В Москве открывается филиал фонда Ельцин-центра, который разместится в усадьбе Долгоруковых-Бобринских на Малой Никитской улице — памятнике федерального значения, пишет Regions.ru. Эта усадьба - один из немногих сохранившихся в Москве архитектурных ансамблей XVIII-XIX веков. Сейчас открытый для посетителей Ельцин-центр находится в Екатеринбурге. По сведениям «Коммерсанта», Управление делами президента (УПД) до конца 2017 года проведет реконструкцию усадьбы – стоимость проекта 1,33 млрд рублей.
Первый в России президентский центр, посвященный эпохе Бориса Ельцина, открылся 25 ноября 2015 года в Екатеринбурге. В соответствии с законом «О центрах исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий» такие центры создаются для изучения и публичного представления исторического наследия российских президентов. Таким образом, в будущем в России построят «Центр Медведева» и «Центр Путина».
Создание центров памяти политических деятелей, которые вызывают вопросы у современников, - таких как Ельцин, например, - не объединяют общество, а разделяют его. Так, создание Ельцин-центра в Екатеринбурге вызвало негативную реакцию среди населения. По мнению экспертов, «появление Центра Ельцина в период, когда значительная часть населения отторгает все, что было сделано Борисом Николаевичем, многим показалось весьма странным, а тем более - что Центр строился за счет государственного финансирования».
Сегодня же, когда страна находится в сложной экономической ситуации, когда государство вынуждено идти на сокращение социальных обязательств, открытие филиала в Москве и выделение на это значительных средств вызовет еще большую негативную реакцию и непонимание в обществе.
«Как вы относитесь к решению открыть филиал в Москве? Следует ли так много средств и внимания уделять увековечиванию памяти первого президента, заслужил ли он это?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Владыка Евгений (Кульберг), епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии, признался: «Я к этому проекту отношусь с недоумением, удивлением, а как гражданин, пожалуй, и с раздражением, поскольку историческая память, которую оставил Борис Николаевич, вызывает много вопросов. Его в народе вспоминают с горечью и печалью, и увековечивать эту горечь и печаль, затрачивая такие средства, мне разумным не кажется».
«Сегодня нам необходимы проекты, объединяющие народ, консолидирующие. "Ельцин-центры" в Екатеринбурге и в Москве народ не объединяют и не примиряют меня ни с Борисом Николаевичем, ни с результатами его правления. Возможно, имя Ельцина очень дорого его соратникам, друзьям, членам семьи, или тем, кто в период правления этого человека заработал свои капиталы. Но мне кажется, что им и не нужно объединяться, в их жизни и так все хорошо. Ну а я считаю этот проект бессмысленным и неполезным», - заявил епископ.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что «большинство у нас поддерживает действующего Президента, а это, по всей видимости, как раз тот человек, который принимает решение о строительстве этих центров. Единственное, что мы можем для себя отметить - наш Президент верен своему слову, что хорошо. Он верен своим обязательствам, и это большой плюс, пускай даже и это слово, и эти обязательства были отнесены к людям, которые сейчас в наших глазах не выглядят достойными для получения преимуществ и "жирного куска". Но и в этом тоже есть что-то хорошее: родственники, дети, внуки Бориса Николаевича Ельцина благодаря Ельцин-центрам будут надолго обеспечены, накормлены, сыты, довольны, и станут благодарить Бога за то, что жили в стране, руководство которой Господь поручил этому человеку в период ее стремительного разрушения».
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает, что «к Ельцину в обществе сохраняется неоднозначное отношение, поскольку в период его руководства страна разрушилась. Но самое главное, что Ельцин-центр в Екатеринбурге – это образец русофобской пропаганды, где вся история России представлена в черных красках, поэтому копировать такие вещи, на мой взгляд, смысла не имеет».
«И вообще надо выждать солидное время, несколько десятилетий, чтобы вызрели оценки того, что означает эта эпоха, что положительного и отрицательного было, каким образом в то время жил народ и государство, каковы были пропагандируемые верховной властью ценностные ориентиры. Сиюминутные оценки очень часто бывают ошибочными», - полагает он.
«А тратить на открытие филиала такую большую сумму, когда непростая международная обстановка и проблемная ситуация в стране, как-то странно. Лучше отдать эти средства в министерство образования, - предложил пастырь, - это было бы гораздо полезнее, чем создавать подобные учреждения с непонятным и даже сомнительным содержанием».
Иерей Святослав Шевченко, настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске, согласен, что Борис Николаевич неоднозначная личность. «На время его правления пришлась моя юность, пора взросления, - вспоминает пастырь. - И мне она запомнилась путчем, дефолтом, девальвацией рубля. Оборонно-промышленный комплекс в то время распродавался чуть ли не с молотка. А читаешь воспоминания работавших с Борисом Николаевичем людей, и понимаешь, что они относились к нему тепло».
«Мне времена его правления чем-то напоминают сегодняшнее государственное управление на
Украине. Под гнетом проблем президент и той, и другой стран начали прикладываться к рюмке, а их государства стали посмешищем на международной арене. Над российским президентом открыто посмеивались – на видео тех лет американский президент с усмешкой панибратски похлопывает его по плечу. Это, а еще экономические перемены к худшему, оставляет тяжелое впечатление, - пояснил он.
«У меня нет обиды или личной ненависти к Борису Николаевичу Ельцину, хотя в период его правления у нас дома порой не было даже хлеба, - признался отец Святослав. - Зарплаты тогда повсеместно задерживали или выдавали какими-нибудь кроссовками. Я не вижу смысла "вбухивать" огромные государственные средства в строительство таких центров. Кого и чему там будут учить, непонятно. Это какой-то искусственно навязанный проект, который, я уверен, не поддерживает большинство населения. И ладно бы возводились они на частные инвестиции – тратятся огромные средства из государственного бюджета».
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, сказал: «Борис Николаевич Ельцин – очень интересная в историческом плане фигура, которая не может трактоваться однозначно. Что-то в период правления этого президента делалось правильно, что-то нет. Но в чем я совсем не сомневаюсь: создание таких громадных центров за бюджетные средства - неудачная затея. Я не понимаю, для чего это нужно, когда у нас не хватает денег на школы и детские сады».
«Я не против увековечивания памяти того или иного президента – у них сложная, напряженная работа, и память о них должна сохраняться. Они – представители государства, гаранты Конституции. Но выглядит это как пир во время чумы, - считает он. - Поэтому когда называют огромную сумму, которая ушла на строительство "Ельцин-центра" в Екатеринбурге, у многих это вызывает как минимум недоумение. А когда дело касается строительства какого-нибудь детского сада (например, у нас в поселке), денег нет. Зарплата у учителей, медицинских работников тоже не растет».
«Мне кажется, память действительно необходимо увековечивать - но не за такие деньги. Кроме того, вызывает опасение судьба этого исторического особняка в Москве – если там будут вестись работы с привычным у нас размахом, от него, боюсь, ничего не останется», - предостерег отец Вячеслав.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, полагает, что «главный вопрос в том, что из себя этот филиал будет представлять в дальнейшем, как центр идеологии и пропаганды. Потому что само по себе увековечивание памяти первого президента понятно: все же с именем Бориса Николаевича Ельцина связана история постсоветской России, и как бы ее ни оценивали, но это часть нашей жизни, и она заслуживает внимания. Но вот то, что из себя филиал будет представлять – это уже вопрос не истории, а разговор о том, кого мы хотим воспитывать, какие ценности пропагандировать».
«И в нынешних условиях будет не очень правильно пускать на такой центр большое количество денег, устраивать филиал в центре Москвы в престижном месте, потому что это уже сейчас вызывает отрицательную общественную реакцию - и вполне обоснованно. Мне кажется, филиал мог бы существовать не только за счет бюджета, но и частного сектора, и в меньших масштабах, как музейный мемориал, а не центр исследования и пропаганды. Многие современные престижные музеи ютятся в худших условиях», - посетовал отец Андрей.