Милосердие — тайна Самого Бога

Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
993
Время на чтение 5 минут
Мы слышали Евангелие о милосердном самарянине. О самом главном говорит сегодня Христос — о любви к Богу всей мыслью, всем сердцем, всей крепостью своей, и о второй заповеди, которая подобна этой — о любви к ближнему, как к самому себе.

Слушая это Евангелие, над которым мы столько уже размышляли, невольно видишь большую дорогу нашего века. Во-первых, на этой дороге разбойники, бандиты — как сейчас говорят, киллеры. Далее мы видим священнослужителей, которые оказываются в центре событий. Церкви все большее внимание уделяется в нашем обществе. Церковь как бы участвует во всех событиях, но как она участвует — не отстраненно ли, не так ли, как изображены сегодня в Евангелии священнослужители?

Обратим внимание на то, как изображаются остальные действующие лица сегодняшнего рассказа. Раненый человек на дороге. Кто он? Таких сколько угодно. Их так много, что мы уже приучились как бы не видеть их, не обращать на них внимания и проходить мимо. Это не только бомжи и нищие, сидящие в подземных переходах, — это миллионы голодающих людей. По официальной статистике, сорок два процента российского населения относится к нищим.

Речь идет не только о телесных ранах. Мы понимаем, что душа больше тела. Речь идет о том страшном растлении всего народа, детей и молодежи, которое совершается сегодня. Это нельзя даже назвать просто «пропагандой порнографии», открытой и наглой, а скорее — ритуальным сатанизмом с уничтожением личности человека. Часто говорят, что в страшные времена ГУЛага Сталин хотел уничтожить некоторую часть нашего народа. А теперь в утверждении греха как нормы можно видеть опасность уничтожения всего народа.

Это Евангелие — обо всем нашем народе, который лежит у дороги, раненый и избитый, и о состоянии общества, которое этого не замечает. Между прочим, пропаганда растления, атмосфера Содома и Гоморры непосредственно связана с атмосферой жестокости. Есть предание, что во времена Содома было такое правило: проходивший мимо нищего должен был бросить у ног этого человека бумажку, на которой было написано, что он одобряет его бедственное состояние. Или если кто проходил мимо раненого человека, должен был делать то же самое — в знак лояльности тому официальному порядку, который существовал в городе Содоме. А кто проявлял милость страдающему — оказывался государственным преступником, и должен был быть казнен.

Так было. И так будет, говорит Господь. Потому что в последние времена, как мы можем об этом читать в «Отечнике», спасутся, во-первых, те, кто, умирая, призовет имя Господне всей душой своей. И во-вторых, жестокость и бездушие станут настолько естественной средой человеческой, что проявить подлинную, нелицемерную доброту будет уже достаточно, чтобы Господь призрел на тебя и спас тебя.

Мы видим в этой сцене самарянина — человека, о котором мы ничего не знаем, кроме того, что он в церковь не ходит и закон не соблюдает. Самарянин — это просто человек, у которого оказалось отзывчивое сердце. И Евангелие кратко изображает, как он увидел раненого человека, подошел к нему, омыл его раны, посадил на своего ослика, привез его в гостиницу и ухаживал за ним. Дальше говорится о том, как помощь его как бы трансформируется. Он дает деньги хозяину гостиницы, чтобы тот вместо него продолжил то, что он делал сам.

А далее он опять отправляется в тот же самый путь, по которому шел. Он занят какими-то своими земными делами. Куда он идет? Какими делами он занимается, к какой цели он придет? Для нас совершенно ясно, что он идет к Самому Богу, в Царство Небесное, где Господь откроет ему истинную веру, где он узнает, что милосердие — это тайна Самого Бога. Несомненно, это ему откроется, потому что, совершив все возможное, он говорит хозяину гостиницы: «Если что истратишь больше, я, когда возвращусь, воздам тебе». Это, конечно, уже черта Самого Господа, Который так заботится о каждом человеке.

Эта евангельская картина напоминает о нас, о Церкви. Обладаем ли мы таким милосердием, к какому призывает нас Господь? Между прочим, здесь решается сразу очень много тем, относящихся непосредственно к Церкви. Например, тема экуменизма. В Евангелии сказано, что «не общаются иудеи с самарянами» (Ин. 4, 9), потому что для них это мерзость. И вот мы видим, что служители Церкви, которые заботятся о чистоте своей веры, не подходят к этому раненому человеку, потому что, с одной стороны, они торопятся в храм — наверное, чтобы не опоздать на богослужение. А с другой стороны, согласно закону Моисееву, прикосновение к мертвому оскверняет. Кто его знает, может быть, этот человек уже мертв? Ради соблюдения чистоты, установленной в Церкви законом, они не оказывают помощь человеку. И сегодня такое же возможно. Ветхозаветный закон отменен, но ради того чтобы соблюсти чистоту молитвы, не оскверниться от прикосновения к людям, в грязи лежащим, оскверненным грехом, человек не оказывает помощи раненому.

Священнослужители в притче совершают самый страшный грех, какой только может быть: они разделяют неразделимую двуединую заповедь о любви к Богу и человеку. Они совершают покушение на тайну тайн нашей веры — Боговоплощение. Бог стал человеком, одним из нас, для того чтобы приобщиться скорби и страданиям каждого человека.

Их вера становится отвлеченной, абстрактной, ложной. И они, соблюдая все установления церковные, отвергая всякий экуменизм, на самом деле близки и к буддистам, и к другим ложным духовным течениям, которыми они брезгуют. Они не вступают, конечно, с ними в общение, но по духовной сути своей настолько близки с ними, что недостает только каких-то особенных обстоятельств, событий, чтобы это сходство вдруг обнаружилось и произошло то слияние, из которого явится антихрист.

Господь говорит нам, что мы все призваны быть экуменистами — то, чего больше всего боятся в нашей Церкви как самой страшной опасности. На самом деле есть ложный и подлинный экуменизм. Господь говорит, что мы должны быть, употребляя современное слово, экуменистами. Это означает, что, во-первых, мы должны хранить в чистоте свою веру и не манипулировать тайнами Божиими, вступая в богословские обсуждения того, что открывается только Самим Богом. Потому что о Боге никто ничего не может знать, кроме того, что Сам Бог открывает о Себе. Только то, что Духом Святым открыто, что оплачено Кровью Христовою, может быть подлинным в вере. И всякие умствования, философские обсуждения тайн веры без этого исключаются.

Но есть такое общение, где мы должны быть в первых рядах с буддистами, мусульманами, атеистами — со всеми, кто еще сохранил в себе что-то человеческое, кто способен еще на сострадание, кто еще не научился патриотизму Содома и Гоморры с его растлением и жестокостью, которые уже приближаются к нам вместе с антихристом. Со всеми вероисповеданиями и даже атеистами мы должны иметь в этом общение милосердия. Разумеется, не становясь атеистами, буддистами или мусульманами.

«Но если вы в малом неверны, — Господь говорит о том последнем свете, который еще свидетельствует, что ты человек, — кто доверит вам большее, кто откроет вам свет высшей благодати?» (Лк. 16, 10—12). Не мечтательная ли, не прелестная ли будет тогда наша вера?

Завершая сегодня Евангелие, Господь говорит страшные слова, обращаясь к законнику, свято блюдущему все установления церковные. На вопрошание, что нужно делать сегодня, Господь показывает ему на человека, который Бога истинного не знает: «Иди и ты поступай так же».

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

25. Ответ на 20., eka:

................

И что?
Ксения Балакина / 29.11.2016, 11:15

24. Ответ на 23., Галина Старикова:

.Так это и есть самое страшное наказание для всех грешников - невозможность видеть своего Творца!

+1 .Никакого ада на земле нет,

это была не моя мысль (об аде на земле), но дело в том, что некоторые подобия будущего века мы имеем уже здесь, в земной жизни. Подобия и рая и ада. Так, часто алкоголики «завязывают», когда начинают видеть реальную нечисть. Или наркоманы, дошедшие (есть такое выражение) до «самого дна». Но здесь есть выход, есть покаяние. ТАМ его уже нет….
Ксения Балакина / 29.11.2016, 11:14

23. Ответ на 15., Ксения Балакина:

Какой смысл будисту или мусульманину быть милосердным? что пользы мусульманину быть милосердным или какой вред наносит себе мусульманин когда не подаёт милостыню. Мусульманин, будист или другой язычник , когда занимается милосердием, напрасно тратит время. Хотя иногда и не напрасно. Например, когда мусульмане режут баранов и раздают мясо, это идоложертвенное, такое принимать нельзя. Тоже самое можно сказать и о других язычниках, милостыня язычника это идоложертвенное, так как язычник подаёт милостыню во имя богов своих.....Насколько я для себя сформулировала, то ад - это не место где "жестокий Бог" мучает грешников, а это состояние души, где души мучаются сами теми страстьми и похотьми, теми греховными навыками, которые они приобрели за время своей жизни. Поэтому, если человек не был членом Церкви, но жил по закону совести - голоса Бога внутри его, в том числе творил милость, то основным его наказанием будет невозможность видеть Бога.

Так это и есть самое страшное наказание для всех грешников - невозможность видеть своего Творца! Никакого ада на земле нет, как тут пишут некоторые в комментариях, потому что какие бы страшные обстоятельства не случались, какие бы муки не претерпевал человек, над всем здесь Бог. Всегда есть Надежда. Другое дело, что человек добровольно от нее отказывается, но это не ад. Ад - это место, где нет Бога. Нет Надежды. Вряд ли это можно выразить словами. Страшнее этого нет ничего. А человек, живущий по законам совести, все равно испытывает тоску и обязательно Господь приведет его к себе, а в противном случае, скорее всего, это сам человек считал, что он живет по законам совести, а на самом деле, это тот же самый закон своего "Я", только присмотреться надо, чего человек зачастую и не делает.

22. Ответ на 19., Иванович Михаил:

! Не верите Кацу? Верьте Гашеку.

Почему не верю?) Верю, в ад земной так точно, плавали, знаем...
Анна де Бейль / 28.11.2016, 18:05

21. Ответ на 15., Ксения Балакина:

"Поэтому, если человек не был членом Церкви, но жил по закону совести - голоса Бога внутри его, в том числе творил милость, то основным его наказанием будет невозможность видеть Бога." Если человек действительно живет по закону совести, то он непременно придет к Богу посредством и через Его Церковь, по заповеди "Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят".
М.Яблоков / 28.11.2016, 16:49

20. Ответ на 15., Ксения Балакина:

Поэтому, если человек не был членом Церкви, но жил по закону совести

Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. 2. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. 3. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. 4. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? 5. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 6. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. 7. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. 8. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. 9. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? 10. Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? 11. Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. 12. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? 13. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. 14. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15. дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 17. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 18. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. 19. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20. ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21. а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. (Св. Евангелие от Иоанна 3:1-21)
eka / 28.11.2016, 16:08

19. Ответ на 18., Анна де Бейль:

Согласен с Вами, уважаемая Ксения. Вот только хочу добавить, что ад существует уже в этой жизни. Милосердный Бог даёт человеку возможность познакомиться с его прелестями ещё при жизни. Михаил, вы просто цитируете незабвенного фельдкурата Отто Каца)))Если это повторится впредь, то я с вами расправлюсь как следует. Вы будете знать, что существует не только тот ад, о котором я вам позапрошлый раз говорил в проповеди, но и ад земной! Может быть, от первого вы и спасетесь, но от второго вы у меня не отвертитесь. Abtreten!

Не верите Кацу? Верьте Гашеку.
Иванович Михаил / 28.11.2016, 15:46

18. Ответ на 16., Иванович Михаил:

Согласен с Вами, уважаемая Ксения. Вот только хочу добавить, что ад существует уже в этой жизни. Милосердный Бог даёт человеку возможность познакомиться с его прелестями ещё при жизни.

Михаил, вы просто цитируете незабвенного фельдкурата Отто Каца))) Если это повторится впредь, то я с вами расправлюсь как следует. Вы будете знать, что существует не только тот ад, о котором я вам позапрошлый раз говорил в проповеди, но и ад земной! Может быть, от первого вы и спасетесь, но от второго вы у меня не отвертитесь. Abtreten!
Анна де Бейль / 28.11.2016, 11:05

17. Ответ на 15., Ксения Балакина:

Насколько я для себя сформулировала, то ад - это не место где "жестокий Бог" мучает грешников, а это состояние души, где души мучаются сами теми страстьми и похотьми, теми греховными навыками, которые они приобрели за время своей жизни. Поэтому, если человек не был членом Церкви, но жил по закону совести - голоса Бога внутри его, в том числе творил милость, то основным его наказанием будет невозможность видеть Бога.

Я УВОЖУ К ОТВЕРЖЕННЫМ СЕЛЕНЬЯМ, Я УВОЖУ СКВОЗЬ ВЕКОВЕЧНЫЙ СТОН, Я УВОЖУ К ПОГИБШИМ ПОКОЛЕНЬЯМ. БЫЛ ПРАВДОЮ МОЙ ЗОДЧИЙ ВДОХНОВЛЕН: Я ВЫСШЕЙ СИЛОЙ, ПОЛНОТОЙ ВСЕЗНАНЬЯ И ПЕРВОЮ ЛЮБОВЬЮ СОТВОРЕН. ДРЕВНЕЙ МЕНЯ ЛИШЬ ВЕЧНЫЕ СОЗДАНЬЯ, И С ВЕЧНОСТЬЮ ПРЕБУДУ НАРАВНЕ. ВХОДЯЩИЕ, ОСТАВЬТЕ УПОВАНЬЯ.
Анна де Бейль / 28.11.2016, 09:20

16. Ответ на 15., Ксения Балакина:

ад - это не место где "жестокий Бог" мучает грешников, а это состояние души, где души мучаются сами теми страстьми и похотьми, теми греховными навыками, которые они приобрели за время своей жизни.

Согласен с Вами, уважаемая Ксения. Вот только хочу добавить, что ад существует уже в этой жизни. Милосердный Бог даёт человеку возможность познакомиться с его прелестями ещё при жизни. И можно добавить, что ад персонален. Он у каждого свой. Условно говоря каждый строит либо рай, либо свой персональный ад.
Иванович Михаил / 28.11.2016, 08:47
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Кто первым входит в рай
Слово на Пассии. Евангелие от Луки
14.04.2024
Лествица духовного восхождения
Неделя 4-я Великого поста (Мк, 40 зач., 9, 17—31)
13.04.2024
О выборе духовных книг для чтения
Слово в Неделю 4-ю Великого поста
13.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Это чудо внезапно освещает смысл таинств, которые мы принимаем в Церкви
Суббота 4-я Великого поста (Мк, 31 зач., 7, 31—37)
13.04.2024
В чём заключена крепость народа
Слово в пятницу Крестопоклонной седмицы
12.04.2024
Слово Божие — всегда крестное
Слово в среду 4-й седмицы Великого поста
10.04.2024
Крест – это тайна жизни
Слово в неделю Крестопоклонную Великого поста
08.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 12:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 11:51
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 11:18
Указы президента 2024 года снова не будут выполняться?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 11:05
Начинается великое «Очищение» Отчизны
Новый комментарий от Игорь Ал
18.04.2024 10:48
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 10:36
«Она была наследницею его державных прав»
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 10:22