Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Милосердие — тайна Самого Бога

26.11.2016


Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице …

Мы слышали Евангелие о милосердном самарянине. О самом главном говорит сегодня Христос — о любви к Богу всей мыслью, всем сердцем, всей крепостью своей, и о второй заповеди, которая подобна этой — о любви к ближнему, как к самому себе.

Слушая это Евангелие, над которым мы столько уже размышляли, невольно видишь большую дорогу нашего века. Во-первых, на этой дороге разбойники, бандиты — как сейчас говорят, киллеры. Далее мы видим священнослужителей, которые оказываются в центре событий. Церкви все большее внимание уделяется в нашем обществе. Церковь как бы участвует во всех событиях, но как она участвует — не отстраненно ли, не так ли, как изображены сегодня в Евангелии священнослужители?

Обратим внимание на то, как изображаются остальные действующие лица сегодняшнего рассказа. Раненый человек на дороге. Кто он? Таких сколько угодно. Их так много, что мы уже приучились как бы не видеть их, не обращать на них внимания и проходить мимо. Это не только бомжи и нищие, сидящие в подземных переходах, — это миллионы голодающих людей. По официальной статистике, сорок два процента российского населения относится к нищим.

Речь идет не только о телесных ранах. Мы понимаем, что душа больше тела. Речь идет о том страшном растлении всего народа, детей и молодежи, которое совершается сегодня. Это нельзя даже назвать просто «пропагандой порнографии», открытой и наглой, а скорее — ритуальным сатанизмом с уничтожением личности человека. Часто говорят, что в страшные времена ГУЛага Сталин хотел уничтожить некоторую часть нашего народа. А теперь в утверждении греха как нормы можно видеть опасность уничтожения всего народа.

Это Евангелие — обо всем нашем народе, который лежит у дороги, раненый и избитый, и о состоянии общества, которое этого не замечает. Между прочим, пропаганда растления, атмосфера Содома и Гоморры непосредственно связана с атмосферой жестокости. Есть предание, что во времена Содома было такое правило: проходивший мимо нищего должен был бросить у ног этого человека бумажку, на которой было написано, что он одобряет его бедственное состояние. Или если кто проходил мимо раненого человека, должен был делать то же самое — в знак лояльности тому официальному порядку, который существовал в городе Содоме. А кто проявлял милость страдающему — оказывался государственным преступником, и должен был быть казнен.

Так было. И так будет, говорит Господь. Потому что в последние времена, как мы можем об этом читать в «Отечнике», спасутся, во-первых, те, кто, умирая, призовет имя Господне всей душой своей. И во-вторых, жестокость и бездушие станут настолько естественной средой человеческой, что проявить подлинную, нелицемерную доброту будет уже достаточно, чтобы Господь призрел на тебя и спас тебя.

Мы видим в этой сцене самарянина — человека, о котором мы ничего не знаем, кроме того, что он в церковь не ходит и закон не соблюдает. Самарянин — это просто человек, у которого оказалось отзывчивое сердце. И Евангелие кратко изображает, как он увидел раненого человека, подошел к нему, омыл его раны, посадил на своего ослика, привез его в гостиницу и ухаживал за ним. Дальше говорится о том, как помощь его как бы трансформируется. Он дает деньги хозяину гостиницы, чтобы тот вместо него продолжил то, что он делал сам.

А далее он опять отправляется в тот же самый путь, по которому шел. Он занят какими-то своими земными делами. Куда он идет? Какими делами он занимается, к какой цели он придет? Для нас совершенно ясно, что он идет к Самому Богу, в Царство Небесное, где Господь откроет ему истинную веру, где он узнает, что милосердие — это тайна Самого Бога. Несомненно, это ему откроется, потому что, совершив все возможное, он говорит хозяину гостиницы: «Если что истратишь больше, я, когда возвращусь, воздам тебе». Это, конечно, уже черта Самого Господа, Который так заботится о каждом человеке.

Эта евангельская картина напоминает о нас, о Церкви. Обладаем ли мы таким милосердием, к какому призывает нас Господь? Между прочим, здесь решается сразу очень много тем, относящихся непосредственно к Церкви. Например, тема экуменизма. В Евангелии сказано, что «не общаются иудеи с самарянами» (Ин. 4, 9), потому что для них это мерзость. И вот мы видим, что служители Церкви, которые заботятся о чистоте своей веры, не подходят к этому раненому человеку, потому что, с одной стороны, они торопятся в храм — наверное, чтобы не опоздать на богослужение. А с другой стороны, согласно закону Моисееву, прикосновение к мертвому оскверняет. Кто его знает, может быть, этот человек уже мертв? Ради соблюдения чистоты, установленной в Церкви законом, они не оказывают помощь человеку. И сегодня такое же возможно. Ветхозаветный закон отменен, но ради того чтобы соблюсти чистоту молитвы, не оскверниться от прикосновения к людям, в грязи лежащим, оскверненным грехом, человек не оказывает помощи раненому.

Священнослужители в притче совершают самый страшный грех, какой только может быть: они разделяют неразделимую двуединую заповедь о любви к Богу и человеку. Они совершают покушение на тайну тайн нашей веры — Боговоплощение. Бог стал человеком, одним из нас, для того чтобы приобщиться скорби и страданиям каждого человека.

Их вера становится отвлеченной, абстрактной, ложной. И они, соблюдая все установления церковные, отвергая всякий экуменизм, на самом деле близки и к буддистам, и к другим ложным духовным течениям, которыми они брезгуют. Они не вступают, конечно, с ними в общение, но по духовной сути своей настолько близки с ними, что недостает только каких-то особенных обстоятельств, событий, чтобы это сходство вдруг обнаружилось и произошло то слияние, из которого явится антихрист.

Господь говорит нам, что мы все призваны быть экуменистами — то, чего больше всего боятся в нашей Церкви как самой страшной опасности. На самом деле есть ложный и подлинный экуменизм. Господь говорит, что мы должны быть, употребляя современное слово, экуменистами. Это означает, что, во-первых, мы должны хранить в чистоте свою веру и не манипулировать тайнами Божиими, вступая в богословские обсуждения того, что открывается только Самим Богом. Потому что о Боге никто ничего не может знать, кроме того, что Сам Бог открывает о Себе. Только то, что Духом Святым открыто, что оплачено Кровью Христовою, может быть подлинным в вере. И всякие умствования, философские обсуждения тайн веры без этого исключаются.

Но есть такое общение, где мы должны быть в первых рядах с буддистами, мусульманами, атеистами — со всеми, кто еще сохранил в себе что-то человеческое, кто способен еще на сострадание, кто еще не научился патриотизму Содома и Гоморры с его растлением и жестокостью, которые уже приближаются к нам вместе с антихристом. Со всеми вероисповеданиями и даже атеистами мы должны иметь в этом общение милосердия. Разумеется, не становясь атеистами, буддистами или мусульманами.

«Но если вы в малом неверны, — Господь говорит о том последнем свете, который еще свидетельствует, что ты человек, — кто доверит вам большее, кто откроет вам свет высшей благодати?» (Лк. 16, 10—12). Не мечтательная ли, не прелестная ли будет тогда наша вера?

Завершая сегодня Евангелие, Господь говорит страшные слова, обращаясь к законнику, свято блюдущему все установления церковные. На вопрошание, что нужно делать сегодня, Господь показывает ему на человека, который Бога истинного не знает: «Иди и ты поступай так же».

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член союза писателей России




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 25

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

25. Ксения Балакина : Ответ на 20., eka:
2016-11-29 в 14:15

................


И что?
24. Ксения Балакина : Ответ на 23., Галина Старикова:
2016-11-29 в 14:14

.Так это и есть самое страшное наказание для всех грешников - невозможность видеть своего Творца!


+1
.Никакого ада на земле нет,


это была не моя мысль (об аде на земле), но дело в том, что некоторые подобия будущего века мы имеем уже здесь, в земной жизни. Подобия и рая и ада. Так, часто алкоголики «завязывают», когда начинают видеть реальную нечисть. Или наркоманы, дошедшие (есть такое выражение) до «самого дна». Но здесь есть выход, есть покаяние. ТАМ его уже нет….
23. Галина Старикова : Ответ на 15., Ксения Балакина:
2016-11-28 в 22:54

Какой смысл будисту или мусульманину быть милосердным? что пользы мусульманину быть милосердным или какой вред наносит себе мусульманин когда не подаёт милостыню. Мусульманин, будист или другой язычник , когда занимается милосердием, напрасно тратит время. Хотя иногда и не напрасно. Например, когда мусульмане режут баранов и раздают мясо, это идоложертвенное, такое принимать нельзя. Тоже самое можно сказать и о других язычниках, милостыня язычника это идоложертвенное, так как язычник подаёт милостыню во имя богов своих.....Насколько я для себя сформулировала, то ад - это не место где "жестокий Бог" мучает грешников, а это состояние души, где души мучаются сами теми страстьми и похотьми, теми греховными навыками, которые они приобрели за время своей жизни. Поэтому, если человек не был членом Церкви, но жил по закону совести - голоса Бога внутри его, в том числе творил милость, то основным его наказанием будет невозможность видеть Бога.



Так это и есть самое страшное наказание для всех грешников - невозможность видеть своего Творца! Никакого ада на земле нет, как тут пишут некоторые в комментариях, потому что какие бы страшные обстоятельства не случались, какие бы муки не претерпевал человек, над всем здесь Бог. Всегда есть Надежда. Другое дело, что человек добровольно от нее отказывается, но это не ад. Ад - это место, где нет Бога. Нет Надежды. Вряд ли это можно выразить словами. Страшнее этого нет ничего. А человек, живущий по законам совести, все равно испытывает тоску и обязательно Господь приведет его к себе, а в противном случае, скорее всего, это сам человек считал, что он живет по законам совести, а на самом деле, это тот же самый закон своего "Я", только присмотреться надо, чего человек зачастую и не делает.
22. Анна де Бейль : Ответ на 19., Иванович Михаил:
2016-11-28 в 21:05

! Не верите Кацу? Верьте Гашеку.



Почему не верю?) Верю, в ад земной так точно, плавали, знаем...
21. М.Яблоков : Ответ на 15., Ксения Балакина:
2016-11-28 в 19:49

"Поэтому, если человек не был членом Церкви, но жил по закону совести - голоса Бога внутри его, в том числе творил милость, то основным его наказанием будет невозможность видеть Бога."

Если человек действительно живет по закону совести, то он непременно придет к Богу посредством и через Его Церковь, по заповеди "Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят".
20. eka : Ответ на 15., Ксения Балакина:
2016-11-28 в 19:08

Поэтому, если человек не был членом Церкви, но жил по закону совести


Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
2. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
9. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
10. Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
11. Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
12. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
13. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
14. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15. дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
18. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20. ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21. а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
(Св. Евангелие от Иоанна 3:1-21)
19. Иванович Михаил : Ответ на 18., Анна де Бейль:
2016-11-28 в 18:46

Согласен с Вами, уважаемая Ксения. Вот только хочу добавить, что ад существует уже в этой жизни. Милосердный Бог даёт человеку возможность познакомиться с его прелестями ещё при жизни. Михаил, вы просто цитируете незабвенного фельдкурата Отто Каца)))Если это повторится впредь, то я с вами расправлюсь как следует. Вы будете знать, что существует не только тот ад, о котором я вам позапрошлый раз говорил в проповеди, но и ад земной! Может быть, от первого вы и спасетесь, но от второго вы у меня не отвертитесь. Abtreten!



Не верите Кацу? Верьте Гашеку.
18. Анна де Бейль : Ответ на 16., Иванович Михаил:
2016-11-28 в 14:05

Согласен с Вами, уважаемая Ксения. Вот только хочу добавить, что ад существует уже в этой жизни. Милосердный Бог даёт человеку возможность познакомиться с его прелестями ещё при жизни.



Михаил, вы просто цитируете незабвенного фельдкурата Отто Каца)))

Если это повторится впредь, то я с вами расправлюсь как следует. Вы будете знать, что существует не только тот ад, о котором я вам позапрошлый раз говорил в проповеди, но и ад земной! Может быть, от первого вы и спасетесь, но от второго вы у меня не отвертитесь. Abtreten!
17. Анна де Бейль : Ответ на 15., Ксения Балакина:
2016-11-28 в 12:20

Насколько я для себя сформулировала, то ад - это не место где "жестокий Бог" мучает грешников, а это состояние души, где души мучаются сами теми страстьми и похотьми, теми греховными навыками, которые они приобрели за время своей жизни. Поэтому, если человек не был членом Церкви, но жил по закону совести - голоса Бога внутри его, в том числе творил милость, то основным его наказанием будет невозможность видеть Бога.



Я УВОЖУ К ОТВЕРЖЕННЫМ СЕЛЕНЬЯМ,
Я УВОЖУ СКВОЗЬ ВЕКОВЕЧНЫЙ СТОН,
Я УВОЖУ К ПОГИБШИМ ПОКОЛЕНЬЯМ.

БЫЛ ПРАВДОЮ МОЙ ЗОДЧИЙ ВДОХНОВЛЕН:
Я ВЫСШЕЙ СИЛОЙ, ПОЛНОТОЙ ВСЕЗНАНЬЯ
И ПЕРВОЮ ЛЮБОВЬЮ СОТВОРЕН.

ДРЕВНЕЙ МЕНЯ ЛИШЬ ВЕЧНЫЕ СОЗДАНЬЯ,
И С ВЕЧНОСТЬЮ ПРЕБУДУ НАРАВНЕ.
ВХОДЯЩИЕ, ОСТАВЬТЕ УПОВАНЬЯ.
16. Иванович Михаил : Ответ на 15., Ксения Балакина:
2016-11-28 в 11:47

ад - это не место где "жестокий Бог" мучает грешников, а это состояние души, где души мучаются сами теми страстьми и похотьми, теми греховными навыками, которые они приобрели за время своей жизни.



Согласен с Вами, уважаемая Ксения. Вот только хочу добавить, что ад существует уже в этой жизни. Милосердный Бог даёт человеку возможность познакомиться с его прелестями ещё при жизни. И можно добавить, что ад персонален. Он у каждого свой. Условно говоря каждый строит либо рай, либо свой персональный ад.
15. Ксения Балакина : Ответ на 3., eka:
2016-11-28 в 11:14

Какой смысл будисту или мусульманину быть милосердным? что пользы мусульманину быть милосердным или какой вред наносит себе мусульманин когда не подаёт милостыню. Мусульманин, будист или другой язычник , когда занимается милосердием, напрасно тратит время. Хотя иногда и не напрасно. Например, когда мусульмане режут баранов и раздают мясо, это идоложертвенное, такое принимать нельзя. Тоже самое можно сказать и о других язычниках, милостыня язычника это идоложертвенное, так как язычник подаёт милостыню во имя богов своих.....


Насколько я для себя сформулировала, то ад - это не место где "жестокий Бог" мучает грешников, а это состояние души, где души мучаются сами теми страстьми и похотьми, теми греховными навыками, которые они приобрели за время своей жизни. Поэтому, если человек не был членом Церкви, но жил по закону совести - голоса Бога внутри его, в том числе творил милость, то основным его наказанием будет невозможность видеть Бога.
14. Анна де Бейль : Ответ на 13., eka:
2016-11-28 в 01:41

это не вопрос. Как же не вопрос, когда вопросительный знак стоит?)это вопрос сразу с ответом....


В таком случае ответ такой же, как и постановка.
13. eka : Ответ на 12., Анна де Бейль:
2016-11-27 в 22:38

это не вопрос. Как же не вопрос, когда вопросительный знак стоит?)


это вопрос сразу с ответом....
12. Анна де Бейль : Ответ на 9., eka:
2016-11-27 в 21:56

это не вопрос.



Как же не вопрос, когда вопросительный знак стоит?)
11. Анна де Бейль : Ответ на 10., Ник Ликашин:
2016-11-27 в 21:55

. Мадам. я еще как-о-как: "я ночью у дворцов бродил бедняк босой, я на вельмож смотрел, подобье параличных....



Господи, Ник, неужели у вас такие же жизненные навороты, как у Мюссе?!))
10. Ник Ликашин : Ответ на 8., Анна де Бейль:
2016-11-27 в 21:39

.Какая-то дурацкая постановка вопроса


ека просто ищет ересь
«Атеист милостью Божьей» — этот знаменитый оксюморон Луиса Бунюэля, Мадам. я еще как-о-как: "я ночью у дворцов бродил бедняк босой, я на вельмож смотрел, подобье параличных....
9. eka : Ответ на 8., Анна де Бейль:
2016-11-27 в 21:10

Какой смысл будисту или мусульманину быть милосердным? .Какая-то дурацкая постановка вопроса


это не вопрос. Любая добродетель вне Христа бессмысленна....
8. Анна де Бейль : Ответ на 3., eka:
2016-11-27 в 20:25

Какой смысл будисту или мусульманину быть милосердным? .



Какая-то дурацкая постановка вопроса
7. Ник Ликашин : Ответ на 6., М.Яблоков:
2016-11-27 в 18:39

Михаил, может быть действительно, выдвинуть православного на пост главы государства, того, кто соответствует....... , после Путина. А кто еще, если не сын протоиерея Александра Шаргунова?
6. М.Яблоков : Re: Милосердие — тайна Самого Бога
2016-11-27 в 17:51

В этой притче речь не идет о якобы нравственном монизме и догматическом индифферентизме. Господь обращается к законоучителю Израиля и отвечает именно ему. Это не касается язычников и еретиков, так как никакая нравственность сама по себе им не поможет, если не обратятся к истинной вере.
5. Ник Ликашин : Ответ на 1., eka:
2016-11-27 в 16:45

Интересно, а сколько стоила бумага во времена Содома?


Тогда бумаги не существовало. Ох, ека-ека, а я вот думаю: а не выдвинули бы православные сына протоиерея на пост главы государства, и не было бы это - не милосердно?
4. eka : другой иносказательный, глубокий и таинственный смысл
2016-11-27 в 15:49

Притча о милосердном самарянине, кроме прямого и ясного смысла - о любви ко всякому ближнему, - имеет еще, как учат святые отцы, и другой иносказательный, глубокий и таинственный смысл.

Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, есть никто иной, как наш праотец Адам, а в лице его и все человечество. Не устояв в добре, лишившись райского блаженства, Адам и Ева вынуждены были покинуть "Иерусалим небесный" (рай) и удалиться на землю, где их сейчас же встретили бедствия и всевозможные невзгоды. Разбойники - это силы бесовские, которые позавидовали невинному состоянию человека и толкнули его на путь греха, лишив наших прародителей верности заповеди Божией (райской жизни). Раны - это язвы греховные, обессиливающие нас. Священник и левит, это закон, данный нам чрез Моисея и священство в лице Аарона, которые сами по себе не могли спасти человека. Под образом же милосердного самарянина следует разуметь Самого Иисуса Христа, Который для исцеления наших немощей, под видом масла и вина, дал нам новозаветный закон и благодать. Гостиница - это Церковь Божия, где есть все необходимое для нашего лечения, а гостинник - это пастыри и учители церковные, которым Господь поручил заботу о пасомых. Утренний выход самарянина - это явление Иисуса Христа после воскресения, и Его вознесете, а два динария, данные гостиннику, - это Божественное Откровение, сохраняемое посредством Писания и Священного Предания. Наконец, обещание самарянина на обратном пути зайти опять в гостиницу для окончательного расчета, есть указание на второе пришествие Иисуса Христа на землю, когда Он "воздаст каждому по делам его" (Матф. 16, 27).
3. eka : Со всеми вероисповеданиями и даже атеистами мы должны иметь в этом общение милосердия
2016-11-27 в 15:37

Какой смысл будисту или мусульманину быть милосердным? что пользы мусульманину быть милосердным или какой вред наносит себе мусульманин когда не подаёт милостыню. Мусульманин, будист или другой язычник , когда занимается милосердием, напрасно тратит время. Хотя иногда и не напрасно. Например, когда мусульмане режут баранов и раздают мясо, это идоложертвенное, такое принимать нельзя. Тоже самое можно сказать и о других язычниках, милостыня язычника это идоложертвенное, так как язычник подаёт милостыню во имя богов своих.....
2. eka : Господь говорит нам, что мы все призваны быть экуменистами
2016-11-27 в 15:32

Ничего себе! что-то не находил толкование, что-бы Господь призывал Иудеев плотно сотрудничать с Самарянами. Значит вся добродетель Самарянина в том, что он еретик. Однако....
1. eka : проходивший мимо нищего должен был бросить у ног этого человека бумажку, на которой было написано, что он одобряет его бедственное состояние
2016-11-27 в 15:29

Интересно, а сколько стоила бумага во времена Содома? наверное дороже золота....

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме