«Дети-агрессоры – результат насилия»

Известные пастыри о проблеме травли в школах

Новости Москвы  Семья 
0
782
Время на чтение 7 минут
Психолог, профессор факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, член-корреспондент РАО, руководитель Фонда Развития Интернет Галина Солдатова рассказала «Ленте.ру» о проблеме насилия и травли в школах, пишет Regions.ru.

По ее словам, пострадать от травли может любой ученик, при этом зачастую отсутствуют какие-либо конкретные основания для агрессии. Повод может быть самым разным - чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей. При этом если в классе кого-то травят, например, по этническому признаку, значит, и в обществе в этом смысле что-то неладно. 

Дети учатся быть безмолвными и равнодушными свидетелями насилия: «Вот, все это произошло, я не полез, и хорошо, что я это не сделал. А Вася полез, и ему тоже досталось». Потом из таких осторожных и равнодушных сторонних наблюдателей формируется общество. И многие родители это поддерживают: учат детей не лезть куда не надо, не ввязываться в непонятные ситуации и быть максимально осторожными. 

Что агрессия в каком-то смысле становится нормой поведения современных школьников, говорят и следующие данные: «Каждый пятый ребенок — участник нашего опроса сказал, что он был жертвой травли, но обратите внимание: тех, кто считает себя агрессором, оказалось больше — каждый четвертый. Интересно, что дети не стесняются этого, ведь вопрос перед ними ставился прямой: «Ты сам кого-нибудь обижал, толкал, мучил, травил? Причем делал ли ты это неоднократно?» Каждый четвертый ответил «да». Могли бы и устыдиться, не признаваться, но нет», - рассказала Солдатова. 

«Опыт показывает: наказания за травлю неэффективны и часто приводят к обратному результату. Даже с агрессором нельзя бесцеремонно обращаться и применять карательные санкции, хотя всегда проще авторитетно сказать, что так делать нельзя, и наказать негодника. А ведь бывает, что ребенок приходит даже к директору и говорит: «Я не могу так жить». И я знаю случаи, когда директор, не видя возможности решить эту проблему, ему отвечал: «Либо терпи, либо уходи из школы». Обидчики могут быть влиятельными, такими, с которыми сами учителя справиться не могут и боятся любым контрдействием усугубить ситуацию», - говорит она. 

«Сталкивались ли вы или ваши дети с травлей в школах? Как с нею можно бороться?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. 
 
Протоиерей Максим Первозванский, лирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», отметил, что «выраженная агрессия может быть не только в школе, но и в других замкнутых коллективах. В учебном заведении ситуацию контролирует преподаватель, - от него зависит, будут ли травить ребенка. И травля должна быть реальной, потому что одно дело, когда пятиклассники потолкались и разошлись, а другое дело, когда шпыняют, бьют, публично обзывают, унижают, то есть жертва испытывает реальное телесное или психологическое насилие. Учитель вполне в состоянии это регулировать, как минимум до старшей школы». 

«Агрессия - следствие недоработки руководства, - считает он. - Авторитета учителя и его способности показательным образом пресечь травлю вполне хватает. Учитель не может заставить детский коллектив принять ребенка, который им не нравится, но во всяком случае, наказав виновников, может навсегда прекратить это дело. У него есть все административные рычаги». 

«Если конкретный родитель будет защищать своего виновного отпрыска, то сообщество всегда против таких проявлений, но если вынести вопрос на родительское собрание, можно много чего добиться. Поэтому проблему травли детей в школах надо решать на административном уровне», - заключил отец Максим.
 
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, согласен, что «детской жестокости очень много. И здесь главное бороться не со следствием, а с причинами. Откуда в обществе эти тенденции? К сожалению, вектор развития нашего общества как раз и показывает нам источник агрессии – культ превосходства, благополучия, власти, денег. Человек могущественный, то есть имеющий деньги и власть, имеет право превосходить даже закон. Все это отражается и на детях». 

«В такой среде слабый человек становится жертвой, а мы знаем, что в нашем обществе жертва бесправна. И ведь сейчас закон смягчает даже статью за хулиганство. Неудивительно, что все доходит и до школы. Неслучайно в наши дни многие люди ищут альтернативу и вообще не хотят отдавать детей в школы, переходя на домашнее обучение или разыскивая частную школу. Изменить ситуацию трудно, потому что дух времени такой. И пока у нас в обществе не будут процветать принципы добра, справедливости, нравственности, совести, которые должны воспарить над низменными страстями, ничего не изменится. Но где взять силы и кто будет это проповедовать? – вопрошает он. - Тут не последнюю роль играет Церковь, но ее не пускают в школу». 

«Воспитать ребенка – самая трудная работа в жизни, - подчеркнул пастырь. - И подвергать свое будущее насилию преступно, иначе пожнем страшные плоды».
 
Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, сказал: «Получается, у нас порочное общество. Дьявольская сила настраивает людей – деградировать легче, чем стремиться к чему-то хорошему. Меня в школе тоже травили, когда мы переехали из одного населенного пункта в другой и я пошел в другое учебное заведение. Я был там как белая ворона. Но ничего, это способствует размышлению о жизни - хотя я три года ходил как на каторгу». 

«Как можно влиять на эту ситуацию? – задается он вопросом. - Только с Божьей помощью, - и начинать, конечно, нужно с себя и своей семьи. А у нас семья разрушена. Преемственность поколений давно потеряна. Я заметил: как только отвлекусь на что-то (например, сяду смотреть телевизор вместо того, чтобы побыть вместе с детьми), у меня возникает такое чувство, что это время потеряно безвозвратно. А знаете, что теряешь? Часть жизни. Все сейчас сидят, уткнувшись в телевизоры, телефоны, смартфоны – а жизнь-то проходит мимо. Никому ни до кого нет дела. Никто не размышляет ни о Христе, ни о спасении, ни о смерти, ни о благородстве. Каждый думает, как бы комфортнее жить». 

«В нас давно зреет равнодушие: кого-то обижают, а мы проходим мимо, - посетовал отец Георгий. - Но в следующий раз обидеть могут нас. Это все от безнравственности, бездуховности. В нас не воспитывают благородство, достоинство – об этом нигде не говорится. И это в первую очередь вина родителей».
 
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, признался: «Меня в школе дразнили "попенком". Это было в 80-х годах. Но тяжелого впечатления у меня не осталось. У меня есть знакомые дети, которых травили потому, что они из многодетных семей. Были нападки и по поводу их христианского поведения». 

«Мне кажется, - продолжил он, - это свидетельствует о двух вещах. Первое - отсутствие культуры. В обществе не воспитывается нормальное отношение к другим людям. Я плохо представляю себе, чтобы образованный культурный ребенок, в котором воспитывают уважение к другим, кого-то травил. Дело, конечно, не только во влиянии родителей, но и в отсутствии общей культуры, примеров доброго отношения - например, по телевидению. У нас нет добрых подростковых фильмов. В западных герои делятся на "монстров" и "супергероев". А где нормальные добрые школьные отношения?» 

«И второе – отсутствие должного контроля и наказания. Ребенок, который так себя ведет, знает: из школы его не выгонят. Почему учитель боится трогать такого ученика? Потому что скорее из школы выгонят учителя. Ребенок сможет мстить и ему, и директору, и его никто за это не накажет, к ответу не призовет. И это проблема не одной школы. Это общая ситуация. Знал бы ребенок, что ему грозит наказание, так бы себя не вел. Так что это комплексная проблема, и решать ее нужно и воспитательными, и карательными мерами», - убежден отец Стефан.
 
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», сказал: «Да, со мной это случалось - давно, еще в советские времена. Но во все времена школьник, чем-то отличающийся от всего остального коллектива, испытывается на прочность. Думаю, вряд ли это можно исправить какими-то административными мерами – дети всегда найдут возможность "ущипнуть" своего одноклассника, продемонстрировать свое отношение к нему таким образом, что отследить это на административном уровне будет невозможно. Нельзя принять какой-то закон или правила, которые позволят отличающемуся от других детей ребенку чувствовать себя комфортно. Это детская среда, и думаю, такое (или другое) соперничество заложено в ребенке. Иногда такая конкуренция бывает даже полезна, хотя и болезненна – это некий этап становления личности. Вырастая, мы, наверное, должны приобретать более толстую шкуру. Я помню, что это было очень непросто – но полезно». 

«Иногда родителям или преподавателям вовсе не следует вмешиваться в ситуацию, ибо их вмешательство окажется контрпродуктивным. Сами дети этого не хотят, так как предвидят еще большие издевки одноклассников. Очень важно, чтобы у ребенка, который подвергается таким испытаниям, был некий положительный ресурс. Его, в первую очередь, обеспечивает семья. Если ребенок убежден: у него есть место, где его любят, хорошо к нему относятся, он перенесет трудности, и выйдет из ситуации закаленным. В этом смысле религия – неоценимое благо. Религиозный ребенок знает, что можно молиться, причащаться; испытания укрепят его дух. По собственному опыту скажу: молитва в детстве очень помогала мне пережить испытания и преодолеть трудности», - заключил отец Михаил.
 
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, задался вопросом: «Как бороться с травлей в школе? Главное - не молчать. Родители - большая сила, они могут изменить климат в школе. Мне кажется, в таких ситуациях нужно поднимать других неравнодушных родителей, и говорить: "Нам не все равно, в какой школе учатся наши дети"». 

«Что касается агрессоров - не всякая жертва может им стать, но любой агрессор – всегда жертва в прошлом. Значит, у нас очень много насилия - в том числе в семье. Дети-агрессоры – результат насилия, перенесенных травм. Думаю, с их семьями тоже нужно работать, выяснять, почему дети в них растут как звереныши. В нормальной, благополучной семье этому нет места. А потом, к сожалению, это транслируется на последующие поколения», - посетовал пастырь.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Семья
«Вторая Россия» возродит страну? Как искоренить
навязанную нам культуру вырождаемости
11.01.2025
Наркобизнес в мире только укрепляется
Со времени начала опиумных войн прошло почти 200 лет, но война с помощью наркотиков против человечества продолжается
11.01.2025
Как заменить капитализм на солидарный строй
По всем направлениям нас ждут серьёзные испытания – проблемы демографии, миграции, образования, экономики
11.01.2025
«Стране давно нужна фундаментальная Миграционная реформа»
Конкретные предложения для решения миграционного вопроса в России
10.01.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
«Русские общины» и опасность русского национализма
Новый комментарий от Константин В.
13.01.2025 16:31
Право сильнейшего
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.01.2025 16:28
Что же такое начётничество?
Новый комментарий от С. Югов
13.01.2025 16:19
Трампистский глобализм может оказаться опаснее
Новый комментарий от Vladislav
13.01.2025 15:48
Неужели и в России нужно вмешательство Маска?
Новый комментарий от Владимир С.М.
13.01.2025 15:00
Мудрость, ум и глупость всегда рядом
Новый комментарий от Игорь Бондарев
13.01.2025 14:57
Пепел 6а класса
Новый комментарий от учитель
13.01.2025 12:10