Похоже, авторы скандального антиправославного фильма «Матильда», их покровители во власти и спонсоры решили включить механизм провокации для проталкивания своего сомнительного изделия.
Поначалу, когда только появился трейлер фильма «Матильда» и начались протесты православных против увиденного, режиссер Алексей Учитель лишь высокомерно отмалчивался, выдавливая из себя только краткие реплики. Видимо, он рассчитывал использовать возникающий скандал в качестве дополнительной рекламы своему неприглядному детищу. Однако очень быстро ситуация изменилась, и для Учителя «запахло жаренным». Появились десятки тысяч писем возмущенных кощунством православных людей, несколько депутатов Государственной Думы попросили прокуратуру проверить фильм «Матильда» (самый известный, но не единственный, запрос составила Наталья Поклонская), с критикой фильма (уже не трейлера, а сценария) выступил известный в нашей Церкви человек, сам причастный художественному творчеству — епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), председатель Общественного совета Министерства культуры, бывший заместитель министра Павел Пожигайло пообещал общественности перед предоставлением прокатного удостоверения организовать общественный просмотр фильма. Вот тут господин Учитель и его спонсоры забеспокоились, ибо замаячила угроза срыва широкого проката фильма.
Учитель перестал отмалчиваться и организовал пространное интервью программе «Поздняков» на НТВ. Ведущий программы Кирилл Поздняков задавал режиссеру исключительно «правильные» вопросы, чувствовалось, что это - не интервью, а скорее заказной материал, который журналисту кто-то поручил сделать в нужном ключе. Учитель при помощи Позднякова попытался перейти в наступление, изображая противников фильма мракобесами и экстремистами, рассказывал, как кто-то где-то сжигал его, любимого, портреты, возмущался куда, мол, смотрят органы правопорядка. Словом, режиссер открыто требовал репрессий. Однако, поскольку противники фильма «Матильда» не предпринимали никаких противоправных действий, прокуратура, естественно, никак не отреагировала на призывы г-на Учителя.
Видимо, после этого «матильдовцы» поняли, что для продвижения их дела нужна хорошая провокация. Без неё - ну никак. Оно и понятно. Какое же доброе либеральное, демократическое дело можно сделать без провокации в самом его начале?!
Видимо, «творческую работу» по созданию провокаций было поручено провести журналистам НТВ. По крайней мере именно там вышли самые «забойные» материалы после интервью Учителя Позднякову. Причины не очень понятны. То ли мы имеем дело с банальным заказом, и журналистов телеканала просто наняли, как спецов в информационных войнах. То ли руководство телеканала является спонсором фильма «Матильда» либо питает какие-то нежные чувства к г-ну Учителю. А может быть, и у Учителя и у руководителей НТВ есть какой-то «пунктик» в отношении Православия или святого Царя Николая. Нам сие неведомо. Догадок далее строить не будем. Да и неважно это, в конце концов. Давайте проследим за материалами НТВ.
В конце декабря в топовой передаче «Центральное телевидение», которую ведет известный тележурналист Вадим Такменёв, появился совершенно дешевый, достойный «желтой прессы» сюжет о том, что у святого царя Николая и Матильды Кшесинской якобы была дочь. Эта поделка, надо отметить, была выполнена на качественном ремесленном уровне с использованием эффектных приёмов воздействия на сознание зрителя. Она подавалась как «загадка века». Впрочем, и фильм «Матильда» Учитель рекламирует как «блокбастер года», как рассказ об «истории любви, изменившей ход русской истории» и т.д. и т.п. В раскручивание сюжета включились потомки М. Кшесинской по боковой линии - братья Севенарды, готовые пройти генетическую экспертизу, чтобы подтвердить своё родство с последним русским царём. На что только не идут люди, чтобы попиариться. Прямо социальная болезнь какая-то распространяется...
Смысл поделки, изготовленной Такменёвым, понятен, - была предпринята попытка отвлечь внимание от фильма «Матильда» и переключить его на обсуждение нового скандала с якобы имеющимися потомками Матильды Кшесинской и Государя. Зрителю предлагали запастись поп-корном.
Однако, сюжет Такмёнева все-таки не решал главной задачи - не снимал общественного напряжения вокруг фильма «Матильда». И вот тут Алексей Учитель и его спонсоры получили поддержку оттуда, откуда не ждали. В интернете в конце января появилось
заявление никому неизвестной общественной организации «Христианское Государство — Святая Русь». Организация ранее нигде никогда себя не проявляла. Человек, который ее представляет, в кругах православной общественности - личность абсолютно неизвестная. Но разве должно это смущать «передовую общественность» и её журналистскую обслугу?! Ведь в заявлении есть главное — угрозы в адрес руководителей кинотеатров и тех людей, которые собираются заниматься организацией проката фильма «Матильда». При этом в заявлении в духе Остапа Бендера («у нас длинные руки») заявляется, что организация, о которой никто никогда не слыхал, имеет отделения во многих городах страны. Естественно, за такой подарок тут же ухватились г-н Учитель и его спонсоры.
На том же самом НТВ уже через пару дней 31 января появился видеосюжет Ольги Черновой «Кинотеатры получают угрозы из-за фильма «Матильда». В этом сюжете по законам жанра соединены и провокационное заявление организации «Христианское Государство — Святая Русь», и реальные письма верующих. Мол, сначала они писали письма, а теперь собираются поджигать кинотеатры. При этом «профессиональные» журналисты даже не задаются вопросами: что это за организация, кого она представляет, можно ли всерьез рассматривать это заявление? Они, конечно же, принимают заявление, как реальную угрозу создателям и будущим прокатчикам фильма «Матильда», требуют комментария от представителей Церкви. Смысл очередной атаки НТВ на противников фильма «Матильда» прозрачен, да они его и не скрывают. Авторы писем протеста и авторы провокационного заявления с угрозами - одни и те же люди. Значит, власти (в данном случае Министерство культуры) не должны обращать внимание на многотысячные письма протеста верующих. Напротив, Минкульт должен помочь Учителю организовать широкий прокат фильма, поскольку нужно вернуть затраченные на производство деньги.
А самое главное раскруткой провокации надо «замазать» тех авторитетных противников фильма «Матильда», которые откликнулись на протесты православных людей и выступили публично, напугать их, отбить охоту выступать в поддержку «экстремистов». Теперь любой противник фильма «Матильда», любой, кто скажет о недопустимости кощунства и искажения фактов, должен будет ассоциироваться с поджигателями кинотеатров, с экстремистами, которыми уже занимается Генпрокуратура.
В этой связи как-то само собой вспомнилось известное «дело Норинского» из далёкого 1988 года. Тогда некий еврейский активист Аркадий Норинский разослал от имени мифических «боевиков» общества «Память» письма с угрозами в адрес некоторых известных на тот момент деятелей либеральной общественности, а также представителей КГБ. Шум в СМИ тогда поднялся невероятный. Очень популярный в перестроечную пору писатель, главный редактор журнала «Октябрь» Григорий Бакланов закатил такую истерику, что, казалось, содрогались стены и раскалилась атмосфера. Да и общественность поначалу приняла эти угрозы за чистую монету. Многие сочувствовали Бакланову, - как же «ужасные боевики» угрожают писателю, «неустрашимому борцу за гласность и перестройку». Когда дело вскрылось, Норинский получил полтора года тюрьмы за хулиганство. С Бакланова же - «как с гуся вода». А вот дело провокации было сделано, созданием серьезного продукта информационной войны. Маховик дискредитации общества «Память» был запущен.
Не думаю, что в случае с организацией «Христианское Государство — Святая Русь» мы имеем полный аналог Аркадия Норинского. Скорее всего, тут действуют люди, известные нам по русской пословице - «заставь дурака молиться, он и лоб расшибет». Но результат их действий аналогичен провокации Норинского. А главное по этой же самой незамысловатой технологии создания и раскручивания провокации действуют и журналисты телеканала НТВ. Задача, повторюсь, максимально широко использовать продукт информационной войны для дискредитации противников фильма «Матильда», чтобы они не мешали г-ну Учителю, а главное тем людям, которые вложили деньги и теперь хотят получить отдачу от этого фильма.
История вокруг фильма «Матильда» становится для нашего общества своего рода экзаменом на зрелость, для всех нас - и для православных, и для представителей других конфессий, и для неверующих. Во-первых, мы увидим — есть ли в обществе вакцина против провокации. Ведь если с помощью провокации можно протащить кощунственный фильм, значит можно совершать и другие неприглядные общественные действия путем подобных манипуляций. Во-вторых, фильм «Матильда» должен показать, может ли общество повлиять на агрессивную и совершенно аморальную часть деятелей культуры, не желающих признавать рамки и границы для «свободы творчества».
Г-н Учитель называет своих противников «агрессивными людьми», но на самом деле агрессивен именно он, поскольку он бесцеремонно вторгается в тонкую сферу сакрального, не желает замечать тонкой границы (а может быть и сознательно её разрушает) между свободой творчества и табуированными для общества темами, к которым относятся религиозные символы. И это касается не только православных. Вот это и есть настоящая агрессия, и нас не должно смущать, что агрессор действует в белых перчатках, говорит мягким голосом и производит впечатление воспитанного человека.
Проявит ли наше общество и власть трезвомыслие или поддастся на провокационные действия создателей и спонсоров провокационного фильма «Матильда» и их журналистской обслуги, которые пытаются сейчас заткнуть рот тем людям, которые отстаивают неприкосновенность духовно-нравственных ценностей и требуют ответственности художника перед обществом?! Поживём - увидим.
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
44. Re: Провокация как орудие борьбы для «передовой общественности»
43. Ответ на 41., Волконский:
42. Re: Провокация как орудие борьбы для «передовой общественности»
41. Надоели
40. Охальников - к ответу!!!
39. Ответ на 36., Олег В:
38. Re: Провокация как орудие борьбы для «передовой общественности»
37. Ответ на 32., Русский Сталинист:
36. ответ 31, Кирам:
35. Ответ на 23., Русский Сталинист: