«Великое произведенье» оказалось обыкновенной халтурой

Александр Тимофеев о фильме «Ученик» как неудачной антицерковной агитации

0
1903
Время на чтение 9 минут

В октябре 2016 года на «Русской народной линии» была републикована замечательная заметка Дмитрия Кузнецова «На экраны вышел "антиклерикальный" фильм "Ученик" Кирилла Серебренникова». Полностью разделяю оценку автора: «Получилась - скажем прямо - примитивная агитка, исполнители которой (верующие, кстати, люди) - в глубине души, по-моему, сами не верят в то, что играют.

Получилась - череда надуманных конфликтов, лживость и фальшь которых чувствуется в каждой сцене - начиная с актера Скворцова, неуверенным голосом читающего цитаты из Библии - и кончая учительницей, в подражание Мартину Лютеру прибивающей свои ботинки к полу - мол, "на сем стою и не могу иначе". Такое ощущение, что герои фильма специально раздувают конфликты на пустом месте, там, где понять и простить - пара пустяков. И в результате - постоянное ощущение фальши и искусственно раздутых театральных страстей, которое заставляет нормального человека морщиться в каждой сцене - так же как заставляет нас морщиться фальшиво сыгранная музыка, когда пианист мажет мимо нот или громко бьет по клавишам, там, где нужно играть тихо».

Одним из основных недостатков фильма, в этом нельзя не согласиться с публицистом, является неправдоподобность сюжета: «Не знаю, возможна ли подобная история в современной Германии, но в российской школе - навряд ли. Заметьте - сам режиссер признается, что сюжет и персонажи его фильма нетипичны для России - и, одновременно, считает, что снял притчу на темы религиозного мракобесия и ханжества в своей стране». 

В нынешней России показанная в фильме история совершенно невозможна. Обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин в своей доброжелательно настроенной к фильму рецензии причиной нереалистичности показанного считает неудачную адаптацию немецкой пьесы для русского кинозрителя: «В художественном отношении у фильма есть проблемы. Его материал претерпел двойную трансформацию: сначала действие немецкой пьесы переместили в российские реалии, а затем театральный спектакль стал базой для кинофильма. Двойная пересадка не прошла бесследно». По его мнению, «Кирилл Серебренников, мастер умный и талантливый, прекрасно понимает особенности выбранного материала и неизбежные издержки его двойного переноса в другую географическую и эстетическую среду. Но он пошел на эти компромиссы, справедливо считая фильм чрезвычайно своевременным и для судеб нашей страны - важным».

Другой обозреватель «Российской газеты» Дмитрий Сосновский в своей остроумной, проникнутой иронией, статье обращает внимание на духовных предшественников Серебренникова, для фильмов которых характерно демонстративное пренебрежение реалистичностью сюжета и в то же время убежденность в том, что их кинотворенья неискаженно отражают российское общество и Россию в целом. «"Ученик" вовсе не приглашает поразмышлять о проблемах нынешнего российского общества, как утверждает его автор. Вместо этого зрителю дается возможность распалить свою озлобленность. В нашумевшем "Дураке" Юрий Быков все-таки старался перевести проблематику в плоскость межчеловеческих отношений и подняться выше уровня политического пасквиля. "Ученик" же просто убеждает любителей сладострастно порассуждать об ужасах "этой страны" в их абсолютной правоте. Если вы не относитесь к их числу, после просмотра нового фильма Кирилла Серебренникова в вашем мозгу может навязчиво зазвучать фраза, которой открывается его незабвенная лента "Изображая жертву". Но не расстраивайтесь: судить об общем состоянии российского кино по фильму "Ученик" было бы так же опрометчиво, как по фильму "Ученик" судить о жизни в России», - справедливо отмечает публицист.

Характерно, что и Серебренников, и упомянутые в заметке Андрей Звягинцев с его «Левиафаном» и Юрий Быков с его «Дураком» после своих неудачных попыток доказать, что их картины имеют хоть какое-то отношение к российской действительности, объявляли свои фильмы притчей. После чего их критики высмеивали за непонимание метафоричности киноповествования. Весьма ловкий и в определенной степени мошеннический прием оправдать отсутствие типичности представленной в фильме картины!    

Правда, священник Петр Боев в своем восторженном телеинтервью утверждает, что встречал в жизни много подобных случаев. В очередной раз убеждаешься в мудрости священноначалия, запретившего его в священнослужении. К слову сказать, решение о его запрете было принято после этого сомнительного выступления.     

Неясна религиозная принадлежность главного героя фильма - школьника Вениамина. Серебренников дает ему следующую характеристику: «Он просто играет - играет роль такого православного шахида. Но люди на это реагируют, пугаются и начинают думать, что за ним - сила, что он знает какую-то тайну».

Кинообозреватель «Труда» Леонид Павлючик не связывает Вениамина с Православием: «Не будет ли предпринята попытка со стороны православных активистов устроить обструкцию и фильму "Ученик"? Не думаю. Кирилл Серебренников - художник тонкий, умный, остро чувствующий нерв времени и умеющий при этом в своих произведениях пройти по лезвию бритвы, не сваливаясь в опасную односторонность взглядов и оценок. Его фильм, как и раньше спектакль, направлен не против веры, а против веры слепой, фанатичной, дремучей, нерассуждающей. Не против православия, а против различных форм религиозного экстремизма, независимо от того, к какой конфессии оголтелые неофиты, подобные Вене, себя причисляют».

Вениамин противостоит школьному священнику: «Мы даже, - сообщает режиссер, - приглашали священника для консультации по текстам, которые произносит наш герой отец Всеволод. В пьесе "Мученик" Мариуса фон Майенбурга действует протестантский священник. И тексты у него совершенно иные. Нам же надо было найти оригинальные документальные тексты, близкие нашей реальности». Небезынтересно узнать, о каком священнике-консультанте идет речь.

Преподаватель Русской христианской гуманитарной академии Григорий Исаакович Беневич представил любопытный религиозный анализ противостояния школьника Вениамина и отца Всеволода. Примечательно, что его заметку, не сопровождая необходимым комментарием, опубликовал на своей страничке в «Живом журнале» протодиакон Андрей Кураев. Означает ли это непривычное молчание обычно говорливого миссионера его полное согласие с позицией религиоведа Беневича? Очень хотелось бы получить на этот вопрос исчерпывающий ответ.

Несмотря на мое несогласие с основными доводами религиоведа Беневича, справедливости ради стоит признать, что он, без всякого преувеличения, написал одну из самых глубоких и вдумчивых рецензий на «Ученика».

Религиовед считает, что «теплохладную середину в фильме в наибольшей степени олицетворяет православный священник о. Всеволод. С одной стороны, он не видит ничего плохого в увлечении Южина Библией, с другой, - когда ему не удается вписать Южина в церковную жизнь, как-то "смирить" и сделать полезным для Церкви, он говорит ему, что тот впал в гордыню, обуян бесами. Но предложить Южину что-либо привлекательное он не может, т.к. по сути предлагает угасить свой пыл, свое, как кажется Южину, духовное горение. Сам о. Всеволод, как не без оснований считает Южин, - теплохладен, и вариант христианства, который он предлагает, - для слабых духом, это какая-то вялая религиозность (ее наглядно изображает группа прихожан о. Всеволода, совершающих молебен в спортзале. [Лучше всех удались в этой группе два охранника. В другом эпизоде, увидев самодельный крест, который Южин приколотил в школе, вместо того, чтобы снять его, как просит Елена Львовна, ведь школа - светское учреждение, они сами осеняют себя крестным знамением и, палец о палец не ударив, благочестиво удаляются]). Понятно, что такая теплохдадность совершенно не отвечала тому духовному горению, которое чувствует в себе Южин».

«Любопытно отметить, что его "немецкий оригинал", пастор Дитер Менрат, преподаватель "религиозного воспитания", мало чем отличается от этого препода ОПК (ну, или тот от него). Речи у них процентов на 70-80 совпадают. Так что пастыри человеческих душ, хорошо встроенные в систему общества и школы, оказываются похожими друг на друга независимо от конфессии и государства, по крайней мере, в некогда исторически христианских странах. Как мало чем отличаются "библейские начетники" и религиозные фанатики в разных пост-христианских культурах (почему и можно было довольно органично вложить в уста русского Вени слова немца Бенни)», - этот пассаж религиоведа сам по себе любопытен, особенно учитывая, что в конце статьи он делает примечание, которое в некоторой степени опровергает его же собственные рассуждения. Продемонстрированное Григорием Исааковичем незнание особенностей Православия и протестантизма недопустимо для публициста, называющего себя религиоведом.

В этом примечании, вероятно, невольно, самим публицистом выявлена допущенная им фундаментальная ошибка: «Хотя, следует подчеркнуть, что фраза, вроде "у Бога есть план для тебя", сказанная Веней своей матери, выдают в нем начетчика Библии, которую распространяли, например, у нас в России, некие нео-протестантские церкви, вроде т.н. Церкви Христа. Именно там были дополнительные вклейки с подобного рода словами. Веня, всяко, не православный религиозный фанатик, и ни к какой церкви себя не относит вполне сознательно, считая их, по крайней мере все традиционные конфессии, предавшими Бога и утратившими духовное горение».

Хотелось бы поинтересоваться у религиоведа Беневича, где и когда он видел «библейских начетников» среди православных людей? Такое поведение, как он правильно заметил в примечании, свойственно скорее протестантам и еще сектантам, в первую очередь иеговистам. Оно является закономерным следствием игнорирования Священного Предания. Удивительно, что ряд рецензентов, упомянувших Мартина Лютера, не вспомнили основополагающего лютеровского принципа - Sola scriptura - только Писание. Не знаю, кто консультировал Серебренникова, но его отец Всеволод абсолютно неправдоподобен. Любому православному батюшке, даже не обремененному, по выражению иных остряков, «верхним» образованием, известно первостепенное значение Священного Предания. Любая проповедь в храме является или должна являться толкованием (разъяснением) текста из Священного Писания, прочитанного на Божественной литургии. Образованные священнослужители, имеющие хорошую память, нередко при этом ссылаются на святых отцов. Поэтому беспомощность киношного отца Всеволода перед начетничеством школьника вызывает недоумение. Вопиющее религиозное невежество Серебренникова, кичащегося своим всепониманием, свидетельствует о его неаккуратности. Похоже, либеральный режиссер решил, что никто не заметит, если он халтуру выдаст за «великое произведенье».  

Среди многочисленных рецензий на «Ученика» православному читателю можно порекомендовать лишь статью клирика Рыбинской епархии протоиерея Евгения Глазунова. Я согласен с каждым словом батюшки, удивляет только одно, - почему только он написал правильную с православной точки зрения статью? Почему среди огромной горы словесного хлама нашлась лишь одна эта жемчужина? В заключение процитирую отрывок из этой статьи, который можно воспринимать как самый главный вывод из анализа очередной антицерковной пустышки: «Вениамин пытается понять Библию сам, своим разумением и скудным жизненным опытом. Но история показывает, что такое понимание и толкование невозможно: Священное Писание  - это лишь часть христианского вероучения, истинная вера и религиозная практика не ограничивается только им.

Кроме Библии, весьма важное значение в христианской церкви имеет  и Священное Предание. На его важность и великое значение указывает само Св. Писание, когда прямо внушает хранить предания: "Братие, - писал апостол к солунянам, - стойте и держите предания, имже научитеся или словом, или посланием нашим" (2Сол. 2:15). "Предание сохрани, - писал апостол к Тимофею, - уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименного разума" (1Тим. 6:20). То есть, письменный источник научения ставился апостолом Павлом позади устной проповеди и личного примера».

Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

23. Ответ на 16., Потомок подданных Императора Николая II:

Мне страшно нравится, как некоторые недообразованные личности применяют слово "великий", Нерон тоже был великий. ну,злодей,но ведь великий же? Ну, ну... Семенко, Лукиа, ека, Иванович - похоже и есть тот русофобский проект, который создан Госдепом для разоблачения упомянутого г-ном Семенко "проекта" Шолохова. Банда четырёх с опорой на Нерона.

Все! Проект Госдепа "Шолохов" "накрылся" Петь(!) хором, "нашим" разоблачителям плагиата "Тихий Дон": Не для меня придёт весна, Не для меня Дон разольётся ... Ленинградский зоопарк не планирует проводить каких-либо мероприятий в рамках Дня Сурка — американского праздника, отмечаемого 2 февраля. Как рассказали корреспонденту «Росбалта» в зоопарке, сурок-байбак Фрол, который в течение нескольких лет выступал в роли предсказателя прихода весны, скончался. В настоящее время в Ленинградском зоопарке ручные сурки отсутствуют. День Сурка (Groundhog Day), ежегодно отмечаемый 2 февраля, — одна из популярных традиций в США. Считается, что если в этот день сурок проснется и испугается, увидев свою тень, то зима продлится еще шесть недель, а если не испугается — то наступит ранняя весна.

. "Аминь". Грустная новость для работников госдепа вот от сюда - http://www.rosbalt.ru/piter/2017/02/01/1588212.html
вода / 05.02.2017, 17:21

22. Ответ на 18., В.Семенко:

Ну, ну... Семенко, Лукиа, ека, Иванович - похоже и есть тот русофобский проект, который создан Госдепом для разоблачения упомянутого г-ном Семенко "проекта" Шолохова. Банда четырёх с опорой на Нерона.Lucia, где моя зарплата?

А что, задерживают?
Lucia / 05.02.2017, 11:57

21. Ответ на 19., Потомок подданных Императора Николая II:

ППН2скоро возвысится до мастерства . своего кумирчика "Попадись эти молодчики с чёрной совестью в памятные 20-годы, когда судили не опираясь на строго разграниченные статьи уголовного кодекса, а руководствуясь революционным правосознанием… (бурные аплодисменты)… Ох, не ту бы меру наказания получили бы эти оборотни! (бурные аплодисменты). А тут, видите ли, ещё рассуждают о суровости приговора! " ) Наша Лукиа - тройной агент. Ну, а то, что она работает на сион, подтвердила только что. Лукиа Альбац (или Лукиа Боннэр?). Г-н Семенко, спрашивайте не Лукию, а моссад (хотя Вы и сами это прекрасно знаете).

Беда в том, что ни они, ни Госдеп ничего про это не знают. Так что мы опять в пролете... Можете торжествовать.
В.Семенко / 04.02.2017, 19:52

20. Ответ на 17., Lucia:

ППН2скоро возвысится до мастерства . своего кумирчика "Попадись эти молодчики с чёрной совестью в памятные 20-годы, когда судили не опираясь на строго разграниченные статьи уголовного кодекса, а руководствуясь революционным правосознанием… (бурные аплодисменты)… Ох, не ту бы меру наказания получили бы эти оборотни! (бурные аплодисменты). А тут, видите ли, ещё рассуждают о суровости приговора! "

) Наша Лукиа - тройной агент. Ну, а то, что она работает на сион, подтвердила только что. Лукиа Альбац (или Лукиа Боннэр?). Г-н Семенко, спрашивайте не Лукию, а моссад (хотя Вы и сами это прекрасно знаете).

19. Ответ на 16., Потомок подданных Императора Николая II:

Ну, ну... Семенко, Лукиа, ека, Иванович - похоже и есть тот русофобский проект, который создан Госдепом для разоблачения упомянутого г-ном Семенко "проекта" Шолохова. Банда четырёх с опорой на Нерона.

Lucia, где моя зарплата?
В.Семенко / 03.02.2017, 23:33

18. Re: «Великое произведенье» оказалось обыкновенной халтурой

ППН2 скоро возвысится до мастерства . своего кумирчика "Попадись эти молодчики с чёрной совестью в памятные 20-годы, когда судили не опираясь на строго разграниченные статьи уголовного кодекса, а руководствуясь революционным правосознанием… (бурные аплодисменты)… Ох, не ту бы меру наказания получили бы эти оборотни! (бурные аплодисменты). А тут, видите ли, ещё рассуждают о суровости приговора! "
Lucia / 03.02.2017, 21:20

17. Ответ на 15., Lucia:

Мне страшно нравится, как некоторые недообразованные личности применяют слово "великий", Нерон тоже был великий. ну,злодей,но ведь великий же?

Ну, ну... Семенко, Лукиа, ека, Иванович - похоже и есть тот русофобский проект, который создан Госдепом для разоблачения упомянутого г-ном Семенко "проекта" Шолохова. Банда четырёх с опорой на Нерона.

16. Re: «Великое произведенье» оказалось обыкновенной халтурой

Мне страшно нравится, как некоторые недообразованные личности применяют слово "великий", Нерон тоже был великий. ну,злодей,но ведь великий же?
Lucia / 03.02.2017, 17:40

15. Ответ на 12., Потомок подданных Императора Николая II:

Получается, "Матильду" нужно обязательно показать - "у нас свободная страна", а потом пусть "люди ведут дискуссию".

Причем тут "Матильда"? Там речь идет о том, что фильм содержит в себе кощунство, клевету на святого Царя-Мученика. "Вы ведь точно знаете, что Шолохов "вор". Главное доказательство для Вас тут в Вашем антисоветизме - Шолохов-то коммуняка, а значит и вор." Во-первых, то, что высказывает целый ряд исследователей - всего лишь мнение. Вы же фактически посягаете на свободу научных исследований. Во-вторых, доказательством здесь является комплексный литературоведческий анализ, содержащийся в целом ряде книг и статей, а не что-то другое. Я эти работы изучил, а Вы нет. В-третьих, если уж на то пошло, Шолохов, согласно этой концепции (отнюдь не моей) - не "вор", а проект. Подробно Вам излагать бессмысленно, Вас же не интересует истина, а налицо запрограммированность на заранее постулированный "бесспорный" вывод.
В.Семенко / 03.02.2017, 14:57

14. Ответ на 7., В.Семенко:

См.: https://goo.gl/zRBAvf

Очень интересно, спасибо!
Блинов / 03.02.2017, 08:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Валентинович Тимофеев
Судьи между Сциллой и Харибдой
КС России защитил право жертв домашнего насилия на огласку инцидентов
22.11.2024
Символическое убийство Столыпина
Или почему современные режиссёры уподобились принтеру, у которого закончились чернила
21.11.2024
Получить наследство, а не «кота в мешке»!
Госдума обязала нотариусов своевременно информировать наследников о неисполненных кредитных обязательствах наследодателя
13.11.2024
«Столыпин» без Столыпина
Новый телесериал противоречив и неоднозначен
13.11.2024
Головотяпство ненаказуемо?
Местные чиновники отказываются выполнять поручение Президента о выдаче многодетным семьям обустроенных земельных участков
19.10.2024
Все статьи Александр Валентинович Тимофеев
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от С. Югов
18.12.2024 16:27
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Сергей из НН
18.12.2024 13:24
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 13:20
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Рабочий
18.12.2024 12:38
Восстанет народ на народ и царство на царство
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 11:03