Треть россиян (34%) ограничила бы проживание в России выходцев с Кавказа, сообщает «
Левада-центр» (вопрос не различает жителей независимых государств Закавказья и уроженцев российского Северного Кавказа – впрочем, их и большинство респондентов различает плохо). 29% выступает за ограничения для уроженцев Средней Азии, 24% - для китайцев, 21% - для цыган.
Напомним, среди российских политиков нет согласия насчет основ миграционной политики. Некоторые выступают за решительное ограничения как въезда гастарбайтеров вообще, так и, в особенности, предоставления им гражданства. Другие, напротив, настаивают, что иммигранты России необходимы – как из-за потребности в рабочей силе, так и из-за демографических проблем: по словам некоторых депутатов, для полноценного экономического развития в России не хватает примерно 50-70 миллионов трудовых мигрантов.
Число россиян, желающих ограничить проживание выходцев с Кавказа в РФ (34%), в целом идентично доле тех опрошенных, кто испытывает негативные чувства в отношении выходцев из южных республик, с которыми они проживают в одном городе, районе (38% суммарно, включая такие позиции, как «раздражение», «неприязнь», «страх»). Вместе с тем декларативное безразличие населения к данной категории («никаких особых чувств») населения остается преобладающей самооценкой среди 60% опрошенных.
Лозунг «Россия – для русских» в той или иной мере поддерживает больше половины опрошенных (52%) – впрочем, 38% оговорились, что его следовало бы осуществить «в разумных пределах». Впервые за все годы замеров число россиян, ответивших, что «меня это не интересует», достигла пятой части опрошенных (21%). «Наиболее вероятной причиной снижения симпатий общественного мнения к «русской повестке» с правым уклоном представляется, с одной стороны, отсутствие выраженно артикулированного официального русского национализма (к примеру, в предвыборных программах партий в Госдуму), с другой – альтернативного, «низового» национализма, который, помимо разногласий по «крымскому вопросу» среди движений, взят по жесткий контроль антиэкстремистского законодательства, что в обоих случаях минимизирует трансляцию идей подобного рода в массы и их «вживление» в общественное мнение» - констатируют социологи.
Только 18% респондентов заявили, что в городе или районе, где они живут, ощущается межнациональная напряженность. Развитие конфликтов на межнациональной почве в ближайшем будущем кажется возможным только десятой части населения (12%).
При этом большинство (54%) россиян не согласны, что иммигранты обогащают российское общество, принося с собой новые идеи и культуру – напротив, 39% полагают, что они разрушают культуру российскую. 51% не думают, что иммигранты в целом способствуют развитию российской экономики – они лишь увеличивают уровень преступности (64%) и отбирают рабочие места у россиян (62%).
При этом большинство считает, что число мигрантов в стране либо осталось без изменений (43%), либо увеличилось (42%). Только 7% участников опроса отметили снижение численности мигрантов за последние два года.
«Как бы вы оценили итоги опроса? Есть ли сдвиги в миграционной политике России? Как вы сами относитесь к мигрантам и что думаете о лозунге «Россия для русских»? Почему этот лозунг так популярен до сих пор, несмотря на все усилия властей по снятию межнациональной напряженности?» - с такими вопросами корреспондент
Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в
Москве, отметил, что, как известно, «поскреби русского – найдешь татарина».
«Россия всегда была плавильным котлом для разных наций, поэтому ксенофобией русский народ никогда не страдал. Действия миграционной политики должны быть основаны на законе. Если гражданин с Кавказа россиянин, то как его ограничить в правах? Это нарушение Конституции! А если он из другого государства, надо исходить из визовой политики и из имеющихся законов. Все должно быть в правовом поле. Другое дело, что у нас строгость законов смягчается необязательностью их исполнения. Многие кричат, что мигранты лишают нас рабочих мест. Но ведь в строительстве и торговле выкручиваются за счет дешевой рабочей силы, - где ее тогда набрать? Тоже проблема. И я лично не ощущаю никакого дискомфорта из-за мигрантов. У нас дворник работает, явно откуда-то с юга. Каждое утро здоровается, ведет себя прилично, трезвый, работает хорошо, приятный и культурный человек. И я не думаю, что он вытеснил кого-то, устраиваясь на работу, потому что и вытеснять было некого», - заключил о. Андрей.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, заметил, что в последнее время стало меньше агрессивно настроенных мигрантов, они стали более вменяемы.
«По-моему, это благодаря разумной внутренней политике, которая остановила создание автономных мусульманских анклавов у нас в России, - их стало меньше, а если будет еще меньше, будет еще лучше. Интеграция приезжих в наше общество должна происходить хотя бы естественным путем, а если еще будет стимулироваться, то вообще отлично. А когда было позволено каким-то силам создавать мусульманские анклавы, которое провоцировали опасные ситуации, это грозило серьезной бедой», - продолжил он.
«Мне вспомнилось, как у святейшего Патриарха Алексия II спросили, мол, как относиться к тому, что у нас много китайских мигрантов, которые захватывают территории Сибири и Дальнего Востока. Святейший Патриарх сказал, что это очень хорошо в плане духовно-православной миссии, это прекрасное поле для нашего миссионерства и их интеграции в русскую культуру. И если мы будем миссионерами для приезжих, то нам не страшна и даже полезна будет любая миграция свежих сил, людских резервов, они тогда будут вписываться в нашу духовную культуру и будут ее обогащать. Но если миграция будет управляема не в России, а извне, это будет разрушать нашу культуру, государственность, бытие. И дай Бог, чтобы мы и наши руководители воспринимали проблему миграции так, как воспринимал наш Патриарх Алексия II, царство ему небесное», - заключил отец Александр.
Иерей Святослав Шевченко, настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске, считает, что опрошенные выражают свои национальные чувства именно так, потому что в России нет грамотной политики в сфере этнокультурных отношений.
«Государствообразующим у нас считается русский народ. Но об этом как-то не принято говорить, только в связи с последними событиями – конфликтом на Украине, присоединением Крыма - слово "русский" стало звучать чаще. А бояться его не нужно, и тогда не будет подобных результатов опроса. Запретный плод всегда сладок. Когда замалчивается роль государствообразующего народа, он чувствует себя ущемленным. Амурская область граничит с Китаем, и еще десять лет назад в Благовещенске на 220 тысяч русскоязычного населения приходилось 10 тысяч китайцев. Поэтому народ у нас поддерживает такие политические партии, которые в своей предвыборной программе разыгрывают национальную карту. В последние годы я заметил, что у нас, как и в Москве вместо русских дворников появились выходцы из Средней Азии (хотя там вроде бы начали решать эту проблему). Но недовольства населения в связи с этим нет», - продолжил он.
«Лозунг "Россия для русских" естественно, неприемлем. Еще Достоевский говорил, что русский человек определяется не составом крови, а отношением к православию. Я с ним согласен. У меня в социальной сети в друзьях азербайджанец, который, наверное, больше русский, чем я. Он православный человек, лингвист, занимается исследованием русского языка. Так что этот лозунг абсурден. В нашей стране несколько кавказских республик, - и как быть с их жителями? Они - основная часть представителей кавказских национальностей, которые, по мнению, националистических организаций, вызывают напряженность. Тут, наверное, дело не столько в мигрантах, сколько в межнациональных отношениях», - отметил о. Святослав.
«Думаю, в нашей стране определенные силы продолжают разыгрывать национальную карту. Сейчас к тому же поднимает голову неоязычество. У этих организаций свои спортивные клубы, ритуалы, и думаю, именно с этой стороны может прийти опасность. Наглядный пример –
Украина. Переворот там произошел "благодаря" националистическим организациям. Кстати, общеизвестно, что различные социальные опросы – тоже предмет манипуляций. В наше время верить на сто процентов каким-то данным нельзя. Нужно перепроверять, сверять их с данными других социологических опросов. Хорошо бы в школах преподавать предмет "Критическое осмысление действительности": детей нужно учить сортировать информацию. Однако я соглашусь: из-за культурных различий у нас подчас случаются конфликты, когда представители тех или иных диаспор неуважительно ведут себя по отношению к коренному населению. Думаю, нам необходима грамотная политика, и не только миграционная. Нужно проводить больше фестивалей народов России, организовывать какие-то совместные проекты. Все-таки идея братства советского времени более жизнеспособна, чем идеи мультикультурализма, которые в Европе с треском провалилась», - заключил священник.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, сказал, что ему лозунг «Россия для русских» незнаком.
«Возможно потому, что я живу в глубинке. У нас этот вопрос так остро не стоит. Да и в Москве подобного я не слышал. Мне кажется, эта проблема надумана. Россия действительно многонациональное государство, где испокон веков уживалось много народов. Может, не всегда они жили дружно, но в решительный момент всегда были вместе. Искусственно раздуть любой конфликт нетрудно – особенно, если есть желание и деньги, - но в России это так просто не пройдет. Да, бытовой национализм у нас был всегда, но речь, скорее, идет о частных случаях», - продолжил священник.
«А вот нехватка рабочих рук – это действительно проблема, и мы с ней сталкиваемся даже у нас в Оренбургской области. В нашем районе остались крупные сельхозпроизводители, а специалистов, которые бы работали в поле, занимались животноводством, катастрофически не хватает. Из-за нашей природной лени и нежелания обзаводиться детьми нам придется обращаться за помощью трудовых мигрантов. Поэтому как будет организована эта миграция – вопрос государственной важности», - добавил он.
«У нас есть народы Кавказа, которые сейчас активно осваивают просторы России, создают свои диаспоры. Причем речь не только о торговле – многие чеченцы, ингуши работают в нефтяной промышленности – точно так же, как остальные граждане нашей страны, вкладывают свой труд в экономику России. А что касается приезжих из-за границы – к сожалению, эти люди пока у нас на положении рабов. При пожарах в Москве в типографиях, на производстве, регулярно гибнут иностранные граждане – и это только те, кто работает официально. А представляете, что происходит с нелегалами? Так что пока этих людей нещадно эксплуатируют, они трудятся у нас за те деньги, за которые не хотят работать наши соотечественники, а потом вывозят огромное количество средств из страны. Тут есть над чем задуматься. Нечего пенять на иностранцев, которые хотят у нас работать – если мы не хотим трудиться сами, рожать детей, останемся в демографическом меньшинстве», - заметил священник.
«Искусственно поднимать в этой ситуации национальный вопрос, думаю, не нужно. Если в наших семьях будет рождаться не по одному ребенку, а хотя бы по пять, мы сохраним свою национальную идентичность, у нас будут рабочие руки. Безразлична эта ситуация тем, кто не хочет работать, или не сталкивается с этой проблемой. А люди, которые занимаются производством, остро ощущают нехватку рабочих рук. Все-таки мы должны понять: Россия - это не только русские. У нас много других народов, мы одна страна и для всех должны быть созданы равные условия», - подчеркнул о. Вячеслав.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, отметил, что результаты этого опроса заставляют в очередной раз задуматься о проблеме ангажированности опросов.
«Как можно ограничить въезд в Россию жителям Кавказа, половина которых – граждане России? К тому же только слепой или ангажированный человек может делать вид, что у нас не существует напряжения на национальной почве, межнациональных конфликтов – особенно в больших городах. Даже правоохранительные органы, которые зачастую квалифицируют такие столкновения как бытовые ссоры, вынуждены признавать: такая проблема существует. А возникла она по вполне понятной причине – сто лет назад захватившие власть люди сказали, что строить новое государство нужно на основе национально самоопределения. Вместо котла народов Российской Империи, где у каждого народа были равные права, мы получили бомбу замедленного действия, которая взорвалась через 80 лет после своего создания - межнациональные конфликты», - продолжил священник.
«При всем моем глубочайшем уважении к профессионализму составителей прогнозов "Левада- центра", результаты этого заставляют, по меньшей мере, сомневаться. Часть опрошенных считают, что напряжение существует, но вместе с тем конфликты на межнациональной почве невозможны? – Это абсурд. Я не специалист в области миграционной политики, но мне очевидно: титульная нация в силу своего большинства не может иметь меньше прав, чем любое агрессивное меньшинство – в том числе, по национальному признаку. Мне как гражданину страны, когда-то ребенку, а теперь отцу, ясно: в нашей стране самой правильной национальной политикой была бы политика демографическая. Если бы, как сто лет назад, за 20 лет численность населения нашей страны увеличивалась в полтора раза, никакой проблемы не было бы. Как и рассуждений о том, что дешевле привести сюда трудового мигранта, взрослого человека, который будет работать, чем воспитать ребенка, который то ли помрет, то ли вырастет, и еще неизвестно, захочет ли трудиться. А еще ему нужен сначала детский сад, потом школа, вуз, социальное обеспечение…», - добавил о. Филипп.
«Давайте спросим у городских властей: сколько должен получать московский дворник? И зададимся вопросом: а почему на этой работе, которая по нынешним меркам нормально оплачивается, трудятся только мигранты, а москвичу наняться в своем городе дворником невозможно? Подводя итог, повторюсь: нам нужна не столько национальная политика, сколько демографическая. Можно сколько угодно рассуждать, для русских Россия или нет, но она достанется тому народу, который захочет создавать семьи и рожать детей. А если никто из народов, проживающих в нашей стране, этого не захочет, небольшое по численности оставшееся население будет обслуживать интересы других, более активных, народов», - заключил священник.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, отметил, что представленные данные свидетельствуют, что в обществе нет единодушия по вопросам к миграционной политики.
«Миграция у нас была и раньше, но, сейчас, наверное, произошел скачок. Это, скорее всего, связано с тем, что появляется новое поколение мигрантов - их дети. Мигранты – зачастую представители другой культуры, исламской, со своими семейными ценностями. Их дети составляют большой процент от общего количества учащихся многих школ Москвы и Подмосковья. Есть даже классы, которые почти полностью состоят из детей мигрантов, - и это, конечно, создает определенные сложности. Да, у нас многонациональная страна, и мы со времен Петра были открыты для иностранцев, а европейцы всегда пользовались в нашем обществе уважением. Но сейчас миграция изменила направление, она, по большей части, идет с юго-востока, и беспокойство людей понять можно», - добавил он.
«Русская нация исторически была государствообразующей, поэтому многие представления об устроении семейной, общественной жизни пришли к нам из древности, когда наша культура была православной, а религиозное православное сознание было присуще большинству общества. Сейчас мы все чаще сталкивается с другим менталитетом. Это проявляется и в быту - нередко нас поражает, когда представители кавказских регионов ведут себя бесцеремонно. Думаю, эту проблему нужно решать комплексно. Я как православный священнослужитель считаю: нам нужно сохранять особое состояние русской культуры, воспитанной в колыбели православия. Приезжие, особенно дети, должны знакомиться с культурой того общества, в котором сейчас живут. Поэтому преподавание в наших школах "Основ православной культуры" давно стало необходимостью. Думаю, нам следует расширять этот опыт - это залог того, что в будущем мы избежим серьезных мировоззренческих конфликтов. Мы должны распространять православие среди приезжих трудовых мигрантов. Да, у нас все религии равны и человек волен исповедовать любую, но если говорить о миссии как об одной из задач нашей Церкви, она, естественно, тоже необходима», - продолжил о. Димитрий.
«Но хочу подчеркнуть: преподавание «Основ православной культуры я не рассматриваю как миссионерскую деятельность. На мой взгляд, их нужно знать многим представителям нашего общества, которые считают себя православными. У нас, к сожалению, сформировалась духовно невежественная среда – под православием зачастую подразумевают обряды, а вовсе не вероучение, не этические ценности. В школе миссии не место, но во всем остальном она, безусловно, должна присутствовать. Я также читаю, что многие наши законы должны быть ближе к заповедям Божьим, которые нам предлагает Священное Писание. Я считаю, что это и есть тот путь, благодаря которому трудовые мигранты познакомятся с нашим национальным характером», - отметил он.
«Ну а что касается ограничительных мер, о которых говорят многие опрошенные, – думаю, нужны и они. Если наш народ не хочет трудиться, выполнять большой объем работы, который выполняют мигранты, мы будем паразитировать в собственной стране, и перестанем владеть ситуацией. Целые области трудовой занятости у нас будут иметь национальную окраску - что, на мой взгляд, неправильно. Работу должны получать прежде всего наши соотечественники. Это будет способствовать и повышению культуры труда. Мигранты зачастую трудятся за маленькую зарплату, они бесправны, поэтому у нас искажены трудовые отношения. Когда работодатель привыкает к определенной схеме отношений, он начинает распространять ее на всех», - заключил священник.