Затем Предстоятель Русской Православной Церкви отслужил литию о приснопамятном митрополите Антонии. За поминальной службой молились председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Сурожский Елисей, викарий Сурожской епархии архиепископ Керченский Анатолий, архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Богородский Антоний, епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан, епископ Скопинский и Шацкий Матфей, многочисленные священнослужители, прихожане.
Пел хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии.
В слове по завершении литии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:
«Вечная память, вечная память, вечная память Преосвященному приснопамятному владыке Антонию.
Наверное, все здесь собравшиеся помнят владыку и у каждого есть какой-то свой опыт общения с ним.
Я вспоминаю свою первую встречу с владыкой. Это было в далеком 1965 году, когда он приехал в тогдашний Ленинград, и вместе с приснопамятным покойным владыкой митрополитом Никодимом совершал Божественную литургию в тогда еще кафедральном Никольском соборе города. Я стоял с посохом у владыки Никодима, и был поражен проповедью владыки Антония. Он говорил тихим голосом, сила которого, может быть, без микрофона была недостаточна, чтобы его было слышно во всем большом соборе, но я стоял рядом, и поэтому от начала до конца слышал эту пронизывающую сознание проповедь, которая несла в себе не только мудрые мысли, но и, несомненно, духовную силу. И уже тогда и сердцем, и умом я почувствовал, что владыка — особенный человек, одаренный Богом, обладающий совершенно особой харизмой.
Потом мы часто встречались с владыкой Антонием во время различного рода международных конференций. Мне приходилось неоднократно бывать в Великобритании, а он приезжал в Россию. Нас всегда связывали очень добрые и искренние отношения. Мы откровенно говорили даже о самых в то время деликатных вещах, связанных с положением Церкви в Советском Союзе. Владыка всегда был очень доброжелательным слушателем. Он никогда не задавал сложных и трудных для ответа вопросов, потому что не хуже нас знал, что происходит в стране и что происходит в Церкви. Мы с ним были единомысленны по многим вопросам. И это единомыслие проявлялось по-разному и во многих обстоятельствах.
Когда владыка заболел и стал слабеть, то каждый из нас, кто его знал и любил, желал ему долгих лет жизни, но одновременно все сознавали, что жизнь человеческую невозможно продлить искусственно. И поэтому мне, в то время председателю Отдела внешних церковных связей, надлежало позаботиться об устроении церковной жизни в Великобритании после владыки Антония. Многие из вас знают, что годы после смерти владыки были непростыми. Но по милости Божией, может быть, и по молитвам владыки все устроилось, и те тучи, которые тогда нависли над нашей общиной в Великобритании, рассеялись, и уже мало кто вспоминает о них. Приход стал еще сильнее, сплоченнее. Он объединяет людей старших, тех, кто хорошо помнил владыку, кто его любил, был рядом с ним, и новых людей, многие из которых владыку не знают и не помнят.
Думаю, что долг нашей православной общины, долг Сурожской епархии — бережно хранить память о владыке Антонии, с великим благочестием, с любовью. Он был основоположником епархии, он создал эту русскую православную общину, открытую к англичанам, к людям разных национальностей, которые, действительно, являются здесь украшением нашей духовной православной жизни. Я глубоко убежден, что память о владыке Антонии бережно сохраняется в сердцах не только тех, кто его любил и знал, но и тех, кто не был с ним знаком лично, но полюбил — через его творчество, его проповеди и рассказы о нем.
Пусть светлая память о владыке митрополите Антонии сохраняется из поколения в поколение в благодарных сердцах православных людей Сурожской епархии. Храни вас Господь».
Митрополит Сурожский Антоний родился 6 (19) июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Отец — Борис Эдуардович Блум (1882-1937 гг.) — имел шотландские корни. Мать — Ксения Николаевна Скрябина (1889-1958), единокровная сестра знаменитого композитора Александра Скрябина.
Детство Андрея Блума (так звали будущего митрополита до монашеского пострига) прошло в Персии, где его отец служил консулом. После революции в России 1917 года семья была вынуждена эмигрировать из страны, несколько лет скиталась по Европе, и в 1923 году поселилась в Париже.
В 14-летнем возрасте Андрей прочел Евангелие и обратился ко Христу, состоял активным членом Русского студенческого христианского движения, был прихожанином Трехсвятительского подворья в Париже. В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже.
По завершении курса школы поступил в Сорбонну и окончил там биологический и медицинский факультеты (1938 г.).
10 сентября 1939 года тайно принял монашеские обеты и отправился на фронт в качестве армейского хирурга (1939-1940 гг.), затем работал врачом в Париже. Во время оккупации Франции участвовал в движении Французского сопротивления, был врачом в антифашистском подполье.
17 апреля 1943 года был пострижен в мантию с именем Антоний в честь преподобного Антония Киево-Печерского. Постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев).
Монах Антоний (Блум) работал врачом вплоть до 27 октября 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов) рукоположил его во иеродиакона.
14 ноября 1948 года митрополитом Серафимом (Лукьяновым) рукоположен во иеромонаха и направлен в Великобританию в качестве духовного руководителя англо-православного Содружества святого Албания и преподобного Сергия (1948-1950 гг.).
С 1 сентября 1950 года — настоятель патриаршего храма святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне.
7 января 1954 года возведен в сан игумена, а 9 мая 1956 года — в сан архимандрита.
В декабре 1956 года назначен настоятелем Патриаршего храма Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне. На должности настоятеля данного храма, впоследствии кафедрального собора, он оставлялся до своей кончины.
30 ноября 1957 года в Лондоне хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата с местопребыванием в Лондоне. Архиерейскую хиротонию совершили архиепископ Клишинский Николай (Еремин) и епископ Апамейский Иаков (Вирвос), викарий Экзарха Патриарха Константинопольского в Западной Европе.
В 1958 году был участником богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской Церкви.
В 1961 году в составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в работе съезда Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Нью-Дели.
В 1962 году возведен в сан архиепископа с поручением окормления русских православных приходов в Великобритании и Ирландии во главе учрежденной 10 октября 1962 года Сурожской епархии в Великобритании. Его проповеди привлекли в лоно Православной Церкви сотни англичан.
3 декабря 1965 года возведен в сан митрополита и назначен Патриаршим экзархом Западной Европы.
В 1968 году в составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в работе съезда ВСЦ в Упсале. С 1968 по 1975 года — член Центрального комитета ВСЦ.
Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года.
В 1972-1973 годах читал лекции в Кембриджском университете.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1990 года был предварительно выдвинут в качестве дополнительного кандидата на Патриарший престол; кандидатура была отведена председательствовавшим в первый день Собора митрополитом Филаретом (Денисенко) ввиду того, что у предложенного кандидата не было советского гражданства (что было требованием Устава к кандидату в Патриархи). На Соборе был председателем Счетной комиссии.
Скончался 4 августа 2003 года в Лондоне, в хосписе. Похоронен на Бромптонском кладбище.