В Высоко-Петровском монастыре обсудили миссионерскую проповедь в компьютерных играх: за и против

Миссионерская деятельность 
0
206
Время на чтение 4 минуты
Вчера в конференц-зале Высоко-Петровского монастыря прошел круглый стол «Игры, геймификация и духовность. Религия и игровое пространство», сообщила «Русской народной линии» пресс-служба обители. В дискуссии приняли участие специалисты в области медиакоммуникаций, журналисты, писатели, священнослужители, разработчики компьютерных игр и геймеры.

«Уместно ли вхождение Церкви с проповедью в игровое пространство? Или же это территория вне христианства и мы можем обращаться к пастве лишь тогда, когда она находится за пределами этого пространства? Может ли Церковь внедрять интерактивные методы в сферу образования и если да, то как и какие?» - так тезисно обозначили организаторы дискуссии круг вопросов, обсуждение которых состоялось в формате Круглого стола.

Свое мнение высказал Алексей Соколов, преподаватель МПИ св. Иоанна Богослова и обозреватель журнала «Фома». Алексей провел параллель проповеди в компьютерных играх с тем, как если бы больной человек обращался в «онлайн-больницу» за советом. «Все, что связано со здоровьем - и с духовным, и с физическим, - это тема серьезных разговоров, где люди не ждут, что с ними будут играть». Он отметил, что геймификации в православной среде нет не потому, что православные люди настолько консервативные. «Там, где Церковь стремится научить и образовать - есть место для игры. Но в разговоре о глубоких смыслах пространство компьютерной игры - не совсем правильный инструмент для подачи данной темы. В "церковь" и "религию" играть не стоит», - считает Алексей.

Напротив, своим мнением по поводу возможности (точнее - невозможности) миссии в играх поделился основатель компании Active Learning Роман Мандрик: «Современные "большие" игры паразитируют на праздности, и поэтому что бы мы туда ни добавляли, все получится с привкусом траты времени впустую. Использовать развлекательные игры для внедрения в них глубоких вещей - это, на мой взгляд, утопично - в силу того, что невозможно вытащить человека из праздности, переключить его сознание на то, что он в этот момент изучает серьезные вещи. Я этого себе не представляю. Более того, создается иллюзия того, что все как бы в порядке, "я с Богом" - хотя на самом деле происходит все наоборот: человек в это время сидит и играет в "танчики"».

В продолжение круглого стола Елена Жосул, директор Центра медиакоммуникаций Московского православного института св. Иоанна Богослова, один из модераторов Круглого стола, привела пример создания удачных геймерских проектов в Штатах, где существует уже около 10 лет структуированная отрасль христианских геймеров. С участием геймеров-христиан проходят научно-практические конференции, которые объединены одним посылом – «стремлением привнести свет и соль (дословный перевод) в одну из самых влиятельных индустрий нашего века». Елена Викторовна привела пример Запада в качестве иллюстрации того, как люди могут быть мотивированы миссионерской целью. «Перед ними стоит задача и вызов - изменить эту среду, насытить ее образами, смыслами и проблемами, которые заботят души христиан», - отметила Елена Викторовна.

В ходе дискуссии высказался также настоятель храма Покрова Божьей Матери в г. Черкесск протоиерей Михаил Самохин. Священник заострил внимание всех участников дискуссии на таком вопросе как сложность определения границ между игровым и сакральным пространством, во что можно играть, а во что - нет, что для нас является игрой, а что - святыней. «Как с помощью игры "шутеров" (тренажеры для снятия страха убивать) вырастили профессиональных убийц, так с помощью игр соответствующей религиозной тематики можно вырастить фанатиков. У игры как у когнитивного общения с Богом, как мне кажется, нет будущего», - заключил протоиерей Михаил.

Евгения Жуковская, главный редактор интернет-портала «Приходы»: «Мы очень часто нашу просветительскую деятельность пытаемся "заиграть": мы играем в некую активность и по этой игровой активности измеряем эффективность развития церковной жизни - по каким-то акциям, балам, квестам и молодежным встречам - за всем этим мы забываем, что, может быть, игра вообще не свойственна христианину?»

Один из гостей круглого стола, писатель-фантаст Сергей Чекмаев привел примеры удачной, положительной пропаганды «полезной» информации в играх - например, во всем известной игре World of Тanks. (Суть ее не только в том, что игроки ездят на танках и стреляют друг в друга - разработчики уделили немало времени и на то, чтобы заинтересовать людей историей танкостроения, бронетехники, историческими победами наших танкистов и конструкторов). «Можно представить себе следующую игру в модном сейчас жанре "выживалок": игрок попадает на некую закрытую территорию, исследует ее, находит, к примеру, заброшенный северный монастырь, и вместе с изучением этой территории, изучает какие-либо монастырские тексты об истории возникновения монастыря, о насельниках и так далее. Это будет тем самым элементом, который заинтересует человека и который можно использовать».

По мысли Сергея Владимировича, чтобы «достучаться до молодого поколения», нужно использовать те самые инструменты, которые популярны в молодежной среде, а сейчас на первом месте - социальные сети, фантастика и компьютерные игры.

Дискуссия продолжалась в течение двух с половиной часов, на протяжении которых высказались не только специально приглашенные спикеры, но также и гости из зала - так, например, иерей Вячеслав Клименко (Краснодарская епархия), рассказал об удачном миссионерском опыте в голосовом чате игры World of Тanks.

Организаторами Круглого стола являлись Кафедра филологии и журналистики Московского православного института св. Иоанна Богослова совместно с радио «ВЕРА». Мероприятие проходило в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений. Ранее, 24 января, в обители также в рамках Чтений состоялся Круглый стол по теме «Диалог с историей: мы и российская революция 1917 года».

Ссылка на видео.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Миссионерская деятельность
«Получили помощь тысячи воспитанников и члены их семей»
Центр помощи наркозависимым «Обитель исцеления» отмечает 28-ю годовщину
12.04.2024
Нравственность строится не на запретах, а на трезвом рассуждении
Как православным относиться к лотерее
09.04.2024
Небесный покровитель у православного рунета уже есть!
Им является святитель Феофан Затворник
04.04.2024
Почему нет ни слова о добрачных ценностях?
Критические замечания о семейной и демографической политике из Наказа XXV Всемирного русского народного собора
29.03.2024
«Плюс ребёнок — плюс ресурс»
Участники Общецерковного съезда по социальному служению призвали развивать церковные проекты, направленные на поддержку семей с детьми
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
10.05.2024 07:21
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 20:26
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:54
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:19