, которая, увы, еще не скоро затянется. И тем не менее надо отдавать себе отчет в том, что уврачевание ран раскола не менее важная задача, чем примирение «красных» и «белых». Владимир Путин - прагматик - не может не понимать, что в ближайшее время не удастся возвратить раскольников в лоно Русской Православной Церкви, но уже сейчас есть все предпосылки вытравить из старообрядческой среды яд антигосударственничества. Выдавливанием этой заразы Путин собственно и занимается.

Редакция «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

44. Re: Зачем Владимир Путин встретился с митрополитом Корнилием?

История знает примеры воссоединения с церковью как отдельных личностей, так и целых сообществ, принадлежащих к тому или иному расколу. Примером недавнего прошлого является соединение РПЦЗ, воссоединение части катакомбников, в т. ч. Еп. Афанасия (Сахарова) после избрания Патриарха Алексия Первого тоже относится к данной категории. На примере старообрядчества в данном контексте можно рассмотреть соединение с Синодальной церковью мощнейшего Стародубского согласия на рубеже 18 и 19 столетий. Стародубье представляло собой крупнейший центр старообрядцев-поповцев. В условиях прекращения гонений Екатериной Второй вожди диаконовского согласия – наиболее близкого к господствующей церкви – пришли к выводу о возможности принятия законного священства при условии сохранения своего богослужебного уклада. Т. о. соединение значительной части старообрядчества уже некогда состоялось и потому безосновательно утверждать, что соединение прочих не представляется возможным. Близко к соединению еще в начале прошлого века было и беглопоповское согласие. Поиски выхода из своего неканонического состояния привели их к необходимости приискания своего архиерейства и переговорам с господствующей церковью о снятии клятв. На беглопоповском соборе 1928 г, обсуждавшим данную проблему присутствовал Митрополит Тульский, представитель РПЦ под омофором Митр. Сергия. Снятие клятв совершилось в следующем году постановлением Синода Митр. Сергия. Епископом для бывших беглопоповцев (помимо Николы Поздеева) стал единоверческий архиерей Стефан Расторгуев, ставленник архиепископа Андрея Ухтомского, известного своими трудами по преодолению раскола. К сожалению беглопоповцы тогда официально не отменили второй чин присоединения для новообрядцев. Отчасти это могло быть связано с невозможностью на тот момент утвердить решение Синода собором всей церковной полноты. Это было сделано в 1971 г на соответствующем Поместном Соборе РПЦ, превосходившем Собор 1667 г по численности как русских архиереев, так и представителей восточных Патриархов. Однако сближение бывших беглопоповцев с церковью вплоть до недавнего времени позволяло надеяться на то, что начало, положенное в 1928 г даст свои плоды. В храмах т . н. Русской Древлеправославной Церкви к православным всегда было более лояльное отношение, нежели со стороны белокриницкого согласия. Новоообрядцев допускают ко кресту и иной святыне, принимают записки о здравии и упокоении. Характерно почитание (келейное) новоявленных святых, напр. Преподобного Серафима Саровского, в последнее время данная тенденция стала обычной для всех старообрядцев-поповцев. Конечно, большим затруднением в переговорах стала проблема учреждения «патриаршества» в РДЦ, когда в 2000 г выпускник Московской Духовной Академии Авдий (в монашестве Александр) был «возведен в патриархи». Вместе с тем, после этого позиция РДЦ по отношению к РПЦ продолжала оставаться более гибкой. Беглопоповцы, однако, весьма болезненно отреагировали на появление брошюры белокриницкого начетчика Алексея Рябцева, где выражалось сомнение в непрерывности цепочки рукоположений РДЦ. Выраженные сомнения, не будучи полностью устранены, послужили причиной того, что при рассмотрении вопроса о чиноприеме старообрядцев Комиссия РПЦ оставила для второй чин для обоих поповских согласий. РДЦ после этого прекратила переговоры с РПЦ, но белокриницкое согласие напротив, выставило признание своей иерархии в качестве условия продолжения диалога, продолжающегося и поныне. В условиях значительного сокращения численности прихожан за счет ухода старого поколения – живых носителей традиции РПСЦ пошла по пути смягчения чиноприёма в свое лоно нестарообрядцев, сделав т. н. чин отречения не о бязательным (что уже давно имело место быть в РДЦ). Это позволяет иногда белокриницким склонить немногочисленных неофитов к переходу в свое согласие. Подобные переходы к сожалению имеют место быть, но они не могут изменить ситуацию в самом старообрядчестве – неофиты не укоренены в традициях, сложившихся веками в семейной среде и число их никогда не было многочисленным. В сложившихся условиях единственным вариантом сохранения (и возрождения) древнерусской духовности является ее осмысление на общеправославном уровне. Важным шагом на данном пути стало возрождение в начала прошлого века интереса к русской иконописи. Русская икона и фреска были заново открыты для о течественных и зарубежных ценителей православной духовности. Произошло это по сути без непосредственного влияния старообрядчества как такового – оно и не требовалось, ибо фрески Рублева и Дионисия сохранились до настоящего времени в храмах Русской Православной Церкви. Трудно переоценить то значение для церкви в условиях гонений, когда многие представители интеллигенции приходили к вере именно через русскую икону. Канонизация Андрея Рублева вместе с другими столпами средневековой Русской Церкви (в частности Митроплота Макария, столь почитаемого старообрядцами) на Соборе 1988 года совпали с Посланием РПЦ старообрядческим согласиям, когда снятие клятв было вновь подтверждено. По свидетельству очевидцев в Подмосковье жители старообрядческих деревень посещают богослужения в православном монастыре. Такое же явление имеем место быть во многих других местах традиционного проживания старообрядцев. Свой вклад в сближение их с церковью вносят традиционно и единоверческие приходы. В течении нескольких лет их численность достигла 40, став сопоставимой с численностью староверческих согласов.
Куницын / 01.04.2018, 12:18

43. Re: Зачем Владимир Путин встретился с митрополитом Корнилием?

Раскол - не кровоточащая рана, а отделение овнов от козлищ. как красные и белые. НЕужели кому-то нравится идея скульптурного воплощения протопопа Аввакума? вообще нездоровая тяга к статуям пугает. Может, скульпторам просто пенсию от общества назначить?
Lucia / 30.03.2018, 19:46

42. Ответ на 40., Lucia:

Раскольники - не меньшее зло, чем еретики. Часто говорят о необходимости уврачевания ран раскола, о преодолении пропасти между красными и белыми.а нужно ли это? Это ведь Бог показывает кто - где.Это практически невозможно. Только в частном порядке. В единичном, стало быть. Ну да, так и есть.

Все современное т.н. «старообрядчество» - классическое сектантство. Эти множественные секты уже несколько веков безблагодатны. У них уже сформировалось собственное «предание». С Церковью они уже никогда не воссоединятся. Только в индивидуальном порядке возможно обращение сектантов к Церкви Христовой.
М.Яблоков / 30.03.2018, 09:42

41. Ответ на 39., М.Яблоков:

Раскольники - не меньшее зло, чем еретики.Часто говорят о необходимости уврачевания ран раскола, о преодолении пропасти между красными и белыми.а нужно ли это? Это ведь Бог показывает кто - где.Это практически невозможно. Только в частном порядке.

В единичном, стало быть. Ну да, так и есть.
Lucia / 30.03.2018, 07:00

40. Ответ на 37., Lucia:

Раскольники - не меньшее зло, чем еретики. Часто говорят о необходимости уврачевания ран раскола, о преодолении пропасти между красными и белыми.а нужно ли это? Это ведь Бог показывает кто - где.

Это практически невозможно. Только в частном порядке.
М.Яблоков / 30.03.2018, 05:08

39. "Корпорация бросайте курить".

"В истории ереси и социальные бунты всегда идут рука об руку". Ф.Энгельс. Безусловно,буржуазия,как класс выросла из раскола и где община выступала КАК КОРПОРАТИВНЫЙ СОБСТВЕННИК. Сдавала землю в аренду,покупала и продавала крепостных. Крепостной мог владеть крепостными или быть миллионщиком,однако, при этом, сохранялась его личная зависимость от помещика,я уже не говорю о порядках что царили в самой раскольничьей общине,куда тем протестантам. Первое. Раскол выступал не против Государства вообще,но против САМОДЕРЖАВИЯ,добиваясь его ликвидации,чтобы некому было вмешиваться в дела буржуазии и порядки,предметно изуверские,что буржуа насаждали на своих предприятиях,все эти рогожинцы,филлиповцы,скопцы и пр."нравственные люди". Последние вообще,полагаю суть предтечи "обобществления полов",что мы наблюдаем нынче. Вот оно- лицо либерализма и его методы,включая самый изощренный террор,где места, православным, не было и нет и не будет. Второе. Та, стремительная концентрация капитала,что мы видели в России,не будет удивлять человека,знакомого с организацией производства в раскольнических общинах. Этот процесс шел давно и, как только, последние преграды были удалены,Манифестом,просто явил свое качество. В сочетании с методами эксплуатации неизбежно вел к революции,где буржуа, одной рукой душили народ почем зря,а другой- указывали на Самодержавие,что не сколько народу жить не давало,сколько мешало буржуа. Третье. Проф.Пыжиков,смотрит на вещи с точки зрения идеализма,где, применительно к расколу,"дух святый," падает произволом, но не формируется в процессе человеческой деятельности как и всякое учение человеческое,-от земли. Четвертое. Если, присмотримся повнимательней к расколу и зададимся вопросом,-где сердце его,где совесть его? Ответ будет такой. В сундуках рогожского кладбища. "На погосте где белеют кости", тех, кто молча и тихо сгинули,гнув всю жизнь спину,на кого угодно,кроме Бога. Муниципий. Погост. Вечно вчерашние. Вот что предлагает раскол в качестве ПОМЕСТНОЙ политической опоры,весьма распостраненной в языческой Руси. ВМЕСТО СОВЕТА. Что сказать? "Сотворите себе други от мамоны неправды". Отвратитесь от лжеучения. Погибнете. И последнее. Кто хочет искренне разобраться в происходящем,где бы то ни было,прежде всего,должен обратиться к истории России. Найдется все. "Москва-Третий Рим".
Писарь / 29.03.2018, 18:36

38. Ответ на 26., М.Яблоков:

Раскольники - не меньшее зло, чем еретики.

Часто говорят о необходимости уврачевания ран раскола, о преодолении пропасти между красными и белыми. а нужно ли это? Это ведь Бог показывает кто - где.
Lucia / 29.03.2018, 17:22

37. о современном состоянии старообрядчества

Хотелось бы сказать несколько слов по поводу современного состояния старообрядчества. Суть в том, что нынешнее поколение старообрядцев не стоит в собственном смысле считать раскольниками. Да, формально они не отменили "чиноприем" новообрядцев, не молятся новопрославленным святым. Не молятся соборно. Но образа св. Матроны и Ксении можно встретить в домах даже тех староверцев, что сознательно посещают молельные дома. Нынешние старообрядцы по сути есть скорее единоверцы. Большинство из них вполне допускают сомоления с православными, почитают наших святых, ходят в православные храмы. В Гуслицах - старообрядческой Палестине подмосковья большинство староверов посещают общеправославный монастырь в Куровском. Многие старообрядцы несут церковные послушания и даже пополняют ряды духовенства. И это поверьте не самые плохие прихожане. Это добрая закалка. Нам было бы необходимо углубиться в проблему возрождения нашего древнего уставного богослужения, иконописи и церковного пения. Тогда и старообрядцам было бы легче соединиться с церковной полнотой
Куницын / 29.03.2018, 16:31

36. Ответ на 33., Потомок подданных Императора Николая II:

Олег Мысль не новый ли клон Лукии? Я Мысль, меня нельзя убить. И "сергианство" без отдачи в плечо Лукии прострелено. Удобная вещь эти големы. Иудаисты изобретательны.

Это твой клон. Протрезвел бы хоть во время поста.
Даневский Саша / 20.03.2017, 17:47

35. Ответ на 30., М.Яблоков:

Если до него это не делали, то не следует. Не о чем с ними разговаривать. Они враги Церкви и государства.

См.: http://u.to/O5HNDw. Так лучше?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Редакция РНЛ
«Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие»
Православная Церковь празднует День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
11.07.2025
В Варне демонтируют памятник советским воинам
Болгарским общественникам нужна помощь России
10.07.2025
«Шайка безбожников пытается воевать не только с Россией, но и с Христом»
Церковные, политические и общественные деятели о лишении гражданства митрополита Киевского Онуфрия
03.07.2025
«Его стихи уже стали частью нашей великой военной поэзии»
Алексей Полубота посмертно награждён Орденом Мужества и медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
03.07.2025
Агония режима Зеленского
Просроченный президент Украины лишил гражданства Предстоятеля Украинской Православной Церкви
02.07.2025
Все статьи Редакция РНЛ
Новости Москвы
Все статьи темы
100-летие революции
«В тот день явится мощный человек…»
За всё произошедшее, в том числе за террор и репрессии, логически и неизбежно последовавшие после незаконного свержения власти Государя, должны нести ответственность и «сливки» тогдашнего российского общества
10.06.2025
«Наша Церковь – наследница исповеднического пути святителя Тихона»
В Москве состоялась пресс-конференция, посвящённая столетию блаженной кончины Патриарха Тихона
12.03.2025
Гримасы «леопольдизма»
Никакого примирения с «неокрасными» «необелые» не приемлют
24.02.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Фарисейство, а не честная дискуссия
Новый комментарий от Шмелев Михаил
11.07.2025 21:14
Так зачем был создан и пущен в прокат фильм «Мумия»?
Новый комментарий от Vladislav
11.07.2025 20:53
Нельзя изменить жизнь, не меняясь самим
Новый комментарий от Константин В.
11.07.2025 20:26
«Не всякому духу верьте»
Новый комментарий от Игорь Бондарев
11.07.2025 20:19
«Тадарга-матадарга» среди храмов на монастырском погосте
Новый комментарий от натправ
11.07.2025 19:20