В конгресс-холле «Московский» 28 января прошел III Форум православной общественности Санкт-Петербурга, в рамках которого состоялся круглый стол «Так примиритесь «красный» с «белым»!», сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. В год 100-летия февральских событий и октябрьского переворота православная общественность Санкт-Петербурга решила поговорить о причинах, приведших страну к страшной и кровопролитной Гражданской войне.
Заседание открыл председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин. Отец Александр отметил важность того, что православная общественность решила засвидетельствовать свое отношение к событиям, в корне изменившим жизнь в России, подвершим страну и народ тяжелейшим испытаниям.
Сопредседатель Собора православной интеллигенции доктор психологических наук профессор СПбГУ Валентин Семенов призвал участников честно и непредвзято поговорить о том, возможно ли примирение «красных» с «белыми» спустя годы, о тенденциях, разобщающих и объединяющих общество. В первую очередь, по его мысли, необходимо сформулировать адекватное определение «красных» и «белых» и апеллировать в каждой группе с договороспособной ее частью.
Член президиума Совета православных общественных объединений, главный редактор новостного портала «Русская народная линия» Анатолий Степанов себя относит к «белым». Он подчеркнул, что содержание понятий «красный» и «белый» в разные эпохи менялось: «Когда нам говорят, что нельзя вступать в контакт с «красными», так как они храмы разрушали, мы должны понимать, что это были другие люди, а сейчас среди коммунистов немало тех, кто поддерживает Церковь. В то же время «белые», штабные генералы, которые должны были защищать царя, в 1917 году его предали. Нашлось всего двое генералов, которые сообщили, что остаются верны государю, и примечательно, что оба по происхождению не были русскими. Русские генералы забыли, что такое верноподданническое служение». Анатолий Степанов считает, что примирение «красного « с «белым» должно привести к преодолению «трагического разделения русского народа».
Участники дискуссии коснулись споров по поводу передачи Исаакиевского собора в пользование Русской Православной Церкви. Протоиерей Александр Пелин высказал мнение, что истерия вокруг передачи собора раздута искусственно, чтобы «внести в общество идеи раскола, хаоса, злобы и ненависти друг к другу. Вот основная цель митингующих против передачи Исаакиевского собора Церкви». Отец Александр процитировал евангельские слова: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12,25).
Протоиерей Александр Пелин напомнил о событиях почти 100-летней давности - попытке захвата Александро-Невской лавры группой матросов и солдат в январе 1918 года. Тогда дорогу им преградили безоружные люди, а протоиерей Петр Скипетров, уговаривавший красногвардейцев уйти, был смертельно ранен и скончался в больнице. Впоследствии он был прославлен как священномученик. На следующий день, 20 января 1918 года, с одиннадцати утра от всех столичных храмов двинулись крестные ходы к Александро-Невской лавре. Богомольцев было от нескольких сотен тысяч до полумиллиона человек. Этот пример отец Александр привел, чтобы опровергнуть мнение, что Санкт-Петербург был «нерелигиозным городом». Он подчеркнул, что на «революционные митинги и демонстрации» верующие способны ответить только благословленными Церковью действиями. Ответом протестующим против передачи станет то, что верующие придут в храм, объединятся вокруг евхаристической Чаши, и «тогда мы будем не толпа, но народ Божий, а народ Божий непобедим!» - завершил он.
Тема примирения, преодоления разделяющих обстоятельств нашла живой отклик в сердцах присутствующих. Так, например, эксперт Центра внутриполитических проблем, военный и политический обозреватель радиогазеты «Слово» Максим Лагутин процитировал слова Святейшего Патриарха Кирилла на XVIII Всемирном русском народном соборе: «Судьба русского народа, его благополучие, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Пренебрегать этим сегодня - значит разрушать государство, закладывать под него мину замедленного действия... Мы никогда не согласимся с теми, кто хочет видеть Россию «Россией без русских», лишенной национального и религиозного лица, потерявшей чувство солидарности и единства. Подобный сценарий чреват катастрофическими последствиями не только для нашего государства, но и для всего мира».
По итогам дискуссии была принята резолюция, в которой указывалось, что эпоха жесткого противостояния «белых» и «красных» в российском обществе в целом преодолена. Опыт возрождения традиционных религий России позволяет преодолеть трагедию русского раскола, разъединения и прийти к созидательному будущему.
Встреча завершилась общей молитвой. Организаторы форума - Собор православной интеллигенции Санкт-Петербурга, Центр этнорелигиозных исследований, движение «Русский лад», информационно-аналитическая служба «Русская народная линия», творческое объединение «Возрождение».
О круглом столе рассказал в интервью «Русской народной линии» доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Валентин Евгеньевич Семенов:
В короткой заметке о Круглом столе «Так примиритесь красный с белым!» (строка из моего стихотворения, опубликованного на РНЛ (17.09.2015 г.) на сайте СПб Епархии упоминаются только четыре выступления: главы епархиального Отдела по связям с общественностью о. Александра Пелина, сопредседателя СПб «Собора православной интеллигенции» Валентина Семёнова, председателя общероссийской организации «Русское собрание» Анатолия Степанова и аналитика радио-газеты «Слово» Максима Лагутина. Поэтому просто необходимо сказать, что выступающих было гораздо больше и буквально все выступления были содержательны и интересны.
Прежде всего, назовем заранее заявленных дискутантов: председателя СПб отделения Союза писателей России Бориса Орлова, главного редактора журнала «Русское самосознание» Бориса Дверницкого, секретаря общероссийского движения «Русский лад» Алексея Богачева, атамана СПб организации «Казачья стража» Юрия Бугаева, художественного руководителя Театра народной драмы Андрея Грунтовского. Из зала к микрофону выходили с не менее содержательными, но более короткими выступлениями писатель Анатолий Козлов, профессор-политолог Сергей Лебедев, профессор-философ Александр Кугай, журналист Алексей Бакулин, юрист Павел Дмитриев, доцент-конфликтолог Георгий Зазулин, член Общества ревнителей памяти императора Павла Первого Павел Баринов, писатель-историк Вячеслав Булгаков.
Как ведущий этого Круглого стола, в начале заседания я предложил участникам дискуссии придерживаться некоторых методологических правил. Постараться исходить из конкретных определений понятий «красные» и «белые», что это за группы нашего общества. Не забывать, что кроме указанных групп есть и другие социальные группы и «цвета» (например, я в своей концепции российской полиментальности выделяю ещё «голубых», «темных» и «мозаично-эклектичных»). Затем обратить внимание на внутреннюю структуру каждой группы, на их экстремистские элементы. Попросил выразить отношение к концепции православного социализма, которая одобряется одними и вызывает активное неприятие других, однако скорее эмоциональное, без убедительных аргументов.
Выслушанные выступления несомненно умных и патриотичных людей привели меня к ещё большей убежденности в том, что существуют удивительный гнет стереотипов, предвзятость, вызванные определенным жизненным опытом и социальной средой (по научному феномен апперцепции и первичных установок), а главное недостаточность той самой «добродетели рассуждения», о которой писал Антоний Великий.
А ещё люди гуманитарно-теоретического склада, далекие от работы с обширной эмпирической базой данных о мнениях и взглядах своих современников, судят о соотечественниках скорее через призму литературных и философских сочинений. А реальность такова, что большинство российского населения, несмотря на почти тридцатилетний либерально-капиталистический «брейнвошинг» («промывание мозгов»), всё ещё остаются «красно-белыми», то есть православными и социалистами одновременно (причем многие на неосознанном уровне). Большинство ничего не понимает ни в богословии, ни в марксизме и никогда не читали ни Библию, ни Маркса, но верят в доброго Господа и в социальную справедливость. Поэтому, как показывают социально-психологические исследования, 45% нашего населения хотят построить общество «честных людей труда», 30% - общество «веры и любви к ближним», а 10% общество «комфорта и потребления», остальные пока затрудняются ответить. Но культ «золотого тельца», «религия денег и потребления» с каждым годом либерального аморализма внедряется всё шире и, в первую очередь, среди молодежи. И спасти от дальнейшей деградации может именно православный социализм - сочетание духовно-нравственной идеологии и социалистической экономики. А вот «православный» либеральный капитализм, как показали эти четверть века, несёт упадок на всех уровнях - от экономики до любви. Потому только примирение красных и белых позволит выйти на верный путь. Да собственно это и происходит на народном уровне и только красные и белые экстремисты мутят воду, провоцируют конфликты, заявляют о своей непримиримости, вспоминают прошлое, кто «кровавое воскресенье», «дома терпимости», господ и лапотных крестьян, а кто расстрелы священников, оскверненные храмы и «соловки». И всё это на радость «голубым» коррумпированным либералам, которые продолжают паразитировать и развращать.
Опять у нас взыграли бесы:
Содом и шабаш, гогот , вой…
Так примиритесь «красный» с «белым» -
Страну погубит «голубой»!
Протоиерей Александр Пелин
Георгий Зазулин
Валентин Семенов
Анатолий Степанов
27. на 26
26. Ответ на 25., Барабулька:
25. Ответ на 22., Наблюдатель.:
24. Ответ на 23., Лев Хоружник:
23. Ответ на 17., Lucia:
22. Ответ на 20., Барабулька: парасолька
21. Ответ на 19., Потомок подданных Императора Николая II:
20. Re: Большинство людей в России - «красно-белые»
19. Ответ на 17., Lucia:
18. И спасти от дальнейшей деградации может именно православный социализм