Бесовское наваждение

Александр Тимофеев о фильме «Монах и бес» как духовной диверсии против Православия

0
5333
Время на чтение 6 минут
Новое творение Николая Досталя и Юрия Арабова оказалось столь искусно скроено, что сбило с толку даже православных, воцерковленных людей. Мои знакомые, посмотревшие фильм, приходили в смущение и недоумение. Картина вроде бы и православная, но дух ее явно неправославный.
 
«До начала съемок дал почитать сценарий многим представителям Церкви. Уже готовый фильм показал совершенно разным людям, среди которых, скажем, отец Тихон Шевкунов, протоиерей Всеволод Чаплин и протодиакон Андрей Кураев. Взгляды их разнятся, но, к моей радости, в целом они восприняли картину позитивно», - рассказал Досталь в интервью «Известиям».
 
Там же он сообщил, что у главного героя кинокартины два прототипа.
 
Насельник Нило-Сорской пустыни Иван Семенович Шапошников: «Это подвижник первой половины XIX века, несший послушание в этом монастыре и работавший там на кухне. Моего героя зовут Иван, Семенов сын». 
 
И святитель Иоанн, архиепископ Новгородский: «А посетив Великий Новогород, я узнал об Иоанне Новгородском, святом XII столетия. Однажды он молитвой поймал беса в рукомойнике... Бес взмолился: отпусти! "Отпущу, — сказал Иоанн, — если ты меня донесешь в одну ночь в Иерусалим ко Гробу Господню". Бес так и сделал, а потом стал мстить: подбрасывать святому в келию женские вещи — будто он греховодник. Братия монастырская соблазнилась, посадила Иоанна на плот и пустила по реке: дескать, плыви от нас подальше. Но плот поплыл против течения, доказав невиновность подвижника.
 
И вот я стал думать, кому бы предложить написать сценарий на основе этих двух жизнеописаний. Кто бы смог передать драматургически всю эту гоголевскую чертовню? Я решил, что никто, кроме Юрия Арабова, с которым я уже работал над "Завещанием Ленина"».
 
Досталь уточнил, что конкретное имя монаха создатели картины не называют, так как фильм не экранизация жития святителя Иоанна Новгородского: «Мы называем его "монах Иван"». По его словам, фильм уже видели представители Русской Православной Церкви и никаких серьезных замечаний у них не возникло. Досталь заявил, что ему хотелось бы, чтобы фильм посмотрела молодежь, так как «им дальше жить».
 
По словам режиссера, этот фильм о борьбе человека с бесами: «Говорить о серьезном надо с улыбкой, иронией. Даже в отношении такой сложной и вечной темы, как борьба с бесами, сидящими в каждом из нас. А борьба эта перманентна. "Монах и бес" существует на стыке сказки, житийной и фантастической истории. Но то, к чему я стремился, — это трагикомедия. Хотя для прокатчиков слово «трагедия», даже и в сочетании с "комедией", — что-то невероятное и недопустимое».
 
Обозреватель «Российской газеты» отмечает характерную особенность режиссуры Досталя: «Еще одна примета авторского почерка режиссера - интонация, присущая только ему, когда речь заходит о российской глубинке. Эта интонация сардоническая, но с явным лубочным привкусом; такая абсурдистская сатира с креном в гротеск, анекдот и клоунаду».
 
Сам режиссер, отвечая на вопрос «Правмира»: «Если бы вам предложили стать святым ценой таких страданий, какие перенес герой вашего фильма, что бы вы ответили?», по всей видимости, не понимает, что вопрос спасения не предмет для шуточек: «Это из области фентези. Надо, наверное, с детства идти по этой дорожке, а когда уже столько лет, тут уже до святости какой-то далеко. Лишь бы в самый жуткий ад не попасть. Уж где-нибудь на маленькой сковородке, чтобы не на большой».
 
Возможно, Досталю и в самом деле все равно, на какой сковороде – большой или маленькой – он будет жариться в аду, но ему следовало бы учесть, что адские муки непереносимы, они настолько превосходят земные мучения, что человеческий разум даже не способен осознать всю их остроту, и в данном случае совершенно неважно, если они, как считают некоторые авторы «Русской народной линии», не будут длиться вечность
 
В комментарии Досталя выражено насмешливое, ерническое отношение к сакральному, которое в последние годы характерно для некоторых деятелей культуры. Этим, вероятно, объясняется небрежность создателей фильма «Монах и бес». Режиссер утверждает, что картина не является экранизацией жития святителя Иоанна Новгородского, однако в то же время он рассказал, что при создании картины ориентировался на это житие. В фильм вошло несколько житийных эпизодов: полет в Иерусалим, бесовская месть святителю и движение плота против течения реки. Авторы картины при экранизации этих событий пошли на серьезную подмену. Из жития ясно, что бес стыдился того, что отвез святителя в Иерусалим. Это было проявлением его повиновения святому: «Уходя от святителя, бес умолял его не говорить никому, как он служил ему, как был связан клятвой, как повиновался он, словно пленник». В фильме же этот полет представлен бессмысленным вояжем, в ходе которого монах занимается лечением захворавшего беса. 
 
Если верить Досталю, в фильме показана борьба монаха с бесом. В действительности же в нем изображено странное действо, больше похожее на классическую «борьбу нанайских мальчиков». В картине нет и следов той борьбы, которая так замечательно выпукло описана в житии Антония Великого. Сценарист Арабов, похоже, не извлек из житийного материала два важных, душеспасительных урока, необходимых для успешной борьбы с нечистой силой. Борющийся должен стяжать дар различения духов и осознать бессилие бесов перед молитвой, постом и духовным подвигом. Взаимоотношения главных персонажей фильма «Монах и бес» напоминают не борьбу, а скорее безобидное выяснение отношений между близкими людьми.  
 
Эпизод с плотом, плывущим против течения, также обессмыслен создателями фильма. Согласно житию святителя Иоанна Новгородского, это чудо было призвано привести к покаянию людей, надругавшихся над подвижником: «Видя такое чудо, люди ужаснулись; позабыв о злобе, они разрывали свои одежды и с плачем говорили:
 
– Согрешили мы и неправедное дело сотворили, ибо мы, овцы, осудили невинно тебя, нашего пастыря.
 
Идя по берегу, они молили святителя, чтобы он простил их прегрешения и возвратился на свой престол». В фильме чудо превращено в фокус, поражающий воображение, но вряд ли способный вызвать покаянное чувство. 
 
В интервью «Правмиру» Досталь говорит: «Мы же не снимаем картину о святом. Я бы никогда не стал снимать просто про святого, про человека, который совершает чудеса. У нас же Иоанн Семенов не святой. Он обычный монах, борется всю жизнь, а в конце отдает Богу душу, берет на себя какие-то грехи рода человеческого, но он не святой. Его чудо в том, что он преодолел беса. Он у нас не чудотворец». Вслед за Станиславским осмелюсь воскликнуть: не верю. В фильме представлен одержимый, но отнюдь не спасающийся, борющийся с падшими духами грешник. 
 
Перефразируя известное изречение, можно с полным основанием утверждать, что с духовной точки зрения польза от кинокартины сомнительна, а вред очевиден. Фильм не только душевреден и духовно ядовит, но еще и антиисторичен, что убедительно доказано в блестящей заметке православного публициста Андрея Хвалина «Царь, "монах и бес"»
 
Признаюсь, я и не ожидал ничего другого от авторов ряда псевдоправославных и антиисторических фильмов.
 
Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»
 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

38. Re: Бесовское наваждение

Согласно тексту жития святителя Иоанна Новгородского ясно, что полёт в Иерусалим был проявлением повиновения беса святому: «Уходя от святителя, бес умолял его не говорить никому, как он служил ему, как был связан клятвой, как повиновался он, словно пленник». В фильме же этот полет представлен следствием лукавства монаха, «заманивающего» беса к святыням, которые «перековывают» нехорошее существо.
Павел Тихомиров / 16.06.2018, 10:53

37. Вчера посмотрел с детьми фильм «Монах и бес».

Вчера посмотрел с детьми фильм «Монах и бес». Да, в картине довольно остроумно – в «лесковском» духе показаны те особенности монастырского бытия, которые оказываются за пределами агиографического канона. Посмеялись. А потом стало не до смеха, потому что авторы допустили фундаментальную подмену, которая показывает безусловное игнорирование понимания сути соприкосновения с инфернальной реальностью. Сама идея о том, что для беса возможно спасение, глубоко порочна и смертельно опасна. Во-первых, сама по себе «вера в возможность “исправления” беса» уже делает душу человека доступной для падшего существа. Человек приоткрывает для него свой ум и сердце, тем самым делая себя чрезвычайно уязвимым для бесовской стихии. Опытные духовники не благословляют молиться о вразумлении христиан-отступников, сознательно увлекшихся оккультизмом. А тут «молитва» «о спасении» нечистого. Во-вторых, само желание “спасти беса” уже говорит о гордыне. Духовно трезвый человек уповает на милость Спасителя, ясно понимая, что он и себя-то спасти не может без постоянной помощи Бога. Он никогда не скажет себе “я спасу этого человека” – потому что знает, что спасение не от него, а от Бога. В фильме показан не монах, уповающий на милость Божию, а какой-то «белый» маг, дрессирующий «шайтана». Православный подвижник будет бороться – с Б.помощью – с кознями нечистого, а не “спасать беса”, поскольку ни Писание, не Предание Церкви не ставит перед ним такой задачи. Напротив, опыт преподобных отцов и матерей Православной Церкви говорит о полной недопустимости контактов с духами злобы. Даже если это выглядит «прикольно» с кинематографической т.зрения.
Павел Тихомиров / 16.06.2018, 09:59

36. Ответ на 34., Ксения Балакина:

Ксения Балакина, я где-то сорок лет назад, лежа на отцовской соломе , прочитал у Мотовилова слова Прп. Серафима, что Бог это совсем не то, что люди себе представляют. С тех пор…... Вы не подскажете, это для меня важно, где у Мотовилова я мог это прочитать, если не трудно. Ваше выражение, что есть два совершенно разных случая, «когда человека бес искушает, и когда он в него вселяется.» - есть совершенная загадка. т. к. «внутрь вас есть Царствие Божие, и нуждницы восхищают его» (Лк.17:21, Мф.11:12). Именно это, по-моему, Александр Тимофеев и не понимает, когда критикует фильм. Здесь сложность в том, что бесовская тень от монаха может быть монахом, и – наоборот, так как кто смотрит с вожделением, уже прелюбодействовал. Осуждать авторскую идею, скажем, фильма – дело глупое, скорее, надо делать свой плот, который поплывет против течения, но это доступно только тем, кто угоден Богу. Вот, автор фильма – угоден! Вот, сейчас заметил статью: «Говорухин идет на поводу у растлителей», это уже не просто глупость…
Ник Ликашин / 17.11.2016, 16:04

35. Ответ на 31., Александр Тимофеев:

В житии Антония Великого очень ясно прослеживается мысль о бессилии бесов перед молитвенным подвигом.

Все правильно, только Вы, Александр Валентинович, смешиваете два совершенно разных случая – когда человека бес искушает, и когда он в него вселяется. В случае с преподобным Антонием (и в случае с большинством людей) мы имеем дело с первым случаем, в фильме же показано –полное овладение человеком темной силой. Примером такого воздействия является жизнеописание Николая Александровича Мотовилова, которое я предлагаю Вам вспомнить: «На одной из почтовых станций, по дороге из Курска, Мотовилову пришлось заночевать. Оставшись совершенно один в комнате для проезжающих, он достал из чемодана свои рукописи и стал их разбирать при тусклом свете одной свечи, еле освещавшей просторную комнату. Одною из первых ему попалась записка об исцелении одной бесноватой девицы из дворян, Еропкиной, у раки святителя Митрофана Воронежского. "Я задумался, - пишет Мотовилов, - как это может случиться, что православная христианка, приобщающаяся пречистых и животворящих Тайн Господних, и вдруг одержима бесом, и притом такое продолжительное время, как тридцать с лишним лет. И подумал я: "Вздор! Этого не может быть! Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к таинству святого причащения"; и в это самое мгновение, страшное, холодное, зловонное облако окружило его и стало входить в его судорожно стиснутые уста. Как ни бился несчастный Мотовилов, как ни старался защитить себя от льда и смрада, вползшего в него облака, оно вошло в него все, несмотря на его нечеловеческие усилия. Руки его были точно парализованы и не могли сотворить крестного знамения; застывшая от ужаса мысль не могла вспомнить спасительного имени Иисусова. Отвратительно ужасное совершилось! и для Николая Александровича наступил период тягчайших мучений. Собственноручная рукопись его дает такое описание испытанных им мук….» (читать дальше http://makoveya.livejournal.com/8278.html). Как видите, ситуация здесь совершенно иная. Я единожды видела случай одержимости у маленького ребенка, родители которого вели вполне благочестивый образ жизни, мама во время беременности регулярно приступала к Причастию, ребенка с рождения постоянно причащали, возили по монастырям, но его состояние длительное время было просто ужасным Так что бесы бессильны не перед нашим молитвенным подвигом, а перед той защитой, которую нам по молитвам в большинстве случаев дарует Господь. Но иногда Господь попускает бесам хозяйничать в человеке (кстати, об этом было и воскресное евангельское чтение). Почему? Это великая тайна… В фильме опять спецэффекты – внезапный дождь. А молитвенного подвига не видно.

Не знаю ))) У меня почему-то возникло впечатление, что когда тебя хотят заживо поджарить, то вопль ко Господу (безмолвный, чтобы не радовать присутствующего беса) будет весьма сильным)). И дождь был как раз ответом на эту молитву.
Ксения Балакина / 15.11.2016, 09:31

34. Ответ на 31., Александр Тимофеев:

все больше и больше укрепляюсь в убеждении, что поступил правильно, когда решил вскрыть духовный вред этого фильма.

Отечественный кинематограф находится по сравнению с прежними вершинами - в упадке в самом широком толковании и в частностях. По степени влияния на публику в целом, вне зависимости от конкретных предпочтений зрителей - планка снижена многократно. Предъявляя такие высокие требования, Вы будете правы, если речь пойдёт об экранизации выдающегося сценария для полноценного художественного полотна о житии святых. Режиссёра такого масштаба у нас нет. Не на виду во всяком случае. Сценарист, может быть, уже родился и сценарий рвётся из-под пера. Помогите найти. Тема настолько значима и глубока, что это заведомо должна быть драма, трагедия и главное – шедевр. Вы вскрыли не «духовный вред», а зияющую пустоту, объяснимую историческим развитием отечественного кинематографа в условиях гонения на Церковь. Ваша рецензия хороша, как заявка зрителя на такое произведение. Тот же мотив и у проявившего себя в этом обсуждении интересного нового автора – Сергея Смирнова.
Из народа / 12.11.2016, 15:20

33. Ответ на 30., савл:

Не хотел бы на этом форуме обсуждать другие фильмы Досталя и Арабова. Все-таки статья посвящена только одному их фильму «Монах и бес», поэтому предлагаю не расширять предмет спора. Просто перечислю фильмы, которые имел в виду в статье: Штрафбат, Чудо, Орда. Можно перечислить и другие, но не вижу в этом необходимости.

32. Ответ на 29., Ксения Балакина:

Вспомните житие Антония Великого: «Итак, демоны всякому хpистианину, наипаче же монаху, как скоpо увидят, что он тpудолюбив и пpеуспевает, пpежде всего пpедпpиемлют и покушаются положить на пути соблазны. Соблазны же их суть лукавые помыслы. Но мы не должны устpашаться таковых внушений. Молитвою, постами и веpой в Господа вpаги немедленно низлагаются. Впpочем, и по низложении они не успокаиваются, но вскоpе снова наступают коваpно и с хитpостью. И когда не могут обольстить сеpдце явным и нечистым сластолюбием, тогда снова нападают иным обpазом и стаpаются уже устpашить мечтательными пpивидениями, пpетвоpяясь в pазные виды и пpинимая на себя подобия женщин, звеpей, пpесмыкающихся, великанов, множества воинов. Но и в таком случае не должно пpиходить в боязнь от этих пpивидений, потому что они суть ничто и скоpо исчезают, особливо если кто огpадит себя веpою и кpестным знамением». Пожалуй, соглашусь с Вами, что этот эпизод наиболее близок к житиям. Однако и он извращает православный взгляд на взаимоотношение человека и беса. В житии Антония Великого очень ясно прослеживается мысль о бессилии бесов перед молитвенным подвигом. В фильме опять спецэффекты – внезапный дождь. А молитвенного подвига не видно. Опять подмена молитвы магией. Подмена весьма искусная, что даже Вы, человек духовно чуткий, ее не заметили. Этим фильм и опасен. Главное отличие фильма от житий – постмодернистская мутность, двусмысленность. Опять возвращаюсь к житию Антония Великого: «Великим плодом Антониева подвижничества было и то, что Антоний, как говоpил я и выше, имея даp pазличения духов, узнавал их движения, и не оставалось для него неизвестным, к чему было pвение и стpемление какого-либо духа. Не только сам он не бывал поpуган бесами, но и смущаемых помыслами, утешая, учил, как нужно низлагать наветы вpагов, pассказывая о немощи и коваpстве их. Посему каждый отходил от него, укpепившись в силах, чтобы небоязненно пpотивостоять умышлениям диавола и демонов его. Сколько дев, имевших уже у себя женихов, когда издали только увидели Антония, пpебыли Хpистовыми девами! Пpиходили к нему и из чужих земель и, вместе со всеми получив пользу, возвpащались, pасставаясь как бы с отцом. И тепеpь, по его успении, все, оставшись как сиpоты после отца, утешаются одним воспоминанием о нем, хpаня в сеpдце наставления и увещания его». Вот этого различения духов в фильме нет и в помине. Поэтому Вы и вынуждены высокоумно растолковывать, в каком случае устами монахи говорит бес, а в каком – сам монах. Смею предположить, что эта путаница в картине преднамеренна, чтобы сбивать с толку таких благонамеренных людей, как Вы. Читая Ваши реплики, все больше и больше укрепляюсь в убеждении, что поступил правильно, когда решил вскрыть духовный вред этого фильма.

31. Александру Тимофееву

"Признаюсь, я и не ожидал ничего другого от авторов ряда псевдоправославных и антиисторических фильмов." Какие это фильмы и какой первый в этом ряду?
савл / 11.11.2016, 05:18

30. Ответ на 20-22., Александр Тимофеев:

. Вы меня не переубедили

А я и не собиралась никого ни в чем переубеждать – ибо давным-давно знаю, что это совершенно глупое занятие. Я лишь хотела Вам обозначить мысль, что Ваш взгляд на фильм не совсем объективен и беспристрастен – поэтому Вы не увидели некоторых вполне очевидных моментов. – я до сих пор считаю, что в фильме нет и следов борьбы монаха с бесом.

А эпизод, когда бес за непослушание монаха собирается его сжечь и поджигает костер под его ногами (и только дождь, посланный Господом его спасает)? Монах готов умереть, сгореть, но не покориться нечистому. Это тоже «нет и следов»? Это – верность Господу до смерти. А в чем же смысл полета в Иерусалим в житии святителя Иоанна Новгородского? В том, чтобы подчинить беса. Этого и в помине нет в фильмеЕсли создатели фильма и хотели показать такую борьбу, то сделали это неубедительно. Одержимость показана, но опять же невнятно, а борьбы нет. А в житии плот направляется силой Божией, чтобы гонители покаялись. Никак не могу понять, зачем в фильме извращен житийный материал.

Слава Богу, что в фильме никто не пытался изобразить реального жития. Ибо (на мой взгляд) это самое опасное – на экране «играть» святость. Настоящие святость, молитва, чудеса, духовная брань – это вещи очень глубокие, сакральные. И пытаться их изобразить, в них «сыграть» - вещь еще более опасная, чем то, что многие пытаются разглядеть в обсуждаемом фильме. И опять аллегория. И зачем она? Неужели недостаточно беса показать бесом? К чему эта путаница?

Здесь два момента. 1. Это о чем я уже сказала выше – «играть» в реальных бесов, пытаться показать весь ужас бесовской сути - еще опаснее, поскольку это будет «ужастик» еще более духовно опасный, ибо будет фальшивым. 2. В реальности человек (как мы с Вами) имеем дело с бесами не в их реальном инфернальном виде, а в виде вполне «белых и пушистых» наших знакомых, которые ласково нам сообщают, что «в еде греха нет» (предлагая курочку в Новый год), или «в работе греха нет» (предлагая нарушить праздник), «это не в осуждение, а в рассуждение» (предлагая нам посплетничать). Но это этого безобразие греха и его опасность ни разу не становится меньше. Вот об этом, как мне кажется, говорит фильм. Очевидно? А зачем этот эпизод понадобился?

Это очень многозначный эпизод. Вспомните его: монах, отбиваясь от кого-то невидимого быстро идет в храм и, заикаясь (здесь нужно обратить внимание на очень важную вещь: монах, когда говорит сам – сильно заикается, а когда в нем говорит бес, то он красноречив и громкоголосен), говорит монаху в храме: позови настоятеля, надо исповедоваться, тут такое, о чем и сказать нельзя…. Приходит настоятель и несчастный монах открывает уста уже только для бесовских слов. И бес (устами монаха) говорит очень интересные вещи (если в них вслушаться) - о том, что он "жить без человека не может", что "очень любит врагов Церкви Христовой", "а врага рода человеческого - особенно". Это первоначально шокирует, но когда понимаешь, что это речь бесовская - все встает на свои места. Кроме того очень интересен здесь образ настоятеля – человека духовно чуткого, но не прозорливого – он понимает, что все это бесовское искушение, но как правильно поступить – он не понимает. И поступает так, как ему подсказывает его опыт – отказывает одержимому в отпущении грехов и причастии. ---------------------------- На самом деле Вам бы стоило сейчас еще раз пересмотреть фильм – в свете новых о нем мыслей. Вы увидите много нового ))
Ксения Балакина / 10.11.2016, 13:26

29. Ответ на 27., sergsmir:

пожалуйста, пришлите тогда на этот адрес (info@ruskline.ru) свое фото и полное ФИО.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Валентинович Тимофеев
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
О тайном замысле создателей сериала «Плевако»
20.12.2024
Судьи между Сциллой и Харибдой
КС России защитил право жертв домашнего насилия на огласку инцидентов
22.11.2024
Символическое убийство Столыпина
Или почему современные режиссёры уподобились принтеру, у которого закончились чернила
21.11.2024
Получить наследство, а не «кота в мешке»!
Госдума обязала нотариусов своевременно информировать наследников о неисполненных кредитных обязательствах наследодателя
13.11.2024
«Столыпин» без Столыпина
Новый телесериал противоречив и неоднозначен
13.11.2024
Все статьи Александр Валентинович Тимофеев
Последние комментарии
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Тимофеев Александр
21.12.2024 19:30