В минувшем году Общество русской культуры Республики Татарстан и Казанское отделение Международной общественной организации «Русское собрание» провели первое заседание дискуссионного клуба «Третья столица». Мероприятие прошло в конференц-зале казанской гостиницы «Шаляпин», сообщает наш корреспондент.
Идея создать дискуссионный клуб в Казани, где будут обсуждаться актуальные проблемы общественно-политической жизни России, высказывалась давно. Еще покойный первый председатель Общества русской культуры Республики Татарстан профессор Александр Салагаев (1952-2014) говорил, что общественности Казани не хватает подобной дискуссионной площадки. В 2016 году среди местной интеллигенции шло обсуждение формата работы подобного клуба, а также стоял вопрос о выборе названия. За образец был взят клуб «Консервативная перспектива» в Санкт-Петербурге. Казанскому клубу было выбрано наименование «Третья столица», поскольку жители столицы Татарстана считают свой город именно таким в России.
Еще одним толчком к появлению дискуссионного клуба «Третья столица» в Казани стал отказ от проведения «Русского марша» - ежегодно проводимой русской общественностью в столице Татарстана уличной акции. В 2009-2015 гг. «Русский марш» был ежегодным мероприятием, в котором русская общественность (отметим, что в последние годы в «Русском марше» в Казани принимали участие не только русские, но и татары, по причине чего участники акции скандировали не только
«Русские, вперед!», но и
«Татарлар, алга!» - в переводе с татарского «Татары, вперед!»; одним из лозунгов на акции также был «Татары – это часть Русского мира») выходила с требованиями обратить внимание на проблемы в этнорелигиозной сфере в республике. Однако в 2014-2015 гг. произошел серьезный кризис в общероссийской акции «Русский марш», когда произошло размежевание среди русской национально ориентированной общественности России по вопросу отношения к Новороссии. Произошел раскол. «Русский марш» в Казани был последовательно за Новороссию в 2014-2015 гг., однако постепенно акция «Русский марш» на общефедеральном уровне стала ассоциироваться с теми русскими активистами, кто против Новороссии. Таким ее видели в
Москве. В итоге русская общественность Казани решила в 2016 году воздержаться от проведения «Русского марша». На смену уличным акциям решено было провести дискуссионный клуб.
Дискуссионный клуб «Третья столица» действует при Казанском отделении «Русского собрания» и Общества русской культуры Республики Татарстан. Формат заседаний клуба представляет собой диспут по заявленной теме двух основных спикеров, придерживающих разного видения обсуждаемой проблемы. Присутствующие участники затем задают вопросы обоим или по отдельности спикерам, а те на них отвечают. После дается возможность выступить всем желающим, высказав свое мнение. За регламентом следит модератор.
Первое заседание нового клуба было решено посвятить теме «Татары и идеология Русского мира». Организаторы пригласили православное и мусульманское духовенство, городскую интеллигенцию, представителей местных общественных организаций, но были очень удивлены, что пришло много людей. Конференц-зал был битком забит, многим даже не хватило стульев, организаторы явно не ожидали такого числа участников. Это говорит об интересе к подобного рода мероприятиям казанской публики.
Мероприятие началось с молитв православного (первый проректор Казанской духовной семинарии о. Евфимий (Моисеев) и мусульманского (первый заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров) духовенства. Затем от них прозвучали приветствия участникам мероприятия и напутственные пожелания хорошей работы.
Основными спикерами заседания по заявленной теме были председатель Общества русской культуры Республики Татарстан и Казанского отделения «Русского собрания» Михаил Щеглов и руководитель Центра этнологического мониторинга Всемирного конгресса татар, доктор исторических наук Дамир Исхаков. Модератором дискуссии был эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов.
Михаил Щеглов в своем выступлении попытался объяснить, что собой представляет концепция Русского мира, о которой особенно много стали говорить в период и после «русской весны» в Крыму и на Донбассе в 2014 году. Свой доклад Щеглов построил на цитатах современных русских мыслителей на тему Русского мира, попытавшись на их основе сформулировать определение Русского мира. Он выделил четыре доминанты, определяющие Русский мир: это русский язык, государство, система ценностей и вера в Бога. «Говоря о способности русского человека, хочется выделить особенности русского мира – он частично включает взаимодействие с другими мирами. Но в той мере, когда это не вредит другим и себе. У европейцев по-другому – тут моё, а тут наше, а у азиатских народов нет своего, есть только общее. Я заметил, что если вы из моего доклада уберете слово "русский" и вставите "татарин", то вы получите то же самое – на 98%, как мне показалось», – заметил Щеглов, подразумевая, что ценностно русские и татары – близкие народы.
Щеглова из зала попросили кратко дать определение Русскому миру, на что он не смог дать сразу ответа и сказал, что берет этот вопрос как домашнее задание для себя. Ситуацию попытался подправить модератор Раис Сулейманов, который так ответил на вопрос: «Русский мир – это пространство, где русские проживают совместно с другими народами, оказывая на них свое культурное влияние, а эти народы русскую культуру начинают воспринимать как часть своей культуры, имея с русскими общие цивилизационные ценности и мировоззренческие установки, ощущают общую историческую связь и общую судьбу».
Дамир Исхаков начал свое выступление, начав с того, что рассказал присутствующим, что сам родился и вырос в русско-татарском сельском населенном пункте, а потому многие проблемы русских ему понятны. По его мнению, через отношения с татарами можно увидеть как выстраиваются отношения русских с другими этносами. Татары являются в религиозном плане частью исламской цивилизации, но в то же время являются частью российской цивилизации, однако не полностью. Как полагает Исхаков, мусульмане не смогут взаимодействовать с другими народами, если будут находиться на нижестоящих позициях: только когда с ними будут строить отношения на равных, получится полезное взаимодействие. Анализируя современную ситуацию в России, Дамир Исхаков приходит к выводу, что русские хотят видеть Россию русским национальным государством. Как татарский националист, Дамир Исхаков воспринимает нынешнюю политику в стране как выстраивание российской нации с одним государственным языком, усматривая в этом тенденцию к ассимиляции нерусских народов.
Он поделился воспоминаниями (Д. Исхаков стоял в 1988-1991 гг. у истоков создания известной националистической организации – Татарского общественного центра, однако затем покинул ее ряды, и в 1992 году ушел работать во Всемирный конгресс татар. – прим.), что в самом начале 1990-х годов в Казани велись обсуждения о том, чтобы Татарстан поделить на условно две части – русскую и татарскую – по степени компактного проживания этих двух народов, чтобы в «татарской» части Татарстана установить только один государственный язык – татарский, а в «русской» части республики – русский, полагая, что в результате этого получится избежать языковой ассимиляции татар, а русские не будут испытывать дискомфорта от внезапного обязательного обучения татарскому языку. Причем, по словам Д. Исхакова, нечто подобное рассматривали и в Башкортостане. За образец бралась Бельгия, где такое размежевание произошло по языковому вопросу. Однако дальше обсуждений дело не пошло, от такого этнотерриториального размежевания в Татарстане отказались, поскольку посчитали это трудно выполнимым и неэффективным, пойдя по пути введения государственного двуязычия для всех жителей Татарстана, начав с обязательного обучения в школах. В то же время Д. Исхаков признал, что как и в начале 1990-х годов, так и сегодня культурно-языковое пространство Татарстана остается русскоязычным, однако он все же настаивает на необходимости сохранить обучение татарскому языку в обязательном порядке со школьной скамьи всех жителей республики, считая, что при таком положении русские в регионе будут конкурентоспособнее за счет знания еще одного языка и будут иметь равные с татарами возможности (впрочем, остался без ответа вопрос: почему же за четверть века повсеместное обучение татарскому языку русских детей не дало никакого результата, а эксперимент по двуязычию не дал результата?). Как он полагает, татары хорошо знакомы с Русским миром, а вот русские гораздо хуже знают Татарский мир.
Д. Исхаков отметил еще одно свое наблюдение: ассимиляция татар, не только в языковом плане, но и в форме потери этнического самосознания, нередко приводит к тому, что такие татары становятся ваххабитами. Здоровое этническое самосознание, считает Д. Исхаков, позволит защитить татар перед ваххабизмом.
Сам Исхаков подчеркнул, что он приветствует появление дискуссионного клуба «Третья столица», поскольку совместное обсуждение татарской и русской интеллигенцией Казани актуальных для обеих национальных общин проблем полезно, однако добавил, что если подобные обсуждения не приводят к какому-то результату или общественному консенсусу, то люди постепенно теряют интерес к подобным мероприятиям.
После выступлений двух основных спикеров наступило время вопросов и прений остальных участников заседания клуба. Михаила Щеглова спросил первый заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров: «Когда Вы настаиваете на том, что татары – это часть Русского мира, то это у татар вызывает определенную напряженность, связанную с этническим фактором. Неприятно ведь, наверное, звучит, когда всех жителей Татарстана будут называть не татарстанцами, а татарами. Также и когда всех жителей России будут считать и называть русскими. Может быть, нам сегодня всё же выбрать актуальные мотивы, которые нас всех объединяют? Слова "Россия", "российский" консолидируют. Зачем вы не пользуетесь словом “российский”? Никто бы из татар не возражал, если бы Вы говорили, что татары – это часть Российского мира», - отметил Р. Батров.
Щеглов не согласился заменять термин «Русский мир» на «Российский мир», считая, что, заменяя «русский» на «российский», происходит вымывание основы России: «Это не правильный термин. Я не приемлю, когда русские как этнос - это бессодержательная порода, которая заполняет бриллианты и сапфиры других народов в нашей стране. Русские - это кровь и соль земли Русской?». Впрочем, Щеглов не смог и ответить на замечание Батрова, как быть в такой ситуации татарам, среди которых многие призывы считать их частью Русского мира воспринимают как приглашение к добровольной этнической ассимиляции.
Дамир Исхаков также противник термина «российская нация», поскольку считает, что это приводит к исчезновению других наций в России, а также он видит в этом потенциальную угрозу для тех наций, которые имеют свою государственность в виде национальных республик. Здесь важно понимать, что в Татарстане для этнополитологического дискурса характерно придерживаться этнической концепции понятия «нация», когда нация – это не граждане одного государства, а этнос, имеющий свою государственность. Поэтому татар считают нацией, в ходу понятие «татарская нация», которая равна «русской нации». Поэтому когда говорят о «российской нации» и возникают в Казани вопросы: а как же быть с «татарской нацией»? она куда денется?
Свое мнение и понимание идеологии Русского мира высказали и татарские националисты. Кандидат исторических наук Рафаэль Мухаметдинов считает, что «Русский мир – это последняя из разработанных идеологических концепций русского империализма». «Почему на просьбу четко и конкретно сформулировать, что такое «Русский мир», мы слышим в ответ расплывчатые формулировки? Это делается для того, чтобы скрыть империалистический смысл этой идеологической доктрины», - полагает Р. Мухаметдинов. Он также высказался, что считает, что у русских должна быть своя русская национальная республика в составе России по аналогии с Татарстаном, Чечней и другими национальными республиками. «Тогда многие национальные проблемы у русских в России, о которых они говорят, отпадут, и не будет необходимости искусственно создавать российскую нацию, в которую хотят включить татар», - считает он. Ему, правда, возразили, сказав, что многие современные русские национально ориентированные интеллектуалы тоже критичны по отношению к концепции российской нации и выступают ее противниками, а не сторонниками, видя в этом определенное ущемление прав русских.
Общественный деятель Фандас Сафиуллин рассказал, что татарская общественность в постсоветский период добивается не столько равенства («равенство никогда не достижимо»), а равноправия татар с русскими. Он высказал свое мнение, что межнациональных проблем между русскими и татарами не существует, а имеются отдельно национальные проблемы у татар и национальные проблемы у русских. Он также поделился воспоминаниями из начала 1990-х годов: «Всеми сегодня демонизируемая Фаузия Байрамова (председатель Татарской партии национальной независимости «Иттифак». – прим.) выступала на митинге за возвращение верующим Петропавловского собора в Казани (в советское время в нем размещался планетарий. – прим.), а также в Татарском общественном центре была русская секция». Правда, на вопрос «Кто ее возглавлял и кто в нее входил?» Сафиуллин не смог вспомнить.
Местный философ Фан Валишин (возглавляет Философско-методологический центр «Динамизм») считает, что не существует отдельной русской или татарской цивилизации, а есть российская цивилизация.
Прозвучали также и другие выступления, желающих высказаться было много, было видно, что многих обсуждаемая тема на заседании дискуссионного клуба «Третья столица» интересует, и они хотели поделиться своим мнением. Создавалось ощущение, что казанская публика соскучилась по «живым» дискуссиям (не виртуально в Интернете, а в реале), особенно людям интересно общаться с людьми разных взглядов и идеологических убеждений, а не только «вариться» среди своих единомышленников. Также важно отметить, что дискуссия проходила корректно, без эксцессов, скандалов, без перехода на личности, резких выражений, несмотря на то, что по многим вопросам участники были противниками. Участники признавали за каждым право иметь свою точку зрения по обсуждаемой теме. И пусть многие остались при своем мнении и не убедили друг друга в чем-то, но это было первое обсуждение и живой отклик общественности Татарстана на концепцию Русского мира (до этого подобных публичных обсуждений темы Русского мира автор данной статьи не припомнит).
О Русском мире как идеологической доктрине говорят уже последние несколько лет в России, а вот публичное обсуждение этой темы применительно к татарам произошло впервые. Осталось многого непонятного, много вопросов без ответов, а прозвучавшие мнения дают пищу для размышлений: одно дело о Русском мире рассуждать в Москве или в Санкт-Петербурге и другое дело говорить об этом в Казани или в Уфе. Многие положения, которые кажутся в столице очевидными аксиомами, в национальных республиках воспринимаются совершенно порой иначе или не так, как это думают в не национальных регионах. Но обсуждать многие из подобных тем все-таки нужно, чтобы понять мнения людей, их реакцию, их понимание и видение. В любом случае можно сказать, что начало работе дискуссионного клуба «Третья столица» положено.
Участники заседания
Выступает Рафаэль Мухаметдинов
Дамир Исхаков и Михаил Щеглов
Дамир Исхаков, Раис Сулейманов и Михаил Щеглов