Кому повем печаль мою

Людмила Московская о тайне народной поэзии в книге «Духовные стихи Русского Севера»

Александр Сергеевич Пушкин  ДелоРус 
0
910
Время на чтение 7 минут
Вышла Книга. Книга большая и великая. Большая – по формату и толщине: 800 страниц. Великая – ибо содержит документально засвидетельствованный Дух русского народа. В ней собраны духовные стихи, записанные на протяжении полутора столетий и хранящиеся в архивах Петрозаводска.

Эта работа продолжает публикации памятников духовной жизни народа, реабилитированных в последние десятилетия. В 2002 году была издана работа «Беломорские ста́рины и духовные стихи», записанные выдающимся учёным А.В.Марковым на рубеже XIX-XX веков (тираж 500 экз.). В 2007 году опубликован первый том «Неизданных материалов экспедиции Б.М. и Ю.М.Соколовых. 1926-1928: По следам Рыбникова и Гильфердинга», практически полностью посвящённый духовной поэзии (тираж 800 экз.). Материалы были «рассекречены» и оказались доступными для читателя через 80 лет!

И вот новое событие – книга «Духовные стихи Русского Севера» (Петразаводск, 2015, 500 экз.). Издание подготовлено коллективами Карельского научного центра Российской Академии наук и Петербургской консерваторией. Составители текстов: Валентина Павловна Кузнецова, нотного приложения: Галина Владимировна Лобкова и Мария Николаевна Шейченко.

Как говорят, архивные материалы вошли в научный обиход… Вроде бы всё прекрасно. Из небытия всплывает история духовного самосознания народа. Открывается сокровищница национальной поэзии. 

О чём же печалится душа моя? О том, что для подавляющего большинства наших современников эти самые главные события современности остаются абсолютно неизвестными. Подлинные тексты являются основой для подлинных суждений об уровне совершенства крестьянской культуры. Для осознания мощи и чистоты народной души, народной философии и нравственности. Документы – штука неопровержимая. Это не медитация писателя, не спекуляция политика. Это ошеломляющая правда о нас самих.
 
Однако, главные события остаются на периферии культурной жизни современного общества. 

Мы живём в одной стране, ходим по одной земле (и чаще по одному асфальту), под одним небом, но не знаем, не узнаём друг друга. Не слышим и не видим. Мы скользим в параллельных интеллектуальных мирах. Мы – городские жители. Едим и пьем то, что нам выкладывают сетевые магазины. Слушаем и думаем о том, что нам вбрасывают в головы рекламные ролики телевизора. Круг личностного общения рядового гражданина крайне узок. В основном сводится к бытовому взаимодействию. Интеллектуальное общение, как правило, ограничено профессиональным интересом.

Культурная прослойка чрезвычайно тонка. Специалисты, подобные флюсу, принадлежат каждый своему ведомству: медицинскому, учёному, учительскому, банковскому… Есть среди них музыкальное и филологическое, а в нём реликтовые отделения изучения традиционной культуры. И многим из нас кажется, что это знание избыточное, не может быть востребованным в наш рациональный век. А раз уж оно априорно напрасное, то и не нечего знать о том, что кануло в Лету.

И мы ничего не знаем.

Мы отодвигаем от себя эти сведения, отдаём в руки специалистов искусствоведов, русистов, музыкантов. Не осознавая, что это-то и есть самое главное наше достояние – завещание предков, обретение корней в народном понимании смыслов жизни.

Для человека, выросшего в городской культуре, флюиды национального вольного духа улавливаются в творчестве Твардовского, Рубцова, Есенина, Гаврилина, Свиридова… Здесь мы чувствуем животворную силу экологически чистой культуры. Но первородная традиционная культура – другая. И она мощнее.

Есенин писал о «мудром нашем мужике» и очень точно понимал это. В детстве он ещё застал пение каликами духовных стихов. Это глубокое нутряное чувство слова, мелоса народной песни оживотворило его поэзию. Мы узнаём и приветствуем его авторскую русскость. Но в первоисточнике она шире и полноводнее, проще и мудрее. Чтобы осознать это, надо прикоснуться к подлинным образцам народной поэзии. 

Крестьянская народная культура, любовно собранная с громадных просторов России, перекочевала в архивы. О ней знают, ею наслаждаются, её изучают эстеты-интеллектуалы из консерваторий, университетов, Пушкинского дома. Она оказалась достоянием интеллектуальной элиты. В своих высочайших образцах традиционная народная музыка смыкается с классикой, и авангардом. В ней есть отшлифованность, безупречность вкуса. Виртуозность и одновременная простота порой недостижимая для профессионального исполнителя. Истово и смиренно пение крестьянином былины или духовного стиха. Он говорит о том, что доподлинно знает, чему доподлинно верит. То, что абсолютно, что есть вне его, и то, что есть он сам. 

Книга содержит множество записей духовных стихов, сделанных от разных исполнителей на протяжении полутора веков. Может возникнуть вопрос: зачем не филологу-специалисту читать один и тот же сюжет в многократных повторах? Но это та необходимая множественность листьев, без которой невозможно понять, что такое дерево. Одинокий лист неспособен донести всей радости, аромата, могущества целого. 

Многообразность даёт обаяние и торжество полноты смысла. Стихи, словно подвижные листья, по-разному ловят и отражают свет. Расплёскивают солнце. Одиночный текст, осознавая свою уникальность, неподсуден и кичлив. Частный текст из множества, даже самый наисовершеннейший, одновременно является рядовым.

Когда осознаёшь эту всеобщность уникального: народного духа, ума, сердца, то ошеломлённо сравниваешь духовный образ народа прошлых веков и нынешнего времени. Перестаёшь ориентироваться во временах и пространствах, в направлениях движения цивилизации, в прогрессах и регрессах.

В начале XX века архимандрит Иларион (Троицкий) писал о Прогрессе и Преображении. О том, что столбовой дорогой развития человечество выбрало прогресс: техническое усовершенствование жизни, накопление материального и интеллектуального знания обществом и личностью. Но Господь звал к Преображению. Это глубокое понимание смысла человеческой жизни в масштабе христианской истины – главное содержание народной духовной поэзии.

Чтение одного и того же духовного стиха во множестве записей позволяет выявить канонический смысл притчи. Каждый исполнитель держит образ идеальной истины, принятой и растворённой в сердце народа, и как по канве вышивает свой узор. Кто более искусен, глубок, музыкален, тот воплощает лучший образ традиции. Но все находятся под высокими сводами Православия. Печалуются о духовном преображении человека. Русский народ сердцем принял библейские и житийные тексты, переосмыслил их в поэтические образы.

И погружаясь в эту крестьянскую культуру – документально утверждаешься в истинности существования народа богоносца и Святой Руси. 

Для некоторого подобия конкретного впечатления о содержании, коснёмся двух чрезвычайно широко распространённых стихов о Двух Лазарях и Алексии человеке Божьем.

Евангельская притча о Лазаре не называет имя богатого брата. В художественном повествовании все герои должны быть наречены. Закон теплоты устного слова не позволяет иначе. Тождественность пред Богом усугубляется одинаковостью имён богатого и бедного братьев – два Лазаря. Это не нелепость, в крестьянских семьях дети часто имели одинаково звучащие имена, данные по дню рождения и соответствующие разным святым в святцах. Народ согревает канонический строгий учительский текст теплом своего сердца. Раскрашивает, расставляет свои акценты.

В некоторых записях оба брата ласково называются Лазарюшками. Народное сознание с необычайной душевной щедростью и мудростью встаёт выше осуждения: соболезнует бедному, но и более того богатому бессердечному брату. Певца ничуть не поколебала греховность богача. Невзирая ни на что, и он – Лазарюшка. Ибо в этом Божий замысел. В каждом хранится образ Божий. Грех человека есть болезнь. И, исходя из этой Евангельской полноты смысла, злодей, как человек в сатанинском ожесточении попирающий законы Господни, извергший себя из Царства Божия, достоин глубокого сострадания. И в конце после Божьего определения праведного в рай, а грешного в ад, у кроткого брата нету мстительности. Когда грешник, мучимый жаждой, просит хоть напёрсток воды, он отвечает с благорасположением и смирением: – «Дал бы тебе и ковшик, да воля не моя».

Нет мелочей и пустот в народных поэтических формах. Они выношены в народном сердце столетиями.

Загадочен сюжет об Алексии человеке Божьем. Здесь есть нечто выскальзывающее из нашего нынешнего рассудочного понятия о героизме и значимости человеческой жизни. Родившийся в достатке, изобилии, любви, Алексий покидает отчий дом, невесту, мирское счастье. Исчезает из материального, чтобы обрести себя в духовном мире. А через много лет, возвратившись нищим странником, остаётся неузнанным. Лишь со смертью открывается тайна его жизни и святости. Ключ к загадке судьбы – в её божественном истоке. Алексий – вымоленный сын. Долго просили бездетные благочестивые супруги о ниспослании им чада. И, вняв пламенной мольбе, Богородица сообщила, что родится сын – человек Божий. Посему пост и молитва стали его уделом.

Удивительны устоявшиеся смыслы народной философии, вылитые в поэтическое слово. В них русской душе тепло. – Здесь её дом. 

Мы коснулись лишь сюжетов, но поэтический смысл лежит в форме, в языке, в напеве. Обаяние мелодики, звукописи стиха, живость диалектного слова, дающего ему особенную достоверность, можно почувствовать лишь при чтении подлинных текстов. 

В книге имеются записи середины XIX века, сделанные от калик – профессиональных странствующих исполнителей, живущих на подаяние. Эти тексты наиболее обстоятельны, полнозвучны, пространны (некоторые содержат свыше 600 строф). Отчётливо видно, как угасает стих в более поздних записях. Укорачивается текст, теряются детали, слабеют диалектные особенности. 

Божьим промыслом тайна духовной поэзии, законсервированной в архивах и скрываемой от народа почти столетие, сейчас открыта. И это прекрасная тайна. Слыша духовные стихи, мы с удивлением угадываем себя в светлом зеркале ныне почти исчезнувшей экологически чистой и совершенной крестьянской духовной культуры. Грустно понимать, что мы всё более удаляемся от неё.

Хочется поделиться огромной радостью, что книга «Духовные стихи Русского Севера» появилась, т.е. состоялась пред Богом. И попечалится о том, что столь мизерен её тираж. 

Людмила Фоминична Московская, доктор физико-математических наук, член Союза писателей России, лауреат Всероссийской православной литературной премии имени св. кн. Александра Невского за 2015 год
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Фоминична Московская
Сосны
Стихи
01.09.2022
Венок Любви
Размышления о книге «Сура Благословенная»
18.12.2021
Найти человека
2.Размышления о творчестве Николая Михайловича Коняева (25.08.1949 - 16.09.2018)
15.09.2021
Найти человека
1.Размышления о творчестве Николая Михайловича Коняева (25.08.1949 - 16.09.2018)
14.09.2021
Духоносный пастырь
Памяти протоиерея Николая Алексеевича Беляева († 12.01.2021)
20.01.2021
Все статьи Людмила Фоминична Московская
Александр Сергеевич Пушкин
Незнакомая знакомая русская литература 15.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
21.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 14.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
20.12.2024
Событие культуры на берегах Невы
В Санкт-Петербурге в библиотеке Академии наук состоялось дарение уникальных книг, изданных Благотворительным фондом «Возрождение Тобольска»
19.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 13.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
18.12.2024
«В диалоге о вечных вопросах»
В Москве фонд «Возрождение Тобольска» преподнёс в дар культурным центрам столицы книжные шедевры – издания сочинений А.С. Пушкина
17.12.2024
Все статьи темы
ДелоРус
К 300-летию перенесения мощей св.блг.кн. Александра Невского в Санкт-Петербург
На Неве состоится реконструкция церемонии встречи мощей Александра Невского с участием кораблей петровского времени
03.09.2024
«Для нас важна победа не только над врагом, но и над собой»
В Санкт-Петербурге прошёл традиционный XIV Всероссийский молодежный военно-исторический форум «Александровский стяг»
05.07.2024
«Слава русскому оружию!»
В деревне Самушкино состоялся военно-патриотический фестиваль
18.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Сергей из НН
27.12.2024 07:53
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Сергей из НН
27.12.2024 06:15
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Vladislav
26.12.2024 23:10
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02