Заявления главы УГКЦ сеют недоверие между православными и католиками

Митрополит Волоколамский Иларион о главных итогах сессии Смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу

0
566
Время на чтение 6 минут
На днях в итальянском городе Кьети состоялась XIV пленарная сессия Смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу. Об итогах встречи в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. 

«Главным итогом работы XIV пленарной сессии Смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу стало принятие совместного документа, посвященного теме соборности и первенства в Церкви первого тысячелетия, - заявил митрополит Иларион. - Этому результату предшествовал девятилетний период напряженных трудов. После заседания комиссии в Равенне в 2006 году был подготовлен проект документа по данной теме, который, однако, вызвал серьезные возражения с нашей стороны. Как глава делегации Русской Православной Церкви я не мог согласиться с содержанием этого документа, представлявшего скорее частные богословские мнения, чем учение, соответствующее церковной традиции. Поначалу мне пришлось быть главным оппонентом этого документа, но постепенно ко мне присоединялось все большее число участников диалога, и в конце концов на XIII пленарной сессии Смешанной комиссии, которая проходила в сентябре 2014 года в Аммане (Иордания), тот проект был отвергнут, и члены комиссии решили подготовить новый документ».

«Редакционный комитет комиссии подготовил новый проект документа, одобренный, в соответствии с установленной процедурой, координационным комитетом той же комиссии, - отметил он. - Этот новый проект и был представлен участникам XIV пленарной сессии Смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу, заседавшей в Кьети с 16 по 21 сентября».

«Надо сказать, что дискуссии внутри комиссии были не всегда простыми, что и понятно: за последнее тысячелетие, прошедшее со времени разделения между Церквами Запада и Востока, у православных и католиков сформировалась различная интерпретация одних и тех же фактов, имевших место в первом тысячелетии, - пояснил владыка. - Иногда и между самими православными не было единого мнения по тем или иным вопросам. В завершение прошедшей пленарной сессии делегация Грузинской Православной Церкви, например, заявила о несогласии с некоторыми положениями документа. Это заявление вошло в текст коммюнике».

«Необходимо признать, что принятие документа абсолютным большинством православных и католических членов комиссии после долгого и сложного периода напряженной работы стало определенным успехом, - уверен он. - И православные, и католики согласились в том, что история Церкви первого тысячелетия имеет определяющий характер, и для достижения согласия по вопросам экклезиологии необходимо ориентироваться на церковное устройство первого тысячелетия. Такой подход полностью соответствует учению Православной Церкви, которая в диалоге с Римско-католической церковью всегда обращалась к авторитету Вселенских Соборов и святых отцов первого тысячелетия». 

«Документ посвящен теме взаимодействия принципов соборности и примата в Церкви первого тысячелетия, когда Запад и Восток еще были едины, - рассказал митрополит Иларион. - Соборность признается в преамбуле к документу "фундаментальным качеством Церкви", выражающим себя в практике епископских соборов и, в более широком плане, в активном участии всех верующих в жизни и миссии Церкви. С другой стороны, на разных уровнях соборного устройства Церкви один епископ наделяется полномочиями первенствующего, и в этом состоит принцип примата. Документ признает эти две реальности "взаимосвязанными, взаимодополняющими и нерасторжимыми"».

«В основном тексте документа эти "взаимодополняемость и нерасторжимость" соборности и примата прослеживаются на трех уровнях церковного бытия: местной Церкви (епархии), объединения местных Церквей в составе митрополии или Патриархата и вселенском уровне Церкви», - объяснил глава ОВЦС. 

«На уровне местной Церкви, или епархии, духовенство и верующие во главе с епископом объединены друг с другом во Христе, что выражается, прежде всего, в Евхаристии, совершаемой епископом вместе со своей общиной. Здесь епископ и община находятся в нерасторжимой связи: как община не может совершать Евхаристию без епископа, так и епископ не должен служить без общины», - подчеркнул владыка.

«В первые четыре века церковной истории получила развитие система митрополий или Патриархатов, объединявших несколько местных Церквей одного региона, - напомнил он. - Принципы соборности и примата на этом уровне вполне выражены в 34-м Апостольском правиле, согласно которому епископы каждой провинции должны признавать первого (protos) среди них и ничего важного не предпринимать без его согласия, как и первенствующий епископ должен поступать в согласии с другими епископами. На этом правиле основано устройство каждой Поместной Православной Церкви, в которой есть и Синод, и Архиерейский Собор, и первенствующий епископ в сане Патриарха, митрополита или архиепископа».

«Между IV и VII веками во Вселенской Церкви сформировалась так называемая "пентархия - "система пяти Патриархатов в следующем строго определенном порядке (taxis): Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Этот порядок был утвержден Вселенскими Соборами, являвшимися высшим проявлением принципа соборности на вселенском уровне. В системе пентархии первенство чести принадлежало Римской кафедре, однако Римский епископ не мог вмешиваться в дела других патриархатов. Впоследствии на Западе получила развитие теория вселенской юрисдикции Римского епископа, которую на Востоке никогда не признавали. Этот факт также нашел свое отражение в принятом документе, - отметил митрополит. - В заключение документа отмечается, что общее наследие первого тысячелетия должно быть образцом как для православных, так и для католиков в их стремлении преодолеть разногласия и достичь взаимопонимания». 

«На последнем заседании пленарной сессии ее участники как раз и обсуждали вопрос о том, какая тема должна быть избрана для продолжения диалога. От имени Русской Церкви я выступил с предложением посвятить следующую стадию диалога теме соборности и примата в Церквах Востока и Запада во втором тысячелетии с условием, чтобы в рамках этой темы было завершено обсуждение темы унии как феномена, возникшего после раскола 1054 года и до сих пор являющегося камнем преткновения в православно-католических отношениях», - заявил глава ОВЦС.

«Это должно стать продолжением работы, начатой в 1990-е годы принятием документа с осуждением униатизма в Баламанде (Ливан) в 1993 году. За этим документом должен был последовать другой - посвященный каноническим и экклезиологическим последствиям униатизма. Однако работа над этим документом столкнулась с непреодолимыми препятствиями, из-за чего функционирование самой Смешанной комиссии было прервано на шесть лет - с 2000 по 2006 год», - напомнил владыка.

«При возобновлении работы Смешанной комиссии после шестилетнего перерыва было предложено приступить к обсуждению вопроса примата и соборности в Церкви. Русская Православная Церковь согласилась с этим предложением, но при условии, что в контексте темы соборности и примата будет уделено внимание также экклезиологическим и каноническим последствиям унии. Однако в течение десяти лет - с 2006-го по 2016 год - комиссия так и не вернулась к этой теме. Логика нашего диалога требует, чтобы, завершив работу над документом о первенстве и соборности в Церкви первого тысячелетия, мы перешли к рассмотрению вопроса о соборности и примате в Церквах Востока и Запада во втором тысячелетии. Здесь должно быть уделено внимание проблеме униатизма, являющейся одной из центральных для второго тысячелетия и до сих пор, к сожалению, сохраняющей свою актуальность», - сказал митрополит Иларион. 

«Действия греко-католиков на Украине ставят эту проблему снова и снова. Заявления верховного архиепископа УГКЦ Святослава Шевчука с нападками на каноническую Украинскую Православную Церковь и на Московский Патриархат сеют недоверие между православными и католиками, - подчеркнул он. - В феврале текущего года в Гаване состоялась историческая встреча между папой Франциском и Святейшим Патриархом Кириллом, открывшая новую страницу в наших двусторонних отношениях. Однако сразу же после встречи она была подвергнута оскорблениям со стороны руководства Греко-католической церкви». 

«На пленарной сессии следующая тема так и не была определена, и было решено оставить вопрос темы для дальнейшего обсуждения на усмотрение Координационного комитета Смешанной комиссии, заседание которого должно состояться в течение 2017 года. Однако мы настаивали и будем настаивать на необходимости обсуждения темы канонических и экклезиологических последствий униатизма. Мы не готовы обсуждать другие темы, пока продолжается агрессивная антиправославная кампания, развязанная руководством украинских греко-католиков», – заключил глава ОВЦС.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Беспорядки в Абхазии. Хронология событий
Новый комментарий от Наблюдатель
18.11.2024 15:30
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
18.11.2024 13:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
18.11.2024 13:35
Зачем?
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:35
Зачем это Трампу?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 13:17
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:04
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
18.11.2024 12:34