itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мы спасаемся от лжи и смерти только истиной

Слово протоиерея Александра Шаргунова на Торжество Православия

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
998
Время на чтение 4 минуты
Раз в году, на службе первого воскресенья Великого поста, когда празднуется Торжество Православия, вслух читается великий синодик, в котором предаются анафеме величайшие ереси и поминаются великие защитники Православия — не только патриархи и епископы, но также и императоры, которые возглавляли борьбу с ересями. Однако важно и, на первый взгляд, довольно удивительно, что хотя некоторые из этих ересей были введены и проповеданы с трона, ни один римский император в великом синодике анафеме не предается. Очевидно, что святая Церковь намеревалась ограничить свое общественное осуждение в ереси епископами и духовенством, которым одним была вверена ее Божественным Главой прямая ответственность за сохранение истинной веры.

В греческом синодике поминаются сорок императоров, начиная с Михаила III (842—867), с призывом к верующим возгласить: «Вечная память!» Хотя это возглашение абсолютно то же, что и на панихиде или обычной заупокойной службе, особое значение ему придает тот факт, что оно совершается только раз в году, именно на службе Торжества Православия. Из этих сорока императоров, тридцать перечисляются особо, начиная с Василия I (867—886) и кончая Феодором I Ласкарисом (1204—1222). Когда весь этот список императоров заканчивается, перед возгласом «Вечная память!» все тридцать величаются замечательным и исполненным веры определением: «все, царство земное на Царство Небесное сменившие». Это четкое и достаточно недвусмысленное изречение звучит в нашем сознании почти как символ имперского прославления, хотя лишь один из всех сорока, император Иоанн III Ватаци (1222—1254) был официально причислен Церковью к лику святых — и он не из числа этих тридцати. Что касается остальных, то поминание их имен в Неделю Торжества Православия составляет благочестивую, исполненную веры молитву Церкви, повторяемую каждый год, о спасении ее царственных защитников.

Таким образом, мы ясно видим, сколь высоко Православная Церковь почитает служение христианского императора, и даже более того, как она каждый год с готовностью вспоминает свой великий долг перед каждым из этих императоров, которые официально исповедуя православную веру, укрепляли ее в исповедании православия и сокрушении ереси.

В то же время мы должны отметить, что святая Церковь делает четкое различие между тем очень ограниченным числом православных императоров, царей и князей, которых она почитает в лике святых, — от полного числа православных императоров и от тех, кого она ежегодно поминает в великом синодике.

Среди имен наших российских императоров с особой торжественностью возносится имя святого царя-страстотерпца Николая II. Нельзя не обратить внимания, что слова тропаря ему, составленного в свое время Русской Зарубежной Церковью: «царства земнаго лишение», перекликаются с определением Византийской Церкви: «все, царство земное на Царство Небесное сменившие». Вот почему так торжественно праздновала недавно наша Церковь год четырехсотлетия Дома Романовых и готовится теперь к столетней годовщине убиения нашего святого царя и его семьи.

Зло все более возрастает в сегодняшнем мире, открывая путь приходу «человека беззакония». А «удерживающим» беспрепятственное распространение зла, по учению святых отцов, является благодать Святого Духа. Пока наша Церковь благодатна, то есть пока она хранит в полноте и чистоте Православие, зло не имеет возможности действовать свободно. Поразительно, что вслед за благодатностью Церкви святые отцы говорят о законной государственной власти, в особенности о власти, основанной на христианских принципах. Такая власть создает благоприятные условия для спасения наибольшего числа людей. Внешние условия — власть православного монарха — необходимы, но их недостаточно. Если христиане не будут в личных отношениях с Богом в хранении истинной веры и жизни по вере, никакая внешняя защита не поможет. Именно по этой причине была утрачена у нас как невостребованная слишком многими власть помазанника Божия, и вместо помазанника Божия некогда православный народ получил помазанников сатанинских. По этой причине Церковь может оказаться под угрозой утраты благодатности, становясь солью, перестающей быть соленой: такие «православные» не годятся ни на что, кроме как быть выброшенными вон на попрание не нашедшим веры людям. Это Лаодикийская церковь Апокалипсиса, приговоренная — за то, что она ни холодна, ни горяча — быть извергнутой из уст Божиих. Так было в прошлом веке, когда Русская Православная Церковь прославилась не только великим сонмом мучеников и исповедников, но и небывалым по массовости отступничеством. Не то же ли самое, и горшее, произойдет с теми, кто сегодня по имени только относятся к православным?

Пусть в нашем сознании глубоко запечатлеется Евангелие, которое мы слышим за литургией в Неделю Торжества Православия. Будем молить Господа в святые дни Великого поста прежде всего о том, чтобы сподобил Господь нас дара живой личной веры. Христос ставит Своих будущих учеников в ситуацию все решающего выбора. «Что ищете», — спрашивает Он каждого из нас. И видя тех, кто более всего на свете желает Царства Божия, Господь зовет их придти и увидеть, «где Он живет». Они увидели и пробыли с Ним в тот день, и исполнились решимости все оставить и следовать за Ним, куда бы Он ни пошел. Отныне истинная вера передается от ученика к ученику на основании обретенного Мессии — Христа Бога нашего.

Через две тысячи лет осталось ли в нас желание этого абсолютного в сокровенных глубинах нашей жизни? Решительный выбор не бывает легким, но каждый из нас, носящий имя православного христианина, должен его сделать. Чтобы этим выбором определялась вся наша каждодневная жизнь, все наши отношения друг с другом, наши молитвы и в целом весь наш путь, о котором мы говорим, что православие это правомыслие и праводелание. Наше призвание — не отступить от чистоты православного исповедания, не уступить ни в чем отцу лжи, ибо мы спасаемся только истиной. И мы не сможем никого привести ко Христу, если сами не будем хранить верность Ему даже до смерти. Невозможно быть такими православными, которые в своей жизни, заполненной почти до отказа и хорошим, и плохим, оставляют только небольшое место религии истины, ограничиваясь посещением храма в воскресные и праздничные дни и исполнением кратких утренних и на сон грядущим молитв. Неужели сегодняшние бедствия, от которых приходят в уныние народы, не разбудят нас? Но не страх Ниневии перед гибелью должен заставить нас быть живыми, а страх Божий — начало премудрости, поклонение любви и истине, которому хочет научить нас Православная Церковь, страх пропустить встречу с Богом, страх ошибиться в выборе того, что кажется радостью, и того, что есть истинная радость, приходящая Крестом и Воскресением. В день Торжества Православия наш Спаситель утешает всех верных устами Своего верного свидетеля: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Ин. 4).

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Мы спасаемся от лжи и смерти только истиной

Эта проповедь о. Александра - образец православной гомилетики! Дерзну даже сказать: на уровне Григория Паламы.
М.Яблоков / 06.03.2017, 03:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Для Бога нет невозможного
Слово в пятницу 2-й седмицы Великого поста
29.03.2024
Грех Каина
Слово в среду 2-й седмицы Великого поста
27.03.2024
Дар Божий
27 марта — празднование Феодоровской иконы Божией Матери
26.03.2024
Как оказались мы в Православной Церкви?
Евангелие Недели 1 Великого поста (Ин, 5 зач., 1, 43—51)
24.03.2024
Где торжество Православия в сегодняшнем мире?
Слово в Неделю Торжества Православия
23.03.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Враг старается осквернить святыню поста
Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона
23.03.2024
Ориентир Великого поста
22 марта — память 40 мучеников Севастийских
22.03.2024
Где огонь, который Христос пришел принести на землю?
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в четверг
21.03.2024
На последнем Суде
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в среду
20.03.2024
Все статьи темы
Великий пост
Кто виноват и что делать русским?
Нынешняя власть в развитии страны не заинтересована
29.03.2024
Мир. Согласие. Взаимоуважение
Программа – Великий Пост с архипастырем. Часть 5
29.03.2024
Трагедия или промысл Божий?
Нам всем объявлена беспощадная война, которая попущена Богом для назидания и спасения наших душ
29.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09