Древо познания добра и зла. Слово в Неделю сыропустную

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
1025
Время на чтение 5 минут
Накануне Великого поста мы должны осмыслить, что происходит с каждым человеком и со всем человечеством. Это воскресенье называется воспоминанием Адамова изгнания. Церковь открывает нам тайну творения первого человека, его жизни в раю. Человек был создан по образу и подобию Божию, чтобы восходить в истинном познании Самого Бога и приводить к совершенной жизни все творение, потому что оно было подвластно ему. Одна запретная заповедь была у человека: не вкушать от древа познания добра и зла. «Ибо в день, в который ты вкусишь от него, — сказал Господь, — смертью умрешь» (Быт. 2, 17).

Человеку открывалась возможность познания Бога, и он знал об этом и должен был возрастать в этом знании. Но одновременно существовала возможность и другого знания: губительная возможность познания зла. И человек знал, что зло существует вовне, и оно смертельно опасно. Почему же он не поколебался даже мыслью и бесстрашно прикоснулся к злу, зная о заповеди Божией? Мы видим, что в этот таинственный момент воля человека перестает быть всецело устремленной к Богу. И совершается мгновенное изменение его внутреннего мира.

Человек, который познал зло, согрешил, становится совершенно другим, с другим восприятием жизни. Он утверждается в новом, как бы неестественном состоянии, а неестественным ему кажется то, что было раньше. То, что было раньше, кажется ему внешне навязанным, и он стремится от этого освободиться.

Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15—16). Когда мы внимательно вслушиваемся в эти слова и всматриваемся в то, что произошло с первым человеком, мы с удивлением узнаем в них то, что было при первом грехопадении. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3, 6). «Дерево хорошо для пищи» — это похоть плоти. «Оно приятно для глаз» — это похоть очес. Оно «вожделенно, потому что дает знание» — это гордость житейская. И в каждом грехе, который будет совершать потом человек, это всегда будет присутствовать.

Еще раз остановимся на том, как произошло падение человека. Побеждаемый неодолимой силой привлекательности греха, он мгновенно меняется, принимая его в себя. Все становится иным. Первозданный человек обладал пророческим даром видения всего, что есть в мире. Он мог называть по имени все сотворенное Богом, то есть определять самую сущность вещей. Он способен был духовно увидеть жену, сотворенную Богом из его ребра, как плоть (а плоть ее — это кость от костей его), и понять ее предназначение. А теперь он оказывается слепым, и хочет спрятаться от Бога, все видящего и везде присутствующего.

С одной стороны, у него как бы открывается зрение, и ему кажется, что он становится самим собой. С другой, безгрешное состояние, которое было у него раньше, для него уже чуждо. Ложь входит в самую глубину его сознания, и он скрывается от Бога не по причине своей наготы, как он говорит, но по причине своей соединенности с грехом, которая гонит его от Бога и заставляет скрываться. В результате принятия греха рождается хула на Самого Творца. «Жена, которую Ты мне дал, — обвиняет он Бога, — она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3, 12). Жена в свою очередь обвиняет змея-диавола: «Змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3, 13).

Соблазн приходит через жену, а самооправдание (то есть утверждение греха) совершается через мужа. Теперь зло — это уже не то, что было вовне. Это зло, которое вошло в глубину сознания человека, в его естество. Мы тоже находимся сейчас в таком состоянии, что не имеем ни возможности, ни способности, ни даже желания отвлечься от всего греховного и земного. Как победить этот мир, лежащий во зле, если мы сами — часть мира, и через нас он наполняется злом?

Человек не в состоянии победить этот мир, чтобы возобновить хотя бы в самой малой степени общение с Богом. Напротив, у него рождается жажда познания не только того, что вне Бога, но и того, что против Бога. И это есть определение греха и суть того, что происходит с человеком. Вся история рода человеческого проходит под этим знаком. Всякое познание, не устремленное к Богу (даже познание внешнего мира), поглощает человека, делает его частью этого мира, лишает его возможности стремиться к Богу.

Чтобы человек мог возвратиться к Богу, ему необходимо не просто осознать бесполезность любых его усилий вернуть потерянное. Он должен увидеть, что спасти его может только величайшее чудо. И таким чудом явится искупительная жертва Христова, когда Бог станет человеком, будет отвергнут родом человеческим и предан смерти потомками тех, кто отверг Бога в раю. Нам необходимо осознать, что для возвращения к Богу невозможно никакое перерождение человека — никогда, ни в какой религии, никакими усилиями, ни через какую духовность. Только Христос — Бог, ставший человеком, принявший на Себя все, что совершается в роде человеческом, насквозь пронизанным грехом, — может возродить нас для вечной жизни.

Единый Безгрешный принимает от рук грешников смерть, и это означает, что мы должны отвергнуться себя и даже своего естества, которое все пропитано грехом. В этом смысл Поста. Не только во внешнем воздержании, а в том, чтобы увидеть всю глубину того, что произошло с человеком и что совершается со всем родом человеческим.

Грех насквозь пронизывает наше естество, и потому мы подвластны смерти. Принять жертву Христову, последовать за Христом на Крест — вот возможность, которая дана каждому из нас. Смысл нашего поста — приобщиться в Евхаристии святых Христовых Таин, которые являются плодом того, что Христос совершил для нашего спасения. Приобщиться новому естеству и обрести спасение. Смысл поста, как говорят святые отцы, — не в отвержении вкушения, а во вкушении. Во вкушении того, чем жив человек, — этой бессмертной пищи, которую дает нам святая Церковь.

Только в Церкви возможно подлинное различение добра и зла, только благодаря Церкви мир еще не погрузился во тьму. Главная задача врага рода человеческого — попытаться смешать добро со злом. Прежде открытого противления Богу — смешение истины с ложью. Во внешнем мире, чем ближе развязка истории, свет и тьма делаются все менее различимыми, так что порок представляется добродетелью, а добродетель — пороком, и грех утверждается как норма.

Сатана старается сделать все возможное, чтобы это смешение проникло и в Церковь. Чтобы и в Церкви у нас не было ясного понимания, что есть добро и что есть зло. Вся история Церкви отмечена этим. Вначале отделение части Церкви от православия, затем — все более возрастающее отступление в некоторых исповеданиях от истины. Не сразу происходит так, что люди, обратившиеся ко Христу, теряют веру в Него как в Бога, а только по имени называются христианами.

Это возрастание смешения подлинного добра со злом в Церкви оказывает влияние на жизнь всего человечества, опустошая его. Чем дальше идет история Церкви, тем больше опасностей этого смешения не только в тех исповеданиях, которые отступили от истины православия, но и в самом православии. Святой Феофан Затворник предупреждает, что внешняя видимость при соблюдении всего, что установлено Богом и Церковью, при одновременной внутренней пустоте, есть самая главная опасность для Церкви, в том числе и православной. И самая благоприятная почва для появления внутри Церкви «человека беззакония».

Будем помнить об этом, свято храня и соблюдая все внешнее. Ради чего начинается Великий пост? В каком мире мы живем? Что происходит в Церкви, где хранится еще различение добра и зла? Как каждый из нас призван в течение этого Поста взойти на крест, по дару Христа, и приобщиться нетленному добру, которым Господь будет питать нашу бессмертную душу? Стать причастником Его победы над всяким грехом, над самой смертью в вечной радости Воскресения.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Еще одна заповедь блаженства
Евангелие понедельника (Лк, 75 зач., 14, 12—15)
25.11.2024
Как можно ошибиться в направлении дороги
Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
25.11.2024
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Мы забыли слово «нежность...»
В день памяти свт. Иоанна Милостивого петербургскому старцу исполняется 98 лет
25.11.2024
«Законодательством, полицией, налоговой инспекцией мир не исцелим»
Человек не должен лениться, но нельзя трудиться постоянно без отдыха и молитвы
23.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
25.11.2024 05:21
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.11.2024 02:52
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.11.2024 23:47
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Агафон
24.11.2024 22:06
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34