«Это родоначальник России в ее нынешнем виде»

Православные священнослужители об установке в Орле памятника Царю Иоанну Грозному

Иван Грозный 
0
1001
Время на чтение 6 минут
Как сообщалось, 14 октября в Орле открыли памятник Царю Иоанну Грозному, появление которого поддержали почти 73% жителей города. Но в блогосфере этот памятник вызвал бурную дискуссию – не в последнюю очередь потому, что прежде памятников Иоанну Грозному в России не было никогда: ни в допетровской Руси (тогда обычая ставить памятники у нас еще не было), ни в петербургской России (репутация «душегуба» мешала), ни в советской (потому что Царь все-таки). Как известно, даже на памятнике Тысячелетию России в Новгороде Иоанн Васильевич «пропущен». 

«Что вы думаете по поводу памятника Иоанну Грозному? Кого из исторических деятелей России увековечили бы вы?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, заявил, что он рад, что Иван Грозный увековечен. 

«Это родоначальник России в ее нынешнем виде, отец русской государственности. И очень важно, что его память увековечена в городе, который был по его повелению построен как засечная линия обороны Москвы на дальних подступах. Кстати, создание глубоко эшелонированной системы обороны Москвы, позволило и в Отечественных войнах одержать победу!» - восклицает священник.

«В нравственном отношении Иван Грозный, конечно, требует переосмысления современниками в связи с тем, что ложь и клевета на русскую историю началась не после Октябрьской революции, а еще в XIX веке. Во многом именно эта ложь как раз и позволила разрушить потом наше государство в ходе революции. Нам все это еще разгребать и разгребать. Достойных людей у нас очень много. Думаю, один из недооцененных наших Государей - это Николай II. Церковь пришла к консенсусу по отношению к нему, а общество пока еще нет. И глубоко уважаемые мною лидеры патриотических партий, как, например, коммунистическая, теряют уважение к себе, уничижая память нашего последнего Императора», - продолжил он. 

«Увековечивание знаковых исторических фигур будет продолжаться. Думаю, и в городе Александров будет поставлен памятник Ивану Грозному, как уже намечено. Потому что мы должны тем самым формировать нашу идеологию. И пока ее нет в виде законодательных актов, самое время, чтобы народное волеизъявление проявилось именно в памятниках, в прославлении и почитании виднейших деятелей русской истории, начиная от Владимира Крестителя и до нынешней поры», - заключил священник.
 
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отметил, что «народ живет не благодаря какому-то уму или здравому смыслу, а по воле Божьей». 

«Мы еще это называем особенным русским духом, и он сформировался не благодаря какому-то Царю или Президенту. Видимо, на нынешнем этапе нашего духовного развития есть огромная потребность в мощном сильном лидере, который бы объединял наше житие. Мы переживаем не только за тех, кто живет в нашей стране, но и за тех наших людей, которые оказались за рубежом и подвергаются там нападкам. Нам нужен лидер, который собирал бы, а не расточал народы и земли. Олицетворением такого лидера вполне можно считать Ивана Грозного, который собирал Русь. Так что памятник ему – олицетворение духовных глубинных процессов в душе народа. А я бы установил памятники нашим святым, хотя это не одобряется и не по канонам Церкви. Но, на мой взгляд, Серафим Саровский, Сергий Радонежский и другие этого заслуживают вполне», - подчеркнул священник.
 
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что «установка памятника – это необязательно признание ныне живущими какой-то великой ценности, которую тот или иной человек сейчас для них представляет». 

«Это прежде всего благодарность за сам факт существования нашего государства, народа. Личность, которую мы собираемся увековечить, когда-то имела решающее значение для исторического пути страны. Не нужно пытаться всех ранжировать и подсчитывать, что тот или иной человек сделал хорошего, а что плохого», - продолжил священник. 

«А к Иоанну Грозному у меня, наверное, все же больше положительных эмоций: он, безусловно, был собирателем русских земель, верующим человеком, многое сделал для нашего Отечества и русского народа. Так уж сложилось, что его ненавидели иноземцы, и вложили в историческую память русского человека нарицательное имя Иоанна Васильевича - Грозный. Говорили о его исключительной жестокости, зверствах люди, не любящие нашу страну. А нам нужно восстанавливать свою историческую память, испытывать благодарность к тем, кто имел решающее значение для созидания нашей страны. Иоанн Грозный, последний Рюрикович из законной династии, конечно, достоин того, чтобы о нем помнили, его чтили и были ему благодарны», - продолжил о. Алексий. 

«После Иоанна Васильевича Грозного жителей нашей страны превратили в рабов. Если бы он правил дальше, или хотя бы продолжилась его династическая линия, возможно, мы бы с вами не знали ни крепостного права, ни революций, ни страшных периодов, когда нашей страной управляли люди, которые ее ненавидели и только и ждали, как бы ее ограбить. А при Иоанне Грозном все было по-другому. Конечно, я хотел бы, чтобы были поставлены памятники княгине Ольге, и быть может, Борису Годунову – нам с вами нельзя быть "Иванами, родства не помнящими". Нужно, чтобы наши потоки не забывали того исторического пути, которым вели отечество и народ лучшие из его представителей», - заключил он.
 
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что Иван Грозный - все-таки неоднозначная фигура. 

«Наверное, именно поэтому длительное время памятники ему нигде не устанавливали. Мне кажется, к этому вопросу нужно подходить обдуманно. Памятники все-таки устанавливают за определенные заслуги, и если историческая фигура неоднозначная, это всегда будет вызывать споры. У монументов часто проводят официальные мероприятия, к ним возлагают цветы. Быть может, просто подыскать для таких памятников удобное место? Например, это может быть не центральная площадь, а какой-то сквер», - высказал мнение священник. 

«Мне кажется, особого внимания заслуживает Александр III. Уж чья деятельность не может вызывать нареканий, так это его – по поводу этого Государя историки все сходятся во мнении. Думаю, было бы неплохо заменить памятник революционерам на Площади Восстания в Петербурге (На Площади Восстания стоит монумент не революционерам, а стела в честь подвига народа в Великой Отечественной войне. - РНЛ) на памятник Александру III, который там, кстати, когда-то стоял. На мой взгляд, память этому русскому Императору может быть увековечена в центре нашего города», - подчеркнул отец Константин.
 
Протоиерей Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского района Московской области, отметил, что у фигуры Иоанна IV два аспекта: с одной стороны правитель, Царь, а с другой - христианин. 

«Историческому деятелю, тем более сыгравшему в истории страны немалую роль, вполне можно поставить памятник, посоветовавшись с местными жителями, что и было сделано», - продолжил он. 

«Но возникают разговоры о святости царя Иоанна Васильевича, о канонизации. А надо заметить, что канонизация означает признание Церковью важного и назидательного духовного подвига в жизни человека. Того, с чего можно и нужно брать пример христианину. Пример именно духовной жизни. Это, например, или жизнь во Христе, или мученическая кончина за Христа. В Царе Иоанне Васильевиче не видится именно такого примера. Всё о чем говорится - политические заслуги, а это не повод для канонизации. Если Господь благословит явить нам его как святого, это будет явлено», - подчеркнул священник. 

«А пока что, к сожалению, эта фигура собирает вокруг себя по большей части людей, склонных к жестким, если не сказать жестоким методам правления. И если с политической точки зрения это можно ещё как-то оправдывать, то евангельской, христианской такую позицию назвать нельзя», - высказал мнение отец Игорь.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Грозный
«Новая нормальность» рубежа XVI-XVII веков
Реформация Бориса Годунова в отношении царской власти, когда личный «Катехон – Удерживающий» стал избираться народом, сдвинула континентальные плиты Русской цивилизации
19.11.2024
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Символ и цель. Иван Грозный
Из книги «Эпоха утраченных смыслов»
12.11.2024
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Обращение православной общественности к Святейшему Патриарху Кириллу
11.11.2024
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от р.Б.Алексий
26.11.2024 13:42
Две патриотические культуры: конкурентная и грантовая
Новый комментарий от Наталья Сидорина
26.11.2024 13:17
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 13:09