В субботу, 8 октября, вышел в свет очередной выпуск авторской программы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря», сообщает Патриархия.ru.
Святейшему Владыки был задан от зрителя следующий вопрос:
«Ваше Святейшество! Сегодня мы видим, как все народы ополчились на Россию. За что же? Неужели мы такие плохие? Всем лезем помогать, часто себе в ущерб, и вместо благодарности — ненависть и презрение. Вот хоть Болгарию взять — такая была дружба, не разлей вода, а сейчас она возглавляет травлю России. Понятно Польша — отношения исторически были сложные, но Болгария? Ведь мы освобождали, и прочее. Выстоит ли Россия?»
«Я думаю, - ответил Предстоятель Русской Церкви, - было бы преувеличением говорить, что другие страны ненавидят Россию, и уж точно не соответствует действительности утверждение, что народы этих стран ненавидят Россию. Я бы сказал, что, напротив, авторитет России очень растет, и это часто выражается в разного рода действиях, заявлениях и неформальных выражениях чувств огромного количества людей в большинстве стран планеты Земля».
«А вот что касается того, что многие сегодня занимают позицию, направленную на изоляцию России, на ограничение ее влияния в мире, на подрыв ее авторитета, то это очевидно, - считает он. - Я бы, конечно, не поставил Болгарию впереди планеты всей, а уж если говорить о народе Болгарии, то ничего подобного нет. У абсолютного большинства сохраняются теплые чувства к России, благодарность за освобождение Россией Болгарии от османского владычества. Да и помимо этих исторических воспоминаний — опыт совместной жизни, совместной молитвы, ведь две братские Церкви, Болгарская и Русская, находились и находятся в самом тесном взаимодействии, в сотрудничестве и совместной молитве. Поэтому нельзя говорить о том, что Болгария, как и многие другие страны, испытывает какое-то негативное отношение к России».
«Но власти предержащие занимают нередко позицию, которая, мягко выражаясь, не соответствует позиции России, а лучше сказать, направлена на ограничение возможностей России действовать на международном уровне, - отметил Его Святейшество. - Проистекает это вот от чего. Для того чтобы иметь независимую внешнюю политику, нужно, чтобы страна была суверенной, то есть независимой от других стран. В Европе большинство стран, включая православные страны, такие как Болгария, Румыния, вошли в Евросоюз. А вхождение в Евросоюз предполагает отказ от значительной части суверенных прав. У Болгарии нет суверенного права определять свою внешнюю политику — она подчиняет ее политике Евросоюза. Хорошо известно также, что политика Евросоюза и политика Соединенных Штатов тесно скооперированы. Поэтому речь идет о проявлении политических настроений властей Соединенных Штатов и Европейского Союза в отношении России. Не мое дело входить сейчас в оценку всей этой реальности, но хочу только сказать, что мы имеем дело, несомненно, с политикой западных держав, направленных на ограничение возможностей России, в том числе в действиях на международной арене, и на понижение авторитета нашего Отечества среди других стран».
«Если вы меня спросите, почему так происходит, ответ будет очень простой: потому что Россия не желает отдавать даже части своего суверенитета другим странам, - пояснил Святейший Владыка. - Она проводит независимую политику, в том числе на международной арене, и эта политика очень тепло воспринимается огромным количеством людей. Мы сталкиваемся с выражением этой симпатии по разным направлениям. Иногда люди — простые люди — даже боятся открыто говорить о своих симпатиях, но эти симпатии существуют, Россия не одинока, и ее поддерживают очень и очень многие. Но сегодня мы находимся в непростом положении, а если так, то должны понимать, какую цену нужно заплатить, чтобы это положение радикально изменилось: нам нужно отказаться от своего суверенитета, нужно отказаться от своей независимости, нужно подчиняться сильному, то есть подчиняться другим».
«Кто-то может сказать: "А что плохого? Давайте подчиняться. Там вроде как и люди богаче живут, может быть, и мы будем богаче жить". Такой примитивный бытовой подход к этой теме ошибочен, потому что речь идет не только о технических, организационных вопросах — речь сегодня идет о большем, - подчеркнул он. - Мы видим, что происходит во многих странах Запада. Мы видим, как распадается человеческая нравственность, как законом поддерживаются самые ужасные проявления греховной человеческой природы, как под лозунгом защиты человеческих прав внедряется грех. Стать правильным и хорошим для стран, которые практикуют такую внутреннюю политику, означает отказаться от самого для нас святого и великого — от духовной традиции, которая корнями уходит в Евангелие, в христианскую веру и которая сформировала духовный облик нашего человека, так что никакие революции и потрясения не смогли истребить этой природной нравственности наших людей».
«Это не значит, что у нас все хорошие — много и плохих. Это не значит, что у нас все хорошо — есть многое, что нужно исправлять. Но нравственные, духовные ценности, принятые нашими людьми от предков и сохраняемые сегодня, являются залогом нашей победы, - убежден Святейший Владыка. - Потому что жизнь в соответствии с Божиим законом — это жизнь, а жизнь, которая пренебрегает Божьим законом, жизнью не является. Избирая верность своей традиции, мы избираем жизнь. Верим, что очень многие это понимают уже сегодня, и меня не покидает мысль о том, что еще лучше это будут понимать в скором будущем».
«Нам поступил еще и такой вопрос: "Существует такое мнение — не знаю, откуда оно взялось, — что все беды России от того, что она когда-то сделала неправильный выбор и приняла Православие. Это повлияло на дальнейший характер народа и на отношения внутри страны, это и сейчас мешает России войти в общеевропейскую семью и присоединиться к цивилизованным странам". Этот вопрос задает нам Нина Васильевна Прохорова из города Красноярска.
И еще один вопрос, который перекликается с только что заданным, — его задает телезрительница Валентина Николаевна Беднова из города Каменск-Уральский Свердловской области: "Мне иногда кажется, Ваше Святейшество, что Церковь — единственная преграда перед напором всеобщего разложения и деградации, действительно, "столп и утверждение истины" (1 Тим. 3:15). Но почему же многие люди, если не большинство, не хотят этого понять? Или, может быть, им и так хорошо, и никакой деградации они не чувствуют?
Попробую ответить на эти очень непростые вопросы, опираясь на Священное Писание. Давайте поговорим о нашем религиозном и цивилизационном выборе и о роли Церкви в формировании характерных черт нашего народа. Ни в коем случае не следует считать, что выбор князя Владимира был ошибочен. Во-первых, потому, что Церковь тогда вообще была едина и никакого разделения на Восток и на Запад фактически не существовало. Поэтому князь Владимир выбирал христианскую веру и через Крещение вошел в единую Вселенскую Православную Церковь, - объяснил Первосвятитель. - Позже произошло разделение на восточную и западную части христианства, и вся последующая жизнь России, судьба русского народа была, конечно, связана с восточной православной традицией».
«А теперь самый главный вопрос: это благо для нашей страны и для нашего народа или, может быть, действительно ошибка? Ответ простой. Православная Церковь непогрешимо сохраняет ту веру, которую Вселенская Христианская Церковь получила от Самого Господа и Спасителя через святых апостолов. Как угодно можно относиться к Православной Церкви, но никто не может опровергнуть того факта, что в течение 2 000 лет Церковь сохраняет все то, чему были научены первые христиане, все то, что было передано из поколения в поколение, от одного епископа к другому. В течение 2 000 лет сохраняется та же самая вера, которой были научены первые христиане. То есть мы обладаем, Церковь обладает Божественной истиной», - подчеркнул он.
«А теперь задумаемся: если Божественная истина вечна и неизменна, а мир меняется, то, может быть, следует иначе поставить вопрос — а куда идет мир, который все далее и далее удаляется от этой Божественной истины? Во втором вопросе очень четко формулируется эта мысль. Церковь — столп и утверждение истины, и если многое летит в тартарары, если разрушается человеческая личность, разрушаются нравственные основы человеческого бытия, а Церковь сохраняет свое свидетельство, то конечно, для многих, кто с этим не согласен, Церковь выглядит силой сдерживающей, консервативной, как бы не соответствующей современному развитию. Но Божественным откровением мы научены тому, что Церковь есть столп и утверждение истины. Этим сказано все, и если кто-то уходит в сторону от этой Божественной истины, то это проблемы тех, кто отклоняется от истины, но не проблема Церкви. Задача заключается в том, чтобы нравственное состояние человека соответствовало Божиему замыслу о человеке, и этот Божий замысел передается учительством в Православной Церкви», - заключил Предстоятель Русской Церкви.