Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Бесовское наваждение

03.11.2016


Александр Тимофеев о фильме «Монах и бес» как духовной диверсии против Православия …

Новое творение Николая Досталя и Юрия Арабова оказалось столь искусно скроено, что сбило с толку даже православных, воцерковленных людей. Мои знакомые, посмотревшие фильм, приходили в смущение и недоумение. Картина вроде бы и православная, но дух ее явно неправославный.
 
«До начала съемок дал почитать сценарий многим представителям Церкви. Уже готовый фильм показал совершенно разным людям, среди которых, скажем, отец Тихон Шевкунов, протоиерей Всеволод Чаплин и протодиакон Андрей Кураев. Взгляды их разнятся, но, к моей радости, в целом они восприняли картину позитивно», - рассказал Досталь в интервью «Известиям».

Там же он сообщил, что у главного героя кинокартины два прототипа.
 
Насельник Нило-Сорской пустыни Иван Семенович Шапошников: «Это подвижник первой половины XIX века, несший послушание в этом монастыре и работавший там на кухне. Моего героя зовут Иван, Семенов сын». 

И святитель Иоанн, архиепископ Новгородский: «А посетив Великий Новогород, я узнал об Иоанне Новгородском, святом XII столетия. Однажды он молитвой поймал беса в рукомойнике... Бес взмолился: отпусти! "Отпущу, — сказал Иоанн, — если ты меня донесешь в одну ночь в Иерусалим ко Гробу Господню". Бес так и сделал, а потом стал мстить: подбрасывать святому в келию женские вещи — будто он греховодник. Братия монастырская соблазнилась, посадила Иоанна на плот и пустила по реке: дескать, плыви от нас подальше. Но плот поплыл против течения, доказав невиновность подвижника.

И вот я стал думать, кому бы предложить написать сценарий на основе этих двух жизнеописаний. Кто бы смог передать драматургически всю эту гоголевскую чертовню? Я решил, что никто, кроме Юрия Арабова, с которым я уже работал над "Завещанием Ленина"».

Досталь уточнил, что конкретное имя монаха создатели картины не называют, так как фильм не экранизация жития святителя Иоанна Новгородского: «Мы называем его "монах Иван"». По его словам, фильм уже видели представители Русской Православной Церкви и никаких серьезных замечаний у них не возникло. Досталь заявил, что ему хотелось бы, чтобы фильм посмотрела молодежь, так как «им дальше жить».

По словам режиссера, этот фильм о борьбе человека с бесами: «Говорить о серьезном надо с улыбкой, иронией. Даже в отношении такой сложной и вечной темы, как борьба с бесами, сидящими в каждом из нас. А борьба эта перманентна. "Монах и бес" существует на стыке сказки, житийной и фантастической истории. Но то, к чему я стремился, — это трагикомедия. Хотя для прокатчиков слово «трагедия», даже и в сочетании с "комедией", — что-то невероятное и недопустимое».

Обозреватель «Российской газеты» отмечает характерную особенность режиссуры Досталя: «Еще одна примета авторского почерка режиссера - интонация, присущая только ему, когда речь заходит о российской глубинке. Эта интонация сардоническая, но с явным лубочным привкусом; такая абсурдистская сатира с креном в гротеск, анекдот и клоунаду».

Сам режиссер, отвечая на вопрос «Правмира»: «Если бы вам предложили стать святым ценой таких страданий, какие перенес герой вашего фильма, что бы вы ответили?», по всей видимости, не понимает, что вопрос спасения не предмет для шуточек: «Это из области фентези. Надо, наверное, с детства идти по этой дорожке, а когда уже столько лет, тут уже до святости какой-то далеко. Лишь бы в самый жуткий ад не попасть. Уж где-нибудь на маленькой сковородке, чтобы не на большой».

Возможно, Досталю и в самом деле все равно, на какой сковороде – большой или маленькой – он будет жариться в аду, но ему следовало бы учесть, что адские муки непереносимы, они настолько превосходят земные мучения, что человеческий разум даже не способен осознать всю их остроту, и в данном случае совершенно неважно, если они, как считают некоторые авторы «Русской народной линии», не будут длиться вечность

В комментарии Досталя выражено насмешливое, ерническое отношение к сакральному, которое в последние годы характерно для некоторых деятелей культуры. Этим, вероятно, объясняется небрежность создателей фильма «Монах и бес». Режиссер утверждает, что картина не является экранизацией жития святителя Иоанна Новгородского, однако в то же время он рассказал, что при создании картины ориентировался на это житие. В фильм вошло несколько житийных эпизодов: полет в Иерусалим, бесовская месть святителю и движение плота против течения реки. Авторы картины при экранизации этих событий пошли на серьезную подмену. Из жития ясно, что бес стыдился того, что отвез святителя в Иерусалим. Это было проявлением его повиновения святому: «Уходя от святителя, бес умолял его не говорить никому, как он служил ему, как был связан клятвой, как повиновался он, словно пленник». В фильме же этот полет представлен бессмысленным вояжем, в ходе которого монах занимается лечением захворавшего беса. 

Если верить Досталю, в фильме показана борьба монаха с бесом. В действительности же в нем изображено странное действо, больше похожее на классическую «борьбу нанайских мальчиков». В картине нет и следов той борьбы, которая так замечательно выпукло описана в житии Антония Великого. Сценарист Арабов, похоже, не извлек из житийного материала два важных, душеспасительных урока, необходимых для успешной борьбы с нечистой силой. Борющийся должен стяжать дар различения духов и осознать бессилие бесов перед молитвой, постом и духовным подвигом. Взаимоотношения главных персонажей фильма «Монах и бес» напоминают не борьбу, а скорее безобидное выяснение отношений между близкими людьми.  

Эпизод с плотом, плывущим против течения, также обессмыслен создателями фильма. Согласно житию святителя Иоанна Новгородского, это чудо было призвано привести к покаянию людей, надругавшихся над подвижником: «Видя такое чудо, люди ужаснулись; позабыв о злобе, они разрывали свои одежды и с плачем говорили:

– Согрешили мы и неправедное дело сотворили, ибо мы, овцы, осудили невинно тебя, нашего пастыря.

Идя по берегу, они молили святителя, чтобы он простил их прегрешения и возвратился на свой престол». В фильме чудо превращено в фокус, поражающий воображение, но вряд ли способный вызвать покаянное чувство. 

В интервью «Правмиру» Досталь говорит: «Мы же не снимаем картину о святом. Я бы никогда не стал снимать просто про святого, про человека, который совершает чудеса. У нас же Иоанн Семенов не святой. Он обычный монах, борется всю жизнь, а в конце отдает Богу душу, берет на себя какие-то грехи рода человеческого, но он не святой. Его чудо в том, что он преодолел беса. Он у нас не чудотворец». Вслед за Станиславским осмелюсь воскликнуть: не верю. В фильме представлен одержимый, но отнюдь не спасающийся, борющийся с падшими духами грешник. 

Перефразируя известное изречение, можно с полным основанием утверждать, что с духовной точки зрения польза от кинокартины сомнительна, а вред очевиден. Фильм не только душевреден и духовно ядовит, но еще и антиисторичен, что убедительно доказано в блестящей заметке православного публициста Андрея Хвалина «Царь, "монах и бес"»

Признаюсь, я и не ожидал ничего другого от авторов ряда псевдоправославных и антиисторических фильмов.

Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 37

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

37. Павел Тихомиров : Re: Бесовское наваждение
2018-06-16 в 13:53

Согласно тексту жития святителя Иоанна Новгородского ясно, что полёт в Иерусалим был проявлением повиновения беса святому: «Уходя от святителя, бес умолял его не говорить никому, как он служил ему, как был связан клятвой, как повиновался он, словно пленник».
В фильме же этот полет представлен следствием лукавства монаха, «заманивающего» беса к святыням, которые «перековывают» нехорошее существо.
36. Павел Тихомиров : Вчера посмотрел с детьми фильм «Монах и бес».
2018-06-16 в 12:59

Вчера посмотрел с детьми фильм «Монах и бес».
Да, в картине довольно остроумно – в «лесковском» духе показаны те особенности монастырского бытия, которые оказываются за пределами агиографического канона.
Посмеялись.
А потом стало не до смеха, потому что авторы допустили фундаментальную подмену, которая показывает безусловное игнорирование понимания сути соприкосновения с инфернальной реальностью.
Сама идея о том, что для беса возможно спасение, глубоко порочна и смертельно опасна.
Во-первых, сама по себе «вера в возможность “исправления” беса» уже делает душу человека доступной для падшего существа. Человек приоткрывает для него свой ум и сердце, тем самым делая себя чрезвычайно уязвимым для бесовской стихии.
Опытные духовники не благословляют молиться о вразумлении христиан-отступников, сознательно увлекшихся оккультизмом. А тут «молитва» «о спасении» нечистого.
Во-вторых, само желание “спасти беса” уже говорит о гордыне. Духовно трезвый человек уповает на милость Спасителя, ясно понимая, что он и себя-то спасти не может без постоянной помощи Бога.
Он никогда не скажет себе “я спасу этого человека” – потому что знает, что спасение не от него, а от Бога. В фильме показан не монах, уповающий на милость Божию, а какой-то «белый» маг, дрессирующий «шайтана».
Православный подвижник будет бороться – с Б.помощью – с кознями нечистого, а не “спасать беса”, поскольку ни Писание, не Предание Церкви не ставит перед ним такой задачи. Напротив, опыт преподобных отцов и матерей Православной Церкви говорит о полной недопустимости контактов с духами злобы.
Даже если это выглядит «прикольно» с кинематографической т.зрения.
35. Ник Ликашин : Ответ на 34., Ксения Балакина:
2016-11-17 в 19:04

Ксения Балакина, я где-то сорок лет назад, лежа на отцовской соломе , прочитал у Мотовилова слова Прп. Серафима, что Бог это совсем не то, что люди себе представляют. С тех пор…... Вы не подскажете, это для меня важно, где у Мотовилова я мог это прочитать, если не трудно.
Ваше выражение, что есть два совершенно разных случая, «когда человека бес искушает, и когда он в него вселяется.» - есть совершенная загадка. т. к. «внутрь вас есть Царствие Божие, и нуждницы восхищают его» (Лк.17:21, Мф.11:12). Именно это, по-моему, Александр Тимофеев и не понимает, когда критикует фильм. Здесь сложность в том, что бесовская тень от монаха может быть монахом, и – наоборот, так как кто смотрит с вожделением, уже прелюбодействовал. Осуждать авторскую идею, скажем, фильма – дело глупое, скорее, надо делать свой плот, который поплывет против течения, но это доступно только тем, кто угоден Богу. Вот, автор фильма – угоден! Вот, сейчас заметил статью: «Говорухин идет на поводу у растлителей», это уже не просто глупость…
34. Ксения Балакина : Ответ на 31., Александр Тимофеев:
2016-11-15 в 12:31

В житии Антония Великого очень ясно прослеживается мысль о бессилии бесов перед молитвенным подвигом.


Все правильно, только Вы, Александр Валентинович, смешиваете два совершенно разных случая – когда человека бес искушает, и когда он в него вселяется. В случае с преподобным Антонием (и в случае с большинством людей) мы имеем дело с первым случаем, в фильме же показано –полное овладение человеком темной силой. Примером такого воздействия является жизнеописание Николая Александровича Мотовилова, которое я предлагаю Вам вспомнить:
«На одной из почтовых станций, по дороге из Курска, Мотовилову пришлось заночевать. Оставшись совершенно один в комнате для проезжающих, он достал из чемодана свои рукописи и стал их разбирать при тусклом свете одной свечи, еле освещавшей просторную комнату. Одною из первых ему попалась записка об исцелении одной бесноватой девицы из дворян, Еропкиной, у раки святителя Митрофана Воронежского.
"Я задумался, - пишет Мотовилов, - как это может случиться, что православная христианка, приобщающаяся пречистых и животворящих Тайн Господних, и вдруг одержима бесом, и притом такое продолжительное время, как тридцать с лишним лет. И подумал я: "Вздор! Этого не может быть! Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к таинству святого причащения"; и в это самое мгновение, страшное, холодное, зловонное облако окружило его и стало входить в его судорожно стиснутые уста.
Как ни бился несчастный Мотовилов, как ни старался защитить себя от льда и смрада, вползшего в него облака, оно вошло в него все, несмотря на его нечеловеческие усилия. Руки его были точно парализованы и не могли сотворить крестного знамения; застывшая от ужаса мысль не могла вспомнить спасительного имени Иисусова. Отвратительно ужасное совершилось! и для Николая Александровича наступил период тягчайших мучений. Собственноручная рукопись его дает такое описание испытанных им мук….» (читать дальше http://makoveya.live...urnal.com/8278.html).
Как видите, ситуация здесь совершенно иная. Я единожды видела случай одержимости у маленького ребенка, родители которого вели вполне благочестивый образ жизни, мама во время беременности регулярно приступала к Причастию, ребенка с рождения постоянно причащали, возили по монастырям, но его состояние длительное время было просто ужасным
Так что бесы бессильны не перед нашим молитвенным подвигом, а перед той защитой, которую нам по молитвам в большинстве случаев дарует Господь. Но иногда Господь попускает бесам хозяйничать в человеке (кстати, об этом было и воскресное евангельское чтение). Почему? Это великая тайна…
В фильме опять спецэффекты – внезапный дождь. А молитвенного подвига не видно.


Не знаю ))) У меня почему-то возникло впечатление, что когда тебя хотят заживо поджарить, то вопль ко Господу (безмолвный, чтобы не радовать присутствующего беса) будет весьма сильным)). И дождь был как раз ответом на эту молитву.
33. Из народа : Ответ на 31., Александр Тимофеев:
2016-11-12 в 18:20

все больше и больше укрепляюсь в убеждении, что поступил правильно, когда решил вскрыть духовный вред этого фильма.


Отечественный кинематограф находится по сравнению с прежними вершинами - в упадке в самом широком толковании и в частностях. По степени влияния на публику в целом, вне зависимости от конкретных предпочтений зрителей - планка снижена многократно. Предъявляя такие высокие требования, Вы будете правы, если речь пойдёт об экранизации выдающегося сценария для полноценного художественного полотна о житии святых. Режиссёра такого масштаба у нас нет. Не на виду во всяком случае. Сценарист, может быть, уже родился и сценарий рвётся из-под пера. Помогите найти. Тема настолько значима и глубока, что это заведомо должна быть драма, трагедия и главное – шедевр. Вы вскрыли не «духовный вред», а зияющую пустоту, объяснимую историческим развитием отечественного кинематографа в условиях гонения на Церковь. Ваша рецензия хороша, как заявка зрителя на такое произведение. Тот же мотив и у проявившего себя в этом обсуждении интересного нового автора – Сергея Смирнова.
32. Александр Тимофеев : Ответ на 30., савл:
2016-11-12 в 14:29

Не хотел бы на этом форуме обсуждать другие фильмы Досталя и Арабова. Все-таки статья посвящена только одному их фильму «Монах и бес», поэтому предлагаю не расширять предмет спора. Просто перечислю фильмы, которые имел в виду в статье: Штрафбат, Чудо, Орда. Можно перечислить и другие, но не вижу в этом необходимости.
31. Александр Тимофеев : Ответ на 29., Ксения Балакина:
2016-11-12 в 13:51

Вспомните житие Антония Великого: «Итак, демоны всякому хpистианину, наипаче же монаху, как скоpо увидят, что он тpудолюбив и пpеуспевает, пpежде всего пpедпpиемлют и покушаются положить на пути соблазны. Соблазны же их суть лукавые помыслы. Но мы не должны устpашаться таковых внушений. Молитвою, постами и веpой в Господа вpаги немедленно низлагаются. Впpочем, и по низложении они не успокаиваются, но вскоpе снова наступают коваpно и с хитpостью. И когда не могут обольстить сеpдце явным и нечистым сластолюбием, тогда снова нападают иным обpазом и стаpаются уже устpашить мечтательными пpивидениями, пpетвоpяясь в pазные виды и пpинимая на себя подобия женщин, звеpей, пpесмыкающихся, великанов, множества воинов. Но и в таком случае не должно пpиходить в боязнь от этих пpивидений, потому что они суть ничто и скоpо исчезают, особливо если кто огpадит себя веpою и кpестным знамением».

Пожалуй, соглашусь с Вами, что этот эпизод наиболее близок к житиям. Однако и он извращает православный взгляд на взаимоотношение человека и беса. В житии Антония Великого очень ясно прослеживается мысль о бессилии бесов перед молитвенным подвигом. В фильме опять спецэффекты – внезапный дождь. А молитвенного подвига не видно. Опять подмена молитвы магией. Подмена весьма искусная, что даже Вы, человек духовно чуткий, ее не заметили. Этим фильм и опасен.

Главное отличие фильма от житий – постмодернистская мутность, двусмысленность.

Опять возвращаюсь к житию Антония Великого: «Великим плодом Антониева подвижничества было и то, что Антоний, как говоpил я и выше, имея даp pазличения духов, узнавал их движения, и не оставалось для него неизвестным, к чему было pвение и стpемление какого-либо духа. Не только сам он не бывал поpуган бесами, но и смущаемых помыслами, утешая, учил, как нужно низлагать наветы вpагов, pассказывая о немощи и коваpстве их. Посему каждый отходил от него, укpепившись в силах, чтобы небоязненно пpотивостоять умышлениям диавола и демонов его. Сколько дев, имевших уже у себя женихов, когда издали только увидели Антония, пpебыли Хpистовыми девами! Пpиходили к нему и из чужих земель и, вместе со всеми получив пользу, возвpащались, pасставаясь как бы с отцом. И тепеpь, по его успении, все, оставшись как сиpоты после отца, утешаются одним воспоминанием о нем, хpаня в сеpдце наставления и увещания его».

Вот этого различения духов в фильме нет и в помине. Поэтому Вы и вынуждены высокоумно растолковывать, в каком случае устами монахи говорит бес, а в каком – сам монах. Смею предположить, что эта путаница в картине преднамеренна, чтобы сбивать с толку таких благонамеренных людей, как Вы.

Читая Ваши реплики, все больше и больше укрепляюсь в убеждении, что поступил правильно, когда решил вскрыть духовный вред этого фильма.
30. савл : Александру Тимофееву
2016-11-11 в 08:18

"Признаюсь, я и не ожидал ничего другого от авторов ряда псевдоправославных и антиисторических фильмов." Какие это фильмы и какой первый в этом ряду?
29. Ксения Балакина : Ответ на 20-22., Александр Тимофеев:
2016-11-10 в 16:26

. Вы меня не переубедили


А я и не собиралась никого ни в чем переубеждать – ибо давным-давно знаю, что это совершенно глупое занятие. Я лишь хотела Вам обозначить мысль, что Ваш взгляд на фильм не совсем объективен и беспристрастен – поэтому Вы не увидели некоторых вполне очевидных моментов.
– я до сих пор считаю, что в фильме нет и следов борьбы монаха с бесом.


А эпизод, когда бес за непослушание монаха собирается его сжечь и поджигает костер под его ногами (и только дождь, посланный Господом его спасает)? Монах готов умереть, сгореть, но не покориться нечистому. Это тоже «нет и следов»? Это – верность Господу до смерти.
А в чем же смысл полета в Иерусалим в житии святителя Иоанна Новгородского? В том, чтобы подчинить беса. Этого и в помине нет в фильмеЕсли создатели фильма и хотели показать такую борьбу, то сделали это неубедительно. Одержимость показана, но опять же невнятно, а борьбы нет. А в житии плот направляется силой Божией, чтобы гонители покаялись. Никак не могу понять, зачем в фильме извращен житийный материал.


Слава Богу, что в фильме никто не пытался изобразить реального жития. Ибо (на мой взгляд) это самое опасное – на экране «играть» святость. Настоящие святость, молитва, чудеса, духовная брань – это вещи очень глубокие, сакральные. И пытаться их изобразить, в них «сыграть» - вещь еще более опасная, чем то, что многие пытаются разглядеть в обсуждаемом фильме.
И опять аллегория. И зачем она? Неужели недостаточно беса показать бесом? К чему эта путаница?


Здесь два момента.
1. Это о чем я уже сказала выше – «играть» в реальных бесов, пытаться показать весь ужас бесовской сути - еще опаснее, поскольку это будет «ужастик» еще более духовно опасный, ибо будет фальшивым.
2. В реальности человек (как мы с Вами) имеем дело с бесами не в их реальном инфернальном виде, а в виде вполне «белых и пушистых» наших знакомых, которые ласково нам сообщают, что «в еде греха нет» (предлагая курочку в Новый год), или «в работе греха нет» (предлагая нарушить праздник), «это не в осуждение, а в рассуждение» (предлагая нам посплетничать). Но это этого безобразие греха и его опасность ни разу не становится меньше. Вот об этом, как мне кажется, говорит фильм.
Очевидно? А зачем этот эпизод понадобился?


Это очень многозначный эпизод. Вспомните его: монах, отбиваясь от кого-то невидимого быстро идет в храм и, заикаясь (здесь нужно обратить внимание на очень важную вещь: монах, когда говорит сам – сильно заикается, а когда в нем говорит бес, то он красноречив и громкоголосен), говорит монаху в храме: позови настоятеля, надо исповедоваться, тут такое, о чем и сказать нельзя…. Приходит настоятель и несчастный монах открывает уста уже только для бесовских слов.
И бес (устами монаха) говорит очень интересные вещи (если в них вслушаться) - о том, что он "жить без человека не может", что "очень любит врагов Церкви Христовой", "а врага рода человеческого - особенно".
Это первоначально шокирует, но когда понимаешь, что это речь бесовская - все встает на свои места.
Кроме того очень интересен здесь образ настоятеля – человека духовно чуткого, но не прозорливого – он понимает, что все это бесовское искушение, но как правильно поступить – он не понимает. И поступает так, как ему подсказывает его опыт – отказывает одержимому в отпущении грехов и причастии.
----------------------------
На самом деле Вам бы стоило сейчас еще раз пересмотреть фильм – в свете новых о нем мыслей. Вы увидите много нового ))
28. Александр Тимофеев : Ответ на 27., sergsmir:
2016-11-09 в 19:37

пожалуйста, пришлите тогда на этот адрес (info@ruskline.ru) свое фото и полное ФИО.
27. sergsmir : Ответ на 24., Александр Тимофеев:
2016-11-09 в 18:46

Замечательная у Вас, Сергей, рецензия. Не стыдно и на РНЛ его републиковать.


Спасибо. Если надо, то можно и опубликовать.
26. Георгий : Ответ на 7., Ксения Балакина:
2016-11-08 в 21:24

На исповеди устами монаха глаголет бес. Это совершенно очевидно.


Согласен с Вашей оценкой фильма. От себя еще замечу следующии детали. Во 1х, показана разница в отношении монахов и "благородий" к чудесам. Монахи от них бегут, "благородия" их ищут. Что есть правда. Во 2х, невероятное "покаяние беса" совершено при таком же невероятном событии - посещении бесом Гроба Господня. То есть, из фальши следует фальш. А это уже правда (по математической логике). По простому - аллегория. Ну и в 3х, главное: "не любите, и не любимы будете". Что есть корень любого беззакония.
25. Георгий : Re: Бесовское наваждение
2016-11-08 в 21:07

Хороший фильм. Не канонический, конечно (иначе бы фильм ужасов был), но хороший. По духу. Ведь дело не в бесах, а в нас. А это показано очень хорошо. Лично я удивлен (в положительном смысле) этим фильмом и его отдельными тонкими моментами. Статья же эта, к сожалению, очередная претензия на ту самую "мудрость", о которой в фильме упомянуто.
24. Александр Тимофеев : Ответ на 16., sergsmir:
2016-11-08 в 19:53

Замечательная у Вас, Сергей, рецензия. Не стыдно и на РНЛ его републиковать.
23. Александр Тимофеев : Ответ на 15., Из народа:
2016-11-08 в 19:45

Респект за сравнение монаха и беса в фильме со школьными товарищами! Гениальное сравнение. В самое яблочко!
22. Александр Тимофеев : Ответ на 8., Из народа:
2016-11-08 в 19:40

И опять аллегория. И зачем она? Неужели недостаточно беса показать бесом? К чему эта путаница?
21. Александр Тимофеев : Ответ на 7., Ксения Балакина:
2016-11-08 в 19:38

Очевидно? А зачем этот эпизод понадобился?
20. Александр Тимофеев : Ответ на 6., Ксения Балакина:
2016-11-08 в 19:33

А в чем же смысл полета в Иерусалим в житии святителя Иоанна Новгородского? В том, чтобы подчинить беса. Этого и в помине нет в фильме.

Вы меня не переубедили – я до сих пор считаю, что в фильме нет и следов борьбы монаха с бесом. Если создатели фильма и хотели показать такую борьбу, то сделали это неубедительно. Одержимость показана, но опять же невнятно, а борьбы нет.

А в житии плот направляется силой Божией, чтобы гонители покаялись.

Никак не могу понять, зачем в фильме извращен житийный материал.
19. Александр Тимофеев : Ответ на 5., Блинов:
2016-11-08 в 19:24

Не смотрел, но наслышан.
18. Александр Тимофеев : Ответ на 4., влдмр:
2016-11-08 в 19:23

Покаявшийся бес? Я, конечно, не специалист по демонологии, но, насколько мне известно, для бесов врата Царствия Божия закрыты навсегда. В Символе веры говорится: «Нас ради человек и нашего ради спасения…» и ни слова о бесах.
17. Мария79 : Выбор невелик
2016-11-07 в 02:56

Думаю,этот фильм так заинтересовал многих потому, что ровным счетом ничего достойного современный русский кинематограф не предлагает. А здесь есть режиссура, игра на деталях, любопытные диалоги. Какие-то вопросы, мысли возникают после фильма. Нынче современный зритель такое наблюдает редко - оттого и интерес, по себе знаю. Люблю Николаевскую эпоху и императора Николая I - в этом фильме его хотя бы попытались показать похожим на себя настоящего (не дураком, как в фильме "Композитор Глинка" или психованным тираном, как в "Звезде пленительного счастья), и на том от меня спасибо. С критикой высказанной в статье Хвалина почти полностью согласна, опасения высказанные в вышеприведенноой статье понятны. Но все таки - если честно, не возникло ощущения, что авторы пытались втюхать зрителю, что бесы - милые, легкоисправляемые душки. Также этот фильм с "Матильдой" бы не сравнивала (как сравнили в упомянутой тут статье Хвалина) - откровенного желания "поглумиться" над царем там или над церковью, как мне кажется тут нет. Проблема в том, что мало интересных, грамотных, талантливых художественных фильмов - исторических, о церкви и тп. Их вообще нет можно сказать.
16. sergsmir : Монах и бес. Ни Богу свечка, ни чёрту кочерга.
2016-11-06 в 20:33

Удобный приём: Назвал фильм фантастическим и лепи всё, что хочешь.
"Если все взвесить и холодно рассудить во благовремении", то всё же попробуем обратить внимание на некоторые вещи.

Авторы фильма "ориентруются на житие Никиты Новгородского, который "перевоспитал" чёрта посредством молитвы". (Слова Арабова.)
Немного истории, не фантастики, ибо Арабов малость перепутал:
http://sergsmir.live...nal.com/278790.html
15. Из народа : Ответ на 14., Ксения Балакина:
2016-11-05 в 22:28

Именно покаяние беса, его исправление, стали для меня проблемными моментами фильма, не позволяющими оценить его однозначно положительно. Очень опасно недооценивать бесов: думать, что с ними можно договориться, обмануть, приручить, заставить что-то сделать для своей пользы, что они могут перестать вредить человеку, покаяться, перейти на его сторону - это однозначно очень духовно опасно.


Я не думаю, что в фильме есть попытка какого-то примирения добра и зла. Монах душу не продал. Бес не раскаялся, просто обанкротился. Да и выглядят герои фильма скорее, как два школьных товарища, которые встретились через 15 лет после «перестройки». Просто разные пути и закономерный финал. Простите за прозу жизни.
Что же до «настоящих» бесов, то недооценивать их опасно во всех сферах жизни, особенно в политике, где приходится «договориться, обмануть, приручить, заставить что-то сделать для своей пользы». Не правда ли?
14. Ксения Балакина : Ответ на 10., влдмр:
2016-11-05 в 20:22

Но люди, им покланяющиеся, могут. А с бесами разберемся.


Именно покаяние беса, его исправление, стали для меня проблемными моментами фильма, не позволяющими оценить его однозначно положительно. Очень опасно недооценивать бесов: думать, что с ними можно договориться, обмануть, приручить, заставить что-то сделать для своей пользы, что они могут перестать вредить человеку, покаяться, перейти на его сторону - это однозначно очень духовно опасно.
13. Ксения Балакина : Ответ на 11., Александр Б.:
2016-11-05 в 20:20

я досмотрел фильм лишь до середины-окончания исповеди.


Т.е. не досмотрели фильм, но осуждаете? ))

Сам факт, хотя и не столь уж очевидного, шутовского глумления над Таинством исповеди (рассакрализация Таинства) поставил точку в набиравшем обороты моем негативном восприятии данной кинокартины...Спасибо Вам, Александр, за статью!


Дело в том, что в первой половине картины монах одержим бесом. Бес сидит внутри него. И все ухмылки, ужимки, пророчества, чудеса - суть бесовские творения. Именно бес говорит устами монаха на исповеди. Поэтому совершенно правильное чувство вы испытали, глядя на это. Просто вы не досмотрели до того момента, когда бес выходит из несчастного монаха и тот начинает взывать к Богу, ибо устал и изнемог от одержимости.
12. Александр Бутов : вдогонку
2016-11-05 в 15:55

Или вот еще деталька. На мой взгляд, существенная.
Взгляните на тень, простирающуюся от монаха на обложке-постере. Кого-то знакомого она напоминает. Не так ли?..
Уже одна она должна бы/может насторожить! Нет? )
11. Александр Бутов : Re: Бесовское наваждение
2016-11-05 в 15:47

Александр Тимофеев: "Картина вроде бы и православная, но дух ее явно неправославный."

И этим всё сказано! Добавлю только, что лично я досмотрел фильм лишь до середины-окончания исповеди. Сам факт, хотя и не столь уж очевидного, шутовского глумления над Таинством исповеди (рассакрализация Таинства) поставил точку в набиравшем обороты моем негативном восприятии данной кинокартины...

Спасибо Вам, Александр, за статью!
10. влдмр : Ответ на 6., Ксения Балакина:
2016-11-05 в 07:30

бесы в реалии не могут покаяться


Но люди, им покланяющиеся, могут. А с бесами разберемся.
Вон на Валдайском форуме 2013 года Путин во всеуслышание (Бог не действует исподтишка) пожаловался Богу на дьяволопоклонство Запада и России был передан Крым.
9. влдмр : Ответ на 2., Александр Тимофеев:зачем монах лечил беса
2016-11-05 в 07:22

зачем монах лечил беса


Русское общество можно разделить на УСЛОВНО здоровое- ориентированное на СИЛЬНУЮ Россию, инструмент в руках Бога для проповеди Евангелия всему миру, и ЯВНО не здоровое- прозападно настроенное (с осколками свободыравенствабратства в груди).
Таким образом, условно-здоровый "монах" лечит явнонездоровую "божью тварь". И в борьбе с ней обретает святость, видную даже бесам.
Кажется ближе.
8. Из народа : Re: Бесовское наваждение
2016-11-05 в 03:24

Фильм порадовал давно забытым хорошим впечатлением от отечественного кино. Статья же Александра Тимофеева разочаровала и удивила суровым, казённым, формальным подходом к талантливой картине Досталя и Арабова «Монах и бес». Авторы блестяще, методом гротеска демонстрирует сложную тему проявления терпимости и милосердия в перевоспитании (лечении) нашего несчастного современника в образе беса и вечную тему выбора перед соблазнами власти и привилегий в пользу готовности порядочного человека (главного героя) к осознанию своего долга и самопожертвованию. Интересен финал, где настоятель монастыря не имеющий поддержки далёкой от его забот власти и своего непосредственного начальства не выгоняет за границу своих владений того, кто не внушает ему доверия. Надо полагать, что работать (служить) ему до лучших времён придётся с кадрами, какие есть.
7. Ксения Балакина : Ответ на 2., Александр Тимофеев:
2016-11-04 в 20:54

.Только сейчас понял, что в статье не разобрал выраженное в фильме либерально-гуманистическое понимание призыва любить врагов своих. Монах на исповеди признается, что любит даже врага рода человеческого, чем приводит в смущение настоятеля монастыря.


На исповеди устами монаха глаголет бес. Это совершенно очевидно.
6. Ксения Балакина : Re: Бесовское наваждение
2016-11-04 в 20:51

Сразу скажу: фильм смотреть не собиралась, но много о нем слышала от знакомых, в том числе нецерковных и неверующих – у них после фильма возникли разные вопросы, причем эти вопросы мне понравились. Но из-за нехватки времени, смотреть не предполагала. Принес сын, посмотрел. Тогда и я, следуя обычному правилу смотреть и читать то, что смотрят и читают дети, решила посмотреть в процессе приготовления обеда. Почему я об этом пишу? Потому что вполне могла что-то невнимательно рассмотреть или не так понять, поэтому с удовольствием выслушаю иное мнение.

Ничего особо страшного и душевредного не увидела. Понятно, что это не лекция по догматическому богословию (а даже они порой вызывают нешуточные споры), понятно, что фильм не претендует на абсолютную точность изображения исторических персонажей это, скорее, притча.
Об очень разных вещах. И мирской человек вполне может задуматься о них после просмотра фильма. Настоятель монастыря показан вполне симпатично, и монах, который изнемогает под бесовскими искушениями – обычный монах, обычной монашеской жизни, жаждущий спасения и милости от Бога. Действительно смиренный.

В фильме же этот полет представлен бессмысленным вояжем, в ходе которого монах занимается лечением захворавшего беса.


не соглашусь. Ко гробу Господню монах просит беса отвезти его, т.к. изнемогает от искушений и хочет как-то с Божией помощью с ними справиться (во всяком случае я так поняла).
В картине нет и следов той борьбы, которая так замечательно выпукло описана в житии Антония Великого. .


мне кажется, что никто из авторов картины и не пытался изобразить великого святого – именно обыкновенного монаха, который любит Господа…
Взаимоотношения главных персонажей фильма «Монах и бес» напоминают не борьбу, а скорее безобидное выяснение отношений между близкими людьми.


Вопль монаха ко Господу о том, что изнемогает и просьба о помощи, как мне показалось, говорят о другом.
Эпизод с плотом, плывущим против течения, также обессмыслен создателями фильма.


В фильме плот возвращает против течения бес, для того, чтобы монах «просиял святостью». Точно также как и чудо с рессорой. Чтобы все стали почитать монаха как святого и чудотворца, поклоняться ему.
В фильме представлен одержимый, но отнюдь не спасающийся, борющийся с падшими духами грешник.


Не согласна. (см. выше)
Фильм не только душевреден и духовно ядовит, но еще и антиисторичен, что убедительно доказано в блестящей заметке православного публициста Андрея Хвалина «Царь, "монах и бес"». .

В силу моего довольно слабого знания русской истории особой антиисторичности я не заметила. Статью Хвалина прочитала. Наверное, он все правильно написал. Но ведь фильм и не претендует на звание исторического. Тут на РНЛ порой такого винегрета из исторических фактов и их толкований начитаешься, аж дух захватывает и начинаешь сомневаться в том, что ты вообще в чем-то что-то понимаешь )) . А это всего лишь художественный фильм…

Резюме. Настойчиво рекомендовать фильм кому-то к просмотру не буду. Но и возбранять тоже не буду. Не вижу (во всяком случае пока) особой душевредности. А вопросы, повторяю, после него у людей возникают очень важные и душеспасительные. И это можно использовать для реального разговоров о смысле Веры, о реалиях духовной жизни.
Борьбу с этим фильмом считаю не имеющей смысла. На самом деле дорогие иномарки священнослужителей «как у властей» и прочие подобные вещи наносят гораздо бОльший вред Вере и Церкви, чем этот фильм. Гораздо больше вызывают искушений.
Послесловие: Из несомненного – бесы в реалии не могут покаяться и надеяться на это – действительно душевредно. но смысл фильма, как я понимаю, не в этом.
5. Блинов : Re: Бесовское наваждение
2016-11-04 в 19:59

Александр, а вы смотрели недавно вышедший фильм Серебренникова, Ученик?
Что скажете?
4. влдмр : Ответ на 2., Александр Тимофеев:
2016-11-04 в 18:59

...пока не понял, зачем монах лечил беса.


...пока не понял, зачем монах лечил беса.



Один из ответов может звучать таким образом. Бог создал мир с определенными законами.
Ты сказал- и Бог Слово стал формировать НОВУЮ реальность.
Ты отказался от слова? —
Ты стал в оппозицию РЕАЛЬНОСТИ, УЖЕ формируемой Богом и стал жить в лопающемся пузыре псевдореальности, создаваемой Диаволом.
Монах это понимает. И придерживается обещаний,
считая себя обязанным ОТВЕЧАТЬ за всю стенающую тварь,
в том числе и за, поверженного на тот момент, беса- занимающего СВОЕ место в Реальности.
Бес тоже понимает. И идет в монастырь доделывать за монаха послушание,
иначе силы небесные поколеблются...
и чем это для всех, в т.ч. и для бесов закончится- непонятно.
Или это просто сказка, святочный рассказ- покаявшийся бес. И надеюсь, без злобы в сердце к врагам (гневаясь не согрешайте), попытка вытащить "либерально-гуманистическое" общество из псевдореальности и направить к Добру.
3. _Ольга_ : Re: Бесовское наваждение
2016-11-04 в 17:18

"ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Приглашаем Вас 5 ноября в 19.00 в актовый зал Воскресной школы при храме Архистратига Михаила (Патриаршее подворье) в Тропареве (проспект Вернадского 90) на просмотр фильма «МОНАХ И БЕС».
Обсуждение фильма проводит протодиакон Андрей КУРАЕВ". ))

http://m-blago.ru/publications/31-избранные-материалы/10658-2016-10-31-10-27-39.html
2. Александр Тимофеев : Ответ на 1., влдмр:
2016-11-04 в 16:18

Я обратил внимание на этот момент. Но пока не понял, зачем монах лечил беса.

Только сейчас понял, что в статье не разобрал выраженное в фильме либерально-гуманистическое понимание призыва любить врагов своих. Монах на исповеди признается, что любит даже врага рода человеческого, чем приводит в смущение настоятеля монастыря.

Этот призыв замечательно разъяснил Патриарх Кирилл на фестивале "Вера и слово". Мне посчастливилось участвовать в этой встрече. Воспроизведу рассуждения нашего Патриарха: http://www.patriarch...db/text/4650924.html

Ваше Святейшество, благословите. Меня зовут Анна Данилова, Москва, продюсер, режиссер. Сегодня время кризиса в международных отношениях, многие СМИ пропагандируют ненависть, призывы увидеть в ком-то другом своего врага исходят со всех сторон баррикад. Как не этим не заразиться и что значит «стяжать дух мирен» в условиях информационной войны?

— Спасибо. Это очень хороший вопрос. Вообще, все вопросы хорошие! И знаете, как бы я на него ответил? Все сегодняшние информационные войны отражают напряженную внешнеполитическую борьбу, столкновение интересов. А как можно любить врага? Его ведь принято ненавидеть, с ним нужно бороться. Да, невозможно любить врага всеми чувствами и разумом, той любовью, которая охватывает все твое существование. Как бы вы ни напрягались, вы не сможете полюбить врага так, как любите самого близкого человека.
Что же тогда призыв Евангелия? Просто красивые слова? Совсем нет! Глубоко убежден, что любовь к врагам означает отсутствие злобы. Вы можете быть согласны с человеком или не согласны, вы можете быть согласны с позицией другого государства или не согласны — никто не ограничивает вашей свободы комментировать, критиковать, предлагать свою точку зрения. Но не надо заражаться злобой. Когда человек начинает сжимать зубы и кулаки — это от диавола, это не от Бога. Подобное внутреннее состояние только мешает трезво оценивать обстановку, вступать в диалог, если есть необходимость. А отсутствие злобы позволяет в любой момент перейти к совершенно спокойному разговору. И это будет не вымученным, а вполне органичным шагом, потому что в сердце нету злобы. Дар ли это Божий или приобретается молитвой, но отсутствие злобы есть замечательное состояние души, когда человек чувствует свободу над внешними обстоятельствами. Ведь тот, кто злится, всегда проигрывает — даже в простых спорах. Проигрывает тот, кто теряет самообладание, кто выходит из себя, кто чуть ли не драться начинает. А выигрывает тот, у кого злобы нет.

Господь, говоря о любви к врагам, призывал нас не иметь в сердце злобы, а тем более ненависти. Будем жить так, и все у нас получится — и отстаивать свою точку зрения сможем, и убеждать других, и двигаться вперед, но без того, чтобы повреждать свое внутреннее состояние и, в конце концов, разрушать целостность своей личности.

А вот что по этому поводу говорил святитель Филарет Московский: Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими.

Так что и здесь нужен дар рассуждения, ибо враги бывают разные и отношение к ним должно быть различным.
1. влдмр : Re: Бесовское наваждение
2016-11-04 в 09:47

В фильме же этот полет представлен бессмысленным вояжем, в ходе которого монах занимается лечением захворавшего беса.


Бес "захворал" от прикосновения против своей воли к святыне- Гробу Господню. Негативное отношение к фильму ДО просмотра и ожидание подвоха не позволило автору заметить детали и смягчить свои оценки.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме